Сказания о Святой Земле в документах эпохи

Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвенна буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не преложу Иерусалима, яко в начале веселия моего!

«Путешествие русских крестьян в Иерусалим – наиболее замечательное явление в современной русской жизни. Его история есть великий национальный эпос… Даже когда я буду стар и сед, я буду оглядываться на него, как на нечто наиболее удивительное, как на совершенно исключительное шествие… Это было желание сердца, гений искания, который научил меня искать Иерусалим через Россию», – такими словами, с особенной любовью, увековечил подвиг паломников английский писатель и путешественник Стивен Грэм, присоединившийся к русскому поклонническому каравану в Константинополе и совершивший в его составе путь пешком по святым местам Палестины в начале XX века. (1)

Только весной 1914 года, накануне Первой мировой войны, на Страстной неделе в Иерусалиме находилось более 8 тысяч русских паломников, прибывших к празднованию Пасхи на Святую Землю. (2)

 Были переведены на многие языки и неоднократно переиздавались духовные оды, написанные поэтом Гавриилом Романовичем  Державиным, выражающие многовековые помыслы русских людей о «хлебе жизни» и «единой двери»:

Кто Ты, – что к нам сходил с небес
И паки в них вознёсся в славе? –
Вовек живый и там и здесь
Несметных царств своих в державе,
В округе и средине сфер.
Хлеб жизни и живот струй вечных,
Сам свят, безгрешен, а всех грешных
Единая ко спасенью дверь!

Возникшая в конце XVIII века морская крепость – порт Севастополь – значительно облегчила путешествие русских паломников в те края, где в I веке разворачивались события Евангельской истории. Ежегодно тысячи людей из России совершали поездки в Палестину. Преимущественные права православного духовенства на святые места Палестины после завершения Крымской войны были подтверждены в трактатах 1856 г. во Франции и 1878 г. в Берлине. (3)

Стихотворение конца XIX века поэта из Калуги С. Пономарёва «Вертеп Рождества Христова в Вифлееме», опубликованное к открытию выставки архитектора и художника М. Ф. Грановского, расписывавшего Троицкий храм на русском подворье в Иерусалиме, передаёт атмосферу встречи каждого паломника со святынями Палестины (4):

Вот ярко озарён, во всей красе священной
Вертеп таинственный, святейший и смиренный,
Куда со всех концов мир любит приходить,
Чтоб сердце отогреть, чтоб душу освежить
И в дом с собой унесть из недр святой пещеры
Отраду, и покой, и свет любви и веры,
 Вот словно предо мной поспешно протекли
И жарко молятся смиренные земли –
Страдальцы – бедняки, да матери, да дети,
Для коих веры дух всего дороже в свете.
Сам греческий монах задумался, притих –
И будто учится молению у них.
А ты, седой старик, идущий так серьёзно,
Из-под насупленных бровей смотрящий грозно,
Смягчися: здесь Вертеп; смирялись здесь цари
Здесь молятся без книг, душой одной; смотри:
Вот пламенный араб, с простёртою рукою
Как будто он стоит пред Матерью Благою
И от Нея теперь даров обильных ждёт,
Вот–вот получит их и радостный уйдёт,
А рядом с ним, гляжу, землячка из Украйны,
Старушка некая: о подвиг чрезвычайный!
Едва сюда вошла, склонилася во прах
И сердцем молится, вся в радостных слезах,
И ей последуя, в сторонке вон другая
Идёт так набожно, очей не поднимая,
Готовая свечу Спасителю возжечь
И в трепете пред ним излить из сердца речь.
А это – матерь, и сама частенько ходит
И деточек своих в вертеп святой приводит:
Смотрите, как тепло, как пристально глядит,
Душой она вдали Христа Младенца зрит
И улыбается как будто бы живому,
И молит милости малюточке родному;
А тот о родине, о небе вспомянул
И чтоб туда слетать, у матери вздремнул,
Лишь старший брат его вперил недвижно взгляды
На древний ясный свод, на светлые лампады,
Что словно ангелы сиянием своим
Сверкают и парят над местом пресвятым!

