Б. Вугману на публикацию Пифагор патриарх религии

Уважаемый Борис Вугман!

Начну с цитаты из Вашей публикации!
http://proza.ru/2023/11/09/971

«Как могла произойти такая историческая неопределённость, при которой истинно Европейская религия Пифагорейцев оказалась разгромлена, а её место заняли мистерии стран «Плодородного полумесяца»?
Я не отвечу на Ваш вопрос, Борис.
Как не отвечу и на другой, риторический:
«Как случилось вырождение основных идей в Аврамических религиях?»

Я не теолог. И более того,я не имею и малой толики того знания Библии, которую Вы, Борис, демонстрируете, цитируя Книгу Книг.
 Что же меня подвигнуло вступить в полемику с Вами?
Я с большим интересом отношусь к вашим публикациям. Они задают повод думать и искать продолжения вашим исканиям.

Вот и теперь мне стало любопытно поискать ответ на поставленные Вами вопросы. 
 А ещё узнать что же это за религия такая, о которой я ничего не знаю?
Да и вообще разобраться, что такое Пифагорейство? 

Почему ВЫ, знаток Библии  и последователь Иудаизма, вдруг ставите Пифагорейцев на очень высокую ступень, вплоть до уравнивания их учения с религией?
Чего Вы хотите достичь, публикуя довольно провокационный текст?

Очень интересные открылись горизонты! А то я только теорему Пифагора  знала.
А теперь мне открылась философия Пифагорейства.
 
ИТАК:
В 6 веке до нашей эры Пифагор Самосский родился в семье греческого  купца. 22 года жил в Египте. В этой стране он постигал астрономию.
После попал в плен к персам. Там изучал астрологию .Зорастризм.

          Пифагор, странствуя по дорогам своего пленения и возвращения в Грецию,  набрался многой премудрости не только в точных науках, но и в философии.

     В это время в Европе наступил бронзовый век.
 Европу захватили Римляне.
  В Европе царило язычество.
  Наступил конец Иудейского царства.
  К власти пришёл Навуходоносор второй, захватив Иерусалим, пленив евреев.
В Западной Азии -Персидская империя.
В древней Индии становление Буддизма.
В Древнем Китае даосизм.
То есть наступил расцвет философских течений.

Пифагор пришел в город Кротон и там основал Пифагорейский Союз, который придерживался определённых принципов:
  1,Быть полезным
  2.Стремиться к прекрасному
  3.Стремиться к высокому наслаждению.

Основные взгляды:
 1.Всё происходящее можно измерить с помощью числа и свести к числу
 2. Число является промежуточным между чувственным и рациональным познанием
 3. число 1- мельчайшая единица всего.( начало), а 10 — число вселенной. 9- число воды. 11- число огня 13- число воздуха, 210 число тела . это знание существует и поныне как наука Нумерология.

Я прочла о том, что теорема, которую мы называем его именем, была известна задолго до того, как её сформулировал сам Пифагор. Ею пользовались в древней Индии и Китае!

В созданной Пифагором школе была система морально-этических правил для слушателей, своеобразный моральный кодекс пифагорейцев - «ЗОЛОТЫЕ СТИХИ»

Чтобы стать членом ПИФАГОРЕЙСКОГО СОЮЗА геобходимо было в течение  5 ЛЕТ слушать лекции-уроки от ПИФАГОРА молча. (За ширмой.)
Отказаться от личной собственности в пользу СОЮЗА
 Не обучать других за вознагрождение
Беречь тайну учения своего учителя.
 Не проливать кровь
Отказаться от мясной пищи  (это потому, что пифагорейцы верили в переселение душ. Съешь кролика — а он был в прошлой жизни твоим братом, представляете?)

    Из забавного — запрет на поедание фасоли. Но это тоже объяснимо.  В зимние месяцы занятия проводились в помещении без окон, со световым отверстием в потолке. Как в Пантеоне в Риме. Но конечно намного меньшем. А газообразование весьма мешало как обонянию, так и неблагозвучием.

 ! БЕРЕЧЬ ТАЙНУ УЧЕНИЯ СВОЕГО УЧИТЕЛЯ — это  правило НЕ СПОСОБСТВОВАЛО РАСПРОСТРАНЕНИЮ УЧЕНИЯ КАК РЕЛИГИИ
   Я полагаю, что именно это правило не давало возможности распространяться очень интересной философии.
К тому же язычество имело довольно устойчивое положение в древней Греции. Всех Богов и не перечислить!

