Турция, музей в дворце Топкапы

 
  Коллекция реликвий дворца составляет 65 000 экспонатов, но для туристов выставлено не более десятой их части, так как все просто негде разместить. На фото сам дворец Топкапы в миниатюре, вход в него находится в левом верхнем углу, Гарем - сверху по центру, а в первом дворе (слева) по периметру в комнатах как раз и выставлены экспонаты.

Эта коллекция экспонатов признана одной из 3 редчайших коллекций в мире вместе с коллекциями австрийского Габсбурга и знатных династий русских царей. Коллекция фарфора по редкости занимает 3 место в мире.
Большинство украшений и тронов императоров инкрустировано бриллиантами, рубинами, жемчугом, изумрудами и другими драгоценными камнями. Когда ходишь по этим 4-м залам, понимаешь, что ни в одном другом месте ты не видел такого богатства, тяжело даже представить стоимость всех этих драгоценностей. В камнях и золоте тут сделано абсолютно все: гребни, мечи, щиты, колчаны, драгоценные кинжалы,  нефритовые чаши и кальяны. Особый интерес представляют подсвечники из 46 кг серебра, украшенные тысячами бриллиантов, подаренные мусульманскими паломниками, они просто громадные, а также поражает золотая колыбель для новорожденных принцев.
В соседнем зале представлен престол Надир - шаха (персидского правителя в XVIII веке), украшенный тысячами изумрудов, рубинов, жемчуга и всемирно известный "Алмаз Кашикчи" ("Бриллиант ложечника") в 86 каратов.  В том же зале есть и "кинжал Топкапы", про него давным-давно был снят фильм, если не ошибаюсь французский. О был изготовлен в первой половине 18 века из золота, изумрудов и других драгоценных камней. На рукояти кинжала закреплен крупный восьмигранный изумруд, скрывающий миниатюрные часики английской работы. Изготовлен в дар персидскому шаху Надиру.
После его смерти был возвращен в султанский дворец. (фото из инета)
 Кинжал с изумрудами, омытый кровью неугодных султану, бриллиант, купленный за три деревянных ложки, осколок зуба Пророка Мухаммеда - бесценные сокровища из дворца Топкапы.
 Стены дворца Топкапы хранят множество тайн и историй. Вблизи главных ворот находится фонтан палача. Именно в нем омывали свои руки и секиры придворные палачи. А в самом дворце есть длинная труба, по которой, под покровом ночи, в Босфор сбрасывали неверных наложниц султана.
Сокровища, хранящиеся во дворце, тоже наполнены историями
Золотой трон, падишахов- поистине можно назвать произведением искусства. Выполненный из темных пород дерева он был отделан золотом, бриллиантами и изумрудами. Золотой трон падишахов был отправлен турецкому султану в качестве подарка от персидского правителя Надир-шаха.
В ответ на подарок персидского правителя Махмуд I велел изготовить кинжал.
Ножны и рукоять кинжала отлиты из чистого золота.
Кинжал инкрустирован четырьмя крупными изумрудами в бриллиантовой оправе.
В рукояти оружия установлены часы.
Однако Надир-шах не успел принять подарок турецкого султана.
Ещё до передачи подарка во дворец, персидский правитель скоропостижно скончался. Кинжал был возвращен в Топкапы.
Считается, что львиная доля убийств неугодных султану людей, под покровом ночи совершалась именно этим кинжалом.
Интересна коллекция кафтанов, принадлежащих султанам Мехмеду II, Сулейману I, Осману II, и Абдул-Азизу вместе с шелковыми коврами для молитвы и одеждой.

