Человеческий материал

 

На седьмое ноября знакомые прислали фотографии. Они, несгибаемые коммунисты сходили к Мавзолею поклониться в этот день своим святым. Ну и нащелкали с десяток фотографий. О почитании народом Ленина и Сталина. Почитание судя по фотографиям получилось хиленькое. Причем, среди собравшихся мало людей, так сказать, детородного возраста. Либо достаточно пожилые. Люди, в которых коммунистические лозунги очень крепко въелись. «Гвозди бы делать из этих людей, не было б в мире крепче гвоздей» Либо «гвозди» привели гвоздиков, внуков, которых привлекает атрибутика.

Завершала альбом с фотографиями известная ленинская фраза, что учение Маркса всесильно, потому что оно верно. Вот эту фразу о верности марксизма и рассмотрим ниже. Это слова из знаменитой работы Ленина «Три источника и три составных части марксизма» 

  Сразу скажу, приступив к Марксу в молодости я был ошарашен. Я конечно, слышал, что это великий труд, но… Ощущение было прямо по Маяковскому. «Мы открывали Маркса каждый том, как в доме собственном мы открываем ставни.» Объем и глубина, тщательность, последовательная доказательность этого труда поразили. Я признаться, «Капитал» так и не дочитал. Но и того, что прочитал, хватило, чтобы не сомневаться: титаническая работа, труд гения. И во времена Маркса его работа заслуженно стала великим словом в политэкономии.

Но у Маркса уже тогда были критики. С различных сторон. И Ленин с первых строк своей работы обрушивается на критиков.  Ленин пишет:
«Беспристрастной» социальной науки не может быть в обществе, построенном на классовой борьбе.»
 
Исходя из чего Ленин делает такой вывод? Из личного убеждения?  А разве он не пристрастен? Получилось, как раз наоборот. За сто с лишним лет с написания статьи (в 1913 году) мир капитализма осветила своими яркими и талантливыми работами масса представителей социальной   и экономической науки, целых научных школ. А в том мире социализма, который построил Ленин, никакой социальной науки кроме «Краткого курса истории ВКП(б)» и газет «Правда», «Комсомольская правда» «Пионерская правда» и им подобных не появилось.
 
Ленин пишет.
«Учение Маркса всесильно, потому что оно верно. Оно полно и стройно, давая людям цельное миросозерцание, непримиримое ни с каким суеверием, ни с какой реакцией, ни с какой защитой буржуазного гнёта. Оно есть законный преемник лучшего, что создало человечество в XIX веке в лице немецкой философии, английской политической экономии, французского социализма.

На этих трех источниках и вместе с тем составных частях марксизма мы вкратце и остановимся.»
 
И мы остановимся вместе с Лениным.  Ленин описывает достаточно азартно, но ярко и, на мой взгляд, убедительно достоинства работ Маркса (я имею в виду  «Капитал»). И пока Ленин бегло описывает, как в труде Маркса развиваются выводы английской политической экономии, пользуясь диалектическим материализмом, как продуктом развития немецкой философии, все верно и логично. Одно но. Политэкономия - это критика и анализ того, что было и есть. Маркс это сделал глубоко, глубже своих современников. Но как иногда говорят, критиковать всякий может. Легко осуждать то, что плохо. А как сделать, чтобы в будущем было лучше?

И тут мы переходим к третьей главе ленинской работы. О том, как прекрасно будет. О французском утопическом социализме. Ленин пишет:

«…первоначальный социализм был утопическим социализмом. Он критиковал капиталистическое общество, осуждал, проклинал его, мечтал об уничтожении его, фантазировал о лучшем строе, убеждал богатых в безнравственности эксплуатации.

Гениальность Маркса состоит в том, что он сумел раньше всех сделать отсюда и провести последовательно тот вывод, которому учит всемирная история. Этот вывод есть учение о классовой борьбе.

