Прохожий и Видение. Шел прохожий... Реконстр

     Шел прохожий как-то на Строй Руси, ночь его догнала, и выпросился он ночевать к одному дворнику.
     Ну вот накормили его ужином, как и положено было в то время и отправилися все спать кто куда. А этого дворника было три сына, все женатые.
     Вот после ужина разошлись они все с женами спать в особые клети, а старик-хозяин взобрался на печку.
     Прохожий проснулся ночью и увидал на столе разной гад. Не стерпел такой срамоты, вышел из избы вон и зашёл в ту клеть, где спал большой хозяйской сын; здесь увидал, что дубинка бьется от полу до самого потолка.
     Ужаснулся и перешел в другую клеть, где спал средний сын; посмотрел, а меж им и женою лежит змий и дышит на них.
     Тут подумал этот прохожий:
--- «Дай еще испытаю третьего сына».
     Пошёл прохожий в иную клеть. А тут увидал кунку, и она перескакивает с мужа на жену, с жены на мужа.
     Дал прохожий им всем покой, не стал будить, и отправился в поле. Лёг он под зород сена, и тут вдруг послышалось ему, будто какой человек в сене стонет и говорит:
--- «Тошно животу моему, тошно скотине моей! Ах, тошно животу моему, тошно скотине!»
     Прохожий этот испугался и лёг было под суслон ржаной; и тут послышал голос, и он кричит:
--- «Постой, возьми меня с собой!»
     Так и не поспалось прохожему, воротился к хозяину в избу. Тот к тому времени проснулся, и зачал его, старика этого прохожего хозяин спрашивать:
--- «Где ты был, прохожий?»
     И вот этот прохожий пересказал хозяину всё виденное да слышанное и сталему объяснять:
--- «Что на столе нашёл я разной гад. Так это от того, что после ужина невестки твои ничего, благословясь, не собрали и не покрыли.
--- Что у большого сына бьётся в клети дубинка, это оттого, что хочется ему большаком, старшим, главным в доме, хозяином быть-стать, да малые братья не слушаются его, не велик ещё возрастом, говорят.
--- Что бьётся то не дубинка, а это ум-разум его туда-сюда вихляет.
--- Что промеж среднего сына и жены его видел змия, так это потому, что друг на друга вражду имеют.
--- Что у меньшого сына видел кунку, то значит, у него с женой благодать Божья, живут в добром согласии.
--- Что в сене слышал стон, так это потому, что коли кто польстится на чужое сено, скосит да сметёт его в одно место со своим, тады чужое-то давить как своё, а своё стонет, да и животу, да скотине тяжело это.
--- Что колосье кричало: «Постой, возьми меня с собой!», это, которое с полосы не собрано, оно-де говорит, мол, пропаду, соберите меня!»
     А после сказал прохожий старику:
--- «Наблюдай, хозяин, за своей семьёю. Большому сыну отдай большину и во всём ему помогай. Среднего сына с женою разговаривай, чтобы жили советнее. Ты чужого сена не коси, а колосье с полос собирай дочиста».
     Распростился прохожий этот со стариком и пошел в путь-дорогу. Другим пошёл уму-зразуму учить. Оттого и Русь Святая, что Святость её в карман не положить, она из уст в уста переложивается, от того и живая всегда.


Рецензии