Сержио и Анетта

    Ни война, ни разлука не могут убить любовь, если любовь настоящая. В истории, которую вы сейчас прочитаете, нет выдумки: я записал все так, как услышал…

  Мы летим под облаками
Наша группа возвращалась в Киев из солнечной Италии. Я удобно уселся рядом с Анеттой и пытался рассмотреть через иллюминатор удаляющуюся землю. Было грустно расставаться с Миланом. Лайнер стремительно
набирал скорость и высоту, унося пассажиров за горизонт. Мне захотелось, как в прошедшую ночь, поворковать с Анеттой.
    ; Все время хотел спросить тебя, почему у тебя такое необычное имя ; Анетта? ; спросил я.
    ; Тебе не нравится?
    ; Очень нравится!
    ; Меня так назвал отец, ; ответила она,; все очень просто ; имя Анетта имеет итальянское происхождение, а по-русски это Аня.
     ; А почему именно Анетта?
     ; Эту историю надо подробно рассказывать…
     ; Расскажи, я согласен слушать даже длинный рассказ, ; не отступал я.
     ; Ну, хорошо слушай!
 … Мой отец в конце 1941 года, в боях под Харьковом, после сильной контузии попал в немецкий плен. В первом лагере под открытым небом их было несколько тысяч. Условия пребывания пленных были невыносимые, красноармейцев несколько дней ничем не кормили. Из числа физически крепких отобрали около пятисот и целый день гнали к железнодорожной станции. В этой группе был и мой отец. По пути на станцию вдоль полей им удавалось найти и съесть капустные листья, корни, ржаные колосья с неубранных придорожных полей. Воду пили из дорожных луж. Пленных красноармейцев везли на юг в трудовые лагеря. Для восстановления промышленности в оккупированных районах гитлеровцы использовали рабский труд военнопленных. Отец попал в трудовой лагерь в Донецкой области. В Горловке пленные работали на строительстве брикетной фабрики.
В 1942 году отца отправили в Австрию, а затем летом 1943 года- в северную Италию, строить оборонительную линию по хребту Аппенинских гор. Условия были немного лучше, чем в предыдущих лагерях. Местное население ненавидело немцев, с сочувствием относилось к русским, через заграждения итальянцы приносили узникам еду и одежду.
Из рассказов местных жителей заключенные узнали, что в этом регионе сосредотачивались основные силы итальянских партизан.
Ежедневно всех пленных отправляли на строительство оборонительных укреплений.
  В октябре 1943 года мой отец совершил побег из команды пленных, отправленных на очередные работы. Двое суток он пробирался опасными тропами в горах. Наконец, он нашел небольшое  селение и, к счастью, попал к хорошим людям. Связаться с партизанами ему помогла итальянская семья, у которых был по возрасту такой же сын, но погибший под Сталинградом. Итальянцы моего отца несколько дней прятали  от немцев и потом переправили его в отряд партизан «Стелла Росса». Он сразу активно включился в партизанскую борьбу. В одном из боев он был ранен и отправлен на лечение в партизанский госпиталь города Болонья, где повстречался с восемнадцатилетней красавицей Анеттой Бьянки. Девушка тоже храбро воевала в отряде Сопротивления. У нее неожиданно был обнаружен плеврит, и ее тоже доставили на лечение в госпиталь Болоньи. Со временем она стала выздоравливать и на очередной прогулке заметила белокурого красавца Серджио, так его называли итальянцы.
 Это был мой отец Сергей Константинович Буянов, которому исполнилось в то время двадцать лет. Он уже отлично говорил на итальянском языке, и когда они познакомились, Анетта Бьянки даже не сразу поверила, что Серджио из далекой коммунистической страны.
  Девушку вылечили, Серджио тоже выздоравливал. После поправки отца
направляют в партизанскую бригаду «Болеро», за ним следует и Анетта.
У них даже были созвучные фамилии. В отряде их так и называли Буяни (итальянцам было удобно называть его так) и Бланки. Они уже не
разлучались и вместе сражались до конца войны.