Чтобы сломить сопротивление этих (эксплуататорских) классов, есть только одно средство: найти в самом окружающем нас обществе, просветить и организовать для борьбы такие силы, которые могут — и по своему общественному положению должны — составить силу, способную смести старое и создать новое.»
 
  Вы видите связь Маркса с французскими социалистическими учениями? Как он из книг утопистов сделал вывод о классовой борьбе??? Ленин видел.  Но я, увы, не вижу. Французские социалисты по словам того же Ленина «фантазировали о лучшем строе» то есть они писали, как будут прекрасно в будущем жить люди.  Что же пишет Ленин в главе, посвященной французскому утопическому социализму, как части марксизма? Что Маркс открыл понятие борьбы классов и доказал, что пролетариат будет могильщиком буржуазии.   Но где у Маркса, что следующая формация будет такой прекрасной, о какой писали утописты? Он об этом не писал. Он скорее полагал, что пролетариату удастся усовершенствовать общество.  Но как общество будет устроено, Маркс не знал. Разве что  знаменитое экспроприаторов экспроприируют. Но экспроприация не вписывается в общество всемирной гармонии.
 
Действительно ли социальная революция несет улучшения людям? что на практике? Французский Конвент был государственным аппаратом буржуазии. И хоть великая Французская революция подтверждала тезис Маркса о революционной смене формаций, и о том, что революция – локомотив прогресса, Конвент прославился казнями. Автор «Капитала» застал и Парижскую коммуну. Но и там без насилия не обошлось.

  Итак, утописты вольны были фантазировать о рае на земле, но реальность оказывалась грубее. Никто из экономистов и политиков, даже гениальный Маркс не знал, как заживет общество. И Ленин, строитель-практик нового общества, не знал, что получится на деле. Этим вопросом он озадачился уже после революции. В своей книге «Очередные задачи советской власти» он приступает к рассуждениям о социальной справедливости. И выходит из его рассуждений, что социальная справедливость вещь скользкая. Что народ и увидел на практике.

Это у утопистов на бумаге все выходило красиво. А у Ленина вышло не очень красиво.   Утописты взяли как решенный факт, что человек в таком обществе будет просто ангелом. То есть, люди, отрекутся от старого мира, отряхнут его прах со своих ног. Станут зайчиками, напишут кодекс строителя коммунизма. Но как они отряхнут с ног данные природой черты? Такие эмоции, как подозрительность, настороженное отношение к чужому, ксенофобию, ревность, как спутницу полового влечения, желание накопить впрок, то есть желание излишнего богатства, в конце концов ненависть к врагу, меркантильный расчет побеждающий сострадание, гордыню, желание выставить себя в лучшем свете и т.д. Такими качествами природа не напрасно одарила людей. Они помогали людям выжить. И пока превратить это в прах и отряхнуть ни одному обществу не удавалось.  Судя по книгам писателей - реалистов, не получалось это в самых строгих пуританских общинах. И у Ленина человеческий материал был не ангельским. И Сталин жаловался на человеческий материал. Последующие вожди эпохи социализма славили народ строитель коммунизма. а народ сочинял стишок: «Тащи с завода каждый гвоздь, ты здесь хозяин, а не гость» 
Короче, учение Маркса всесильно, потому что верно. Просто с человеческим материалом не повезло.
 
Да с ним еще два-три романа,
В которых отразился век
И современный человек
Изображен довольно верно
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом.

Книги же писателей утопистов сродни фантастике, даже религиозной фантастике. И на каком основании Ленин привязывает писания утопистов к учению Маркса, не понятно. А если отряхнуться от утопии, которую Ленин по одному ему известной причине привязал к марксизму, марксизм превратится в экономическое учение о том, что общество, как всякая живая система развивается. И что причиной развития общества является имущественное и правовое неравенство классов и как результат классовая борьба.  Но в нем не будет историй, как заживут люди после победы социалистической революции.

  Но если Ленин своевольно пристегнул к марксизму утопизм, он записал в источники научной теории утопию, мечту, фантазию, ненаучную веру. Тогда какая же это научная теория?  Как можно тогда утверждать, что учение Маркса верно?
 
