Красная церковь. Мелекесс

Газета «Знамя коммунизма» от 7 февраля 1960 года в статье «Новый, широкоэкранный…» писала: «Еще совсем недавно здесь возвышалась полуразвалившаяся церковь: жилье для птиц, место приключений для мальчишек… И вот на этом месте закончено строительство светлого и просторного здания - кинотеатра «Мир»… Вчера двери этого красивого здания с голубой вывеской «Кинотеатр «Мир» открылись для горожан… Радостно сознавать, что на месте «божьего храма», где ретивые служители культа некогда калечили человеческие души, теперь красуется другой храм - «храм искусства», в котором перед зрителем предстает великая правда нашей жизни». (В. Лимонов)


Как же получилось, что на месте храма во имя святого благоверного княза Александра Невского появился кинотеатр?

Стоит напомнить, что согласно Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, принятому Советом народных комиссаров 20 января 1918 года, церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью. Все их имущество стало народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные для богослужебных целей, были переданы лишь в бесплатное пользование религиозных организаций. Таким образом всех храмы и мечеть Мелекесса стали собственностью молодого советского государства.

А в 1922 году для исполнения Декрета была сформирована Антирелигиозная комиссия при ЦК ВКП(б) (Комиссия по проведению декрета об отделении церкви от государства при ЦК РКП(б)). Заседание Политбюро ЦК 8 августа 1929 г., на котором присутствовали руководители комиссии, постановило: «Религии со своими догмами, этикой, праздниками, обрядами, являясь сами по себе контрреволюционной идеологической силой, — тем легче обращаются антисоветскими элементами в орудие срыва коллективизации сельского хозяйства, социалистического соревнования, перехода на непрерывную производственную неделю… все это ведет к ослаблению обороноспособности страны и является, по существу, подготовкой тыла в интересах мирового империализма»
Последовавшая за этим спецдиректива, подписанная Молотовым и Кагановичем, объявила религиозные организации легально действующей контрреволюционной силой. Эта директива положила начало тотальным гонениям на церковь.

Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского «Красная церковь» до 1932 года оставался действующим, но 14 апреля 1932 года мелекесский райисполком (Председатель Райисполкома  - Попков) по ходатайству мелекесского горсовета (Председатель Горсовета - Останин)
«учитывая настойчивые требования большинства рабочих организаций, студенчества и всего населения города организованного в профсоюзы, выраженных в специальных решениях общих собраний и персональных подписках о закрытии Александра-Невской церкви и магометанской мечети» (подписные листы прилагались), постановил Ходатайство о закрытии церкви и мечети удовлетворить и просить Крайисполком утвердить это решение, чтобы проведение его в жизнь обеспечить к 1-му мая и передать здание церкви под Дом культуры.

Валерий Гордеев в книге «Бери да помни» писал про храм:
«Местные ленинцы приспособили его под комсомольский клуб, построили в алтаре сцену. Но своеобразная акустика храма, его «певучая» сбалансированность и резонансность стен, куполов, его особое, «секретное» строение не могли дарить благодати бесовским спектаклям юных ленинцев. Потому храм спешно переделали под зернохранилище… Последнее применение храма было под склад горторга. Благо, в сторожке храмовой - напротив - уже вовсю работала пивная лавочка. Никто и никогда, даже сами новые владельцы складов, не ремонтировали храм, не следили за его состоянием. Благо, тогда все было всенародное, а значит - не моё».

К 1955 году сложилась такая ситуация, что начальник мелекесского райотдела культуры Васильев вынужден был написать письмо Председателю Верховного Совета СССР Ворошилову Клементу Ефремовичу.

«Я глубоко извиняюсь, что отрываю своей жалобой у Вас чуточку времени. Но мне кажется, я как гражданин нашего социалистического общества, работник советского аппарата не могу умолчать об этом.
Суть моей жалобы такова:
В гор. Мелекессе, Ульяновской области  в недалеком прошлом было три больших каменных церкви, так называемые Белая, Таратинская, Красная. Две из них сломали. На месте сломанных церквей сделали парк культуры и отдыха и расширили площадь городского кладбища.

Но одна из  них  осталась целой, так называемая "Красная" церковь. Стоит она в центре города. Но церковь имеет очень неприглядный вид лишь только потому, что она осталась без всякого присмотра. Железо с крыши церкви снято. На крыше растет уже во всю зелень. Двери церкви открыты. В вестибюле сваливался когда-то цемент, но после взятия его - уборка не была произведена.
Стекла в окнах все побиты. В ограде и церкви валяются дрова, пустая тара каких-то организаций.
Короче говоря церковь имеет очень неприглядный вид и все это в центре города. Поэтому архитектурные ансамбль города выглядит очень не важно.

По площади,  где стоит церковь ежедневно ходят сотни, а то и больше горожан. Мне кажется такое положение с  церковью оскорбляет чувство верующих, что противоречит политике КПСС по отношению к религии и верующим. Учитывая это и то, что эта церковь не имеет никакой исторической ценности, прошу Вас Клемент Ефремович, подсказать городскому Совету города Мелекесса и не только подсказать, но и оказать соответствующую материальную помощь приспособить это здание под очаг культуры, так как в городе такового нет.
Если этого сделать нельзя, то снести это здание и освободившуюся площадь использовать на другие нужды города. Этим самым ликвидируются оскорбительные действия по отношению граждан и церкви. Улучшится архитектурные ансамбль города, а если это здание приспособить под культурный очаг, то граждане города будут иметь хороший культурный центр, посредством которою можно будет расширять их общий культурный кругозор.
4-го июня 1955 года г .Мелекесс».