Учреждая в 1859 году, вскоре после окончания Крымской (Восточной) войны, в продолжение которой все представители России были высланы из Турции, новую организацию – Палестинский Комитет для устройства богоугодных и странноприимных заведений в Святой Земле, император Александр II произнёс: «Для меня это вопрос сердца».

«Христианскую ревность и горячую любовь к Святой Земле царственные родители передали в наследие своим детям», – писал о защитниках и покровителях в Палестине А. А. Дмитриевский, автор крупных научных монографий о христианстве на Востоке. (5)

Указ об учреждении Православного Палестинского общества император Александр III подписал 8 мая 1882 года. На первом заседании Учредительного Совета был избран Председатель Православного Палестинского общества – великий князь Сергей Александрович. 24 марта 1889 г. император Николай II утвердил присвоение Православному Палестинскому обществу наименования «Императорское».

Только на благотворительные цели Общество тратило ежегодно более полумиллиона золотых рублей. Приобретались земельные участки, на которых строились подворья для русских паломников, храмы, учебные заведения, больницы. Дотации паломникам на проезд по железной дороге до Одессы и далее на пароходе до Яффы на турецком побережье или до Св. Горы Афон в Греции составляли до 35 процентов.

К началу XX века паломничество принимает массовый характер – порядка 12 тысяч человек в год. Проживание, питание, лечение паломников на русских подворьях в Палестине было бесплатно. Бывший ученик православной семинарии в Назарете, построенной Императорским Православным Палестинским обществом, писатель из Ливана Михаил Нуайме вспоминал о русских паломниках:

«Мы видели, как толпы их шли пешком в Назарет – сотни и тысячи, юноши и старики, бородатые и безбородые, мужчины и женщины; в основном это были крестьяне. Нам было интересно разглядывать их старинные костюмы и ветхую одежду. У каждого на плече или за спиной висел жестяной чайник, в руках длинные палки, на которые они опирались при ходьбе.

Мне нравилась в этих паломниках крайняя наивность, отражавшаяся на их лицах, и богобоязненность… трудно поверить, что страна, которая породила их, породила гениев, имена который повторяют во всём мире. Но может быть, она не породила бы этих гениев, если бы не породила этого народа… моё сердце сжималось всякий раз, когда я воображал себе этих паломников в их далёкой стране, как они работают, терпят лишения, отказывают себе в еде, питье, одежде, чтобы годами копить деньги для посещения Святой Земли». (6)

Первая мировая война надолго остановила нескончаемую череду паломников, которые, преодолевая сложности и опасности длительного пути, тянулись к Святой Земле на протяжении столетий. Возникает угроза потери храмов, монастырей, подворий и гостиниц для паломников из России, больниц и школ, которые возводились с середины XIX века усилиями многих православных людей на территории Палестины, входящей в состав Турции.

Будучи разделёнными со своей родной землёй многими тысячами километров, русские паломники считали себя частицей России, готовы была отозваться на нужды Отечества.

В Первой мировой войне Турция выступила на стороне Германии. Положение русских людей в Палестине обострилось, они оказались на территории враждебного государства. Императорское Палестинское Общество с согласия Российского генерального консула в августе 1914 года уведомило паломников, что оно снимает с себя заботу о них, и предложило выехать им в Россию.

Часть паломников отбыла с пароходами на Родину, часть осталась в Палестине, считая, что война скоро окончится победой России. В августе 1914 г. на итальянском пароходе отбыли последние 120 человек, желавших возвратиться на Родину, и они благополучно добрались домой. Выезд за границу был запрещён, и русские люди на Святой Земле лишились привычной поддержки из России.

Между тем над русскими учреждениями в Святой Земле стали сгущаться тучи. Отношение турецких чиновников стремительно ухудшилось. Уже давали почувствовать, что все русские, оказавшиеся на территории Турции, – представители враждующей стороны.

В декабре 1914 г. было получено распоряжение, по которому русскому мужскому населению, в том числе и духовным, монашествующим лицам – начальнику Русской Духовной миссии архимандриту Леониду (Сенцову) и его подопечным, приказывалось покинуть Палестину и выехать в Египет, в Александрию. В разряд лиц, которые должны уехать в Александрию, были включены и настоятельницы русских женских общин. Только простые монахини имели право остаться в обителях. Священный Синод в России не прекратил финансирование учреждений и школ в Палестине, но только сметные ассигнования теперь посылались в Александрию.

