Самообладания никогда не терял

 
С потомственным  Гречанобалковским казаком Григорием Васильевичем Захарченко познакомилась осенью  2006 года. Жил он в аккуратном доме, обшитом деревом с зелеными ставнями. Во дворе - кусты цветущих дубков, виноградные лозы с осыпающимися рыжими и красными листьями, чистые дорожки. Порядок на подворье ветеран всегда сам поддерживал.
В сентябре 1922 года в семье потомственной гречанобалковской казачки и работящего батрака родился второй сын – Григорий. Позже появились на свет еще четверо ребятишек. Поэтому старшим братьям, как только подросли, пришлось самим задуматься о пропитании. В 13 лет Гриша, окончив пятый класс, пошел работать в колхозную бригаду. Вместе с другими подростками трудился на току, в поле – куда пошлют.
В 1939 году, после механизаторских курсов, поставили его прицепщиком.
Работа в колхозе и на домашнем подворье, вечерние спевки за околицей хутора с весны до поздней осени, первая влюбленность, так и не успевшая перерасти в большое, серьезное чувство – весь этот размеренный, простой ход жизни сельской молодежи в одночасье прервала жестокая война.
С тревогой хуторяне следили за сообщениями с фронта. Парни, в том числе и Григорий, рвались в бой, но военкоматы, несмотря на военное положение в стране, соблюдали закон. Лишь в сентябре, когда Григорию исполнилось 19 лет, он получил повестку.
Сначала его направили в Новочеркасскую авиашколу, но бортмехаником хуторянину стать не довелось. Фронт стремительно приближался и авиашколу эвакуировали в Назрань. Курсантов же из-за нехватки связистов стали обучать азбуке Морзе. И опять обучение прервано – отправили в район боевых действий под Ростов – на - Дону.
  С лихвой довелось хватить военного лиха. Служил в пехоте, танковом десанте, стрелковых подразделениях. Участвовал в сражениях по обороне и освобождению Кавказа, Крыма, на Голубой линии, в Керчи и Севастополе. Воевал, не прячась за спины товарищей, не увертываясь от вражеских пуль – не щадя живота своего. Трижды был ранен. Последний раз  тяжело (под Севастополем в 1944 году). После госпиталя на фронт не пустили, дослуживал командир стрелкового отделения до 15 декабря 1945 года вне зоны боевых действий.
Очень сокрушался он, что не смог вместе с товарищами добить врага в его логове, а валялся на госпитальной койке, когда советские войска освобождали страны Европы, подходили к Берлину. Но, что поделаешь, слава Богу, что жив остался.
Вернулся домой перед новым 1946 годом. Устроился работать на пенькозавод, был тогда такой в Гречаной Балке.  Потом возглавлял партийную ячейку в колхозе “Знамя труда” (в партию вступил в грозном 1943 году), был председателем Гречанобалковского сельпо, налоговым агентом, председателем сельского Совета (12 лет). 
В 1949 году женился. Дружно жили они с Антониной Константиновной, ведь она во всем была надежной опорой мужу. Дочь Ларису вырастили. Живет она с семьей в Краснодаре. У Захарченко внучка и два правнука на тот момент были. Славно отметили они золотую свадьбу в 1999 году. А  следующую годовщину супружества отмечал ветеран один. Умерла его верная подруга.
Продолжал Григорий Васильевич жить в своем доме, усердно занимался домашним хозяйством, не давая себе впасть в уныние. Вечера проводил, читая газеты, всматриваясь в экран телевизора. Особенно радовался, когда транслировали концерты Кубанского казачьего хора, которым руководит его однофамилец.
Среди заслуженных боевых наград ветерана одна из самых дорогих – медаль “За отвагу”, а так же орден Отечественной войны первой степени.


Рецензии
А хотелось бы знать - жив ветеран?
Спасибо!

Alex Zima   18.11.2023 19:12     Заявить о нарушении
Нет. Уже умер. Их теперь - по пальцам перечесть.

Нина Короленко   20.11.2023 15:02   Заявить о нарушении