Уже 18 июня 1955 года Отдел писем при Президиуме Верховного Совета СССР переслал это письмо на рассмотрение Председателю Исполкома Ульяновского Областного Совета депутатов трудящихся Серегину И.М. Началась переписка по решению судьбы бывшего здания церкви.

Исполком мелекесского городского совета трудящихся  в письме в Ульяновской облисполком 10.07.1955 г. сообщает:
«В данное время. ввиду аварийного состояния,  здание не может быть использовано даже и как складское помещение, не говоря уже о невозможности использования под какое-либо культурное учреждение. Здание  грозит обвалом на расположенную рядом трикотажную фабрику имени Кл. Цеткин.
Исполком горсовета просит разрешить указанное аварийное здание, во избежание несчастных случаев вследствие обвала, разобрать и годные стройматериалы после разбора использовать на благоустройство города».
Председатель исполкома горсовета - В. Власов, секретарь исполкома горсовета - А. Шуранова.

А 25 июля 1955 года комиссией был составлен акт осмотра православной церкви Александра Невского собора по ул. III Интернационала.

Церковь имеет размеры:
Колокольня - длина 10,7 м, ширина 8,9 м., высота 38,0 м. кол.
Притвор - длина 13,65 м, ширина 10,7 м., высота 8,5 м.
Основная - длина 14,7/4,25 м, ширина 28,6/19,8 м., высота 16,0 м.
Алтарь - длина 10,2 м, ширина 5,0 м., высота 16,0 м.
Ход в подвал - 4,4 х 4,25 /

Здание находится в аварийном состоянии. Пол деревянный проваливается, стены каменные, на сложном растворе деформируются / дали глубокие трещины, штукатурка обваливается, на колокольне одна стена имеет ежегодно всё увеличивающуюся щель, идущую к основному зданию, имеет щель в потолка колорифера, окна выбиты, железо с крыши снято, а тёс сгнил и через крышу в здание церкви попадают осадки, еще больше портящие здание.
Сводчатое потолочное перекрытие при отсутствии кровли намокло, от влаги разрушается. Есть основание на то, что в скором времени обвалится. В действительности здание церкви имеет в настоящее время одну каменную коробку.
Вследствие чего здание церкви необходимо разобрать немедленно, во избежание могущих быть несчастных случаев вследствие аварии.
Члены комиссии:
Депутат мелекесского горсовета, заведующий горкомхозом Егоров,
Архитектор горкомхоза Тихонова М.И.
Начальник горпожкоманды Сандалов П.Ф.
Врач санэпидстанции Брокерт Е.Г.
Начальник горжилуправления Таняшин Я.И.
Техник-строитель ремконторы Решетников И.С.

И уже 22 августа 1955 г. Исполком Мелекесского городского Совета депутатов трудящихся принимает решение просить исполком областного Совета депутатов трудящихся разрешить разобрать здание бывшей церкви, а годные стройматериалы после слома использовать на благоустройство города.

Согласно Постановление СНК СССР о православных церквях и молитвенных домах, 1 декабря 1944 г. было установлено, что слом или разборка церковных зданий допускается по распоряжению обл(край)исполкома или СНК республики в исключительных случаях (при угрозе обвала и т. п.), при наличии технического акта и по заключению Уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР.

И технический акт и заключение Уполномоченного были подготовлены городскими властями.
«Технической комиссией, образованной Мелекесским горисполкомом установлено, что церковь не функционирует с 1932 года и с этого времени здание церкви находится без надзора и ремонта»
Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви по Ульяновской области - Д. Будылев. (30.08.1955 г.)

А 6 сентября 1955 года Исполком Ульяновского областного Совета депутатов трудящихся принял Решение № 641/20  О разборе бывшего церковного здания г. Мелекесса, ул.III-го Интернационала, как аварийного, грозящего обвалом.

В техническом паспорте здания сохранилась выписка из архитектурно-планировочного задания на строительство типового кинотеатра на 500 мест: «Участок отведен решением Мелекесского Исполкома от 24.05.1956 г. (Сзади участка - изгородь детского парка)».

6 февраля 1960 года для горожан был открыт кинотеатр «Мир».

Источники:
ЦГАСО Ф. Р 779. Оп. 2, Д. 1258, «Материалы о закрытии Александра-Невской церкви и мечети в г. Мелекессе»,
ГАУО Ф. Р 3038, Оп. 4, Д. 909 «Решения Исполнительного Комитета Ульяновского областного Совета депутатов»
В. Гордеев «Бери да помни»
Газета «Знамя коммунизма» № 28 (5826) от 7 февраля 1960 г.
5. Савельев С. Н. Бог и комиссары // Социологические исследования. — 1991. — № 2. — С. 34—45.


Рецензии