Большая пройдена дорога, большие сделаны дела

БОЛЬШАЯ ПРОЙДЕНА ДОРОГА, БОЛЬШИЕ СДЕЛАНЫ ДЕЛА –

такая оценка деятельности Александры Васильевны Сушковой, заслуженного работника культуры, заведующей отделом культуры Балашовского горисполкома с 1974 по 1994 год, дана её коллегами и друзьями в одном из многочисленных поздравлений, что в полной мере соответствует действительности. За трудовой путь длиной в 55 лет сделано очень много. И сделано на совесть, о чём свидетельствуют многочисленные награды, поздравления, благодарственные письма от руководства разного уровня. Добавим к этим знакам внимания, уважения и благодарности тёплые слова из служебной характеристики и выступлений товарищей по работе, а также личные воспоминания и очень сдержанную са-мооценку героини очерка, и получим почти законченный портрет в тёплых словах. В нема-лой степени дополняют впечатления и настоящие портреты – фото, на которых запечатлена эта деятельная натура в действии: встреча гостей из ЧССР, Болгарии, выступление в составе «Зореньки», проведение смотра художественной самодеятельности и т.д. На чёрно-белых фотографиях – красивая, стройная, очень милая девушка, женщина с открытым взглядом ясных, искрящихся задором глаз. Активная, деятельная, неугомонная. Это и есть

АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВНА СУШКОВА.

Старожилы Балашова хорошо помнят события культурной жизни города семидесятых – начала двухтысячных, которые они не только наблюдали, но нередко сами станови-лись их активными участниками. Мероприятия всегда были массовыми, яркими, запоминающимися. И дни города, и смотры художественной самодеятельности, и театрализованные представления. Но, далеко не всегда соотносили эти радости с именем скромной женщины – заведующей отделом культуры Сушковой.
Она оказалась в нашем городе много лет назад по воле случая. Родилась 10 июля 1937 года в Волгоградской области, в семье рабочего. Впрочем, отец погиб в 1943, и девочка воспитывалась матерью. В 1956 году окончила Безымянскую школу и собиралась продолжить образование в медучилище, но не прошла по конкурсу. Расстроилась, конечно. Утешить её поспешили родственники – семья сестры, проживавшая в Балашове. Пригласили погостить. Муж сестры был водителем начальника областного управления культуры (город ещё был областным) Руденко А.П. Анна Петровна была женщиной суровой, трудолюбивой и не терпела ни собственного, ни чужого безделья. Узнав, что родственница «болтается без дела», предложила: «Пусть поработает в библиотеке, что ли. Нечего баклуши бить, в работе скорее утешится».
Поработала, понравилось. И скоро вместо волгоградского медучилища отправилась в саратовский библиотечный техникум. Окончила, вышла замуж, в 1961 году родилась дочь Людмила. Муж был замечательным человеком, очень любил свою жену, но пристрастие к алкоголю оказалось сильнее любви. Расстались.
К 1964 году стало очевидно: среднего специального образования уже недостаточно, чтобы расти профессионально. Поступила в Балашовский пединститут, успешно закончила литфак, получив специальность учителя русского языка и литературы. Училась, конечно, заочно, продолжая работать и растить дочку, которая к восьмому классу окончила музыкальную школу, поступила в музыкальное училище на теоретическое отделение, да так и посвятила этому всю жизнь.
А Александру Васильевну в 1969 году назначили заведующей библиотекой. Одновременно возглавила комсомольскую организацию объединённой библиотечной системы. Позже стала секретарём партийной организации городских библиотек. На одном из заседаний городского партийно-хозяйственного актива пришлось выступить. Говорила горячо, резко, но по существу. Выступление заметили. Обстоятельства складывались так, что несколько месяцев не было зав. отделом культуры. А.В. предложили заполнить вакансию. Сначала испугалась и отказалась. Потом решила: надо попробовать. Пришла к секретарю горкома по идеологии П.Я. Ковалёву, сказала, что согласна. Но, заметив, что он смутился, поняла, что у неё уже появился «дублёр». Быстро ретировалась, но через несколько дней её вызвали в горком и объявили, что она назначена руководителем отдела культуры.
Отдел – громко сказано. В штате она была одна. Что называется, сам себе и командир, и начальник штаба. Решения принимать было страшно, поэтому первым обратившимся к ней с просьбой помочь руководителям хореографического ансамбля Портнову Н.П. и Демидовой З.А. она отказала. Они пошли к секретарю горкома Ковалёву. Дошло и до первого секретаря Д.Н. Ефремова. Поговорили крепко. Головомойка помогла: на следующий же день приступила к работе по созданию ансамбля «Зоренька», которое стало вскоре детищем и за-конной гордостью молодой «начальницы». «Я её любила и люблю», - говорит Александра Васильевна о «Зореньке».