С начала 16-го века кафтанами и другой одеждой султанов ведали работники личных покоев падишаха. Уход за кафтанами и дорогостоящими материями, а также их проветривание проводились под руководством главного казначея. Османские султаны придавали огромное значение одежде и носили кафтаны, пошитые из дорогостоящих тканей. Это их стремление к качеству носимых ими одеяний способствовало развитию ткачества. Ткани для одежды обитателей дворца, а также для изготовления штор и обивки мебели разрабатывались в специальных дворцовых мастерских художниками по ткани, а уже затем наступала стадия их изготовления. Когда эти мастерские не справлялись с объёмом работ, заказы размещались в других мастерских Стамбула и Бурсы. Шёлковые ткани находились под контролем государства, причём внимание уделялось как числу нитей в основе ткани, так и выбору красок – то есть не ускользала ни одна деталь процесса изготовления материи.
Коллекция кафтанов дворцового комплекса Топкапы насчитывает около 1550 экспонатов. Начало этой коллекции было положено благодаря тому, что одежда скончавшихся султанов хранилась казначейством. Существовала такая традиция – помещать в усыпальницы султана и высокопоставленных государственных чинов и религиозных деятелей их личные вещи. Они-то и пополняли дворцовую коллекцию.

Коран Османа, борода Пророка и другие реликвии ислама:
Очень высоко ценились автографы пророка. Порою, они столетиями хранились в семьях, ведших свою родословную от современников пророка, с которым они находились в каких-либо контактах и получили от него документ на владение теми или иными землями. Однако самой великой ценностью в мусульманском мире, обладать которой стремились все верующие, считались волосы из бороды или с головы пророка. В странах ислама этих волос насчитывается столь большое количество, что потребовалось специальное богословское обоснование такого явления. Оно не замедлило появиться:
 Оказывается, волосы пророка сами по себе удлиняются и размножаются, так что из одного волоса может появиться множество новых, и это вовсе не чудо, а совершенно естественное явление, ибо божественное существование пророка вовсе не закончилось с его смертью, а продолжает проявлять себя самым разнообразным,
в том числе и таким, образом. Волосы использовались в качестве амулетов, многие владельцы таких амулетов просили после смерти положить их себе на глаза, веря
в присущую им чудотворную силу не только в «этой» жизни, но и в «той».
 В г. Конья, бывшей столице первого государства турок-сельджуков — Иконийского султаната, ныне центре одноименного вилайета в Турции, в мечети Мевланы и сейчас хранится реликвия, в подлинности которой не сомневается ни один мусульманин,— борода пророка. Она заперта в ларце, стоящем за стеклянной витриной. Говорят, что еще сравнительно недавно из ларца высовывался  клок седых  волос.  Потом его  запрятали  в  ларец, опасаясь действия «исходящей от него» магической силы.
 
Музей Топкапы в Стамбуле, бывшая резиденция турецких султанов, может похвастаться совершенно уникальным экспонатом — мумифицированной человеческой рукой, оправленной в серебро, выдаваемой за «руку пророка Мухаммеда» '.
Верующие благоговейно умолкают при виде такой реликвии, неверующие равнодушно проходят мимо, и никто из них не задумывается над тем фактом, что в свое время тело пророка было погребено со всеми руками и ногами при большом стечении народа.
Ничуть не менее волос пророка популярны зубы Увейса аль Карани, полуисторической-полулегендарной личности, почитаемой в качестве святого во многих мусульманских странах — от Малой Азии до Кашгара и от Северной Индии до евразийских степей. Правда, известен он в них под разными именами: Увейс Карани, Вайс Карани, казахи называют его Ойсыл-кара, туркмены — Вейис-баба, а узбеки Хорезма — Султан-бобо. Неизвестно, был ли он сподвижником Мухаммеда или просто благочестивым пастухом, но легенды гласят, что Омар и Али вручили ему подарки пророка (плащ и колпак) за его выдающиеся заслуги. А заслуг у него было немало. Например, бродил он босой и голый, едва прикрытый паласом, громко читал молитвы и выкрикивал: «Ху! Ху!» (это одно из имен Аллаха). Он просил бога отпустить всех грешников, чтобы самому наставить их на путь истинный, и бил себя камнем по голове до тех пор, пока бог не согласился. Но главная его заслуга следующая: узнав, что Мухаммеду в битве с врагами выбили камнем один зуб, Увейс аль Карани решил тоже лишить себя зуба, однако, не зная, какой именно зуб потерял пророк, он выбил у себя все тридцать два.
 
