Польский ракурс 3. В своих ли палестинах Израиль?

 

  На банкноте портрет основоположника сионистского движения Теодора Герцля.
 
                <>?<>

         ДЕКЛАРАЦИЯ БАЛЬФУРА И НАЧАЛО КОНФЛИКТА В ПАЛЕСТИНЕ


   Автор: Олаф Сволкен

   Текст основан на более ранней публикации автора в  издании Studia Historyczne, том XXXVI, 1993, Z.1 (140) PL ISSN 0025-1429, а также на основе документов, хранящихся в фондах Ягеллонской библиотеки в Кракове и в архивах Лиги Наций в Женеве.

   Mysl Polska, № 45-46 (5-12.11.2023)


   К началу Первой мировой войны вопрос возвращения  евреев в Палестину и сионистское движение уже воспринимались как важный элемент международной политики.

   Однако в широкий обиход  название Палестина начало входить  только по завершении Первой мировой войны, особенно после того,  как в 1923 году на конференции в Сан-Ремо был учрежден британский мандат типа А для этой территории.  Тогда же было положено начало спору об ее названии:  арабская сторона считала Палестину частью Большой Сирии, тогда как сионисты продвигали название Израиль.

   Территория современной  Палестины  исторически вплоть до турецкого  завоевания  считалась частью Сирии. В течение почти 900 лет с перерывом  на  период  существования Иерусалимского королевства там господствовали арабы,  а перед этим римляне.

   Хорошо  задокументированное еврейское правление имело место в течение примерно 80 лет в первом и втором веках до н. э. после восстания Маккавеев против власти  Селевкидов.  За несколько сот лет до пленения вавилонского и персидских завоеваний здесь существовали племенные еврейские государства.

                ГЕРЦЛЬ И СИОНИЗМ

   Идея возвращения современных евреев в Палестину зародилась еще в первой половине XIX века. Однако предложение выкупить  ее у турок, чтобы  подарить евреям, было отвергнуто британским правительством.  Деятельными  приверженцами  данного замысла были, с одной стороны, зачитывавшиеся  Ветхим Заветом англосаксонские политики и прочие его почитатели, а с другой преимущественно восточноевропейские евреи,  так называемые ашкенази, жившие в гетто,  где все сферы жизни подвергались строгому теократическому или тотальному контролю со стороны местных советов старейшин (кагалов).

   Символически моментом основания сионистского движения можно считать публикацию в феврале 1896 года брошюры «Еврейское государство». Ее автором был венский журналист Теодор Герцль, выходец из еврейской семьи. Год спустя в Базеле состоялся первый Сионистский конгресс с участием около двухсот делегатов из семнадцати стран. 

   Все последующие годы Герцль чрезвычайно  активно  вел дипломатическую работу по продвижению своей идеи. Тогда же ему удалось добиться встречи с высокопоставленными  представителями европейских держав, а также с великим визирем Турции, предложив его стране финансовую помощь в обмен на позволение евреям селиться в Палестине.
   
   Однако все эти усилия потерпели крах, единственное реальное предложение Герцль получил в те дни от  британского правительства. Желающим обрести свое государство евреям предоставлялась возможность  переселиться в  Уганду. 

   Герцль полагал, что этот вариант следует принять, но большинство евреев Центральной и Восточной Европы категорически его отвергло. Вскоре после этого, в 1904 году,  сломленный крушением надежд Герцль скончался. Однако сионистское движение уже пустило корни в дипломатических салонах приближавшейся к своему концу  Belle Epoque, прекрасной эпохи Европы.
 
   Одним из лидеров сионистского движения в то время стал еврейский химик и изобретатель Хаим Вейцман, впоследствии первый президент государства Израиль. Еще до Первой мировой войны он встречался с британскими политиками, которым суждено было сыграть ключевую роль в принятии решений о будущем Палестины. Это были Дэвид Ллойд Джордж и, прежде всего,  лорд Артур Джеймс Бальфур. 

   Кроме того,  Вейцману  удалось привлечь к делу еврейских финансистов из Западной Европы. Он же обеспечил поддержку средств массовой информации. Печатным органом, который наиболее активно содействовал возникновению еврейского государства в Палестине, стала многотиражная либерально-прогрессивная газета Manchester Guardian, предшественница сегодняшней Guardian.
 
