2. Читаем вместе творения Св. Иоанна Златоуста
БЕСЕДА 2.
КНИГА РОДСТВА ИИСУСА ХРИСТА, СЫНА ДАВИДОВА. СЫНА АВРААМОВА
( Мф.1:1)
В начале 2-ой беседы, Святитель Иоанн Златоуст ещё раз предупреждает нас о том, что читать Евангелие, ведущее в Град Небесный, нужно в глубоком молчании и благоговейной тишине... Святитель подчёркивает, что даже иудеи перед получением Ветхого Завета во мраке и буре должны были омыть одежды свои и не прикасаться 3 дня к жёнам.
Мы же, восходя на Небо, должны показать высшее любомудрие - " ... не одежду измыть должны мы, а очистить одеяние души и освободиться от всякой житейской примеси."
Святитель так вдохновенно и ярко описывает нам Град Небесный, как будто сам недавно вернулся оттуда. Так подробно и убедительно, что у нас не возникает ни малейшего сомнения в достоверности его описания.
Он пишет: "... Вы увидите Самого Царя, сидящего на Престоле неизреченной
Своей славы, предстоящих ему Ангелов и Архангелов, сонмы святых с бесчисленными тьмами Воинств Небесных."
Иоанн Златоуст обещает нам, что в Граде Небесном ещё мы увидим, "... где лежит пригвожденная к Кресту смерть, где повешен грех". Мы увидим связанного гнусного демона, его "... разоренные и открытые пещеры, потому что и туда приходил Царь."
В своих речах Святитель ласково обращается к читателю - "Возлюбленный!", что усиливает доверие к нему и трогает сердце. Он обещает рассказать "...как Бог, восстав с небес и царских престолов, нисходил на землю и в самый ад, как Он ополчался на брань, как дьявол боролся с Богом, - не с неприкровенным, впрочем, Богом. А с Богом, скрывающимся под покровом человеческой плоти."
Святитель обещает, что мы увидим, как "...смерть разрушена смертью, как мучительство дьявола ниспровержено."
Итак, ведомые Святителем, мы вступаем в самое преддверие Града Небесного.
Что за предверие? -
Родословие Иисуса Христа, сына Давидова, Сына Авраамова (МФ.1:1).
2. Иоанн Златоуст, заостряя наше внимание на великом значении для нас земного рождения Христа, говорит:"...Подлинно, крайне дивно слышать, что неизреченный, неизьяснимый и непостижимый Бог, равный Отцу, пришел через девическую утробу, благоволил родиться от Давида и Авраама! Что ещё изумительней, - от тех жён, о которых говорилось ранее".
Он объясняет нам:"что Сын безначального Отца благоволил назваться сыном Давидовым, чтобы тебя сделать Сыном Божиим. Благоволил иметь раба своего отцом, чтобы тебе, рабу, сделать Отцом Владыку."
Иоанн Златоуст неоднократно подчеркивает, что Господь уничижил себя до такой степени, чтобы возвысить нас.
"...Тем, что Он родился от жены, уподобился нам; тем же, что родился не от крови, не от хотения мужа или плоти, но от Духа Святого, Он предвозвещает превышающее наше будущее рождение, которое он имел даровать нам от Духа."
Видишь, какой благовестие в начале Евангелия?"
"...Подобно тому, как кто-то встанет между двоими и протянет им руки и соединит их, так точно сделал и Сын Божий, соединив Ветхий Завет с Новым, божеское естество с человеческим."
В своем толковании Святитель Иоанн Златоуст указывает на такие особенности описания евангельских событий, на которые, мы, и не обратили бы даже внимания, читая бегло и вскользь. Это возбуждает интерес к описываемым событиям, углубляет и расширяет наше христианское мировоззрение.
Иисус - Христос, так звали Господа, что значит "Спаситель" и "Помазанник, Мессия".
Но почему Матфей уточняет - Сын Давидов, Сын Авраамов?
И почему сначала указывает родство с Давидом, а потом с Авраамом?
Святитель Иоанн Златоуст разъясняет:
"...Давид был человек у всех на устах, как в силу знаменитости его деяний, так и по времени, потому что умер много позже Авраама. Хотя обетования Бог дал обоим, но об обетовании, данном Аврааму, как о древнем, мало говорили, а обетование, данное Давиду, повторялось всеми. Иудеи сами говорят:"Не сказано ли в Писании, что Христос придёт от семени Давида и из Вифлиема, из того места, откуда был Давид (Ин.7:42)".