Скитаясь по земле, Пифагор не мог обосноваться и завести семью. Женился только в 60 лет на своей ученице.
Как же закончил свою жизнь Пифагор? Об этом поведали его ученики. И это тоже не точно.
Увлекшись своими философскими изысканиями, он пренебрёг плебсом. На волне возмущения к власти пришли демократы.    Пифагор в свои 70 лет был вынужден бежать. А потом, когда узнал что Союз Пифагрейцев распался, покончил собой.

Конечно никаких документов той поры не сохранилось. Но не зря же учёный создавал  ШКОЛУ.!
Ученики стали составлять трактаты на основе полученных знаний и передавать их другим.
Таким образом до наших времён дошли учения пифагорейцев.

Одни ученики назывались  АКСУМАТИКАМИ- то есть СЛУШАТЕЛИ.
 А избранные, просвещённые, назывались МАТЕМАТИКАМИ.
Ученики были весьма благодарны учителю и несли после его гибели знания, передавая их от поколения к поколению.
И конечно же они знали всё о «Несоизмеримости» и «Иррациональности», в отличие от меня.
.
 В  интернете и по сию пору есть цитаты, приписываемые Пифагору. 
Вот некоторые из них:

Не считай себя великим по величине тени на заходе солнца
Ты не можешь быть счастлив один -:счастье есть дело двоих.
Часто жизнь была бы очень пресной, если бы не упали в неё несколько горьких слёз.
Числа руководят вселенной.
Воспитывайте детей, и тогда не нужно будет наказывать взрослых.
Не заставляй детей ронять слёзы слишком часто, иначе им будет нечего уронить над твоей могилой.
Жизнь человеческую Пифагор разделил так:
20 лет--мальчик, следующие 20 лет --юнец,ещё 20--юноша,а ещё 20-- старец.

     Борис! Когда Вы рассуждаете  о причинах устойчивости аврамических религий и задаётесь вопросом
Почему Пифагорейство не стало одной из мировых религий? — я нахожу ответ вот в этом. 
   *Пифагр открыл философскую школу. И не распространял своё воззрение далее, чем в своём Кротоне.
. *Это был как бы "закрытый клуб", говоря нынешним языком.

   Это были времена язычества в Древней Греции. :6 век до нашей эры отстоял далеко на временном отрезке даже от начала Христианства. А Ислам вообще молодая религия. Хотя и в её истории те же имена Иса- ИИсус, Муса-Моисей. и т. д. 
Что касается Христианства:
Христианство - религия для всех. Само вероучение сложно, трудно объяснить, но люди чувствовали во времена становления Христианства, что  в этой религии кроется нечто большее, чем языческий культ.

Предпосылки распространения Христианства:

Единое государство - Римская империя.
Единый язык - греческий (древнегреческий).
Апостолы были из еврейской среды, а евреи имели диаспоры в разных городах Империи.
Христианство зародилось в первой половине 1 века до н.э. в римской провинции Палестина во времена Тиберия как секта во главе с божьим помазанником, проповедовавшим идеи покаяния, близкого конца мира, божественного суда, добра и любви к людям.

Новое мироучение стало распространяться среди низших и обездоленных слоёв населения Вост. Средиземноморья и проникло в Рим.

Распространение проходило через миссионерскую деятельность последователей  новой религии, из которых активные – апостолы Пётр, Иоанн, Павел. 
Пифагорейцы таким ресурсом не обладали.

Рецензент Григорий Рейнгольд  в своей рецензии, обращаясь к автору ,  пытается прояснить был ли Пифагор исторически достоверной личностью? Ведь теорема Пифагора изучается школьным курсом?
Или его следует отнести к личностям мистическим, наравне с Моисеем,Буддой, Иисусом?
В ответе Григорию Рейнгольду Вы  ответили, что Пифагора можно отнести в один ряд с легендами и верой.
Но я думаю что он достоин стоять на обеих линейках — и там где его видите Вы . И там , где Архимед. Был ли он? Погружал ли тело в ванну с водой? Этот факт тоже не задокументирован. А бочка Диогена? Её тоже история не сохранила, как и скрижали Моисея.
 Однако я встретила на просторах интернета скульптурное изображение, приписываемое Пифагору.