   Первые еврейские поселенцы начали появляться на территории нынешней Палестины  уже в середине XIX века. К моменту смерти Герцля их насчитывалось там более 20 000 человек. Затем процесс ускорился, и к началу Первой мировой войны в Палестину переселились еще 35 000 евреев, в основном из западных (польских) областей царской России, а также других стран, например, из Йемена. Финансовая поддержка поселенцев осуществлялась фондом Ротшильдов и Еврейским колониальным фондом (банком), основанном  в 1899 году.

   Первая волна имела причины религиозного характера, однако следующие, относившиеся к рубежу  ХIX-XX веков, происходили уже под влиянием современных идеологий. Именно тогда были созданы первые легендарные кибуцы, вдохновленные идеями как сионизма, так и коммунизма, хотя их основатели происходили из ортодоксальных семей и выросли в традиционных общинах, где Талмуд был элементом, формирующим повседневную жизнь и мировоззрение.

   К началу Первой мировой войны в Палестине насчитывалось несколько десятков тысяч переселенцев, из них сорок тысяч все еще имели российские паспорта. В то же время была создана первая вооруженная еврейская организация самообороны.

   С началом Первой мировой войны Вейцман удвоил усилия. Он прозорливо предсказывал, что Османская империя, владевшая  тогда побережьем Аравийского полуострова и нынешней Палестиной, уступит эти территории победившей Антанте.

   Существует предположение, что переход англичан в наступление на Синае и удар по туркам на этом направлении был инспирирован сионистами. Помимо переброски значительных сил на Ближний Восток, британцы воспользовались также антитурецкими настроениями арабского населения для организации диверсионной деятельности против османских угнетателей.
 
   С этой целью туда были посланы агенты, в том числе знаменитый британский офицер Томас Эдвард Лоуренс, более известный как Лоуренс Аравийский, описавший свои приключения в  ставшей бестселлером  книге «Семь столпов мудрости». 

   Кроме того, в 1915 году сэр Генри Мак-Махон, британский верховный комиссар в Египте, переписывался по этому поводу с Хусейном бин Али аль-Хашими, шерифом (хранителем) Мекки и впоследствии основателем династии Хашимитов, которая  по сей день правит в Иордании.
 
   В июле 1915 года Хусейн обратился к Мак-Махону с просьбой признать независимость арабских стран в пределах, обозначенных на севере Аданой и Мерсином вплоть до 37-го градуса северной широты. А на востоке – вдоль границы Персии до Персидского залива, на юге Индийским океаном, кроме Адена, и на западе Красным и Средиземным  морями до Мерсина (современный порт Мерсин на юге Турции.

   В ответ  Мак-Махон написал: «Я уполномочен от имени британского правительства предоставить  следующие гарантии: Великобритания готова признать и поддержать независимость арабов в пределах, предложенных шерифом». 

    При этом ранее, во вступлении, он сделал следующую оговорку: «Однако нельзя согласиться с тем, что районы Мерсина и Александретты, а также часть Сирии, расположенная западнее округов Дамаск, Хоми, Хомс и Алеппо, являются чисто арабскими. Эти регионы должны остаться вне рассматриваемых в настоящее время границ. С упомянутыми изменениями и без ущерба для наших актуальных обязательств перед арабскими лидерами мы принимаем данные границы в той мере, в какой Великобритания располагает свободой действий без нарушения интересов своего союзника Франции».

   Как видим, здесь отсутствует упоминание о евреях, имеется только ссылка на продолжавшиеся переговоры с Францией о распределении  сфер влияния в регионе, результатом которых станет соглашение Сайкса-Пико, заключенное в наступающем  году и учитывающее французские интересы в Ливане. В этих обещаниях нет ни малейшего намека  на исключение территории нынешней Палестины из числа обещанных арабам территорий.
 