После войны они мечтали создать семью. Анетта была согласна оправиться за отцом в СССР. Но в консульстве СССР им сказали, что советский гражданин не может жениться на иностранке, и посоветовали Сергею как можно скорей вернуться на родину. Но Буяни и Бьянки все же решили пожениться. Это произошло в апреле 1946 в православной церкви Милана. Через несколько дней после бракосочетания пришел навестить молодую семью сотрудник консульства СССР и предложил им вместе выехать в СССР. После некоторых раздумий муж и жена согласились поехать на родину к Сергею. Они были счастливы, что будут  вместе. Так они попали в Австрию, в пересылочный лагерь возле города Линц.
Анетта сберегла все документы своего мужа, подтверждающие, что он сражался в рядах Сопротивления против гитлеровцев. Но начальник лагеря не посчитал предъявленные документы убедительными и разорвал их.
  Такие случаи в то время были не единичны, многих попавших в плен считали без разбирательств предателями.
Со временем военнослужащих, сражавшихся после побега из плена в рядах Сопротивления и доказавших, что они воевали против фашизма, все же оправдали и вернули к нормальной жизни.
  В лагере Линца Сержио и Анетта пробыли несколько месяцев. В конце концов Анетта Бланки была репатриирована в Италию, а Сергея отправили в тюрьму. Многомесячные интенсивные допросы, угрозы, бессонные ночи…
Сергей просил следователей сделать запрос в госпиталь города Болонья: там
в архивах должна была остаться запись о нем и его лечении. Следователи отправили запрос в Красный Крест. Прошел месяц и, не дождавшись никакого ответа, решив, что это очередная его выдумка, Сергея осудили с обвинением в предательстве и отправили в сибирский лагерь.
   Только через год пришла бумага из службы поиска Красного Креста, где подтверждалось, что отец действительно активно воевал в итальянском партизанском отряде, был ранен и  награжден медалью «Гарибальди». После всех унижений, издевательств, испытаний дело отца пересмотрели и его освободили. Правда, у следователей еще оставалось сомнение,
потому, что даже в наградных документах была запись фамилии Серджио Буяни на итальянский лад, хотя совпали его дата и место рождения.
Еще в фильтрационном лагере в Австрии ему сообщили, что по дороге в Италию его жена заболела какой-то инфекционной болезнью, и из-за
боязни возникновении эпидемии ее где-то высадили. Через неделю она в
больнице скончалась… Он долго не мог в это поверить, и даже из сибирского лагеря Сергей пытался писать письма в Италию. Ответов не было, может, письма не находили адресата, а может. просто не доходили его письма. Папа перетерпел много бед, прошел все лагеря, но выдержал и выжил. Надо было начинать жизнь сначала.
  Отец еще в Италии научился хорошо водить машину, и он устроился водителем в строительную организацию. Вскоре папа встретил мою маму, и через два года я родилась. Мама не возражала, когда отец предложил
назвать меня именем Анетта.
  На всю жизнь папа полюбил Италию и с детства мне рассказывал об этой стране. О ласковом и теплом море, и что зимой там никогда не
опускается температура ниже +10 градусов! Рассказывал о бескрайних долинах сладкого винограда, о городах, где даже на улицах растут
апельсины на деревьях. Папа ежегодно выписывал итальянскую газету, по которой он  меня обучал с ранних лет этому языку.
Италию я полюбила, как и папа. Для меня она стала страной вечного солнца и любви. Надеюсь, и ты влюбишься в эту страну. Вот и вся вкратце история с моим именем.
    ; Необыкновенная история, ; ответил я. ; Сколько лет твоему
отцу?
    ; Моему отцу шестьдесят шесть, а мама пять лет назад умерла. Папа после смерти мамы практически живет круглый год на даче. Он говорит, что там ему лучше: у него там хозяйство: небольшой сад, огород, куры, две козы и рядом река, где он любит ловить рыбу. Но на этом история моего отца не закончилась, ты еще хочешь слушать?
