Пушкин Натали. Данте Беатриче

Влюбиться — значит создать религию, чей Бог может ошибаться. Хулио Луис Борхес

(1)
 Пушкин и Мадонна-женка

Пушкин влюбился в Наталью Гончарову. Из этой любви он сотворил или даже слепил личную религию. Любовь к красавице Натали исходно получила религиозное обоснование в гимне Мадонна. Поэт уверял всех и себя – она (красавица) ниспослана ему Небесами. Красота для поэта – избранника и любимца олимпийских богов. Таков порядок религиозных вещей.
Жизнь среди приматов-адамитов все расставила по своим местам. Уже через полтора года после брака Пушкин стал изнывать и скулить от кокетства мадонны с Ним – Царем и полновластным феодалом. Он даже описал ей притчи о Кузьме, Фоме и «женской селедке», о кобелях возле текущей сучки, о кавалергардах и котильонных принцах. Он бросил незавершенным роман О Жене и Тане, оставив ее в странной концовке в плену обета верной жены. Натали легко без сопротивления дала себя увлечь ловким кавалергардом. Её не в чем по сути винить: она имела право и должна была когда-то полюбить рангового для нее самца.
Мадонна в итоге земных кругов ада жития Поэта была опущена им до женки и бой-бабы …
Из-за бестолковости и равнодушия к мужу Натали довела его до барьера в сумрачной роще за Черной речкой

(2)
Дуранте и Беатриче

Теолог А. Дуранте под псевдонимом Данте написал одну из лучших книг христианского мира о Любви = La Comedia, которую затем редакторы-издатели назвали Divina – Божественной. Божественна она не потому, что ее поэтика восхитительна, а потому что Данте дал пример обожения любви  по канонам христианского культа
Для того, чтобы  вылечить свою душу от безответной и суеверной любви к Беатриче де Фолько Портинари вышедшей замуж за Барди и умершей в 24 года. В реальной жизни Беатриче один раз не поздоровалась с Данте, раз просто оттолкнула и раз посмеялась над ним столь недопустимо откровенно влюбленным. Так он  был унижен обожаемой …
Данте решил увидеть возлюбленную в ином мире обители душ и испытать свое чувство, которое он возвел в религиозный культ,  превратив его в манию (по Платону). Для этого он, пройдя с гидом Вергилием все круги Ада,  утром 13 апреля 1300 г. в предпоследний день путешествия вступил в Земной Рай, увенчавший гору Чистилища.

Вот как кратко описывает сцену встречи Поэта с Беатриче  Х.Борхес в своем «Девять эссе о Данте»:
<<<
Он видел временный и вечный огонь, прошел сквозь стену пламени, воля его свободна и верна. Вергилий увенчал его короной и митрой. По тропинкам древнего сада он пришел к реке, прозрачней всех рек, хотя из-за деревьев ее не озаряют ни луна, ни солнце. Воздух доносит музыку и на другом берегу приближается загадочная процессия. 24 старца в белых одеждах и 4 шестикрылых зверя, чьи крылья усеяны глазами, предшествуют триумфальной колеснице, которую влечет грифон; справа от колесницы пляшут три женщины, одна — такая рыжая, что кажется огненной; слева — четверо женщин в пурпуре, у одной — три глаза. Колесница останавливается и появляется женщина в платье цвета пламени. Не видя еще лица, Данте понял по смятению чувств и волнению крови, что это Беатриче. На пороге Рая почувствовал любовь, которая столько раз пронизывала его во Флоренции.
Беатриче повелительно называет его по имени. Говорит, что оплакивать следует не уход Вергилия, а собственную вину. С иронией спрашивает, как это он снизошел явиться в обитель блаженных. В воздухе полно ангелов — Беатриче беспощадно перечисляет им заблуждения Данте. Говорит, что напрасно посылала ему сны, он так низко пал, что спасти его можно было, только показав муки грешников. Данте пристыженно потупил глаза, что-то лепетал и плакал; сказочные существа слушали; Беатриче требовала публично покаяться... Такова, в плохой прозе, жалостная сцена встречи с Беатриче в Раю. Теофил Сперри («Einfuhning in die Gottliche Komodie  замечает: «Без сомнения, Данте сам ожидал другого приема. Ничто в предыдущих песнях не намекает, что здесь поэт испытает величайшее унижение в жизни».
>>>
Это же надо … Пройти такие испытания среди коллекции пыток и мук грешников  чтобы столкнуться с новым унижением.
<<<
Когда Беатриче умерла, Данте потерял ее навсегда и, чтоб уменьшить свою печаль, хотел встретить любимую в воображении; по-моему, он воздвиг тройной храм своей поэмы, чтобы туда вставить эту встречу. Но, как обычно, сновидение омрачилось горестными помехами. Так случилось и с Данте. Он грезил об утраченной навсегда, но Беатриче приснилась ему непреклонной, недоступной, в колеснице, влекомой львом — орлом, становившимся под взглядом Беатриче то полностью львом, то полностью орлом. Подобные вещи могут предвещать кошмар; он и происходит в следующей песне. Беатриче исчезает, орел, лиса и дракон нападают на колесницу, колеса и ось покрываются перьями, у колесницы вырастает семь голов, гигант и блудница занимают место Беатриче...
Франческо де Санктис («История итальянской литературы», VII) так толкует это место: «Когда Беатриче удалилась, Данте не жалуется: все земное в нем перегорело и разрушено».
Верно, если думать о цели поэта; ошибочно — если считаться с его чувствами.
>>>

До того как исчезнуть из сна  Данте видит символическую сцену ужаса:
блудница занимают место Беатриче в колеснице
Это красота обернулась безобразием
Так закончилась поэма  о «туманных символах счастья, недоступного поэтам»
Так закончилась жизнь поэта Ленского, убитого в январе из-за (не)верности невесты
Так закончилась жизнь поэта Пушкина из-за сомнительного поведения женки

***
Итог:
Пушкин  за свое заблуждение = религию-любовь к Натали – получил пулю от ее любимого
Данте за то же самое – публичное презрение и унижение от Беатриче. Хоть и во сне божественной комедии


Рецензии