   Тем временем активность Вейцмана привела к появлению  знаменитой Декларации Бальфура. Это было письмо тогдашнего министра иностранных дел правительства Его Величества А. Дж. Бальфура от 2 ноября 1917 года лорду Уолтеру Ротшильду, в котором говорилось:

   «Правительство Его Величества благосклонно относится к идее создания дома для еврейского народа в Палестине и сделает все возможное, чтобы способствовать осуществлению этого намерения. В то же время должно быть ясно, что нельзя делать ничего такого, что могло бы нарушить гражданские и религиозные права существующих в Палестине нееврейских общин или права и политический статус, которыми пользуются евреи в любой другой стране».

   Девятого декабря 1917 года посланный на египетско-палестинский фронт генерал Алленби в ходе молниеносной кампании захватил Иерусалим, а тридцатого октября 1918 года Османская империя капитулировала.

                ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ МАНЕВРЫ

    Хотя договоренности  с  Францией и были соблюдены путем установления французского мандата, охватывающего территории нынешних  Сирии и Ливана, гораздо труднее было сдержать противоречивые обещания в отношении арабов и сионистов.  Идея мандатов типа А заключалась отказе от колониальной системы управления и подготовке подмандатных территорий к созданию на них правительств для местных народов и наций.
 
     Некоторое время рассматривалась также возможность передачи одного из ближневосточных мандатов Соединенным Штатам, но одновременно с болезнью президента  Вильсона и отказом от участия в Лиге Наций США вышли из этой инициативы. В 1919 году американцы  успели отправить в Палестину комиссию для изучения ситуации в Палестине. Ее доклад, названный в честь его авторов «Докладом Кинга-Крейна», содержал резкую критику британской политики и Декларации Бальфура.

   Авторы отчета заявили: «Мусульманская и христианская общины практически единодушны в своей оппозиции сионизму, что нередко проявляется в жесткой форме».

   Позже арабская сторона неоднократно поднимала вопрос противоречий между британской политикой и программой Вильсона из 14 пунктов, из которых 12 в части, касающейся арабов, гласили: «Должно быть обеспечено безопасное существование других (кроме турок – прим. О.С.) национальностей, проживающих в настоящее время под властью Османской империи, ни в коем случае не могут создаваться препятствия их самостоятельному развитию».
 
   Еще до официального принятия мандата среди местных арабов имели место беспорядки, в результате которых британцы были вынуждены исключить из планируемой территории районы к востоку от Иордана (сегодняшняя Иордания).
 
   Еще одним документом, который использовался  в последующих спорах в качестве аргумента, было подписанное в 1919 году Вейцманом и сыном шерифа Хусейном Фейсалом соглашение, в котором последний обязывался поддерживать еврейское поселенчество в Палестине, но выдвигал при этом многочисленные условия.
 
   В частности, соглашение признавалось действующим только в том случае, если арабы получат независимое государство. Однако после объявления Соглашения Сайкса-Пико и создания мандатов они так и не признали последнее условие выполненным.
Поэтому арабская сторона с самого начала отказывалась признавать их законность.
 
   Французский мандат в Сирии перестал действовать в результате антифранцузского восстания и создания независимой Сирии в 1936 году. А несколько лет спустя, во время Второй мировой войны, был создан независимый Ливан, где проживала большая община христиан-маронитов, связанных с Францией.

   Бунты арабов против еврейских поселений и установления мандата в Палестине продолжались все первые годы после окончания Первой мировой войны. Сразу после войны были созданы израильские Силы самообороны Хагана. Архивы Лиги Наций позволяют весьма точно отследить аргументы трех основных сторон конфликта.

   Британская сторона с самого начала отдавала себе отчет в том, что дает противоречивые обещания. Более того, значительная часть британской элиты считала, что обещания,  которые  Мак-Махон давал арабам,  были нарушены.

   В июне 1922 года Палата лордов голосованием 2:1 заявила, что «Мандат в части Палестины неприемлем для Палаты, поскольку он является прямым нарушением обещаний, которые были даны арабам правительством Его Величества, вследствие чего он вступает в противоречие с волей подавляющего большинства народа Палестины».

   Из-за отклонения этой позиции Палатой общин Консервативная партия направила в Лигу Наций меморандум с призывом отложить действие мандата в Палестине. Его подписали 39 лордов и 55 членов Палаты общин. Подписавшие пришли к общему мнению, что реализация Декларации Бальфура «неизбежно ведет к необходимости применения силы против арабского населения».
 
