Мысли на заметку. 31 января 2019 года

       С десяти до полвторого чистил мокрый снег и сдалбливал возле ворот ледяной накат. Оттепель. За домом вообще жижа. Обедать не стал. [...].
       _________________

       Думал всё о времени. Чтобы запустилось время, должен быть тот, кто воспринимает всё во времени, — наблюдатель. Покуда его нет, нет и времени. Это так забавно слышать от ученых: произошёл большой взрыв и пошло время. Время пошло, когда появилось первое живое существо. И скорость движения этого времени определялась биологическими ритмами этого существа. У разных существ и скорость времени разная. А какую скорость времени можно вообразить себе, если нет живых существ? Квинтиллионы тысячелетий можно представить себе как миг, а можно миг разбить на квинтиллионы составляющих. Для меня прошёл миг, для кого-то бесконечность.

       Но самое главное: чтобы пошло время, что-то должно стоять. Стоит сознание. Толстой совершенно справедливо на это указал. Когда нет взаимосвязи восприятия — нет и времени. Всё существует всегда. У мира существования нет смысловой дырки, куда что-то сливается в несуществование. Это я говорю о материальном мире, а в сущностном мире, куда относится сознание, тем более ничего не возникает и ничего не исчезает.

       И в этом суть понимания бессмертия. А у Быкова, Набокова, Бунина и прочих материалистов бессмертие — это переселение (во времени) души из одного материального тела в какое-то, видимо, другое тело. Это очень наивно и по своему уровню ничем не отличается от шаманизма и самого первого язычества. (Как-то так я думал, когда чистил.)
       _________________

       Уснул после обеда, но без обеда. [...].

       Всё читаю Гусева и Лотмана, параллельно. Интересная мысль о непротивлении: пять заповедей нужны были не Иисусу, а ученикам, чтобы суметь подняться на тот уровень абстрагирования в своем мышлении, на котором находился он сам. Десять заповедей Ветхого завета привязывают человека к внешней жизни, а пять новозаветных — освобождают от этой привязанности (зависимости).
       _________________

       [...].


Рецензии