  А пристегнуть утопию к марксизму Ленину было нужно.  светлое будущее, всеобщее равенство и свобода должны сиять впереди. Иначе как поднять на борьбу массы?  Были конечно, лозунги Великой французской революции: свобода, равенство, братство. А в результате получили капитализм. И для социалистической революции нужны цели. Совершим революцию и заживем как в раю!!

Как зажили мы знаем. Знаем из книг, из учебников истории. Да и многие заставшие уже развитой социализм, на себе прочувствовали.  И развалился оплот социализма. Вот вам и всесильно потому что верно. 

А что до тех, кто собирается седьмого ноября у Мавзолея и памятника Сталину, боюсь, они Маркса и Ленина не читали. Как о таких писал Андрей Орлов (Орлуша), «у него вместо мозга –густой холодец, … изо рта краснозвездных идей перегар». Пока никак не построим светлое будущее.  Просто с человеческим материалом не повезло.   


Рецензии
Неплохо опираться не только на собственные знания, но и научную литературу, которая имеется, по возможности, на современную. Я произвёл раскопки в интернете и нашёл полезную в этом плане статью. Вот она http://disk.yandex.ru/i/ux-dLekeVH79ig
Начал читать. В ней, в частности, говорится следующее -
//. Уместно привести суждения Лессинга,
который рассматривал сущность исторического познания как миф, придание смысла бессмысленному
[1, с. 401]. Конечно, такое восприятие весьма дискуссионно, но нельзя не согласиться, что историческая интерпретация – живая мысль, на которую накладывает отпечаток современная парадигма мышления. Здесь всегда присутствует мифотворчество эпохи. Сам Лессинг посвятил научно-общественную деятельность борьбе с деструктивной идеологией нацистского Третьего рейха, спекулятивной мифологизации истории и культуры в этом государстве [9]. А
деструктивное мифотворчество нацистской культуры вряд ли вызывает сомнения [10–12].//

Это я к тому, что дискутируя по теме Вашей публикации, мы и занимаемся ничем иным как этим самым мифотворчеством. Увы, но это так.
Если захотите, то почитайте эту статью. Она научного плана и совершенно непредвзята.

Дмитрий Маштаков   23.11.2023 09:16     Заявить о нарушении
дмитрий. я писал несколько не о том. без мифотворчества человек не живет. ведь человеку свойственна образность мышления. и даже научная гипотеза - это несколько упрощенный оттиск природы. как планетарная модель атома так и солнечной системы, как эвклидова геометрия с понятием точки, прямой и плоскости. так что все, то что мы видим в материи есть слепок идеи. но вот вопрос, достижима ли идея. Ленин написал, что у Маркса источником и составной частью был утопический социализм. это и есть ни что иное, как фантазия. эти романы пишут об идеальных людях очередной сон веры Павловны. но как можно утвержать, что научная теория - марксизм,- берет за основу утопию. тогда это уже не НАУЧНАЯ теория. Но Ленин не задумываясь приписывает марксизму основу на утопии. я не большой знаток Маркса, но нигде не видел у него в трудах того, как люди построят это самое светлое будущее, и как он будет выглядеть. все его труды - это критика современного ему буржуазного общества и утверждение, что поскольку общество развивается, неизбежно его совершенствование, и возможным шагом будет социалистическая революция. как будет после революции, об этом Маркс не писал. я не видел такого. Ленин по собственному разумению приписал
теории Маркса утопический социализм, никак это не обосновав. и мне кажется , сделал Марксу медвежью услугу. И уж Ленин никак не имел оснований потом утверждать, что учение Маркса верно. если оно зиждется на утопии. У Ленина тут непорядок с логикой.

