Императорская и королевская 5-я армия

5-я армия (Австро-Венгрия)

Имп. и кор. 5-я армия была крупным соединением австро-венгерской армии в ПМВ. В начале войны в 1914 году командование армии находилось на сербском ТВД, но из-за тяжёлых потерь было расформировано ещё до конца года. После вступления в войну Италии (май 1915 г.) армия была сформирована вновь и с 24 мая 1917 года до конца войны обозначалась как Изонцо-армия.

Сербский поход 1914
Командующий балканской группировкой войск, фельдцейхмейстер Потиорек считал, что вторжение из Боснии могло бы вызвать также внутренний бунт в Сербии. 5-я армия во время сербского похода 1914 года наступала в нижнем течении Дрины, в то время как два корпуса 2-й армии должны были атаковать между Шабацем и Белградом. 5-я армия подчинялась генералу пехоты риттеру фон Франку, начальником штаба выступал генерал-майор Максимилиан Чичерич, в августе 1914 г. командованию армии были приданы следующие корпусные группы:
VIII корпус: генерал кавалерии Артур барон Гизль фон  Гизлинген
    • 21-я дивизия ландвера ФМЛ  Артур Пшиборский
    • 9-я пехотная дивизия ФМЛ  Виктор фон Шойхенштюль
XIII корпус: генерал пехоты Адольф фон Ремен цу Баренсфельд
    • 36-я пехотная дивизия: ФМЛ  Клавдиус фон Цибулька
    • 42-я дивизия гонведа ФМЛ Стефан Саркотич
Кроме того приданы:
    • 13-я маршевая бригада - генерал-майор Адальберт Летовский
    • 11-я горная бригада - генерал-майор  Марцел Лавровский
    • 104-я бригада ландштурма - генерал-майор Теодор Бекич
Предваряющую атаку армии через Дрину по обе стороны дороги Ложница-Завлака в направлении на Валево провёл XIII корпус. VIII корпус на севере должен был перейти Дрину с 9-й пехотной дивизией восточней Биелины. 12 августа последовала атака бригады ландштурма под командой генерал-майора Летовского против Шабаца. Бригада под командой генерал-майора фон Дани перешла Саву у Кленака и с мощной артиллерийской поддержкой взяла Шабац. XIII корпус после перехода Дрины захватил 36-й дивизией высоты восточней Ложницы и вошёл в долину Ядара. Стоявшая южном фланге 5-й армии под Зворником 42-я дивизия гонведа поддерживала наступление в направлении Крупань. 5-я армия сражалась битве на Ядаре (август 1914 г.), в битве на Дрине (сентябрь-октябрь 1914) и в битве на Колубаре (ноябрь-декабрь 1914 г.). 2 декабря комбинированному корпусу удалось кратковременно занять Белград, который уже две недели спустя из-за сербского контрнаступления пришлось очистить.