     ; Да, продолжай рассказывать, ; ответил я.
Чудеса все же случаются!
    ; В прошлом году отца и еще двух ветеранов мэрия города Гонзага пригласила посетить Италию ; чествовать память нашего земляка
Александра Накорчемного. Александр Накорчемный погиб в сражении за освобождение Италии и похоронен в Пантеоне Славы этого города. Кроме мэрии заботу о визите советских ветеранов взяла на себя организация итальянских партизан. Состоялась теплая встреча братьев по оружию. В честь Александра Накорчемного его именем названа одна из улиц этого города. На мероприятие собрались многие жители города, журналисты и телевидение. Мэр города предложил на память сфотографироваться вместе с ветеранами Сопротивления.
Все стали выстраиваться рядом с мэром, и в этот момент раздался душераздирающий женский крик из толпы: «Серджио!» Толпа расступилась, и все обратили внимание на худенькую пожилую женщину. «Буяни!» еще раз крикнула женщина, и медленно пошла навстречу к Сергею, протянув к нему свои руки.  Он растеряно стоял, не зная, как ему реагировать. Стал всматриваться в ее лицо, и ему оно показалось очень знакомым. Время покрыло ее лицо мелкими морщинами, волосы немного поседели, но глаза ее светились, как вспыхнувшие звезды в темном небе. У него промелькнуло в голове, что он сходит с ума, но она опять повторила его имя, и по узнаваемому голосу он уже не сомневался в происходящей реальности и бросился к ней с криком: «Анетта!».
Толпа замолчала, люди застыли, пытаясь понять, что происходит, и вдруг кто-то выкрикнул: «Браво!». Через сорок лет долгой разлуки пара застыла в крепких объятиях.
Анетту и Серджио тут же окружили тележурналисты с камерами, и
заработали фотографы. Вот такая необычная история моего отца. Наверно, ты даже слышал об этой истории. Год назад многие газеты и
телевиденье рассказывали об этой встрече.
    ; Да, я что-то вспоминаю, но не думал, что столкнусь с этим близко. Неужели партизанка Анетта Бьянки жива и много лет не забывала про
Сергея?
    ; Представь себе, все так и было. Анетту по ошибке занесли в список умерших от эпидемии, но женщина чудом выжила.  Анетта Бьянки узнала, что в город Ганзаго прибывают несколько ветеранов Сопротивления из нашей страны, она все оставила и приехала на это мероприятие. Ее невероятная вера, любовь была так сильна, что судьба все же в преклонном возрасте их соединила.
    ; Она замужем?
    ; Жизнь шла своим чередом, и как говорят, раны постепенно затягивались. Она была замужем, но десять лет назад овдовела. После
войны она обращалась в посольство СССР в поисках Серджио Буяни. Ее никогда не покидала надежда что-либо узнать о Серджио. Возможно,
ошибка в написании папиной фамилии и другие неточные данные не дали ожидаемых результатов. Она живет одиноко в удаленном от
Милана городке провинции Ломбардии.
     ; Мы могли бы ее посетить?
     ; Это далеко, мы бы не успели к ней съездить. Мне не хотелось беспокоить пожилую женщину, тем более что она недавно болела. Если бы
она знала, что я нахожусь в Милане, она бы обязательно примчалась. С отцом они регулярно переписываются и иногда даже общаются по
телефону. Она собирается на Рождество приехать к папе. По этому
поводу он очень волнуется, и папа начал делать «освежающий» ремонт. Ему очень хочется, чтобы ей было уютно в гостях.
    ; Невероятная история любви! – воскликнул я.
    ; Порой жизнь преподносит нам испытания и бесценные уроки, ;
согласилась Анетта.
   Самолет приземлился в Киеве.
На выходе из аэропорта Анетта подошла ко мне и протянула листок из блокнота:
    ; Это мой адрес и номер домашнего телефона, позвони!
    ; Обязательно! ; заверил я. Это была чудесная женщина, и я не представлял своей жизни без нее…


Рецензии