Как сообщает советский этнограф Г. П. Снесарев своей   книге   «Хорезмские   легенды   как   источник   истории религиозных культов Средней Азии», хорезмийцы считают,  что это событие произошло как раз на их земле,   и   в   память   о   нем   показывают   груду   камней, увенчанную   шестами  с  привязанными   к  ним  по  обету узкими полосками тканей. На самом деле это сооружение не что иное, как древнее языческое святилище.
Такие же  святилища   расположены  в  районах   Центральной   и Средней Азии   и   Южной  Сибири  с  глубокой  доисламской древности.
 
Зубы Увейса аль Карани «разбрелись» по всему мусульманскому миру, заняв в списке святых реликвий одно из почетных мест. С ними связано следующее поверье: якобы в память именно о них созданы мусульманские четки, в которых насчитывается 33 или 99 зерен. Число 33 — это 32 зуба святого плюс один зуб пророка, а 99 — это 33, умноженные на 3. Насчет происхождения четок в исламе есть и другие мнения, но культу зубов Увейса аль Карани эта версия весьма помогает.
Любопытно, что отношение к подобным реликвиям на протяжении 4 веков существования ислама постепенно менялось. Если сначала их рассматривали как вид амулетов, находящихся в пользовании частных лиц, то со временем их назначение и осмысление приняло иной характер.
Во-первых, обладание реликвиями пророка стало рассматриваться как один из доводов в пользу присвоения сана халифа.
Во-вторых, если поначалу их хранили в частных домах, то со временем, когда они сделались составной частью мусульманского культа, местом их хранения стали мечети. И хотя, по мнению ряда мусульманских богословов, это противоречит «духу сунны», согласно которому все реликвии должны быть погребены вместе с теми, чьей принадлежностью они являлись, культ реликвий постепенно набирал силу.
 
Сосредоточение в одной мечети нескольких реликвий сразу резко увеличивало в глазах верующих «богоугодность» такой мечети, что, в свою очередь, немедленно сказывалось на росте ее богатства и политического влияния.
Так, в опубликованном каталоге реликвий, хранящихся в бывшей падишахской мечети государства Великих Моголов в Лахоре (ныне Пакистан), насчитывается 28 предметов: семь принадлежали самому пророку, три — зятю пророка Али, две — дочери пророка Фатиме, пять — внуку пророка Хусейну и т. д. Считается, что часть этих предметов была вывезена Тимуром после взятия Дамаска, а часть — подарена султаном Баязидом потомку Тимура Бабуру. После падения династии Великих Моголов в Индии они оказались сначала в частном владении, а во второй половине XIX в. разными путями попали в Лахорскую мечеть.
 
Случилось и небольшое «чудо» (можно даже сказать «дежурное чудо», которое имеет место в истории почти всех достаточно известных реликвий). Во время большого пожара сгорело все, кроме здания, в котором хранились реликвии.
 
Впрочем, исторический опыт, как явствует из вышеизложенного, показывает, что порой даже если реликвия сгорает или теряется где-то во тьме веков, то интерес к ней отнюдь не ослабевает, а разгорается с новой силой. И если даже реликвия заведомо является копией, подобное обстоятельство отнюдь не снижает ореола ее святости в глазах верующих. Это относится к реликвиям всех религий и очень ярко видно на примере реликвий ислама.
К наиболее интересным экспонатам  следует отнести  предметы оружия, изготовленные в дар падишахам или же выполненные по их личному заказу. Сабли, принадлежавшие Мехмету Фитиху (Завоевателю), Баязиду II, Селиму I Явузу (Грозному), Сулейману I Кануни (Законодателю) и др. — имеют изящное исполнение и богатый декор.