   Бальфур презрительно заметил: «Какое значение имеет то, что несколько глупых лордов встали на такую позицию?». Вспоминая те времена, Вейцман писал в своих мемуарах, что "вокруг находившейся в то время в Европе арабской делегации концентрировались элементы, которые сегодня (после Второй мировой войны – прим. О.С.) мы можем назвать реакционными и фашистскими".

   В свою очередь, меморандум Сионистской организации 1922 года, обращенный к Лиге Наций, так изображал ее арабских противников: «Они вели себя несдержанно, со страстностью простых и доверчивых людей…  За ними стояли всевозможные темные силы». В этих высказываниях  проглядывает колониальный  менталитет в сочетании с предвестиями послевоенных обвинений всех сторонников арабской Палестины в фашизме и антисемитизме.
 
   Еще более высокомерным в этом контексте было заявление Бальфура в мае 1922 года:

   «Позволю себе  напомнить, что мандаты являются добровольным ограничением суверенитета, осуществляемого победителями на завоеванных территориях. Оно было навязано победоносными державами с учетом того, что они считают полезным  для рода людского. Победившие страны просили Лигу Наций о содействии и надзоре за реализацией генеральной линии данной политики, но отнюдь не Лига является автором данной политики (...). Теперь стало ясно, что все надеявшиеся на то, что  так называемая  Декларация Бальфура, которая на самом деле является декларацией политики в отношении Палестины, будет претерпевать принципиальные изменения, ошибаются. И страхи, и надежды не имеют оснований. Главные линии этой политики неизменны, и таковыми останутся».

                БРИТАНЦЫ И ЕВРЕИ

   На практике это означало, что по факту управление в Палестине осуществляется британским верховным комиссаром. Первым обладателем этой должности  был выходец из традиционной еврейской семьи Герберт Самуэль, зарекомендовавший себя как искренне преданный делу сионизма человек, который, однако, на своем месте старался сохранять беспристрастность и даже поддерживал ограничение притока еврейских поселенцев ради сохранения социального спокойствия.
 
    Он также призывал все стороны к созданию представительных институтов и органов местного самоуправления. Однако последнее предложение было встречено бойкотом арабской стороны, не согласной с тем, что объединенное  представительство в данных органах британской и еврейской сторон в любом случае могло обеспечивать им гарантированное большинство.

    Самуэль мотивировал эту позицию следующим образом: "Британское правительство  отвергло  данное требование арабов по причинам, в общем-то, понятным и очевидным,  а именно:  если бы в лоне Законодательного совета сформировалось твердое  большинство, не приемлющее конкретных положений мандата, то палестинское правительство оказалось бы в перманентном тупике, поскольку, с одной стороны,  оно обязано было бы  выполнять  конкретные положения мандата, а с другой стороны, враждебно настроенное большинство противилось бы любой попытке это сделать”.
 
   В связи с этим Самуэль добавил, что, хотя Конгресс арабов Палестины и является репрезентантом палестинцев, однако представляет далеко не всех арабов в Палестине, и что на лиц, приглашенных  к сотрудничеству в Консультативном Совете, оказывалось давление, что и вынудило их отказаться от участия в работе Совета.

   В других выступлениях перед мандатной комиссией Лиги Наций в ходе  обязательных для Великобритании ежегодных отчетов Самуэль представил цифры, касающиеся  новых школ и больниц. Он также добавил, что правительство относится к арабам в вопросах веры и обычаев так, будто Декларация Бальфура не существует, то есть в соответствии с господствующими в британских колониях принципами.
 
   Последнее утверждение сразу же было воспринято арабской стороной как еще один аргумент в пользу того, что колониальная система, как и Декларация Бальфура,  несовместима с так называемой цивилизационной миссией, которой была призвана служить система мандатов.

   В других направленных в Лигу Наций обращениях арабы прямо заявляли, что их цель – окончание действия мандата,  и что они хотят "сами решать свои собственные дела и быть свободными в своей стране." Однако их обращения и призывы к Лиге Наций оказались безрезультатными, и еврейское переселенчество продолжало набирать силу. Британцы и сионисты оправдывали его экономическими выгодами для всей Палестины, а также соблюдением принципов свободного рынка в торговле землей.
 
