Императорская и королевская 4-я армия

4-я армия (Австро-Венгрия)

Имп. и кор. 4-я армия - крупное соединение австро-венгерских вооружённых сил, которое во время ПМВ было постоянно задействовано на Восточном фронте против Российской империи.

Битва в Галиции (1914)
В ходе мобилизации 4-я армия под командованием генерала пехоты Морица фон Ауффенберга развёртывалась на северной границе Галиции, чтобы вместе с северным соседом, 1-й армией, наступать на север. Начальником штаба 4-й армии был гм Рудольф Краусс. 4-я армия при мобилизации насчитывала 138 ; батальонов, 47 эскадронов и 432 орудий. Главный удар армия наносила в направлении Холма, оперативной целью был прорыв на Брест-Литовск и достижение Буга.
С 25 августа три корпуса 4-й армии (II, VI и IX) наступали на линию Замосць–Томашув, XVII корпус (генерал кавалерии граф Гуйн) следовал за VI корпусом, на правом фланге корпусная группа (XIV) эрцгерцога Йозефа Фердинанда наступала из района Равы-Руской на север. Правый фланг с востока прикрывал кавалерийский корпус фмл Виттмана, который соединялся с 3-й армией генерала фон Брудерманна.
    • II корпус (генерал пехоты Блазиус фон Шемуа) – 4, 13 и 25-я пехотные дивизии;
    • VI корпус (генерал пехоты Светозар Бороевич фон Бойна) – 15, 27 и 39-я пехотные дивизии;
    • IX корпус (фмл фон Фридель, с 27 августа генерал пехоты Лотар фон Хортштайн) – 10-я и 26-я пехотные дивизии;
    • XVII корпус (генерал кавалерии граф Карл Гуйн, с 2 сент. фмл Карл Кжитек) – 19-я пехотная дивизия;
    • кавалерийский корпус Виттмана – 6я и 10я кав дивизии
В битве у Комарова генерал Ауффенберг столкнулся с русской 5-й армией под командованием Павла Плеве. Имп. и кор. II (австрийские немцы), IX (богемские и моравские немцы) и XVI корпуса (венгры) фронтально атаковали 25-й и 19-й русские корпуса и оттеснили их к Бугу. На правом фланге XIV корпус уже готовил решающий охват через Телятин. Попытку двойного охвата русских войск пришлось тут же прервать в результате разгрома 3-й армии в сражении восточнее Лемберга, а левый фланг перегруппировать на Лемберг.
В начатой следом битве у Равы-Руской городок Янов СЗ Лемберга образовывал границу между имп и кор  3-й и 4-й армиями, равно как на том же уровне линию раздела между наступающими на запад русскими 3-й и 8-й армиями. С 5 сентября стоявший северней II корпус, также как и XIV корпус потеряли связь с соседями. Поворот русского 21-го корпуса оттеснил XIV корпус к стоявшему перед Равой-Руской XVII корпусу. Произведённый на восток в направлении Лемберга фланговый удар k.u.k. VI корпуса в районе Магерова не принёс ожидаемого облегчения. 8 сентября русская 3-я армия четырьмя корпусами одновременно нанесла с востока решающий удар по 4-й армии. Шатающимся фронтам k.u.k. 3-й и 4-й армий с северо-запада и юго-востока грозили опасные клещи. 11 сентября русский XI армейский корпус прорвал фронт оборонявшегося у Равы-Руской k.u.k. XVII корпуса (19-я и 41-я дивизии) фмл Кжитека и вынудил австрийцев к кровопролитному отступлению с боем.

