1. Александровская колонна

Предыдущая страница  http://proza.ru/2023/10/28/1756

В Петербурге на Дворцовой площади вот уже почти 200 лет живёт ангел. Он обитает на высокой колонне, которая называется Александровской. Может быть, ночью он и слетает вниз, на розовый гранит брусчатки, но днём его можно увидеть, если только сильно запрокинуть голову. А он смотрит вниз на проходящих по площади людей, осеняет их крестом и вспоминает прошлое. 

На этом месте в середине 1760-х годов предусматривалась установка памятника Петру I по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли. Но осуществить этот замысел Растрелли не смог: в это время он был отстранён от дел Екатериной II. 
Рабочие успели лишь укрепить грунт.

Такое же намерение было у архитектора Карла Росси в 1819 году, когда он проектировал здание Главного штаба. Одновременно Росси разрабатывал и проект благоустройства всей прилегающей к нему территории. Центр Дворцовой площади зодчий планировал украсить большим обелиском. Этот проект также не был реализован.

Свой современный вид Дворцовая площадь обрела в 1810-е - 1840-е годы. В создании архитектурного ансамбля принимали участие такие зодчие, как Карл Росси, Александр Брюллов и Огюст Монферран. Руководил работами выдающийся инженер Августин де Бетанкур.

Дворцовая площадь вдвое больше Красной площади в Москве и включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Её размеры составляют около 5,4 га. 

Ещё при царствовании Александра I появилась идея поставить в Петербурге памятник в честь победы России над Наполеоном. Сенат предлагал создать монумент, который прославит русского императора, возглавлявшего страну. 

Из постановления Сената:

"Воздвигнуть в престольном граде памятник с надписью: Александру Благословленному, Императору Всероссийскому, Великодержавному Держав Восстановителю от признательныя России"

Александр I эту идею не поддержал:

"Изъявляя совершенную мою признательность, убеждаю государственные сословия оставить оное без всякого исполнения. Да соорудится мне памятник в чувствах моих к вам! Да благословит меня в сердцах своих народ мой, как я в сердце моём благословляю оный! Да благоденствует Россия, и да будет надо мною и над нею благословение Божие".

Спустя годы памятник Александру I с фигурой ангела предложил воздвигнуть Фридрих Вильгельм IV, старший брат русской императрицы Александры Фёдоровны во время своего пребывания в Петербурге. Всем было известно семейное прозвище Александра I - "наш Ангел".

Открытый конкурс на создание монумента был официально объявлен от имени императора Николая I в 1829 году в память о "незабвенном брате". Огюст Монферран откликнулся на этот конкурс проектом грандиозного гранитного обелиска. Он понимал, что учитывая размеры площади, скульптурный монумент просто потеряется в её ансамбле и представил эскиз проекта гранитного обелиска, подобного древнеегипетским, на гранитном цоколе.

При этом Монферран разработал сразу несколько проектов пьедестала памятника. На одном из эскизов он предлагал украсить пьедестал барельефами работы медальера графа Фёдора Толстого, которые иллюстрировали события Отечественной войны 1812 года, и фигурой всадника, впереди которого летит двуглавый орел, а позади - богиня Победы. На другом эскизе он изобразил фигуры слонов, поддерживающих обелиск.

Однако эти идеи Николай I отверг, а Монферрану было велено рассматривать колонну в качестве наиболее подходящей формы памятника. 

Второй проект, который впоследствии и был реализован, заключался в установке колонны, высотой превышающей Вандомскую колонну (воздвигнутую в честь побед Наполеона в Париже). В качестве источника вдохновения Монферрану была предложена Колонна Траяна в Риме. 

Новая колонна стала лишь лёгким видоизменением идей предшественников. Монферран отказался от использования барельефов, спирально обвивающих стержень античной колонны Траяна, так как, по его убеждению, современные ему художники не смогли бы соперничать с древними мастерами.

Он остановился на варианте колонны с гладким стержнем из гигантского полированного монолита из розового гранита высотой 25,6 метров. Нижний диаметр колонны - 3,66 метров, а верхний - 3,19 метров. Пьедестал и базу он скопировал почти без изменений с колонны Траяна.

Вместе с пьедесталом и венчающей скульптурой высота монумента составила 47,5 метров - выше всех существующих монолитных колонн. В новом виде 24 сентября 1829 года проект без скульптурного завершения был утверждён императором. Спустя несколько дней Монферран был назначен строителем колонны.

Строительство велось с 1829 по 1834 год.

Продолжение http://proza.ru/2023/11/16/1579

Иллюстрация: Дворцовая площадь в Петербурге


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.