Леонид Колос   23.11.2023 15:25   Заявить о нарушении
Учение Маркса зиждется не на утопии, а на исторических фактах. первоначальные источники марксизма лишь только навели на мысль о том, в каком плане исторические факты можно систематизировать и какую структуру можно построить, создавая модель экономического развития общества.
Человек вообще мыслит на структурах - http://proza.ru/2022/06/25/912
От того, насколько структура правильно описывает наблюдаемый процесс или явление, от того, насколько она продуктивна в плане предсказания новых явлений, люди и выносят суждение о том, вера или не верна та или иная теория.
Теорию Маркса использовали не только большевики, а затем и коммунисты. Её успешно используют и капиталисты, в том числе и практически. Это общеизвестный факт. И это свидетельство того, что она верна.
Однако, как и всякая теория, ученик Маркса ограничено. Оно не учитывает, или мало учитывает, в частности, влияние оценочных суждений, которые по мере развития информационных технологий, становятся превалирующими - главное, не объяснить что является правильным, а главное - объяснить так, чтобы твоим объяснениям поверили.
Вот и водят политики за нос свой доверчивый электорат.
Чем электорат тупее и глупее, тем легче им манипулировать.
Вы посмотрите на США - избирательная компания там ведётся на уровне комиксов. И этот цирк считается американской традицией. Или послушайте интервью американских политиков - одни общие слова, никакой конкретики, толи и политики такие тупые, толи всё общество тупо.
Интервью Путина отличается от этого стиля, как небо и ... даже слово "земля" не годится для подобной тупости.
"Они - хорошие парни". Или, "они - плохие парни, с ними нельзя иметь дело". "Авторитарная власть". Интеллектуальное убожество, вот как это называется.
.
Разве не так? Именно так дело и обстоит. К сожалению.
Есть, правда, и говорливые профурсетки-блогеры, вот они стараются на все лады. Они на своём вранье известность получают.
Да уж. Интернет, это большая помойка, чтобы найти жемчужину там, надо очень постараться.

Дмитрий Маштаков   23.11.2023 18:16   Заявить о нарушении
В естественных науках роль оценочных суждений невелика. Никому не приходит в голову рекламировать квантовую механику, как лучший способ решения насущных задач.
.
А в обществе подобная реклама используется на каждом шагу - "Правильным путём идёте, товарищи". И действительно, до поры и времени шли правильно. Вот только спотыкаться стали часто. И надо бы путь починить, но нет - стары шпалы таскать. Посмотрели на соседей - вроде бы шустро бегут, давайте, и мы побежим в ту же сторону. Добегались, теоретики хреновы ))
.
Потому постоянно и спорят об учении Маркса, о социализме и о разных таких вещах.

Дмитрий Маштаков   23.11.2023 18:37   Заявить о нарушении
//все, то что мы видим в материи есть слепок идеи// - это идеализм.
.
Материалист считает, что модель (идея) является упрощённым слепком материи. А не наоборот.
Какова материя на самом деле, мы не полностью знаем. Однако, мы можем предположить, на что она похожа. Например, мы можем представить движение небесных тел, как движение стальных шариков на поверхности продавливаемой ими резиновой мембране. Движение небесных тел, это природное явление, а движение шариков, представляет собой идею, с помощью которой явление тяготения можно объяснить.

Дмитрий Маштаков   23.11.2023 19:49   Заявить о нарушении
Существуют способы, позволяющие расширить область применения теории для практических целей. Пример - метод возмущений в квантовой механике. Ценовое регулирование в стихийной рыночной экономике. Другие формы собственности в социалистической модели производства.
Материя всегда шире модели, и это нормально.