Что касается Ислама и восклицания «Аллах Акбар», я  внесу свою толику несогласия.
   В ответе Бадме Утегилову Вы выделяете мысль о несоответствии очень миролюбивой по сути религии Ислам с РАДИКАЛИЗМОМ. Вы пишете о том, что  с  ИМЕНЕМ АЛЛАХА  мусульмане  идут умирать сами и забирать жизни других.( Хотя, замечу, право на это есть только у Всеввышнего, как бы его не величали)..
. Но  в Вашем основном тексте граница между осуждением радикализма и традиционной религии Ислам  размыта и поэтому нет понимания — ВЫ осуждаете всю религию или неправедную часть? По крайней мере я именно так это прочитала. И только в комментарии на рецензию Бадме Утегилову прояснила Вашу позицию.
.
Благодаря Вашей публикации Борис, я для себя открыла
       *кто такие Пифагорейцы
      *Так же поняла, после погружения в историю  Пифагорейцев, почему «Религия познаний», как Вы её именуете, не могла стать «Истинно Европейской религией».
  Надеюсь, что объяснилась достаточно прозрачно.
 
 *Но один вопрос остался открытым: 
Чего Вы хотите достичь, публикуя этот довольно провокационный текст?

С глубоким уважением
Галина Санарова


Рецензии
Галина! Пифагор и Пифагорейство явление исторически сверхоригинальное. История жизни Пифагора, превращённая в легенды, на самом деле таит в себе огромные смыслы. Раскрывает тайные пласты истории философии и математики, которые тщательно заштукатурены "ИСТОРИЕЙ ЕВРОПЕЙЦЕВ ДЛЯ ЕВРОПЕЙЦЕВ". Историей, где почти все достижения присвоены Европе. Правда, есть упоминания о заимствованиях от древних цивилизаций, но подано это так, что оно не остаётся в памяти учеников. Даже Христианство преподнесено так, что оно стало антиеврейским, хотя зародилось и укреплялось в еврейских синагогах.
В Пифагорействе чётко проявлено, что оно "от А до Я" есть продукт Египетского жречества и Магов Древней Персии и Вавилона.
Каким образом Пифагор мог попасть в ученики египетским ЖРЕЦАМ. Это были строго закрытые заведения. В них тайна сохранялась под страхом смерти.
Обратите внимание на почётное пленение жрецов вместе с Пифагором, на возможность продолжения учения в плену у Магов. На возможность покинуть плен и вернутся в Грецию. Зная нравы того времени, представить это невозможно.
Вернувшись в Греческие Полисы, Пифагор начинает проповедовать знания, вовлекая в обучение женщин.
Отсюда следует, что база греческой и последующей римской культуры многократно больше, чем написано в "Истории европейцев для европейцев"!
Более того, вызывает недоумение, откуда у европейских учеников возникло такое высокомерие по отношению к учителям, вплоть до попытки их покорения и даже уничтожения.
Почему современные гуманитарии оторвались от основ древней мудрости, даже не утруждают себя знанием Библейских текстов или текстов КОРАНА. Цитируя исключительно писателей и поэтов. Будто именно писатели и поэты квинтэссенция мудрости цивилизации, а певцы и певички носители премудрости. Как вообще можно доверять гуманитариям, которые, на поверку, ничего не знают о реальном мироздании даже на уровне Пифагорейцев?
Такая иррациональность и несоизмеримость неминуемо чревата катастрофой человечества!
Как у Брегеля: "Если слепцы ведут слепцов, то они неминуемо упадут в яму"!!!

Борис Вугман   14.11.2023 22:16     Заявить о нарушении
Борис! Спасибо за такой подробный и развернутый ответ.
Я специально подняла эту тему до уровня публичного обзора. Потому, что не я одна мало знаю из истории жизни Пифагора. Да что там мало! Практически ничего, кроме самой теоремы и мешной дразнилки про "Пифагоровы штаны". Спасибо, вы позволили открыть и узнать Пифагора не только математика, но и учёного гуманиста, который вывел принципы на которых и основал свою школу.

А ведь действительно,прочитав о жизни Пифагора в Египте,я не задумалась о том, что жрецы, умевшие делать сложнейшие вычисления, предсказывая затмения и разливы Нила, не делали доступными знания даже для фараонов!-дабы не потерять своего влияния.
Но греку Пифагору они доверили часть своих наук!

Завоеватели персы не относились к пленным жрецам, как к прочим рабам.Они, в лице своих учёных, признавали ценность науки для процветания страны и народа. И сберегали учёных жрецов из Египта. И даже доверили Пифагору новые знания, которые так же были достоянием просвещенных Магов. Астрология и нынче не для всех доступна.

Я упоминаю в тексте что Пифагор женился на своей ученице. И опять вы открываете факт недоступности образования для женщин практически во всех царствах. Но Пифагор сделал доступными знания как для мужчин, так и для женщин. Этот факт указывает на уровень культуры, заданный Пифагором в Кротоне.

