Кукушка и лиса

     Фотомонтаж из интернета

     Это не басня И.А. Крылова, отнюдь. Этот рассказ я услышал от молодой сотрудницы Надежды Петровны, когда мы вместе работали в лаборатории одного НИИ в Ленинграде.      
     Как-то красивой осенью наш коллектив решил взять путёвки на выходной день и прокатиться на теплоходе по Неве до Лесопарка и обратно. Почти все согласились.

     Собрались утром большой группой в переднем салоне «Метеора», откуда просматривался весь пейзаж невских берегов. Экскурсовод, приятная женщина, рассказывала обо всём, что проносилось мимо нас. Коснулась некоторых историй из Отечественной войны, связанных с этими невскими берегами.
     Время пролетело быстро и нас высадили в Невском лесопарке погулять час-полтора. Все разбрелись по лесу, шаркая ногами по опавшим листьям. Погода уже была не летняя, прохладно, но свежий лесной воздух приятно вдыхался лёгкими,  и хотелось им дышать и дышать. Кто-то кричал, что нашёл грибы, ягоды, другие небольшой группой перекусывали и отмечали вылазку рюмкой спиртного. Недовольных не было.
   
     Я подошёл к одиноко стоявшей у крупного дерева Галине, спросил, не скучно ли ей. Она ответила, что очень рада, что поездка состоялась, а то всё время находишься среди движущихся автомашин, толпы людей в метро, автобусах, дышишь выхлопными газами.
     Я с ней согласился. Мы погуляли вдвоём, не уходя далеко от причала, любовались осенним лесом, как услышали призыв для всех, что пора в обратный путь. 
     Мы сели вместе в переднем салоне, перекусили бутербродами и чаем из термоса Гали, о чём-то поговорили. Экскурсовод с кем-то беседовала, некоторые шумно смеялись, играли в карты.
   
     -- Ну, как Вам поездка? – спросил я Галину.
     -- Прекрасно. А я этим маршрутом ещё школьницей уже каталась с дедушкой. Как это было давно! Он мне столько рассказывал интересного, что я даже всего не помню. Вы помните, я стояла под большим деревом?
     -- Да, конечно. Мне даже хотелось Вас спросить, что у Вас тогда было в мыслях.
     -- Хотите я Вам расскажу? Только здесь шумно. Пойдёмте на палубу, там потише.
     Мы вышли на площадку, что между передним и заднем салоном теплохода. Здесь слышно было только урчание двигателей и плеск набегавших волн.
     -- А Вы знаете, кто такая кукушка? – неожиданно спросила она.
     Я ответил, что птица.
     -- Кукушками называли финских снайперов на деревьях в 1939/40 годах. Мой дедушка как раз воевал в той войне.
     Поняв, о каких кукушках пойдёт речь, я не стал Галю перебивать, а продолжал слушать.
     -- Мы также плыли по Неве, и дедушка рассказал мне один случай, когда он мог быть застрелен такой кукушкой и тогда бы не разговаривал со мной.
     -- Дедушка вырос в деревне, охотился со взрослыми охотниками на зверя и хорошо стрелял, -- продолжала Галя. – Их отряд не мог продвинуться вперёд через поляну, где устроился финн-кукушка.  Всё завалено глубоким снегом и халат у кукушки белый, не разглядеть, где он сидит. Как только наши появлялись на поляне, одного из бойцов (в основном командиров) кукушка убивала, или ранила. Начальство приказало отряду срочно покончить с этим снайпером.
    
     Дедушка рассказывал: «Меня, как метко стрелявшего, назначили стать временно «кукушкой» и ликвидировать кукушку-финна. Сначала мы с командиром выбрали подходящее дерево. Затем ночью при слабой луне я на лыжах медленно добрался до нужного места, спрятал лыжи и тихонько взобрался на удобный сук. Снег продолжал идти и мои следы засыпало. Это было хорошо. Надо было ждать рассвета.
     Вокруг тишина, будто нет войны. Под утро стало холодать и хотелось уснуть. Очень трудно было перебороть сон, но иначе был бы срыв операции. Я стал думать о ребятах, которые ждали от меня результата. Всё продолжалось, как началось. Тишина, ни одна ветка в бинокль не шелохнулась. Неужели всё напрасно, думал я, операция – пустышка?
    
