Пятый угол, часть 2

2

Продолжение разговора о злополучном «угле» случилось спустя время... Уже багрянец и желтизна красили деревья. В воздухе там и здесь засеребрились паутинки, лодочки для маленьких паучков, что плывут по воздушной стихии в поисках необжитых ими краёв. Ещё тепло, красиво, поэтично и немного грустно... Эта красота осеннего дня предвестник скорого ненастья. Скоро поднимется ветер, нанесёт дождь, листья опадут, станет промозгло, сыро, неприветливо... А пока можно любоваться, вбирать в себя прелесть ранней осени и смотреть на закат солнца... Оно заходит за лесополосой и на мгновение зависает над водоёмом. Блеснёт отражением в воде, загорится в последнем свете и скатится за горизонт. Вид открывается прекрасный. Заход ещё долго алеет и подкрашивает облака, что стайкой скучились близ края земли. От неё, нагретой за день солнцем, поднимается тепло. Эти последние тёплые деньки собираешь в память, смотришь не насмотришься!.. Так и замираешь перед угасанием дня...

Горсад, куда мы приехали с Алексеем ещё недавно стоял запущенный, заросший беспорядочно деревьями, кустарником, теперь оживает. Пролегли аллеи, насажены деревья, через неглубокие канавки брошены арочные мостики, которые создают своеобразный порядок и благоустроенность. Детям особенно нравятся, по мостикам бегают, слышится их восторженный звонкий писк... На моей памяти долго стоял сад неухоженным, но нашёлся человек неравнодушный и запустил проект возрождения...

На берегу есть холмик, на нём скамья... Любимое место наблюдать заход солнца, всё видно и прохлада от воды ещё не касается отдыхающих. Мы присели... Поговорив недолго о пустяках, Алексей спросил меня.

 — Ты знаешь, что такое триггер?[1]
— Конечно! — кивнул я.

— Так вот, для мужика есть ситуации, которые срабатывают благодаря такому триггеру. Конечно, он срабатывает, если есть предрасположенность. За редким исключением, мужчина спивается из-за обиды на женщину, а если у него сила воли слабенькая – значит беда... Заметь, я часто стараюсь упомянуть о силе воли, мы о ней ещё поговорим, это важно... У меня так было, что поскандалив с женой, мне почему-то хотелось «нажраться». Понимаю..., это слабость, но было. Так вот частые недоразумения в семье, мужика подтачивают и он старается «забыться» на время... И коль зачастит с «забытьём», так и скатится по наклонной, обвиняя всех вокруг и подряд. Почему? Видимо так устроен. Здесь образуется замкнутый круг, обидевшись расслабляется, расслабившись получает новую порцию недовольства от своей половины. И таких примеров тьма по жизни. Сначала незаметно жизнь начинает клонится, наклонная всё круче, скатывание по ней всё легче и быстрее...

Но вернёмся к триггеру, хотя этот технический термин не совсем уместен, тем не менее становится понятно многое и коротко в изложении. Женщина часто служит триггером, у неё удивительное качество, возрождать мужчину и с таким же успехом уничтожать... Да уничтожать!.. Причём совсем не желая этого делать. Нет, есть конечно случаи и умышленные, но я не о них говорю. Я о том, что живя с женщиной, ты волей и неволей постепенно попадаешь под её влияние, если между ней и тобой есть чувства и ты дорожишь семьёй. Здесь первенство женщины почти во всех случаях предопределено. Был модным стишок на эту тему, если помнишь?

О, как нам часто кажется в душе,
Что мы, мужчины, властвуем, решаем.
Нет! Только тех мы женщин выбираем,
Которые нас выбрали уже.[2]

Мне рассказывал один мой знакомый, в подчинении которого находилась не одна сотня мужчин, которые беспрекословно ему повиновались на его предприятии, так вот он жаловался: «Не поверишь, меня побаиваются мужики, стоит только бровью пошевелить уже знают, что делать, а домой прихожу мною командует женщина, моя жена... Боюсь её, как огня...».