Есть еще в Топкапы зал Саадет, заходя в него, сразу слышишь молитвы (или как это у мусульман называется), сидит дядечка в отдельной комнатке с книжкой и распевает в микрофон. А мусульмане ходят по комнатам как по лабиринту (для нас неинтересно). В другом зале в золотой витрине хранятся персональные святые реликвии пророка Мухаммеда - золотой меч, лук, пучок волос из бороды, отпечаток ступни, серебряный трон пророка. Также выставлены мечи первых четырех халифов, ключ от ворот Каабы в Мекке.

В общем, в Топкапы есть на что посмотреть! Там можно ходить часа два минимум, если осматривать все помещения, экспонаты и зайти в Гарем.


День 1 ноября 1922 года ознаменовался упразднением султаната и началом новой эры для Турции. Более столетнее существование султаната и Османской империи завершилось, а на смену им пришла Турецкая республика. Один из последних султанов, Мехмед VI, был вынужден покинуть свою родину, оставив своих жён в гареме Ферие, их новом временном месте проживания.

Мехмед VI был последним султаном Османской империи, и события тех дней несли в себе огромное значение. По легенде, он тайно покинул страну через 17 дней после упразднения султаната, оставив жен в собственном дворце. Остается загадкой, знали ли его четыре жены о решении мужа покинуть их. Источники разнятся в этом вопросе. Однако вместе с ним уехала его первая жена Эмине Маршания. Остальные узнали об уходе мужа только 17 ноября, и к моменту, когда это произошло, уже не имели возможности попрощаться с ним. Они наблюдали за его отъездом из окна.
После того, как правительство узнало об уходе бывшего султана, возник вопрос о судьбе его гарема. Гарем состоял не только из жен султана, но и из слуг и придворных дам. Решено было переселить их в дворец Ферие, однако условия их нового жилья были шокирующими. На протяжении долгих лет они привыкали к роскоши, но теперь они оказались в скромном жилище с минимумом мебели. К примеру, в комнате главной жены была только кровать и одинокая табуретка.
Содержать гарем решено было на деньги из казны, но из-за интриг управляющей дворцом им почти ничего не доставалось. Женщины вынуждены были продавать свои украшения и тратить личные сбережения на выживание. Спустя всего две недели после их прибытия во дворец Ферие, свиту всех бывших султанш (всего 60 человек) решили распустить, так как не хватало средств на их содержание.
С имуществом семьи Мехмеда VI творился полный хаос. Например, дворец шехзаде Мехмеда Сейфеддина-эфенди, соседний с Ферие, был разграблен при поддержке полиции. В тот же день вооруженные люди ворвались во дворец Ферие и унесли всё, кроме того, что было надето на женщинах.
Женщины в Ферие были заключены внутри дворца и окружены полицейскими. Они могли общаться с внешним миром только через тайные письма, которые переносили редкие гости. В этой изоляции они провели множество месяцев.
В 1924 году, вместе с членами семей других османских султанов, жены Мехмеда VI были выдворены из страны. Вторая жена султана Синие Инширах попала в Каир, где покончила с собой. Третья и пятая жены Шадие Мюведдет и Немет Невзад пытались воссоединиться с мужем в Италии, в Сан-Ремо, где он жил после ухода из Турции в 1922 году. Однако их снова ждало разлучение, когда Мехмед VI скончался в 1926 году в возрасте 65 лет. Обе попытались начать новую жизнь в следующих браках, но в итоге вернулись в Турцию, где жили до конца своих дней. Четвертой жене Айше Лейла Невваре, можно сказать, повезло больше других. Ведь султан еще до распада империи выгнал ее из дворца, так как она не могла родить ему ребенка. В итоге женщина всю жизнь жила в Стамбуле. Все имущество, нажитое в гареме, за исключением личных вещей, было отобрано. Их дети вынуждены были начать новую жизнь в других странах, и это была жизнь в бедности.
Судьба жён Мехмеда VI и гарема Ферие остается горькой страницей в истории Османской империи и периода ее упадка. Эти женщины, оставшиеся без своего статуса и роскоши, должны были справиться с тяжелыми вызовами новой эпохи, их судьба стала символом перемен, которые потрясли Турцию в начале 20-го века.


Рецензии