     Прошло ещё какое-то время, холод одолевал. Я совал пальцы в рот, отогревая их. Вдруг вдалеке я заметил движение. Оно приближалось ко мне. Это оказалась почти белая лиса. Она нюхала снег, направляясь к моему дереву. Она же выдаст меня. Я не двигался. Зверь подошёл ближе, поднял морду вверх. Ну, всё, мне каюк. По телу пробежали мурашки, я не знал, как её отогнать, или убить. Лиса, поняв, что здесь ей поживиться нечем, продолжила путь в сторону финнов. У меня отлегло от сердца от полученного страха. Я собрался, взял себя в руки, стал ждать, что же будет дальше.   
     Рассвело окончательно и можно было ещё внимательнее рассмотреть кроны деревьев, что я и делал. Но всё оставалось по-прежнему таким же, как вначале утра. Куда ушла лиса, меня не интересовало. Ведь должен человек на дереве шевельнуться, слезть. Так долго сидеть в неподвижности – это мука, пытка. Я ждал.
   
     От хлопка выстрела я даже вздрогнул и сразу заметил среди веток далёкого дерева небольшой клубок дымка от винтовки. Это был он. Под деревом лежала убитая лиса. Значит, нервы кукушки не выдержали, когда к нему подошла наша разведчица-лиса, и он застрелил её, выдав своё местоположение.
     Я приготовил за стволом дерева винтовку с оптическим прицелом, но не стрелял, ждал.
     «Ну, давай же, шевелись», -- приказал я мысленно ему. И он стал спускаться. Как только цель стала явной, я сделал выстрел, и человек свалился мешком на снег.
     Вот, для чего необходима выдержка и терпение снайпера, подумал я.  Или ты, или тебя. Вот такие дела, внученька. 
     -- Хорошо, дедушка, что ты остался жив. А тот финский снайпер навсегда остался там в лесу. У него дома, наверно, тоже остались папа и мама, братья, друзья...-- продолжила рассуждать школьница.
     -- Да, внученька, такова жизнь. Хорошо всем тогда, когда люди не воюют, не убивают друг друга.   
 
     Галина, закончив дедушкин рассказ, вернулась к нашей беседе:
     -- Вот почему я задумчиво стояла под деревом. Я представила, что подобное дерево спасло жизнь и моему дедушке.
     -- Кстати, что с Вашим дедушкой было после?
     -- Он воевал в Отечественную войну, был ранен, демобилизован. Несколько лет назад умер. И о последней войне он мне рассказывал, но у нас с Вами уже нет времени продолжать беседу. Приехали.
     Осенний день был уже в разгаре, все покинули кораблик, распрощались и разошлись по домам.

     Я не мог оставить без внимания Галин рассказ и опубликовал его.  Через какой-то месяц (я уже не работал, был на пенсии) раздался звонок, и я услышал голос Надежды Петровны. Мы поздоровались, вкратце сообщили о своём житье-бытье и она спросила, зачем я её рассказ взял и для всех опубликовал. Все сотрудники, кажется, поняли, что речь идёт о её родственнике. Ей, якобы, от этого не удобно. Дедушка себя героем никогда не считал, а просто выполнял свой служебный долг. А внучка к этому эпизоду никакого отношения не имеет. 
     Я постарался, как мог, объяснить ей свою позицию. Во-первых, я назвал героиню рассказа Галей, не Вашим добрым именем. Во-вторых, подобных случаев с кукушками описано большое множество. Их были сотни, тысячи и не только в финскую войну.  И в-третьих. Пусть этот небольшой рассказ читает молодёжь. Это ей полезно. В нём ничего сверхнового нет, а только ещё один из частных эпизодов той войны.
    
     И напоследок. Даже если кто-то из Ваших знакомых увидит сходство с Вашим дедушкой, прошу Вас гордиться этим, не стыдиться. Ваш дедушка заслужил такого отношения к себе.  Вы согласны со мной, Надежда Петровна?
     -- Да, я всё поняла и полностью с Вами, Фёдор Иванович, соглашаюсь. Всего Вам доброго.
     -- И Вам. До встречи.
     Увы, больше встреч у нас не было.
                Нояб.2023.


Рецензии