Изонцо-фронт 1915 г.
Из-за вступления в войну Италии (23 мая 1915 г.) в рамках Юго-Западного фронта (генерал-полковник эрцгерцог Ойген, начальник штаба фмл Краусс) штаб 5-й армии вернулся в строй и переброшен на Изонцо-фронт. Командующим был назначен отозванный с Восточного фронта генерал Бороевич фон Бойна, начальником штаба - фмл Аурель фон ле Бо. Начальник итальянского Генерального штаба генерал Кадорна приказал своим войскам после объявления войны быстро наступать на австрийскую государственную территорию. В нижнем течении Изонцо итальянская 3-я армия (герцог фон Аоста) два дня сдерживалась слабыми имп. и кор. силами, прежде чем она 25 мая наконец продвинулась с боями за реку между Приерисом и Градиской (южнее Гёрца). В соседнем участке головные отряды 2-й итальянской армии (генерал Фругони) в тот же день между горой Саботино и деревней Зельц тоже достигли западного берега Изонцо. Подполковник Рихард Кёрнер приказал своей тяжёлой артиллерийской бригаде немедленное открытие огневого боя против атакующих. Тем самым он спас плацдарм Гёрц, хотя имелся контрприказ командования Юго-Западного фронта, и создал этим предпосылку для развёртывания Изонцо-фронта. Войска прибывшей из Сербии 2-й горной бригады под командой генерал-майора Гезы Лукачича сыграли важную роль в укреплении позиций на карстовом плато Добердо.
XV корпус генерал пехоты Винценц Фокс (Тольмейн)
    • 1-я дивизия: фмл Штефан Богат
    • 50-я дивизия: фмл Франц Кальзер
XVI корпус  фельдцейхмейстер Венцель Вурм (Изонцо)
    • 58-я дивизия: генерал-майор Эрвин Цайдлер (Гёрц)
    • 18-я дивизия: генерал-майор Эдуард Бёльц (Плава)
    • 48-я дивизия: фмл Теодор Габриель (резерв)
Группа Гойгингера 
    • 57-я дивизия: фмл Генрих Гойгингер (плато Добердо)
    • 93-я дивизия: генерал-майор Адольф фон Боог (между Крном и Виппахом)
    • 94-я дивизия: фмл Хуго Кучера (Паренцо (Пореч), Дуино)
С 5 июня 1915 г. атаки итальянского VI корпуса направлялись против плато Добердо и против Гёрца. Уже первая попытка перейти Изонцо у Приериса (Сан-Канциан-д’Изонцо), Саградо и Сдрауссины провалились, но Градиска попала в руки итальянцев. В то время как Кадорна располагал более чем 214 батальонами пехоты, 40 эскадронами и 118 батареями, имп. и кор. 5-я армия могла противопоставить только 36 батальонов, 16 эскадронов и 75 батарей. Между 12 и 16 июня итальянскому II корпусу удалось перейти Изонцо у Плавы.
В середине октября 1915 г. 5-я армия располагала шестью группами обороны:
    • XV корпус (ФМЛ фон Штёгер-Штайнер – 1-я и 50-я дивизии)
    • XVI корпус (ФЦМ Венцель фон Вурм - 18, 58 и 61-я дивизии)
    • VII корпус (генерал кавалерии эрцгерцог Йозеф - 20, 17 и 106-я дивизии)
    • III корпус (ФМЛ фон Краутвальд - 22-я и 28-я дивизии, 19-я бригада ландштурма, 187-я пехотная бригада)
    • береговая оборона Триест: генерал-майор Александр Риттер фон Вассерталь
    • участок побережья Фиуме: генерал-майор Николаус Иштванович
Только в первых четырёх битва на Изонцо  (июнь, август, октябрь и ноябрь 1915 г.) итальянцы потеряли около 175 000 человек. Австрийские потери составляли около 123 000 солдат.

1916
Между 14 и 18 февраля 1916 г. III корпус был сменён на плато Карст VII корпусом. 20-я дивизия гонведа заняла место 6-й дивизии, 17-я дивизия сменила 28-ю дивизию. 106-я дивизия ландштурма заменила 22-ю стрелковую. Между 11 и 16 марта итальянцы во время 5-й битва на Изонцо для облегчения союзных французских солдат под Верденом вели лишь робкие отвлекающие атаки. III корпус был между 12 и 26 марта перевезён в Южный Тироль. Дополнительно 18-я дивизия до 23 марта была сменена освободившейся на Балканском фронте 62-й дивизией. В середине марта 1916 г. 5-я армия в ожидании новых итальянских атак была усилена подвезённой из Галиции 34-й дивизией, которая сосредотачивалась под Ранциано (Ренче) как армейский резерв. 
В шестой битве на Изонцо (август 1916 г.) итальянцам удался захват плато Добердо и города Гёрц, а также создание сильного восточного плацдарма на Изонцо. 8-я битва на Изонцо (октябрь 1916 г.) как предшествовавшая имела целью портовый город (Триест). Дополнительно была предпринята отвлекающая атака между Виппахом и Санкт-Петер у Гёрца. Итальянцы ухитрились захватить несколько окопов восточней Гёрца, а также получили минимальный выигрыш земли у Худи лога и Костаньевицы. Целью итальянской атаки в 9-я битве на Изонцо (31 октября - 4 ноября) был Триест. В этот раз Кадорна пытался осуществить прорыв огромной концентрацией войск (8 дивизий на всего 8,5 км фронта). Итальянцам удался прорыв у горы Волковняк (высота 284) и временное овладение возвышенностью Файти хриб, а также продвижение до Костаньевицы и окружение деревни Худи лог. 5-я армия в этой битве была близка к поражению.