Отъезжая в Москву в начале марта 1917 г. из Александрии, сразу после получения по радиосвязи последних новостей из России о свержении императора Николая II, архимандрит Леонид (Сенцов) составил духовное завещание, как будто предчувствуя, что на Святую Землю он больше не возвратится. В завещании были отмечены всё имущество, земельные участки и недвижимость, приобретённые в Палестине за полвека работы Русской Духовной миссии.

Для избрания Патриарха в Русской Православной Церкви началась подготовка к Поместному Собору, который открылся в Москве в день Праздника Успения Божией Матери. На Соборе русскую духовную миссию в Иерусалиме представлял архимандрит Леонид (Сенцов). Архимандрит Леонид умер в Москве в 1918 году, совсем нестарым человеком, так и не увидев вновь Иерусалим.

Турецкие войска заняли помещения подворий Императорского Православного Палестинского общества. Бронзовый трёхметровый позолоченный крест над храмом св. Александра Невского вблизи храма Гроба Господня в Иерусалиме был турками снят и переплавлен для производства орудий.

Первая мировая война оставила глубокие следы и на Святой Земле. Этой почти неизвестной теме посвящены воспоминания, опубликованные под названием «Дневник Веры Беляевой», которые принадлежат монахине расположенного на вершине горы Елеон русского Спасо-Вознесенского монастыря, построенного при начальнике Русской Духовной миссии в Иерусалиме архимандрите Антонине (Капустине).

«…Господин комендант был очень добрый и вежливо обошёлся с сёстрами… После его посещения приехали к нам турки-солдаты и стали спрашивать коров, чтобы взять их, но это им не удалось: коров продали раньше… В Иерихоне, в русском саду водворились турки, завладели помещением и садом. Сестёр оттуда направили со сторожем на Елеон, а сами расположились там жить.

Деревья в саду ломали, ульи с пчёлами сожгли, фрукты обрывали для продажи, повредили всё и всё попортили в саду… Наконец, берут и всю русскую Палестину со всеми её подворьями и корпусами; выставили свои флаги.

Турецкое начальство потребовало от русских, чтобы всех переписать… Вскоре после переписи… турки объявляют, что через три дня всю Миссию отправят из Иерусалима… приказали всем по чину выходить из помещения… и всех их с сумками становили в ряды, к ним никого не допускали… подали фургоны и турки скоро-скоро начали толкать и дёргать наших отцов молитвенников духовных…

турки привезли на Елеон пушки, приказали сторожу отворить ворота и поставили громадные пушки… начальник пришёл к церкви… потребовал помещение для 15 человек солдат…

Четвёртого февраля были опять турки, подозрительно все осматривали и дерзко поступали с сёстрами, показывая у ноги подошву, они говорили, что воля теперь над нами ихняя и место наше – там… Мы и так скорбели и плакали, что не у кого исповедоваться и очистить свою душу…  в Горней обители пришли ночью воры прямо к настоятельнице в помещение, её же дома не было – уехала в плен. Бывшие же там три молоденькие сестры испугались, что у матушки в доме похищение, и побежали спасать вещи от грабежа, но две из них как увидели воров – испугались и успели убежать из дома, а третья – двадцати лет Александра, сказала ворам:

"Что вы забрались сюда воровать? Я донесу начальству. Я всех вас знаю". И в то же самое время они не дали ей выйти из дома и застрелили её… Сестры все выбежали на выстрел и, поражённые страшной катастрофой, кричали и плакали. На другой день нашли преступников и как должно осудили их. На третий день греки отпели убиенную послушницу Александру, и сестры с плачем похоронили павшую… приказали им всем перейти для жительства в Иерусалим в русские, пока ещё не занятые турками постройки на Палестине.

Горненские сёстры с тяжёлым прискорбием и горькими слезами оставили свою обитель и купленные с трудом свои кельи, чтобы не умереть преждевременно от рук убийц… Одна у нас теперь скорбь – кушать нечего, всё дорого, да и нет ничего…» (7)

С прекращением потока паломников из России, в связи с Первой мировой войной, русское монашество на Святой Земле, которое опекало построенные на пожертвования русских людей школы и больницы для арабских детей, испытало сильное оскудение средств. Начинается сбор пожертвований жителей России во всех храмах для помощи Святой Земле.