   Арабы, неспособные противостоять  современной конкуренции, за которой  стояли огромные капиталы, указывали на неравенство сторон и отсутствие собственного правительства, которое могло бы защитить местную собственность или с помощью ограничительных мер в части ее приобретения иностранцами, или посредством соответствующей фискальной политики.

   В результате каждые несколько лет происходили массовые беспорядки, и так продолжалось вплоть до восстания 1936 года, в котором погибло несколько тысяч арабов, 400 евреев и 200 британских солдат. В ходе этого конфликта  на стороне Великобритании сражалось около 6000 еврейских добровольцев.

   Его итогом стал раскол палестинского движения и бегство его духовного и политического лидера Великого Муфтия за границу, а также ограничение  еврейской иммиграции, которая за весь межвоенный период составила в общей сложности около 300 000 человек. Именно в такой ситуации оказалась Палестина к началу Второй мировой войны, когда арабские лидеры сделали свой роковой  выбор, встав на сторону Германии.

   На протяжении всего рассматриваемого периода британская сторона, несмотря на использование весьма изощренных и многозначных лингвистических конструкций, утопала в неразрешимых противоречиях, провоцирующих конфликты с арабами, а на завершающем этапе и с сионистами.
 
   Еврейская сторона последовательно и умело вела свою игру, реализуя цель, сформулированную в заявлении Вейцмана от 1922 года: «Палестина должна стать такой же еврейской, как Англия английской, а Америка — американской».

   Сразу после окончания Второй мировой войны сионисты без колебаний обратили  оружие против британцев, воспользовавшись при этом поставками из стран советского блока, затем снова объединились с  Великобританией в 1956 году, и, наконец, по сей день извлекают выгоду из союза с новым американским гегемоном.
 
   Тем не менее, и арабских лидеров можно упрекнуть как в отсутствии солидарности на быстро распадающемся пост-турецком пространстве, так и в недостатке реализма, проявлявшемся в виде бескомпромиссного отказа от последующих предложений о создании в Палестине двух государств, которые повторялись как в период между двумя мировыми войнами, так и сразу после окончания Второй мировой войны.

   Однако нельзя не согласиться со словами Т.Е. Лоуренса, писавшего  во вступлении к своим мемуарам:

  «Правительство, раздавая конкретные обещания независимого самоуправления, поощряло арабов сражаться за нас…  В погоне за надеждой они совершали славные дела, но, тем не менее, вместо того, чтобы гордиться тем, что мы сделали вместе, мне все время было горько и стыдно. С самого начала было очевидно, что, если мы выиграем эту войну, наши обещания станут  мертвой  буквой… Отставка сэра Генри Мак-Махона подтвердила мои предположения о нашей полнейшей неискренности».

   И пусть эти слова станут еще одним напоминанием для всех, кто хочет «совершать славные дела» во имя «конкретных обещаний» правительства Его Величества.


                <>%<>

 


Рецензии
Хорошая эрудированная статья. Позволю только добавить, что, вопреки арабскому вранью, евреи в Палестине жили ВСЕГДА, когда больше, когда меньше. Например, можете почитать хроники крестовых походов (11-12 века). Вчера солдаты ЦАХАЛа молились на развалинах древней синагоги в Газе, где сохранилась мозаика на еврейскую тематику, - 6-й (!!!) век н.э. Когда и как появились арабы в Палестине - ищите в Интернете.

Геннадий Шлаин   14.11.2023 22:55     Заявить о нарушении
Евреи жили в Палестине всегда. Об этом в тексте: "Хорошо задокументированное еврейское правление имело место в течение примерно 80 лет в первом и втором веках до н. э. после восстания Маккавеев против власти Селевкидов. За несколько сот лет до пленения вавилонского и персидских завоеваний здесь существовали племенные еврейские государства." Статья посвящена вопросу восстановления еврейской государственности на земле обетованной, а не арабской колонизации Палестины. ДА.


Андрей Викторов Денисов   15.11.2023 20:10   Заявить о нарушении