Дмитрий Маштаков   23.11.2023 20:16   Заявить о нарушении
Дмитрий, Вы написали столько, что мне трудно отвечать. утону в материале. но все же. попробую. первое, что меня удивило, это ваше мнение, - как я понимаю, оценочное о качестве американских политиков. вы знаете английский так, чтобы слышать в оригинале их предвыборные речи? их праймериз - это полемика с противником. словесная дуэль. и на этой дуэли у человека нет спичрайтеров, суфлеров. видно его понимание ситуации и его подход к внутренней политике( это в основном) и внешней. он там как на ладони. если Вы этого не видели, как вВы судите? я думаю, так как Вам преподносят российские СМИ. если я скажу, что это ложь , Вы не поверите. но подумайте сами, вы помните, когда у Путина была предвыборная полемика, как словесная дуэль с противником? НИКОГДА. на таком соревновании он провалится. Диктатору это и не нужно. ему главное, убедить подданных, что он царь и бог.

Леонид Колос   24.11.2023 07:20   Заявить о нарушении
Наши словесные дуэли тоже нехороши. Они слишком коротки и часто рассчитаны на дешёвый эффект. Я предпочёл бы смотреть не шоу, а интервью. Такое тоже бывает, но редко.

Дмитрий Маштаков   24.11.2023 07:37   Заявить о нарушении
Относительно "диктатора". Я только что прослушал записи лекции преподавателя МГУ Стрелкова по истории античной Греции. В последних двух
http://disk.yandex.ru/d/Qw045Asju4OQ0Q http://disk.yandex.ru/d/vHdS2kJV1ZMqZA
речь шла о личности Александра Македонского. Очень поучительный пример - его империя, рассчитанная на века (планировалась ассимиляция народов и проч.), распалась после его смерти мгновенно. Распри стали тому причиной.

Дмитрий Маштаков   24.11.2023 07:54   Заявить о нарушении
что же касается теории Маркса. я же писал свое оценочное суждение. и еще раз повторю, что считаю его теорию во многом очень хорошим механизмом анализа развития общества. но найдите у Маркса где-нибудь строки о том, как люди заживут после социалистической революции. как заработают при социализме правительство и общественные организации как будет устроена семья. и т.д. короче то, что мы зовем сном Веры Павловны. я у Маркса такого не видел. в "Капитале". и хотя Ленин куда лучший знаток и Маркса и других философов, в той книге про три источника он никак не доказал, что Маркс каким-то образом опирался на утопический социализм. просто заявил без всяких доказательств. вы прочитайте эту работу еще раз. она очень короткая. и увидите, что никаких доказательств Ленин не приводит. просто ему так кажется. оценочное мнение. почему он так считал, не знаю. что же касается Маркса. его работа, действительно имеет много ценного и верного. особенно в исторической анализе развития общества и разборе как функционирует капиталистическое предприятие. и с этим никто не спорит. и его метод до сих пор используется. но техническими методами алхимиков до сих пор пользуется химия, хотя это не значит, что химики идут их путем. и история уже показала просчеты. особенно просчеты тех, кто творчески развивал теорию Маркса. в первую очередь Ленина. и по-моему, главным образом ошибка Ленина в оценке человеческого материала. Ленин много пишет, как будут бороться с эксплуататорами. и взяв власть, борется с эксплуататорами. но когда он до революции пишет о строительстве нового общества, по Ленину получается, что все разом поддержали новый режим. но на деле он столкнулся с обратным. и строит новое общество расстрелами, практически грабежами и тотальной диктатурой. такого у Маркса нет. это уже творчество Ленина. но нужно строить новые государственные структуры, систему взаимодействия с народам. и читаем его книги уже социалистического периода и видим, что Ленин до революции об этом вовсе не задумывался. подобно утописту. в очередных задачах советской власти, он начинает рассуждать, как платить рабочим, какие есть разные методы оплаты труда. до этого не думал. и была выбрана самая жесткая модель, концентрация всех богатств в одном центре и затем справедливое распределение. а какое справедливое? и на это коммунистическая теория тонет. потому что 1. нет такого, чтобы все были этим довольны 2. такая система убивает инициативу. Ленин думал, что человек будет вдохновлен самой идеей нового общества, и поэтому будет работать на общество. практика показала, что ничего подобного. человек активно работает НА СЕБЯ, а не на общество. столетняя практика показала, что теория Маркса имеет много существенных недостатков. и поэтому социалистический строй, какой мы имели в СССР рухнул как не эффективный. строй при котором невозможно обеспечить население. в то же время капитализм показал способность к мимикрированию, развитию. и мы сейчас внутри капиталистических государств видим много от социализма: в виде льготного налогообложения, различной помощи социально незащищенным, профсоюзов, множества негосударственных структур помощи и т.д. я пожил в нескольких странах. капиталистических они по сути более социалистические, чем Россия. например, работал во Франции. так там без профсоюза работника завода нельзя никак принудить работать сверхурочно. в США где жесткая капиталистическая система никак невозможно умереть с голоду. полно общественных организации. а те, кто живут в картонных ящиках, в основном - отбросы и сами себя зачислили в отбросы. сейчас живу в Израиле. это определённо более социалистическая страна, чем Россия. Столько тут всякой помощи незащищенным слоям общества. я например, сижу, на самом минимальном пособии по бедности, какое тут может быть. я не подхожу под тех, кому положены дополнительные надбавки. я по их понятиям не еврей, не эфиоп, не эритреец. Но даже имея самый минимум я могу снять квартиру не хуже чем была моя трехкомнатная брежневка, и питаюсь не ограничивая себя. а ведь тут самый настоящий капитализм. так что жизнь показала, что Маркс и Ленин во многом ошибались. это не уменьшает их величия.

