Хозяйка конторы Канитель. Часть 5

Заключительная глава

Диана пила кофе – самый любимый канадцами напиток, и смотрела в окно. Приближалась осень. Летели куда-то гуси, кричали... Прощались, может быть, с любимой землей. Интересно, помнят ли птицы там, в теплых краях, о родине? Мелькают ли в их маленьких головках картинки – «болдинская» канадская осень, яркое разноцветье деревьев? Прозрачные воды озера Симко, холодные – озера Онтарио? Перебегающие дорогу еноты, скунсы, бурундуки, олени, лоси? И люди, которые останавливают свои машины и ждут, чтобы не задавить...

Диана приехала в Канаду именно осенью... Скоро юбилей ее проживания здесь.
Вспомнила, как вскоре после приезда ехала с сыном в вагоне метро. Вдруг через весь вагон к ним прошла бомжиха и молча подала Диане баночку «Пепси». А потом, когда поезд остановился, вышла. Диана, державшая баночку в руках, с невозмутимым лицом поставила ее под сиденье.
Все на нее посмотрели. Не поняли, что это было. Почему бомжиха дала ей напиток, а та не удивилась, молча приняла...

Через пару станций старик, высокий худощавый канадец, поднялся со своего места, подошел к двери, готовясь к выходу, и, сняв шляпу, чуть поклонился Диане. И сказал громко по-английски: «Спасибо, вы сделали мой день». Диана кивнула ему и улыбнулась. И снова по ней скользнули удивленные взгляды. Это что за божество такое, которому несут напитки и кланяются?
Когда шла с сынишкой домой от метро, улыбалась. Забавно вышло. Люди зашли в поезд уже после бездомной и старика, потому не видели их с Дианой общения.
Бездомная еще на станции подошла и ткнула пальцем в открытую баночку «Пепси», которую Диана держала в руках. Та подумала, что женщина хочет пить и отдала ей напиток. А бомжихе, оказывается, нужна была только плоская железка, за которую надо потянуть, чтобы открыть баночку. Потому, оторвав железку, она, выходя через несколько станций, вернула Диане банку.
Что касается старика, то, когда он вошел в вагон, было немало свободных мест. А у самого входа в вагон сидел Дианин сынишка. Видя, какой мужчина старый, лет девяносто, Диана показала сыну глазами, чтобы он перешел к ней, освободив место, которое ближе всего к пожилому человеку. Мальчик перебежал. И старик, благодарно взглянув на них обоих, спросил:
– Откуда вы?
– Из России.
– Я так и понял, что вы из Европы. Там еще уважают старость.
Сказал, что ему 93 года.
– Нравится вам в Канаде?
– Очень! – искренне призналась Диана. Тогда, в 90-е, она только приехала в эту страну и ей нравилось все: сверкающие зеркальными окнами небоскребы, аккуратные частные дома, и то, что около них выставляют вазы, качели, ажурные скамейки, и никто это не ворует... Когда она иммигрировала в Канаду, в России был хаос, разгул криминала, и в ее подъезде алкаши выкручивали лампочки чтобы продать и купить бутылку.
Старик помолчал, потом сказал:
– Это вы просто мало здесь живете. Потом вы узнаете о недостатках. Они большие.

Диана вежливо улыбнулась. Какие могут быть недостатки в безопасной и богатой стране? В России вон уничтожили все, что можно: образование, медицину, армию, милицию, органы безопасности. Ограбили страну и унизили. Березовский хвастался в интервью израильскому телевидению: «В России можно было взять столько, сколько нигде больше взять было нельзя».
Что может сравниться с разрушением великой державы? Что понимает этот старик в недостатках? Недостатки – это когда бандиты заходят в бар и для устрашения окружающих вынимают из мешка настоящую отрезанную человеческую руку и машут ею... Недостатки – это когда два отдельных города, которые были по соседству, но не близко, срастаются за пятилетку кладбищами, потому что каждый день идет много похорон, и несут в гробах не стариков, а молодежь, парней.
Парни эти при жизни предпочитали ходить в кожаных куртках и с кастетом в кармане, но ведь это все равно чьи-то дети, не справившиеся с лихолетьем, с безработицей и безденежьем, и выбравшие не то...
Но слова старика-канадца запомнились.

Сейчас Диана уже знала какие большие недостатки есть у Канады. Большие и местами ужасные. Но и достоинства были под стать – немалые. В этом Канада похожа на Россию. Только в России недостатки на поверхности, а достоинства – внутри, как сокровища в пещере. А в Канаде наоборот: достоинства на виду, а недостатки замаскированы.

Телефон зазвонил.
– Здравствуйте, это горячая линия? – спросил по-русски незнакомый мужской голос. – Меня обобрали. Мошенник один. Забрал у меня все деньги, большие деньги, 240 тысяч долларов. Это были средства, которые я заработал за двадцать лет жизни в Канаде плюс от проданной в Израиле маминой квартиры. Мошенника поймали, завтра суд. Меня всего трясет, а моя семья зла на меня и не хотят идти со мной...
– Сочувствую, но чем я могу помочь?
– Не могли бы вы пойти со мной? Мне одному страшно. Я дальнобойщик, английский не очень понимаю, знаю только то, что по работе... Плохо мне одному как-то. Надо чтобы кто-то свой был рядом.
Диана вздохнула. Подумала. Завтра двое клиентов придут покупать девятнадцатого века сервиз и часы. Придут после обеда. А суд наверняка с утра. Уточнила.
– Пожалуйста, – жалобно произнес мужчина. – Я там один не вынесу. Они все там не русские...
– Хорошо, записывайте мой адрес, заедете за мной. Только в обед я должна быть дома – сына из школы забрать.
– Идет! – обрадовался мужчина.

***

На следующий день Диана ему действительно пригодилась. Мошенник на суде сказал, что денег у него нет, часть потратил, часть потерял. Осталось, де, пятнадцать тысяч. Суд постановил посадить его под домашний арест на восемь месяцев и обязал выплатить потерпевшему эти пятнадцать тысяч.
Гриша – тот, кого обманули, был совершенно раздавлен. Особенно тяготило его, что он рискнул деньгами за мамину квартиру, когда покупал у мошенника липовые акции липового предприятия. «Мама из-за меня осталась без денег...», – шестидесятилетний мужчина чуть не рыдал.
И пригодились Диане ее «золотые яблоки».
– Деньги – не главное, говорила она, глядя в его красное от переживаний лицо. – Вы здоровы, мама здорова, дети здоровы – вот и хорошо. А семья простит. Они же вас любят, просто огорчены...
И он слушал доверчиво, как ребенок. И было видно, что ему главное – чтобы простили. На обратном пути забеспокоился:
– Может быть, я должен заплатить за ваше время?
– Господь с вами! – испугалась Диана. – Вас уже обобрали, не хватало еще чтобы я на вашей беде наживалась.
Гриша помолчал, подумал.
– Вот что мне нравится в вас, так это что вы простая русская баба!
– Ну, спасибо...
И они засмеялись.


Рецензии
Ничто не может быть интересней, чем опыт реальной человеческой жизни. Спасибо, Эвелина, что поделились. С уважением

Светлана Дурягина   05.04.2024 04:35     Заявить о нарушении
Светлана, и Вам спасибо, смотрю дочитали все 5 частей. Благодарна, что не пожалели времени.

Эвелина Азаева   05.04.2024 16:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.