Переименование в Изонцо-армию
24 мая 1917 года 5-я армия была переименована в Изонцо-армию. Во время 11-й битвы на Изонцо (с 18 августа по 12 сентября 1917 г.) превосходство итальянской артиллерии вызвало в её рядах тяжёлые потери. На всём фронте Изонцо итальянцы на сей раз задействовали 51 пехотную и 2,5, кавалерийские дивизии, 3600 орудий и 1700 миномётов. 5-я армия оборонялась всего 20,5 дивизиями, число которых в ходе битвы увеличились до 29, сюда же 1434 орудий и 112 миномётов. На участке IV и XXIV корпусов большая часть плато Байнзицца-Хайлигенгайст была уступлена итальянской 2-й армии. Атаки итальянкой 3-й армии, которые стремились к прорыву через карстовое плоскогорье у Комена, были отбиты VII и XXIII корпусами. После сдачи горы Санто гора Сан-Габриеле с 23 августа находилась в очаге боя. Между 4 и 11 сентября бушевал главный бой за эту «гору смерти», чья потеря означала бы потерю южного гёрцского фронта.
В разгар великой 11-й битвы на Изонцо 23 августа Изонцо-армия по тактическим соображениям была разделена на две армии:
1-я Изонцо-армия, генерал пехоты Венцель фон Вурм
Начальник штаба: полковник Теодор Эдлер фон Кёрнер
    • XVI корпус генерала пехоты Рудольф Краличек (14, 58 и 63-я дивизии)
    • VII корпус ФМЛ Георг фон Шарицер (17, 44 и 48-я дивизии)
    • XXIII корпус ФМЛ Максимилиан фон Чичерич (10, 12 и 41-я дивизии)
    • резерв: 21-я стрелковая дивизия, 106-я дивизия ландштурма
    • участок Триест и Фиуме (контр-адмирал Коуделка, ФМЛ фон Иштванович)
2-я Изонцо-армия под командованием генерала пехоты Йохана фон Энрикеса
Начальник штаба: полковник фон Сали-Самаден
    • Группа ФМЛ Козак (35, 57 и 60-я дивизии)
    • XXIV корпус - генерал пехоты Лукас (24 и 53-я дивизии)
    • IV корпус – генерал Шёнбург фон Хартенштайн (20 и 43-я дивизии)
    • II корпус - генерал пехоты  Кайзер (9, 28 и 29-я дивизии)
Итальянцам не удался прорыв, 11-я битва на Изонцо стоила им 40 000 убитых и 108 000 раненых. Австрийские потери (10 000 убитыми, 45 000 ранеными и 30 000 пропавшими без вести) были столь тяжелы, что для следующей битвы фронт думали обеспечить лишь тем, что упредить итальянцев собственной атакой. Для этого и со стороны немецкого командования было обещано сильное подкрепление.
В конце октября 1917 г. наступлением германской 14-й армии был произведён прорыв между Фличем и Тольмайном в 12-й битве на Изонцо. Разгром итальянской 2-й армии (генерал Капелло) также вынудил к отступлению и стоявшую перед фронтом обеих Изонцо-армий итальянскую 3-ю армию. В устье Пьяве у Дзенсона 44-й стрелковой дивизии под командой ФМЛ фон Ивански 12 ноября удалось создание маленького плацдарма на западном берегу Пьяве, который 26 декабря пришлось сдать.
На Пьяве, 1918 г.
С запланированным восстановлением имп. и кор. 6-й армии 2-я Изонцо-армия 6 января 1918 г. была расформирована, оставшаяся «Изонцо»-армия приняла участие во второй битве на Пьяве (июнь 1918 г.) и битве у Витторио-Венето.
Изонцо-армия в июне 1918 г. располагала более чем четырьмя корпусными группами:
    • XVI корпус генерала пехоты Рудольф Краличек: 33, 56 и 58-я пехотные дивизии
    • IV корпус генерала кавалерии князь Шёнбург-Хартенштайн: 29, 64 и 80-я дивизии
    • резерв: 9, 35, 51 и 61-я дивизии, 12-я стрелковая кавалерийская дивизия
    • VII корпус генерала пехоты  Георга Шарицера фон Рени: 14, 24 и 44-я дивизии, 9-я кав. дивизия
    • XXIII корпус генерала пехоты Максимилиана Чичерича: 10, 12 и 57-я дивизии, 1-я кав. дивизия
Потери во второй битве на Пьяве (почти 117 000 человек) были выше, чем в 11-й битве на Изонцо, хотя та длилась вдвое дольше, и составили 11 643 человек убитыми, 80 852 ранеными, а также 25 527 пленными. В третьей битве на Пьяве фронт австрийцев с 28 октября 1918 г. был прорван итальянцами и конец войне положен перемирием, подписанным на вилле Джусти (под Падуей).