В 1972 году начал работать Дворец культуры комбината плащевых тканей «Текстильщик». Занималась не только созданием коллектива, но и костюмов. Именно «Тек-стильщик» задавал теперь тон во всей культурной жизни, в том числе, и в создании костю-мов. Заказала эскизы в Москве, но денег на них вовремя не дали, а когда деньги появились, получили уже не совсем то, что заказывали. В 90-е начались известные трудности, но шикарные костюмы, хоть и с запозданием, в 2008 году, были созданы. Кроме русских костюмов было много национальных - других стран – болгарских, чехословацких, и др., костюмы всех союзных республик. Шили их, как правило, за счёт предприятий. Когда было совсем туго, шла к первому секретарю горкома Ефремову Д.Н., ходила по предприятиям и с руководите-лями договаривалась о выделении средств на костюмы. Существовал порядок расходования финансов, при котором учреждения культуры, не потратившее выделенные средства, лишалось этой суммы в следующем году. А потому старались «выбрать» лимит, и охотно расходовали деньги на костюмы.
С большим трудом приобрела три выборных баяна «Левша», каждый стоил, как самая популярная в то время машина «Жигули».
Дома и дворцы культуры были ведомственными, но работали вместе, в одной связке. В подчинении Сушковой были все библиотеки, кинотеатры, драматический театр, музыкальные и художественная школы, музучилище. Решались вопросы не только культурно-эстетического плана, но и ремонта, оснащения, проведения вступительных экзаменов, прослеживала судьбу абитуриентов. Так выявили «звёздочку» - Бесчётнову Марину, ставшую впоследствии настоящей звездой ансамбля, руководителем музыкального училища (ныне филиал Саратовского колледжа искусств).
Школьная самодеятельность существовала автономно, за неё отвечал лично заве-дующий гороно Иван Иванович Серый. С ним соперничали, старались обойти друг друга. Было это, конечно, неофициально, т.к. масштабы по массовости были несопоставимы: школ и участников в них было гораздо больше, чем участников от предприятий и учреждений.
В бытность Александры Васильевны культура получила замечательные подарки: помещения для художественной школы, школ искусств, №1 и № 2, четырём библиотекам и здание пушно-мехового техникума отошло музыкальному училищу. Позже музыкальное училище получит здание ГК КПСС – одного из самых респектабельных в городе. В последнем приобретении – несомненная заслуга Сушковой, которая проявила сноровку, «подсуетилась» и опередила руководство. А было всё так. После того, как коммунистическая партия утратила свои позиции и как «руководящая и направляющая сила советского общества» прекратила своё существование, по указу президента Ельцина, который сдал свой партбилет и приказал здания горкомов, райкомов, обкомов передать судам, прокуратуре, адвокатуре или учреждениям культуры. Конечно, у прокурорских был мощный административный ресурс. Но, у Сушковой, которая рисковала нажить серьёзных врагов, была в активе общественность в лице депутатов и студенческой молодёжи. Накануне заседания, должного решить судьбу здания, она чуть свет встретилась лично со многими, да почти со всеми, депутатами и просила голосовать за культуру, за будущее, за интересы молодёжи, а, значит, всего города. Параллельно в поддержку идеи Сушковой был организован директором училища Трощим В.Г.пикет у здания администрации. «Фокус» удался: депутаты почти единогласно проголосовали за инициативу Сушковой, студенты дружно вышли на пикетирование. Время показало, что усилия и риски были не напрасны. Сейчас музыкальный колледж, руководимый талантливым человеком Бесчётновой М.В., - настоящий образовательный и культурный центр, где всё крутится, кипит, бурлит.
Честно говоря, вспоминает А.В., это здание сначала предложила драмтеатру, так как прежнее было разрушено с перспективой быстрого строительства нового на том же месте. Возможно, именно эти надежды послужили поводом для отказа руководства театра от предложения. Когда Плотников А.А. узнал о результатах голосования, рассердился ужасно: «Ну, Александра Васильевна, вашей наглости нет предела! Сначала одно здание, потом другое, а теперь ещё и самое большое – горком!» Сушкова дипломатично промолчала.
При Сушковой открылась детская художественная школа. Когда директором её стал Владимир Николаевич Бочков, школа юных художников стала особенно популярной. Про-водился отбор детей по школам, организовывались выставки рисунков, у школы появилась своя витрина – огромные пролёты окон собственного здания практически в центре города. Бочков был удостоен государственной награды – знака «За достижения в культуре». В настоящее время школа носит имя талантливого руководителя.