— Знакомое четверостишие, когда-то в студенческие годы бравировал им, девочкам нравилось... Мне бы хотелось бы возразить в защиту мужиков. Как так? да быть не может! однако соглашусь, даже оптинский старец[3] указывал на влияние женщины. Читал об этом у философа Уранова. На вопросы своего друга в письмах он писал: «... Если она чего-то желает от Вас, у Вас появляется сила осуществить её желание, если она не хочет, чтобы Вы поступили так, как Вам хочется — у Вас пропадает всякое желание поступить так, как Вы хотели, и даже, если Вы убеждены, что должны поступить так, как хотели, то на такой поступок не хватит сил...».[4] И в своей семье наблюдал влияние, чувствовал его, противился ему, что неминуемо приводило к ссорам и скандалам... Потом жизнь подсказала, где надо отстаивать своё, а где просто улыбнуться, зачем копья ломать, но осознано подчинится и знать почему... Есть удивительное свойство у женщин, она моментально занимает ту позицию, которою мужчины оставляют... Нет нейтральной территории, тут же прибирается к рукам.

— Слышали бы тебя женщины, досталось бы тебе, им главное возразить, даже если ты прав. И от мужчин не жди одобрения... А слова, хорошие, правильные, — приятель улыбнулся, — Ну здесь мы можем поупражняться... Я в запасе тоже имею немало высказываний, блесну словами Гоголя: «Душа жены - хранительный талисман для мужа, оберегающий его от нравственной заразы; она есть сила, удерживающая его на прямой дороге, и проводник, возвращающий его с кривой на прямую; и наоборот, душа жены может быть его злом и погубить его навеки...».[5]

— Знаешь, я видел немало мужиков, которые довели себя до края, при этом всю вину возлагали на своих жён, на ситуацию на работе, на крах в бизнесе, приводили другие причины, но редко слышал фразу: «Да во всём виноват я сам». Что у тебя?.. Какая была причина спиваться?.. Банально сыграли обстоятельства? ушла жена, обида! Искал «истину в вине», а потом постепенно затащило в «пятый угол»?..

— В общем-то да и есть отличия... Горькие примеры других говорили мне, что ни в коем случае нельзя «запивать» крушение семьи. Поэтому я храбро несколько месяцев держал себя в узде. Потом настал момент, когда я почувствовал, что можно отпускать поводья. Совсем немного можно употребить, «полтишок» и хватит... Да бес на левом плече всё нашёптывал «Э-э да брось ты, все вокруг расслабляются, а ты что серый?». Этот шепоток начал с какого-то времени перешёптывать сидящего на правом плече, голосок которого звучал всё слабее и слабее... А далее..., — Алексей остановился и чему-то улыбнулся, — Вообрази, что когда ты нужен, возле тебя крутится весёлая орава снующей детворы. Хохот, неуёмное движение, писки и конечно же плач по своей причине. Жизнь кипит! Кипит правильно, даже если тебя что-то раздражает, но ты привыкаешь и воспринимаешь всё это за естественный фон, а ну как всё вдруг! исчезает, уходит из твоей жизни? А?.. Каково?.. Вместо детской суеты тишь, вместо смеха и плача тишина гробовая. Вместо детского запаха, нежной детской души – одиночество и растерянность. Ты из комнаты в комнату ходишь, а места тебе нет! Нет и всё! Но и этого мало, внутри тебя болит, болит так, что не проходит. Если физическую можно унять лекарством, то от душевной спасенья нет. И такое днями, неделями, месяцами. Постепенно себя начинаешь расслаблять, а чем?.. О-о! Это известно чем нам мужикам!.. Накатил пару рюмок и уже стало легче, даже веселее и жизнь давящая отступает, из серости и боли переходит в область иллюзии самообмана... А на следующий день? Всё возвращается, но с удвоенной силой. К мукам душевным добавляется физическая, приправленная безысходностью. Мужику нужна ответственность, ему необходимо беспокойство за кого-то, тогда он себя скручивает, мобилизует. Нет я за всех не ручаюсь, но мне всегда было важно чувство нужности себя кому-то. А наступает момент крушения твоего представления о семье, ненужность тебя, пропадает ежедневная обязанность к жене, детям? Свобода! Черт бы её подрал...А рядом бес нашёптывающий... Это, могу сказать тебе презабавное соперничество, кто кого. И вот что поразительно, как ты не стараешься не поддаваться соблазну, а они на каждом углу, прямо манят тебя со всех сторон, и друзья развесёлые, и девушки молодые, стройные с поволокой глаз... Есть силы сопротивляться? Правильно, нет! Ну а потом начинаешь чувствовать «пятый угол», и в нём тщетно пытаешься найти выход, а его нет, нет и всё! Не видишь!.. Вот где накатывает страх за себя, отчаяние и тщетные попытки возврата из него...