Командующие
    • генерал пехоты Либориус фон Франк (1 августа 1914 г. – 27 декабря 1914 г.)
    • генерал пехоты Светозар Бороевич фон Бойна (27 мая 1915 г. - 23 августа 1917 г.)
    • генерал пехоты Венцель фон Вурм (23 августа 1917 г. - ноябрь 1918 г.)

Состав
    • август 1914.: VIII корпус, XIII корпус 
    • октябрь 1914.: VIII корпус, сводный корпус, группа Сирмия, группа Банат
    • декабрь 1914.: VIII корпус , XIII корпус, сводный корпус, группа Сирмия, группа Банат
    • май 1915.: XV корпус , XVI корпус 
    • июнь 1915.: XV корпус , XVI корпус 
    • июль 1915.: VII корпус, XV корпус, XVI корпус
    • октябрь  1915.: III корпус, VII корпус, XV корпус, XVI корпус
    • март 1916.: VII корпус, XVI корпус
    • май  1916.: VII корпус, XV корпус, XVI корпус
    • август  1916.: VII. корпус, XV. корпус, XVI. корпус
    • сентябрь 1916.: VII. корпус, XV. корпус, XVI. корпус
    • ноябрь 1916.: VII. корпус, XV. корпус, XVI. корпус, XVII. корпус, XXIII. корпус
    • апрель 1917.: VII. корпус, XV. корпус, XVI. корпус, XVII. корпус, XXIII. корпус
    • май 1917.: VII. корпус, XV. корпус, XVI. корпус, XVII. корпус

Боевое расписание 5-й армии в начале ПМВ
Командующий: генерал пехоты Либориус фон Франк
    • VIII корпус  (ген. кав. Артур Гизль фон Гизлинген)
        ; 9-я пехотная дивизия (фмл Шойхенштюль)
        ; 21-я дивизия ландвера (фмл Пшиборски)
    • XIII корпус  (ген. пех. Адольф фон Ремен)
        ; 36-я пехотная дивизия (фмл Цибулька)
        ; 42-я дивизия гонведа (фмл Саркотич)

Боевое расписание 5-й армии в середине сентября 1914 г.
Командующий: генерал пехоты Либориус фон Франк
    • Комбинированный корпус (фмл. Альфред Краусс)
        ; 29-я пехотная дивизия (фмл Цедвиц)
        ; 7-я пехотная дивизия (фмл Лютгендорф)
    • VIII корпус  (ген. кав. Артур Гизль фон Гизлинген)
        ; 9-я пехотная дивизия (фмл Шойхенштюль)
        ; 21-я дивизия ландвера (фмл Пшиборский)
    • XIII корпус  (генерал пехоты Адольф фон Ремен)
        ; 36-я пехотная дивизия (фмл Цибулька)
        ; 42-я дивизия  гонведа (фмл Саркотич)

