2. 5. 3. Тенденции изменения поведения

Эволюция и устойчивое развитие. Глава 2. Этапы становления человека

2.5. Биосоциальные и социотехнические изменения
...
2.5.3. Тенденции изменения поведения

По типу мышления наблюдается постоянный рост рациональной составляющей в поведении человека за счет уменьшения эмоциональной. Такая тенденция в том числе ведет к тому, что, как указывал еще М. Вебер [32], в перспективе доля целерациональных действий будет расти, а ценностно-рациональных падать (последние в большей степени завязаны на эмоциях). Одна из причин ускоренного развития рационализации – требование техники (технических систем) в наличии четких и безэмоциональных управляющих команд. Поскольку биосоциальный уровень человека как природного образования, не успевает трансформироваться вслед за искусственно обусловленным ускоренным становлением рациональности, между этими уровнями может возникать определенный диссонанс, связанный с эмоциональной неудовлетворенностью принимаемыми формально верными решениями (одна из дилемм этого уровня заключается в том как поступать в определенной ситуации – по закону или справедливости?), который, впрочем, полностью никогда не исчезнет.

Непрерывно возрастает степень внутренней свободы человека (способность ставить и реализовывать все более отдаленные цели в ущерб реализации текущих потребностей). Степень внешней свободы человека зависит как от культурной, так и от окружающей среды, поэтому может значительно варьироваться в ходе исторического процесса. Если же говорить в целом, то рост технических возможностей длительное время создавал условия для увеличения и внешней свободы поведения, однако исчерпаемость природных ресурсов и ассимиляционного потенциала планеты накладывают на него новые внешние ограничения, которые в перспективе будут только возрастать (более подробно об изменениях свободы можно ознакомиться в статье Эволюция свободы и устойчивое развитие [32а]).

Рост коммуникативных возможностей, в том числе и за счет развития техники, повышает уровень осознания человеком своего поведения. Коммуникация позволяет накапливать совокупный субъективный опыт, переводить его в более объективную форму, строить все более глубокие (конкретные) и широкие (абстрактные) модели реальности, которые способствуют пониманию человеком закономерностей своего собственного поведения и развития. Повышение осознанности ведет к увеличению доли активного поведения человека (в противовес реактивному), связанного с его целенаправленной деятельностью.

Если на биосоциальном уровне наблюдаются приобретенно-врожденные формы обучения, то на социотехническом уровне – приобретенные. Это означает, что роль культуры в становлении человека будет в дальнейшем непрерывно возрастать, формируя новые, дополнительные (искусственные) смыслы.

Что касается мотивационных изменений в поведении человека, то на них необходимо остановиться несколько подробнее.

Литература к гл 2.5.3

32. Вебер М. Основные социологические понятия // Западно-европейская социология ХIX–начала ХХ веков. М., 1996. С. 455–491.

32а. Ячменев В.А. Эволюция свободы и устойчивое развитие. Экологический ежегодник. 2016. № 9. с. 72–87.


Рецензии