— Раз так, значит есть виновник, а виновника наказывают. У тебя возникали мысли наказать виновника? Отомстить за своё одиночество, которого не было бы, сохранись семья?.. Трагедий и драм не перечесть, а всё от того, что виним других, не себя.

— Да что я святой?.. Возникало и с какой силой!.. Казалось вот прям сейчас возьму в руки что-нибудь, да как пойду в степь широкую и ну! буду мстить за себя любимого... Да ведь это дела тёмненьких, бес он такой, любит в ушко нашёптывать: «Отомсти, ой отомсти...!» Слава Богу есть светлые духи, Ангелы-хранители уберегли, управили, как говорят в православии, моими мыслями и действиями. Да! Были, были такие помыслы!.. И хорошо, что так... После того, как я развернул свои мозги в правильную сторону, я позвонил ей... Пожелал бывшей, ну что можно в этом случае пожелать - удачи, здоровья, счастья и другого хорошего. Сказал, что нельзя жить в противоборстве друг с другом, что такое всегда скажется на сыне, а он должен жить в покое и знать, что его папа и мама, если и не живут вместе, то уважают друг друга, не ведут войну, как часто встречается. Вот так и было! Знаешь, у меня после этого разговора, словно камень свалился, да! камень... Это я и физически почувствовал... И правда, забегу вперёд, никакой войны, «никаких палок в колёса» не было. Мирно, хорошо, по-дружески... А потом очень важное, не бывает вины с одной стороны! Да кто-то из супругов виноват больше, кто-то меньше, но вина не снимается с обоих...

Алексей опять остановился, закурил. Посмотрел на закат, на меня, затем продолжил...

— Знаешь, что меня больше всего удивляет? Это не то, что от тебя ушли, а то как легко и просто ты становишься для бывшей жены чужим, понимаешь? чужим! И это при том, что позади годы совместной жизни, и в общем неплохой жизни, с трудностями, куда от них? Общий ребёнок... И много лет нас сближало единое, я не про постель, а нечто более серьёзное. Как тебе объяснить? Общность интересов, какие-то нравственные идеалы, духовное устремление... Общие друзья, если их так можно назвать. Вдруг! наступает момент и всё меняется... Нет общей жизни, вроде и не было её. А друзья?.. Как же все проверились. Знали, кто и как поступил, а ушли за тем человеком... Ну да ладно, Господь с ними, жизнь всегда проверяет людей, кто чего стоит. Всё возвращается бумерангом, жизнью своею себе доказал. За месяц тогда потерял килограммов двенадцать, смешно было смотреть на меня, жалкий вид... И вот что, пытаюсь осмыслить, понять что происходит в душе человека, когда он уходит к деньгам, как свершается переворот на обратное к тебе. Ты был родным, а говорилось часто и убедительно: «Как я благодарна Богу, что встретила тебя!», стал чужим... Куда деваются «благодарности», «родные» связи? Пустые слова при регистрации: «... всегда быть вместе в радости и горе, в бедности и богатстве, в болезни и здравии, пока смерть не разлучит нас...». А то, что она не ушла бы к слесарю-сантехнику, при всём уважении к этой нужной профессии, в этом я уверен... Слышишь меня?..

— Да, конечно, слышу. Что же дальше произошло?

— Что дальше произошло?.. Меня, как я уже сказал отпустило, встретился человек, новая семья, рождение дочери. И жизнь покатила своими путями. И у неё первое время всё было хорошо. А потом?.. Потом произошло то, уж извини, процитирую: «То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины. Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден; но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего...».[6] Вот так..., богатство странным образом развеялось и остались долги. Всё произошло один в один, как здесь сказано в Притче. Её я позже обнаружил, прочитывая Библию...