Боевое расписание 5-й армии в мае 1915 г.
Командующий: генерал пехоты Светозар Бороевич
    • XV корпус  (ген. пех. Винценц Фокс)
        ; 1-я пехотная дивизия (фмл. Богат)
        ; 50-я пехотная дивизия (фмл. Кальзер)
    • XVI корпус  (ген. арт. Венцель фон Вурм)
        ; 58-я пехотная дивизия (ген.-май. Цайдлер)
        ; 18-я пехотная дивизия (ген.-май. Бёльц)
        ; 48-я пехотная дивизия (фмл Габриель)
    • Армейский резерв
        ; 93-я пехотная дивизия (ген.-май. Боог)
        ; 94-я пехотная дивизия (фмл Кучера)
        ; 57-я пехотная дивизия (фмл Гойгинер)

Боевое расписание 5-й армии в октябре 1915 г.
Командующий: генерал пехоты Светозар Бороевич
    • XV корпус  (фмл Штёгер-Штайнер)
        ; 50-я пехотная дивизия (ген.-май. Тунк)
        ; 1-я пехотная дивизия (фмл Шмидт фон Фуссина)
    • XVI корпус  (фцм Венцель фон Вурм)
        ; 18-я пехотная дивизия (ген.-май. Новак)
        ; 58-я пехотная дивизия (ген.-май. Цайдлер)
    • VII корпус  (фмл Йозеф)
        ; 20-я дивизия гонведа (ген.-май. Лукачич)
        ; 17-я пехотная дивизия (фмл Гельб)
        ; 106-я дивизия ландштурма (фмл Клеттер)
    • III корпус  (фмл Краутвальд)
        ; 28-я пехотная дивизия (фмл Шнайдер)
        ; 22-я дивизия ландвера (ген.-май. Шён)
    • Под непосредственным командованием армии
        ; группа Триест (ген.-май. Вассерталь)
        ; группа Риека/Фиуме (ген.-май. Иштванович)

Боевое расписание 5-й армии перед Тирольским наступлением
Командующий: генерал пехоты Светозар Бороевич
    • XVI корпус  (фцм Венцель фон Вурм)
        ; 62-я пехотная дивизия (ген.-май. Новак)
        ; 58-я пехотная дивизия (ген.-май. Цайдлер)
    • VII корпус  (фмл Йозеф)
        ; 20-я дивизия гонведа (ген.-май. Лукачич)
        ; 17-я пехотная дивизия (фмл Гельб)
        ; 106-я дивизия ландштурма (фмл Клеттер)
    • III. корпус (фмл Краутвальд)
        ; 6-я пехотная дивизия (фмл. Шёнбург-Хартенштайн)
        ; 22-я дивизия ландвера (ген.-май. Шён)
        ; 28-я пехотная дивизия (фмл. Шнайдер)
        ; 18-я пехотная дивизия (ген.-май. Штракер)
    • Под непосредственным командованием армии
        ; 61-я пехотная дивизия (фмл. Винклер)
        ; 9-я пехотная дивизия (ген.-май. Кразель)
        ; группа Риека (ген.-май. Иштванович)
        ; IV район (контр-адмирал Коуделка)

Боевое расписание 5-й армии в августе 1916 г.
Командующий: генерал пехоты Светозар Бороевич
    • XV корпус (фмл Штёгер-Штайнер)
        ; 50-я пехотная дивизия (ген.-май. Герабек)
        ; 1-я пехотная дивизия (фмл Шмидт фон Фуссина)
    • XVI корпус (фцм Венцель фон Вурм)
        ; 62-я пехотная дивизия (ген.-май. Новак)
        ; 58-я пехотная дивизия (ген.-май. Цайдлер)
    • VII корпус (фмл. Йозеф)
        ; 20-я дивизия гонведа (ген.-май. Лукачич)
        ; 17-я пехотная дивизия (фмл Гельб)
        ; 9-я пехотная дивизия (фмл Шенк)
    • Под непосредственным командованием армии
        ; группа Риека (ген.-май. Иштванович)
        ; IV район (контр-адмирал Коуделка)


Рецензии