Императорская и королевская 6-я армия

6-я армия (Австро-Венгрия)
Императорская и королевская 6-я армия - оперативное объединение австро-венгерских вооружённых сил в ПМВ. В начале войны командование армии находилось на сербском ТВД, но из-за больших потерь было расформировано еще до конца года. В ходе наступления на венецианской равнине после 12-й битвы на Изонцо 6-я армия была восстановлена в январе 1918 г. и до конца войны действовала на среднем участке Пьяве-фронта.

Сербская кампания 1914 г.
Вскоре после начала войны с Сербией главнокомандующий фцм Потиорек 30 июля 1914 г. распорядился о сосредоточении 6-й армии в районе восточней Сараево. По завершении мобилизации эта армия должна была начать наступление через Дрину в направлении на Ужице. В начале войны армия насчитывала 56 батальонов, 3 эскадрона и 106 орудий, начальником штаба был гм Эдуард Бёльц.
5-я армия вела первое большое наступление южнее Савы и западнее Дрины. 5 августа королевство Черногория тоже объявило войну имп и кор монархии, что вынудило Потиорека отправить на юг несколько горных бригад 6-й армии для охранения.
XV корпус (Сараево) генерал пехоты Михаэль фон Аппель
    • 48-я пд: фмл Йохан Айзлер фон Айзенхорт, 10-я горная бригада (полковник Генрих фон Дорффа) и 12-я горная бригада (гм Франц Кальзер)
    • 1-я пд: фмл Штефан Богат (7-я (гм Отто Серич) и 9-я горные бригады (полковник Йозеф Грозны)
XVI корпус (Рагуза) фцм Венцель Вурм
    • 18-я пд (Мостар): фмл Игнац Тролльманн (4, 5, 6-я и 8-я горные бригады)
    • 1-я горная бригада : гм Гвидо Новак фон Ариенти
    • 2-я горная бригада: гм Теодор Габриэль
    • 13-я горная бригада: полковник Антон Бехтольд
    • охранение Дрины, фмл Лукас Шнярич (группа ландштурма Хаузера и 17-я горная бригада)
Группа Герцеговина и Каттаро
    • 40-я пд гонведа (Будапешт): фмл Йозеф Браун (79-я и 80-я бригады гонведа)
    • 3-я горная бригада: генерал-майор Генрих Понграч
    • 15-я горная бригада: полковник Генрих фон Виден
    • 16-я горная бригада: генерал-майор Эрвин Цайдлер - из 3, 15-й и 16-й горных бригад в середине сентября была образована 50-я дивизия (фмл Кальзер)
    • 47-я пд (Кастельнуово): генерал-майор Фридрих Новак
После поражения 5-й армии в битве на Ядаре (август 1914 г.) 6-й армии пришлось отойти на Верхней Дрине. В начале сентября 1914 г. 5-я армия была назначена для нового главного удара через Дрину. Битва на Дрине началась 7 сентября, на участке 6-й армии горные бригады должны были перейти Дрину в излучине реки у Яворака и взять Рогатицу. XV и XVI корпуса должны были создать плацдарм по обе стороны от Зворника и добиться отступления сербов в горы Ягодня. 8 сентября горные бригады XVI корпуса начали переход реки по обе стороны устья Дринячи. Целью атаки 1-й пд был Крупань, стратегической целью 6А был охват противостоящей сербской 3А с юга и расширение прорыва всего вражеского фронта в Мачве. После перегруппировки у горы Мачков камен 17 сентября сербы произвели контратаку, которая, однако, к 22 сентября была отражена после многодневных боёв за Ягодню. Тем временем из Санджака сербская армейская группа Ужице между 23 и 28 сентября вклинилась в районе горы Романья в k.u.k. фронт, чтобы пробиться прямо на Сараево. Из района Рогатицы сербская Шумадийская дивизия II призыва продвигалась на Мркалье, черногорская Дринская бригада наступала из района Горажде на Калиновик. Сербский Сребреницкий отряд был отброшен 8-й горной бригадой (гм Андриан) у Осмаче, бригада подполковника Хвостека удержалась у Власеницы. Сербское вторжение в ЮВ Боснию было остановлено. 
Для нового контрнаступления Потиорек усилил XV корпус (Апепль) в занимаемой им обороне 7-й и 9-й горными бригадами (1-я дивизия) и велел атаковать XVI корпусу (Вурм). Вновь сформированная сводная дивизия (1, 2, 4, 6-я и 14-я горные бригады) под командованием гм Гойгингера удерживала дринский плацдарм у Зворника. К югу от неё 18-я дивизия (фмл Тролльманн) с 18 октября должна была оттеснить сербскую Шумадийскую дивизию II призыва. С запада из района Фочи 50-я дивизия (фмл Кальзер) наступала против черногорской Плевльской дивизии на горе Романья. До 21 октября вторая Шумадийская дивизия была оттеснена на линию высот Китак — Бабляк — Вратар. Сербское главное командование армией, недовольное генералом Божановичем, командиром армейской группы Ужице, заменило его генералом Арачичем.
В середине ноября австрийцы в кровопролитных боях продвинулись через Валево на Колубару. Сербская 1А (Мишич) с 3 декабря начала внезапное контрнаступление против 6А, которое длилось до 9 декабря и совершенно застало врасплох уже уверенных в победе австрийцев. Драматическим поворотом а-в наступление было остановлено. Потиореку пришлось спешно отступить за Колубару, 6А отходила через Мачву на север, 15 декабря также приказали очистить захваченный на днях Белград. k.u.k. 5-я и 6-я армии потеряли в этих арьергардных боях больше половины ещё боеспособных частей. Разразившаяся эпидемия дополнительно сильно сократила k.u.k. войска, её жертвой пал также командир XV корпуса барон фон Аппель. Во время перехода к позиционной войне штаб армии был расформирован. Командование на Балканском фронте возложили на эрцгерцога Ойгена и вместе с начальником его штаба Крауссом начали глухую оборону и в Сирмии.