— Знаешь, — прервал я товарища, — Я люблю наблюдать жизнь, прислушиваться к ней, она многое подсказывает нам в помощь, главное не сетовать на неё, не обвинять, тогда обозначаются закономерности. Из них я вывел правило трёх «П», не придумывай, не присваивай и не принадлежи.[7] Наши трагедии часто от наших слепеньких глаз, в упор на видим кто перед нами, а значит придумываем, затем в мыслях присваиваем «это судьба наша», а потом попадаем в третье «п», под тотальный контроль. Может ты придумал человека, что рядом жил?.. Пребывал в розовых очках: «навеки вместе»? А у вас элементарно не было внутреннего единства, которое должно присутствовать у супругов, должна быть в конце концов ответственность друг за друга «... быть вместе в радости и горе...». Ведь то, что случилось потом с тобой, она могла предположить, а может быть знала что так будет и..., и ничего не шевельнулось в душе. Материальная обеспеченность своя, своих детей победила. Значит, были у вас материальные проблемы, как следствие - жизненные трудности и вы расстались, а?

— «Навеки вместе?», где-то так или рядом. Думал, да! во всяком случае надеялся, что так и будет, а иначе зачем же жить друг с другом... Получается, что придумал её... А трудности материальные были, бич многих семей, тут ты прав – были они и долго преследовали нас. Здесь должен признать, что устала моя бывшая жена от них, но ведь я был не в стороне, я же рядом был и они меня также преследовали и устал не меньше, чем она... Это тоже для меня одна из загадок того времени, почему так? Что надо было сделать, чтобы стать обеспеченным, ведь создавал сам и совместное предприятие с чехами, и фирма была на которой работали сотоварищами. И деньги немалые появились у нас на фирме, но... Как только они появились сработала тривиальная ситуация... Зачем делиться? Менялось в подельниках психология, как по щелчку, что денег достоин один, а остальные так, вроде рядом были, пусть в сторонке постоят... Я ушёл... Создалась ещё одна фирма, с другим товарищем – повторилось один в один. Долго не мог понять, как я, человек вроде неглупый, не в состоянии заработать приличные деньги. Рядом со мною, такие непроходимые дуболомы купались в деньгах. Что не так во мне? Работать не умел? умел! всё детство тому доказательством, пусть в другой сфере, но разницы нет. А здесь хоть расписывайся в собственном бессилии. И таки я нашёл ответ, в который многие не поверят, да мне и не надо, чтобы разинув рот, верили. Этот ответ сформулировала одна из самых гениальных женщин планеты. На вопрос её сестры почему она постоянно нуждается в деньгах, она ответила примерно так, поэтому не кавычу. Мне по судьбе моей не положено иметь много денег, чтобы я ни делала, а я за многое бралась, даже вела частный бизнес, но благополучно прогорала, и часто компаньоны попадались непорядочные, до денег жадные. Мне будет даваться ровно такое количество, сколько для жизни надо...[8] Слышишь?.. Я когда прочитал её письмо, то подумалось, как будто мне писалось. Вот как!.. С тех пор я в этом отношении стал спокоен и теперь знаю точно, будет даваться столько, чтобы прожить, а об остальном, стоит ли беспокоиться... Так и было в последующем... Что для меня загадкой остаётся, это то, все люди, кто со мной начинали бизнес, кто мне ножки подставлял, кидал на деньги, предавал ради денег – их нет уже в живых! Понимаешь? нет!.. Никого! А я слава Богу! живу, часто нуждаюсь в финансах, но живу... Ну не удивительно разве?..

----------------------------
[1] Триггер — в общем смысле, приводящий нечто в действие элемент, в значении глагола «приводить в действие»
[2] Четверостишие поэта Николая Доризо
[3] Преподобный Антоний Оптинский «Поучения Оптинских старцев»
[4] Из книги Николая Александровича Уранова «НЕСТИ РАДОСТЬ», Письмо к другу от 25.11.74. с.351.
[5] Цитата из книги Гоголя Николая Васильевича «Выбранные места из переписки с друзьями», гл. «Женщина в свете»
[6] Книга Притчей Соломоновых, гл.6, стих 29-31
[7] Эти правила расписаны в рассказе «Один день»
[8] Из письма Блаватской Елены Петровны своей сестре Вере Петровне Желиховской, в вольном пересказе


Рецензии