Краеведческий музей строился по инициативе ветеранов, хозспособом, новостройкой не значился. Вопрос был на контроле у Мещерякова В.В. Двигалась стройка невероятными усилиями заведующей музеем Харченко Людмилы Дмитриевны. Но ей была нужна помощь. Вот эту помощь А.В. и оказывала в полной мере. Всё доставалось с трудом. Даже несчастный клей для огромного мозаичного панно приходилось доставать всеми правдами и неправдами на рембазе.
Особая статья – проведение смотров художественной самодеятельности среди взрослых – работников предприятий и учреждений. Когда пришла в 1974 году, смотры уже проводились. В указанном году в нём приняли участие 10 коллективов. Просматривать это можно было в течение одного дня. А к 1993 году их насчитывалось уже 32. И качественно самодеятельность стала совсем другой, почти профессиональной.
«Мне всегда было интересно работать в культуре. Любила свою работу» - признаётся Александра Васильевна. Сознавая, какую роль играет культура в воспитании людей, организации досуга, в 1979 году предложила отмечать ежегодно День работника культуры. В стране такого праздника ещё не было. Праздник сразу стал популярным. Но для этого при-шлось потрудиться. Не было никакого занудства. По типу телевизионного шоу проводились конкурсы «А ну-ка, культработник!». Представляли в игровой форме своё предприятие (ви-зитная карточка). Конкурсы были самыми разными – и в танцах соревновались, и в вокале, и в юмористическом жанре. Традиция прижилась, страсти накалялись нешуточные, даже Переходящее знамя учредили.
Популярными были в городе и праздники всесоюзного масштаба: проводы русской зимы, День Нептуна, проводившийся на любимой балашовцами реке Хопёр. В праздниках принимали участие сотни горожан, да и сельчан, зрителями были тысячи!
Каждую субботу в парке Куйбышева по вечерам играл духовой оркестр. Было много желающих послушать живую музыку, потанцевать. Приходили семьями, с детьми и внуками. Встречались и одинокие люди, создавались пары. Оркестров было много: на машзаводе, КПТ, ШМАССе, музучилище, маслосыркомбинате, в Доме офицеров, на железной дороге и др.
За 20 лет заведования отделом культуры не было ни одного мероприятия, когда Сушкова не стояла бы за кулисами. Не сидела гостьей в первом ряду, а «болела» за происходящее за сценой. Потому что сама нередко писала сценарии, составляла репертуар. Подбирала то, что соответствовало задуманному, а не то, что было готово у худруков.
Добросовестная, творческая работа была по достоинству оценена. Были награды об-ластного значения, много. Самой высокой наградой А.В. считает Диплом лауреата от Мини-стерства культуры РСФСР. Была и памятная медаль от Председателя общества советско-чехословацкой дружбы за высокий уровень организации выступлений Прихопёрского ансамбля «Зоренька» в ЧССР.
Но, конечно, апофеозом в деятельности зав. отделом культуры было присвоение почётного звания «Заслуженный работник культуры РСФСР» Указом от 11 февраля 1988 года, за подписью Председателя Президиум Верховного Совета РСФСР Орлова. Награждало Правительство, но представлял её к награде коллектив, и вот его доверие и отзывы товарищей – не менее важный момент. В качестве подтверждения сказанного и дополняя «портрет» яркими штрихами, приведём фрагменты выступлений, тёплых слов, в адрес претендентки на награду.
Н.П. Портнов – в 1987 году преподаватель музучилища, впоследствии Заслуженный работник культуры, директор музучилища: «Я знаю Сушкову более 20 лет. Знаю её целеустремлённость и настойчивость в решении поставленных задач. Она очень много сделала для развития культуры в городе. Заметно улучшилась материальная база учреждений культуры, культурно-просветительская работа. Благодаря её руководству город достиг небывалых успехов в развитии художественной самодеятельности. А праздники, представления – всё это – дело её ума и рук. Все мы видим, какую большую общественную работу она ведёт: член горкома партии, депутат горсовета, член лекторской группы.
Бочков В.Н. – директор художественной школы сформулировал всё кратко и весо-мо: «Сушкова очень беспокойный товарищ, ей до всего есть дело. Я буду рад, если ей присвоят звание «Заслуженный работник культуры РСФСР». Звание было присвоено, и это обязывало трудиться с утроенной энергией. А.В. принимает активное участие в организации работы народного ансамбля песни и танца «Зоренька», который вскоре стал лауреатом первого всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся и был удостоен права выступить на заключительном концерте фестиваля в Кремлёвском Дворце съездов.