Новое формирование в 1918 г. на Пьяве
15 января 1918 г. было заново сформировано командование 6А на замену расформированной незадолго до того 2-й Изонцо-армии. Фельдмаршал Бороевич фон Бойна, командующий вышестоящей ГА Бороевича, уже весной 1918 г. получил распоряжение произвести новое наступление через Пьяве. 6А под началом эрцгерцога Йозефа участвовала во Второй битве на Пьяве (июнь 1918 г.). Правый фланг армии по тактическим соображениям был на время наступления подчинён 11-й армии, стоявшей на массиве Граппа.
    • XV корпус, ген пех Карл Скотти (20, 48-я и 50-я дивизии)
    • II корпус, ген пех Рудольф Краусс (8-я и 11-я кд)
    • XXIV корпус, ген пех Людвиг Гойгингер (13, 17, 31-я пд)
13-я и 17-я дивизии под покровом темноты 15 июня 1918 г. перешли Пьяве и к 6:15 утра целиком овладели итальянскими береговыми позициями. До конца дня вопреки сильному противодействию врага были также взяты штурмом восточный и северный склон плато. 16 июня угрожаемый участок итальянцев был усилен 48-й дивизией, попытка переправы задействованной справа k.u.k. 31-й дивизии у Фалез ди Пьяве поначалу провалилась. Начатая 19 июня контратаку итальянской 8А не смогла оттеснить k.u.k. войска вниз со склона. XXIV корпус с начала наступления захватил 84 орудия и 12 000 пленных, однако с 20 июня битву на Пьяве больше нельзя было выиграть. 
Последовавшее в конце октября 1918 г. контрнаступление итальянской 8А (генерал Энрико Кавалья) прорвало фронт k.u.k. 6А между Видором и Фалез ди Пьяве, образовался плацдарм и оттуда был достигнут решающий прорыв на Витторио Венето.

Командующие
    • фельдцейхмейстер Оскар Потиорек (август 1914 – 27 декабря 1914)
    • генерал пехоты эрцгерцог Йозеф (15 января 1918 - 15 июля 1918)
    • генерал кавалерии князь Алоиз фон Шёнбург-Хартенштайн (16 июля 1918 – 3 ноября 1918)

Состав
    • август 1914 г.: XV и XVI корпуса
    • октябрь 1914 г.: XIII, XV, XVI корпуса
    • январь 1918 г.: II, XV, XXIV корпуса
    • июнь 1918 г.: II и XXIV корпуса
    • август 1918 г.: II, XV, XXIV корпуса
    • октярбь 1918 г.: II и XXIV корпуса

Боевое расписание 6-й армии в начале ПМВ
Командующий: фцм Оскар Потиорек
    • XV корпус (ген пех. Михаэль фон Аппель)
        ; 1-я пехотная дивизия (фмл. Костаневич)
        ; 48-я пехотная дивизия (фмл. Айзлер)
    • XVI корпус (фцм. Венцель фон Вурм)
        ; 18-я пехотная дивизия (фмл. Трольманн)
        ; 1-я горная бригада (гм. Новак)
        ; 2-я горная бригада (гм. Габриэль)
        ; 13-я горная бригада (полк. Берхтольд)
    • Под непосредственным командованием армии
        ; 47-я пехотная дивизия (фмл. Новак)
        ; 40-я дивизия гонведа (фмл. Браун)
        ; 3-я горная бригада (ген. Понграч)

Боевое расписание 6-й армии в середине сентября 1914 г.
Командующий: фцм Оскар Потиорек
    • XV корпус (ген пех. Михаэль фон Аппель)
        ; 40-я дивизия гонведа (фмл. Браун)
        ; 48-я пехотная дивизия (фмл. Айзлер)
    • XVI корпус (фцм. Венцель фон Вурм)
        ; 1-я пехотная дивизия (фмл. Костаневич)
        ; 18-я пехотная дивизия (фмл. Трольманн)

Боевое расписание 6-й армии в битве на Пьяве
Командующий: эрцгерцог Йозеф
    • II корпус (ген пех. Рудольф Краусс)
        ; 8-я кавалерийская дивизия (ген. Доконал)
    • XXIV корпус (фмл. Людвиг Гойгингер)
        ; 31-я пехотная дивизия (фмл. Либ)
        ; 13-я дивизия лв (фмл. Киндль)
        ; 17-я пехотная дивизия (фмл. Штрёэр)
    • Резерв армии
        ; 11-я кавалерийская дивизия гонведа (ген. Хегедус)

Боевое расписание 6-й армии в битве у Витторио Венето
Командующий: генерал кавалерии Алоиз Шёнбург-Хартенштайн
    • II корпус (генерал пехоты Рудольф Краусс)
        ; 31-я пехотная дивизия (фмл. Либ)
        ; 25-я пехотная дивизия (гм. Верц)
        ; 11я кавалерийская дивизия гонведа (ген. Йонь)
        ; 12-я дивизия конных стрелков (ген. Карапанча)
    • XXIV корпус (генерал пехоты Эммерих Хадфи)
        ; 41-я пехотная дивизия гонведа (фмл. Шамшула)
        ; 51-я дивизия гонведа (ген. Даубнер)
    • Резерв армии
        ; 10-я пехотная дивизия (фмл. Ваттерих)
        ; 43-я дивизия лв (фмл. Штёр)
        ; 34-я пехотная дивизия (фмл. Люксардо)


Рецензии