Череда сражений на Сане, отступление до Дунайца
4-ю армию перед русским ЮЗФ генерала артиллерии Иванова пришлось к концу сентября отвести за Сан и новый фронт образовался между Радымно и Медыкой, северней у Ярослава было примыкание к также оттеснённой 1й армии. Во время битвы на Висле 4-я и 3-я армии вели мощные контратаки через Сан, чтобы ослабить фронт в Польше.
Между 16 и 24 ноября 1914 г. русская 3-я армия начала наступление против южного предполья крепости Краков с оперативной целью прорваться в Северную Венгрию. Русские XI и IX армейские корпуса вынудили k.u.k. XI корпус (Штефан фон Любичич) отойти через Дунаец по обе стороны Тарнова на запад на линию Бохня-Нойсандец. К 25 ноября VI, XVII и XIV корпуса k.u.k. 4-й армии в битве у Кракова были оттеснены русскими X и XXI армейскими корпусами через Величку на линию Венцлавице (корпус Рота) - Косцельники (корпус Кжитека) – Неполомице - Добчице (корпус Любичича). На южном крыле у Добры отход прикрывал оперировавший  в составе армии Польский легион.
По планам Конрада фон Гётцендорфа в начале декабря 1914 г. в битве у Лиманова-Лапанов 4-я армия вела контрнаступление с целью нанести фланговый удар по вклинившимся южнее Нойсандеца силам русских и укрепить неустойчивую связь с левым флангом 3-й армии. Вновь сформированная для наступления армейская группа Рота охватывала наряду с XIV корпусом XI корпус, выгрузившуюся в Кракове 13-ю стрелковую дивизию (генерал-майор фон Крейса) и ей дополнительно была передана немецкая 47-я резервная дивизия (12 000 человек под командованием генерал-лейтенанта фон Бессера).
Тактический удар удался, 14 декабря русский 8-й корпус отступил в котловину у Ясло и Кросно, но уже с 20 декабря русские перешли в контрнаступление: линия Сана зимой образовывала новую линию начавшейся позиционной войны.
Прорыв у Тарнова (1915)
Вновь сформированной в конце апреля 1915 г. группе армий Макензена наряду с германской 11-й армией в центре были подчинены также 4-я армия на северном фланге и k.u.k. 3-я армия на южном. Главный удар в центре наносила немецкая 11я армия в направлении на Горлице, 4-я армия добивалась прорыва фронта на северном участке у Тарнова. В битве у Горлице-Тарнова 4А поддерживала вдоль Дунайца силами восьми пд, одной кд и 253 орудиями:
    • сводная 62-я пд (гм Рудольф Штёгер-Штайнер) и части ландвера прикрывали северный фланг на Висле.
    • k.u.k. XIV корпус (фмл Йозеф Рот) в составе 3-й пд (фмл Эрнст Хорзецки) и 8-й пд (фмл Людвиг фон Фабини), а также немецкая 47-я резервная дивизия (ген-лейт Альфред фон Бессер) осуществляли прорыв у Тарнова.
    • k.u.k. IX корпус (фмл Рудольф Краличек) в составе 10-й пд (гм Артур фон Меценшеффи) и 106-й пд лшт (гм Эрнст Клеттер) оперировал у Громника в направлении на Бжостек.

Наступление на Буг (лето 1915 г.)
Для продолжавшегося в конце июня наступления на Буге 4-я армия по-прежнему оставалась приданной ГА Макензена для прикрытия левого фланга. С 3 июля наступление остановилось, после того как русские начали контрнаступление. Продвигавшаяся на левом крыле 4-я армия была при этом 6 июля отброшена в район Красника. В то время как русская 3я армия удерживала свои позиции до 9-го июля перед 4-й армией, прорывы немецких войск в центре атакуемого участка фронта снова вынудили русских отступить. XVII и VIII корпуса 4-й армии перешли Кшну западнее Бялы, тогда как примыкавшая слева армейская группа Войрша подтянулась к Клюковке. 17 августа XXII и X резервные корпуса атаковали новые позиции русских между Кшной и Бугом. 4-я армия и немецкая 105-я дивизия перешли Буг у Янова. 19 августа западнее Янова 4-я армия силами XVII и VIII корпусов перешла Буг и вышла на участок Котерка между с. Волчин и Токари.
В августе 1915 г. начальником штаба 4-й армии был назначен полковник Йозеф фон Паич. После Великого отступления 4А преследовала отходящего противника в Волынь. Начатый 27 августа 1915 г. силами 1-й и 4-й армий поход на Ровно полностью провалился: хотя 31 августа удалось захватить важный транспортный узел Луцк, но 22 сентября город снова заняли русские. Во время контрнаступления русской 8-й армии до конца сентября в плен угодило почти 70 000 австрийских солдат. Однако 26 сентября после вмешательства немецких войск (группа Герока) на участке Стырь удалось отвоевать Луцк, фронт русской 8-й армии на этом участке был отброшен за Икву. В боях осенью 1915 г. 4А располагала 76 ; батальонов, 73 эскадронами (6300 сабель) и 316 орудиями, ей были подчинены четыре корпусные группы:
    • кавалерийский корпус Берндта (4-я и 7-я кд)
    • XIV корпус ген пех Йозефа Рота (2, 3 и 21 дивизии)
    • X корпус фмл Хуго Мартини (24-я и 62-я дивизии)
    • IX корпус фмл Рудольфа Краличека (19-я и 26-я дивизии)