Организаторская работа Сушковой сыграла важную роль в качественном росте художественной самодеятельности коллективов предприятий. Результаты радовали: многие коллективы были удостоены высоких званий на городских, областных и зональных смотрах. Звания лауреатов Всероссийского фестиваля удостоены народный ансамбль танца «Сударушка» ДК «Текстильщик», трио частушечников слюдокомбината. Звания лауреатов и дипломантов во Всесоюзном смотре, посвящённом 40-летию Победы присвоены ряду коллективов: дворцов культуры «Текстильщик» и «Железнодоожник», народным ансамблям «Зоренька» и «Калейдоскоп» городского парка, ансамбль танца «Сударушка» ДК «Текстиль-щик».
На протяжении всех 55 лет трудовой деятельности Александра Васильевна активно участвовала в общественной жизни города. Начинала секретарём объединённой комсомольской организации библиотечной системы, потом – секретарём парторганизации. Параллель-но – член ГК КПСС, депутат городского Совета. Все эти высокие посты использовала «в личных целях»: продвигала, как сегодня сказали бы, лоббировала решение вопросов, связанных с развитием культуры. И факты избрания, и отношение к ней людей – свидетельство её порядочности, целеустремлённости, преданности возложенным на неё обязанностям. Все, кто работал или просто был знаком с Сушковой, единодушны в оценке её личности: трудолюбива, исполнительна, инициативна, добра, всегда готова помочь людям.
Награды – тоже яркая палитра тёплых тонов, признание духовной красоты и актив-ной натуры нашего персонажа. У А.В. их столько, что неполный список их занял более двух листов. Не станем перечислять их, отметим только, за что наша героиня удостаивалась тёп-лых слов и признания начальства и жюри разных уровней:
- за подготовку и проведение Всесоюзного фестиваля художественного творчества – неоднократно;
- за подготовку и проведение празднования 200-летия города;
- за руководство библиотеками;
- дипломы лауреата за творческие успехи во Всесоюзном фестивале массовых праздников и театрализованных представлений, посвящённом 60-летию образования СССР;
- за организацию работы и успешное выступление ансамбля песни и танца «Зорень-ка» в ЧССР.
От горкома партии и горисполкома, от ЦК ВЛКСМ и Союза писателей, от Губернатора, Министерства культуры и т.д. – десятки!
И ещё штрихи к портрету – многочисленные поздравления и приветственные ад-реса – столь же разнообразная, яркая палитра. От руководства разного уровня. С налётом казённости, стандартности, но тёплые, уважительные: от губернатора Аяцкова Д.Ф., от министра культуры Саратовской области, от коллектива драмтеатра, библиотек, центра науки, культуры и искусства, дирекции объединённых кинотеатров, от директора краеведческого музея Н.П. Афанасьевой и коллектива. Приведём отрывок из приветствия, в котором содержится общее мнение и оценка деятельности А.В.Сушковой: «Своим многолетним и плодотворным трудом Вы внесли большой вклад в развитие культуры, самодеятельного народного творчества, улучшения материальной базы учреждений культуры и воспитания трудящихся в духе патриотизма и преданности Родине». От коллег – благодарно-искренние, дружеские, признательные. Множество телеграмм, открыток и от тех, кто работал с ней очень давно, но помнит и через годы, и вдалеке. Есть письмо и от Н.Е. Палькина, нашего земляка, известного поэта-песенника, для которого А.В. не раз организовывала встречи на балашовской земле с читателями и слушателями, интересными ему людьми. Например, с автором музыки к его стихам Евгением Анисимовым, связь с которым у Палькина оборвалась. Он просит найти композитора, который живёт, по его предположениям, в Краснодарском крае, обращаясь к Сушковой так: «Александра свет Васильевна! Что же не позвонили, когда были в Саратове? Так хочется балашовских новостей!.. Жду. Надеюсь. Телефон мой прежний… С наилучшими пожеланиями, Ник. Палькин. 22 мая 1986 года, г. Саратов».
Встречаются самодеятельные стихи, несовершенные, но искренние, дополняющие образ этой трудолюбивой женщины:
День и ночь, всегда Вы на работе, то концерты, то поездки, то отчёт.
Мы Вас любим, Вы у нас в почёте, только время, как река течёт…
И последний штрих - стихи от внучки Марины, из которых ясно, что кроме работы была ещё и трогательная привязанность, и семейные дела:
Нет бабушки в мире чудесней тебя,
Мне так повезло, что я внучка твоя!
При подготовке очерка использованы материалы личного архива Сушковой А.В.
25-28 апреля 2015 г. В. Ильина


Рецензии