Действительно, вы правы, Борис, наша история не открывает многих интересных фактов из прошлого. А жаль...
Наш образовательный процесс поставлен как "колбасный цех". Есть некие ингредиенты, как части образовательной программы, в совокупности, как фарш,без разбора, должны попасть в головы учеников.
Это я про нашу систему. Что у вас я не знаю. Однако, не всякий учитель уложит в головы это прочно и красиво. Обучение, на мой взгляд, должно быть как квест. Когда в поиске ответа на искомый вопрос, ученик должен пройти много чего попутного и необходимого к усвоению нужного.

Мне стала понятна Ваша озабоченность и повод поднять тему Пифагорейства.
Я зашла на Вашу статью "История европейцев написана для Европейцев" - она тоже наводит на многие мысли и прекрасно сочетается с темой Пифагорейства. особенно при прочтении рядом.

Ну и напоследок хочу вступиться за поэтов и писателей, чьи труды удостоены цитирования.
У меня в тексте цитируется Пифагор. А чем плоха цитата Л.Н. Толстого:
"Мы любим людей не за добро, которое они нам сделали, а за то добро которое мы
сделали для них, и ненавидим за то зло, которое им причинили"
Согласитесь, мир- отражение нас самих.
И цитата из хорошей литературы не хуже цитаты из Библии или Корана.
Или вы возражаете?

А насчёт цитирования "певичек" и "певцов"я и думать не стану. Создатель,зачастую награждая таковых голосом,забывал об уме.

Спасибо за содержательный диалог. Надеюсь, что он будет интересен не только нам двоим.

С уважением,
Ваш читатель Галина

Галина Санарова   15.11.2023 22:56   Заявить о нарушении
Борис, я предлагаю Вам разместить под своей публикацией о Пифагоре ваш ответ мне.
Как законченную главу или подглавку. Вы очень интересно открыли Пифагорейства и Пифагора на Прозе,ру
Ещё раз спасибо!

Галина Санарова   15.11.2023 23:09   Заявить о нарушении
Разрешите выразить благодарность и за статью и за дискуссию. почерпнула для себя многое!
Здоровья вам,Галина и Борис!

Анна Шаф   07.12.2023 00:01   Заявить о нарушении
Галина! Я попал на Ваши страницы случайно, после страниц Бориса Вугмана и очень удивился. Я, выпускник (1961года) Ленинградского политехнического и до сих пор не знаю профессора-женщину Галину Санарову из Питера, в котором я часто бывал и после окончания Вуза.
Стал читать данную работу. Мои знания по этой теме назвать нулём - это будет большое преувеличение, но читал с огромным интересом. Узнать что-то новое, даже не нужное тебе - это всегда полезно.
С Борисом мы как-то обсуждали другую тему, современную, поэтому я оказался на его странице.
Да, по дороге к этой статье я у Вас прочитал, как Ваша кошка птенца, упавшего с тарелочки, подняла и снова положила на тарелочку.
Я любитель кошек и эта тема мне хорошо знакома. Свою кошку на даче под Москвой я всегда ругал, за то, что она гоняет пташек. Она очень внимательно слушала, но всё равно поступала по своему.
И для полной ясности - моя жена (стаж её терпения моего присутствия 55 лет) с вами коллега, она педагог с высшим образованием по дошкольному образованию, но с ней о Пифагоре не поговоришь.
Простите за беспокойство, но очень уж интересно было познакомиться с уникальной женщиной.
Здоровья Вам и благополучия. Феликс Довжик.

Феликс Довжик   26.12.2023 18:01   Заявить о нарушении
Уважаемый читатель и писатель Феликс Довжик!
Я делаю изящный книксен в вашу сторону!
Очень даже приятно и неожиданно получить корзинку комплиментов в свой адрес!
Я ,конечно, не профессор))и слухи о моей эрудиции несколько преувеличены... Но! Я признаюсь в том, что очень любознательна.и мне научные факты намного интереснее художественных
вымыслов. Люблю дотягиваться до неизвестных мне фактов и явлений. Повезло найти их во множество на страничке Бориса Вугмана. Я доверяю его работам. Потому что этот человек хорошо образован и очень аргументированно подает факты. До чего- то мне приходится докапываться дополнительно. Потому что базовое образование глубоко гуманитарное. Но нельзя же быть однобоким человеком!
Вам очень признательна!
Вы смелый человек. Редко кто решается на эмоциональный подарок- комплимент незнакомой даме!
Передайте мой поклон Вашей терпеливой жене, моей коллеге. Посвящают жизнь детям люди с особенным складом души.
С наступающим Новым годом!
Да не обманет он наших ожиданий!
С улыбкой
Галина.

Галина Санарова   26.12.2023 20:14   Заявить о нарушении