Леонид Колос   24.11.2023 07:58   Заявить о нарушении
И все же я на стороне гнилой демократии, по той причине, что при ней в общем жить лучше всем, уроме изцверов..

Леонид Колос   24.11.2023 14:13   Заявить о нарушении
Так. Значит 80% россиян, поддерживающих Путина, считаются изуверами?
Интересное заявление. Хотя, если это слово толковать буквально, то это правда - у них вера другая. Они верят в человеческий разум и не хотят, чтобы им указывали, как должно жить в своей собственной стране. Не хотят видеть американских и натовских баз по своему периметру, выступают против героизации нацизма, считают, что межнациональные конфликты нужно урегулировать мирным путём.
Действительно, странные люди. весь мир воюет за демократию, а они изуверы какие-то.

Дмитрий Маштаков   24.11.2023 15:08   Заявить о нарушении
Что касается эффективной модели социального общества в СССР-России , я думаю, что к ней можно постепенно подходить двумя путями - как со стороны социализма, так и со стороны капитализма. Первое можно было сделать до 90-х годов, второе делается сейчас.
А вот прыгать из социализма в капитализм и обратно - нежелательно. 90-е годы это показали. Я думаю, что и в КПРФ это понимают. Потому и все наши партии фактически поддерживают курс Путина. Не надо его демонизировать, он умелый и вполне рациональный политик.

Дмитрий Маштаков   24.11.2023 15:22   Заявить о нарушении
//человек активно работает НА СЕБЯ//
Кто такой этот "СЕБЯ"? Говорить, что это он лично сам, это лукавство.
История учит, что в античной Греции человек работал не только на "себя", но и на полис, в котором он жил. При капитализме человек разве не заботится о благополучии своей семьи? В социальном обществе принято заботиться и о соседях. Таким образом, тезис, что человек во всяком обществе работает исключительно "на себя" любимого, не выдерживает критики. Более того, смею предположить, что человеку свойственно такое чувство, как любовь, а любовь возникает по отношению к тому, о ком человек заботится. А тот, кто работает "на себя" является мизантропом, то есть человеконенавистником.
Вы очень плохого мнения о людях.

Дмитрий Маштаков   24.11.2023 16:38   Заявить о нарушении
В том, что у Ленина не было никаких планов о строительстве нового государства, Вы правы. Концепция несколько раз менялась, в зависимости от сиюминутной ситуации.
Вот мнение историка на эту тему - http://youtu.be/vtzP41Zxups
А специально поискал и нашёл это видео.

Дмитрий Маштаков   25.11.2023 12:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.