Поражение Турции, как и Германии, в Первой мировой войне отразилось на её границах. Разные географические области, принадлежавшие Османской империи, были от неё отторгнуты, по итогам войны, и некоторые из них переданы державам блока Антанты – Англии и Франции – победительницам Германии, как мандатные территории.

К концу войны вся Палестина оказалась оккупированной английскими войсками. По результатам Версальского договора, подписанного в октябре 1918 года, был определён передел богатств мира в пользу стран-победительниц в Первой мировой войне. По постановлению Лиги наций Мандат на Палестину получила Англия, которая образовала для управления страной так называемое мандатное правительство, а во главе всего административного аппарата был поставлен верховный комиссар, назначаемый из Лондона.

Англия стала хозяйкой в Палестине на протяжении будущих трёх десятилетий, до завершения Второй мировой войны. Франция, в числе прочих контрибуций, получила контроль над Ливаном со столицей и портом в Бейруте, нефтеносными землями древней Антиохии. (8)





Источники.

1 - With the Russian Pilgrims to Jerusalem. Londun. 1916; Воронцов Н. К. Порог Судных Врат. Александровское подворье. Императорское Православное Палестинское Общество. – Луганск, 2009. – С. 20.

2 - Воронцов Н. К. Порог Судных Врат. Александровское подворье. Императорское Православное Палестинское Общество. – Луганск, 2009. – С. 20. – 166 с.

3 - Русский религиозный публицист и философ Н. А. Бердяев, эмигрировавший после революции 1917 г. из России во Францию, рассуждал о демократии и ситуации начала 1920-х годов: «В России сейчас христиан сажают в тюрьмы, казнят и принуждают к материалистическому образу мышления. Во Франции, где никого не сажают в тюрьмы и не казнят за веру и мысли, где есть внешняя свобода, христианство внутренне гонимо… Господствующее общественное мнение утесняет церковь и веру, преследует её презрением и насмешкой. И так, по-видимому, во всем мире». (Дунаев М. Исполнение воли Творца // Православная беседа. № 1. – М.: Христианская литература, 2001. – С. 32; Бердяев Н. А. Современные записки. – № 36. – С. 433.)

4 -

5 - Дмитриевский А. А. Державные защитники и покровители Святой Земли и Августейшие паломники у Живоносного Гроба Господня. // Сообщения ИППО. – 1907. – Вып. 3–4. – С. 96.

6 - Нуайме М. Мои семьдесят лет. – М., 1980; Воронцов Н. К. Порог Судных Врат. Александровское подворье. Императорское Православное Палестинское Общество. – Луганск, 2009. – С. 53. – 166 с.

7 - Воронцов Н. К. Порог Судных Врат. Александровское подворье. Императорское Православное Палестинское Общество. – Луганск, 2009. – С. 59. 166 с.; Голос Православия. – Нью-Йорк, 1998–2000. – № 8, 9.

8 - Британские военные власти признали юридическое лицо Русской Православной Церкви Заграницей и входящую в её состав Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме. Миссия даже получала небольшую денежную субсидию для содержания своего штата служащих и части учреждений. В аренде у палестинского правительства и военных властей состояли Сергиевское, Мариинское, Елисаветинское подворья и больница в Иерусалиме, а также подворье в Назарете. Вынужденно и Миссия, и Православное Палестинское общество сократились в своём составе и оказалось в материальной зависимости от эксплуатации своего недвижимого имущества, а также пожертвований, присылаемых рассеянными по всему свету русскими эмигрантами. Британский указ об Управлении имуществом Палестинского Общества и учреждении Бюро Администраторов (Order in Council), подтверждающий право собственности Православного Палестинского Общества на владения в Святой Земле, был обнародован 28 апреля 1948 г. в Official gazette.



 


Рецензии
Очень интересно и познавательно. Я коснулся этой темы в очерке "По Израилю. Не съезжая с трассы". О русских на Святой земле (но в другом ракурсе) писал также в опусе "Русские и немцы в Палестине".
Успехов.

Геннадий Шлаин   14.11.2023 23:28     Заявить о нарушении