Как лётчик Маврикий Слепнёв спасал челюскинцев
Полная драматизма история экспедиции на пароходе «Семён Челюскин» и её спасения стала одним из главных символов тридцатых годов прошлого столетия. Весь мир, не отрываясь, следил за эпопеей советских покорителей Севера. В те дни английская газета «Дейли Геральд» печатала на своих страницах такие комментарии: «История об этом - одна из величайших среди историй о героизме и выносливости, которыми так богата история полярных исследований. Радио и авиация сделали их спасение возможным. Но радио и авиация не смогли бы помочь без знаний и доблести летчиков. Весь мир отдает дань этим доблестным русским».
Выпускник Гатчинской лётной школы, участник Первой Мировой войны, Маврикий Трофимович Слепнёв к началу эвакуации челюскинцев уже был опытным полярным летчиком. К операции по спасению челюскинцев с февраля 1934 года Маврикий Трофимович Слепнёв приступил в должности командира Авиационного отряда научно-исследовательского института Гражданского воздушного флота СССР.
В марте 1964 года Маврикий Трофимович вспоминал о подготовке операции по спасению челюскинцев: «В одну из ночей я был вызван в Кремль к Валериану Владимировичу Куйбышеву. Прибыв в правительственное здание, увидел, что там много народу, и накурено, и чай пьют, и бутерброды кушают. Оказалось, что Валериан Владимирович собрал различных специалистов, которые могли бы дать советы каким образом нужно организовывать спасение челюскинцев. Тут были и дирижаблисты, лётчики, моряки, полярники, охотоведы, специалисты по езде на собаках и так далее. В цикле различных обсуждений и представлений выяснилось, что будет использоваться главным образом авиация. Тут нужно всем помнить, что в то время последний бензин был на Камчатке, а до Чукотки ещё две тысячи километров (по расстоянию к месту спасательной операции в Море Лаптевых – прим. автора) и нужно всем помнить, что 30 лет тому назад самолёты летали хорошо если километров на пятьсот, а не на какие-нибудь десятки тысяч по дальности. Поэтому был утверждён проект, который я предлагал: для того, чтобы добраться до Чукотского полуострова, нужно провести полёт – поездку – проплыв вокруг Света.
И, таким образом, я, второй лётчик был назначен Леваневский (Сигизмунд Леваневский потерпит аварию, но его разыщут и спасут - прим. автора), и начальником над нами был назначен известный лётчик, полярник, авторитет в полярном мире, Георгий Алексеевич Ушаков.
Из Москвы мы добирались до Аляски очень сложно: мы летели на самолёте Москва - Великие Луки – Ковно – Кёнигсберг – Берлин, потом перелетели в Голландию, потом перелетели в Англию, там сели на корабль "Олимпия", на громадном корабле переплыли через океан, прибыли в Нью-Йорк, и там узнали, что... Ляпидевский снял женщин и детей! (экипаж летчика Анатолия Васильевича Ляпидевского в составе: второго лётчика Е.М. Конкина, штурмана Л.В. Петрова и бортмеханика М.А. Руковского, на переделанном двухмоторном восемнадцатиметровом военном бомбардировщике АНТ – 4, без аэронавигационных приборов и радиосвязи, в сорокаградусный мороз совершил двадцать девять неудачных попыток обнаружить челюскинцев, прежде чем, уже в тридцатом полете взял на борт из лагеря на льдине всех женщин и детей в количестве 12-ти человек и переправил их в ближайшее поселение 5 марта 1934 года – прим. автора).».
Лётчик Василий Сергеевич Молоков снял со льдины наибольшее количество людей - 39 человек, в том числе и больного О.Ю. Шмидта. Благодарные спасенные полярники тепло и по-родственному называли Молокова «Дядей Васей».
Василий Сергеевич Молоков в марте 1964 года вспоминал: «4 апреля наконец достигли Уэллена. Сюда уже прибыл летчик М.Т. Слепнёв на американском самолете "Флейстер"… В Ванкареме ожидали также пробивающихся через Анадырский хребет Водопьянова и Доронина. Галышев, к сожалению, отстал так как у его самолета отказал мотор… (Михаил Васильевич Водопьянов, вместе с летчиками В. Галышевым и И. Дорониным, совершил перелёт длиной почти 6000 километров из Хабаровска в Ванкарем на самолёте Р-5, без штурмана, без радиста, через моря и горы по неизведанной и тяжёлой трассе. Из Анадыря Водопьянов трижды летал к потерпевшим кораблекрушение челюскинцам и вывез 10 членов экспедиции - прим. автора).
Мы с Каманиным (В феврале 1934 года старший лейтенант Николай Петрович Каманин был назначен командиром смешанного отряда самолётов – пяти двухместных военных бомбардировщиков для спасения экипажа и пассажиров парохода «Семён Челюскин» - прим. автора) решили сразу же лететь в лагерь Шмидта, куда несколькими часами ранее отправились Слепнёв с Ушаковым... При первой посадке на ледовом аэродроме тяжелый "Флейстер" Слепнёва наскочил на торосы и остался в лагере на небольшой ремонт. А мы с Каманиным 7 апреля увезли в Ванкарем пять человек: я - трех, он - двух...». Потом за один рейс и Слепнёв вывез со льдины пять человек. Позже он перевёз эвакуированного больного О.Ю. Шмидта на лечение в США.
Далее Слепнёв вспоминает: По окончании операции «…все мы, кто спасал и кого спасали, были собраны на корабли "Смоленск", "Красин". Пришли в Петропавловск на Камчатку, пересели на один корабль, приплыли во Владивосток. Началась, так называемая "Дорога цветов". Мы шли через всю Сибирь, встречаемые громадным количеством людей, на всех станциях, городах, маленьких площадках и просто по дороге везде были люди. Отто Юрьевич, вернувшийся уже с этой стороны Света, выехал нас встречать в Ярославль, где мы уже вместе, в одном поезде прибыли в Москву.».
19 июня 1934 года их восторженно встречали с салютом на Белорусском вокзале в Москве. Лётчиков и полярников посадили в лимузины с открытым верхом и провезли через центр Москвы, осыпая листовкам с надписью: «Гордимся вашей победой!» и, конечно, цветами.
Слепнёв Маврикий Трофимович (1896 - 1965 гг.). Выпускник Гатчинской лётной школы, участник Первой Мировой войны. В 1923 году окончил Высшую школу военных лётчиков и с 1925 года осваивал воздушные пути в Средней Азии, на Дальнем Востоке и в Арктике.
С 1935 года он командир подразделений дирижаблей. В 1936 окончил Военно-воздушную инженерную академию. С 1939 года Слепнёв начальник Академии Гражданского воздушного флота СССР.
В годы Великой Отечественной войны, в 1941-1942 годах, Слепнёв был заместителем командира авиационной бригады ВВС Черноморского флота. Затем работал в Главном управлении ВВС ВМФ, в Главном штабе ВМФ.
Поэтесса Марина Цветаева в октябре 1934 года посвятила челюскинцам такие проникновенные строки:
Челюскинцы! Звук —
Как сжатые челюсти.
Мороз из них прет,
Медведь из них щерится.
И впрямь челюстьми
— На славу всемирную —
Из льдин челюстей
Товарищей вырвали! ..
Сегодня — смеюсь!
Сегодня — да здравствует
Советский Союз!
За вас каждым мускулом
Держусь — и горжусь:
Челюскинцы — русские!
Продолжение следует...
Владлен Дорофеев
Свидетельство о публикации №223111400019