3. Святитель Иоанн Златоуст продолжает возбуждать наш интерес к родословию Иисуса Христа, задавая каверзные вопросы, и тут же отвечая на них.
Действительно, Христос родился от одной Жены, а родословия Матери нет, упоминается лишь родословие Иосифа, который не был нисколько причастен к рождению Господа.
Сначала нужно утвердиться в том, что Дева Мария происходила от Давида.
Святитель говорит:"Слушай! Бог повелевает Гавриилу идти к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома и Отечества Давидова(Лк.1:27. Чего же яснее ты хочешь, когда слышишь, что Дева была из дома и Отечества Давидова?"
Иоанн Златоуст рассказывает нам о иудейском законе о браке.
"... У иудеев не позволялось брать жену не только из другого колена, но и из другого рода или племени. Поэтому, приложим ли мы слова:из дома и Отечества Давидова к Деве, сказанное остаётся несомненным; приложим ли к Иосифу, сказанное о нем будет относится и к Деве. Если Иосиф был из дома и Отечества Давидова, то взял жену не из иного рода, а из того же, из которого происходил сам".
Поступить иначе он не мог, потому что в Евангелии сказано, что он был праведен. И мудрствовал даже выше закона, потому что узнав о беременности Девы, не хотел подвергать её наказанию, а решил отпустить тайно.
Родословие Иосифа, а не Марии, было дано только потому, что у иудеев было принято вести родословие по мужской линии, соблюдение этого обычая внушает доверие к дальнейшему повествованию .
4. Святитель Иоанн Златоуст опять настоятельно просит нас изучать Евангелие.
Он убеждает:"Имея заботу о таких занятиях, мы можем угодить Богу, и уста наши, когда мы упражняем их беседами духовными, будут чисты от укоризн, срамословия и ругательств. Мы будем страшны и для демонов, когда вооружим язык свой такими беседами; в большей мере привлечем на себя и благодать Божию. Проницательнее сделается и взор наш".
Если постоянно быть в дыму, всегда текут слезы, а на лугу или в саду на свежем воздухе наши телесные очи становятся здоровее.
"...Тоже бывает и с оком душевным. Если оно питается на лугу духовных учений, то бывает чистым, ясным и проницательным, а, если погружается в дым житейских попечений, то непрестанно будет точить и проливать слезы и в этой, и будущей жизни.
5. Продолжая свою проповедь об очищении души, Святитель Иоанн Златоуст сравнивает "толпу житейских забот и рой пожеланий" с дровами упомянутого дыма.
"... Подобно тому, как обыкновенный огонь, охватывая вещество влажное и промокшее, разводит густой дым, так точно и сильная пламенная страсть, завладевая вялой и слабой душой, производит большой дым. Нужна роса Духа и лёгкое его веяние, чтобы угасить этот огонь, развеять этот дым и окрылить наш разум.
Невозможно, невозможно никак, обремененному таким злом воспарить к Небу."
С сожалением, Иоанн Златоуст укоряет нас, что мы не владеем даже языком своим.
"... Мы только и говорим, что внушает нам дьявол: то насмехаемся, то острословим, то проклинаем и обижаем, то клянёмся и преступаем клятвы...то пустословим и болтаем хуже старух".
Миряне, по мнению Святителя, нуждаются в чтении Писания более, чем монахи.
"...Кто живёт в мире и каждый день получает новые раны, для того особенно нужно врачевство."
6. Проповедь Святителя Иоанна Златоуста о необходимости чтения Евангелия к концу беседы нарастает по своей духовной силе и убедительности.
Он говорит:"Обыкновенное слово и портит душу, и исцеляет ее; слово и возбуждает в ней гнев, и оно же опять укрощает ее; срамное слово разжигает похоть, слово пристойное располагает к целомудрию. Если же слово имеет такую силу, то как же ты, скажи мне, пренебрегаешь Писание?"...
"... Слово, произнесенное от Божественного Писания, сильнее огня умягчает ожесточённые душу и делает её способной на все прекрасное.
Этим средством мы можем управлять и слугами, и детьми, и жёнами, и друзьями; можем врагов делать друзьями."
Итак, Святитель призывает нас "защититься от дьявола оружием Слова Божия и, чтобы не только самим не попасть в его плен, но и ему сокрушить голову, и увенчавшись победными знаками достигнуть будущих благ по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков.
Аминь
Свидетельство о публикации №223111401365