Наступление Брусилова (лето 1916 г.)
4 июня 1916 г. началось наступление Брусилова: русская 8-я армия атаковала между плацдармом на Стыри от Чарторыйска до Сапанува в направлении на Ковель и Луцк. Около 150 000 солдат 4-й армии были полностью сломлены атакой 200 000 русских: русскому XXXIX корпусу у Олыки противостояла k.u.k. 2-я дивизия (гм Зелльнер), южнее русскому VIII корпусу – группа Сурмая (70-я дивизия гонведа (генерал Гольдбах) и k.u.k. 7-я дивизия до Млынова. Северней клина прорыва 37-я пех див гонведа (фмл Табайди) противостояла основным силам русского XXXIX корпуса. 5 июня русской 8-й армии удалось полностью разгромить австрийский фронт у Олыки, к 7 июня расширить прорыв до 75 км в ширину и 35 км в глубину и отбросит противника с Путиловки на Стырь. k.u.k. 4А во время отступления потеряла главную часть своих сил и в течение одной недели сократилась до 27 000 солдат. Когда 7 июня русскому XXXX корпусу удалось отбить потерянный в прошлом году Луцк на Стыри, оперативный прорыв был достигнут. По ходатайству командующего группой армий, ген-полк фон Линзингена, 7 июня эрцгерцог Йозеф Фердинанд был заменён генералом Карлом Терстянски. Между 10 и 12 июня оставшиеся соединения k.u.k. 4А боролись за сохранение линии Стыри, участок прорыва расширился до 85 км в ширину и 48 км в глубину. Разбитая 4А была подчинена немецкому командованию, командир разгромленного на участке прорыва k.u.k. X корпуса генерал Мартини заменил фмл Фридрих Чанадь. Новый фронт группы армий Линзингена, который перенял участок разбитой 4А, теперь шёл от Тарнавки, вдоль Плашевки и Стыри на север к Липе, далее через Горохов и Свинюхи к Стоходу у Линевки, оттуда на Сокуль, вдоль Стыри в Колки до Рафаловки.
Группа армий Линзингена, которая снова должна была выдержать самые сильные атаки, теперь располагала 30 дивизиями, из них половина союзнических, ей противостояли 33 дивизии русских. Атака с плацдарма на Стоходе у Зарече и Гулевичей была локализована к началу августа. Проводимое генералом Калединым на Владимир-Волынский наступление русского 40-го корпуса между тем привело истощённые остатки k.u.k. 4А Терстянского к новому кризису. Вмешательство недавно введенного штаба XXXX резервного корпуса генерала пехоты Лицманна переняло руководство боевыми действиями. К 30 июля положении 4А стабилизировалось, битва за Ковель продолжалась до 12 августа и не принесла русским захват дальнейшей территории.

Летние бои (1917 г.)
Немецкое главное командование армией в июле 1917 г., ещё во время русского летнего наступления у Калуша, планировало начать контрнаступление в Восточной Галиции. Для этого с начала июля в Галицию были дополнительно подтянуты шесть дивизий с Западного фронта. Наступление производилось во взаимодействии с группой армий Бём-Эрмолли. Прусский генерал фон Винклер, командир немецкого I АК (участок Злочов), принял командование союзнической ударной группой, чей участок главного удара лежал северней Зборова и которая должна была прорвать русский фронт в направлении Тарнополя.

Командующие
    • август 1914 – 30 сентября 1914 г.: генерал пехоты Мориц Ауффенберг фон Комаров
    • 30 сентября 1914 – 7 июня 1916 г.: генерал пехоты эрцгерцог Йозеф Фердинанд
    • 7 июня 1916 г. - 5 марта 1917 г: генерал-полковник Карл Терстянски фон Надаш
    • 5 марта 1917 г. - 15 марта 1918 г: генерал-полковник Карл фон Кирхбах фон Лаутербах

Состав
    • август 1914 г.: II, VI, IX и XVII корпуса
    • октябрь 1914 г.: II, VI, XVII корпуса
    • январь 1915 г.: VI, IX, XI, XIV, XVII корпуса, группа Бертелди
    • апрель 1915.: VI, IX, XIV корпуса
    • май 1915 г.: IX и XIV корпуса
    • июнь 1915 г.: VIII, IX, X, XIV и XVII корпуса
    • октябрь 1915 г.: IX и X корпуса
    • январь 1916 г.: II, IX, X, XVII корпуса
    • июнь 1916 г.: II и X корпуса, корпус Сурмая
    • сентябрь 1916 г.: X корпус, немецкий X корпус, корпус Сурмая, армейская группа Марвица, группа Бекманна
    • ноябрь 1916 г.: X корпус, корпус Сурмая, группа Марвица, группа Бекманна
    • январь 1917 г.: X корпус, корпус Сурмая, немецкий X корпус, группа «Луга», группа Бекманна
    • март 1917 г.: XXIV корпус, группа Луга
    • июль 1917.: группа «Луга», группа «Центр»
    • октябрь 1917 г.: X корпус, XII резервный корпус
    • декабрь 1917 г.: X корпус, XII резервный  корпус
    • февраль 1918 г.: X корпус, XXII корпус, группа Турья

Боевое расписание 4-й армии в начале ПМВ
Командующий: генерал пехоты Мориц фон Ауффенберг
    • II корпус (ген пех. Блазиус Шемуа)
        ; 4-я пехотная дивизия (фмл Штёгер-Штайнер)
        ; 25-я пехотная дивизия (эрцгерцог Петер Фердинанд)
        ; 13-я дивизия лв (фмл Крейза)
    • VI корпус (ген пех. Светозар Бороевич)
        ; 15-я пехотная дивизия (фмл Воднянски фон Вильденфельд)
        ; 27-я пехотная дивизия (фмл Герстенбергер фон Райхсэгг унд Герстенберг)
        ; 39-я дивизия гонведа (фмл Хадфи)
    • IX корпус (ген пех. Лотар фон Хортштайн)
        ; 10-я пехотная дивизия (фмл Хордт)
        ; 26-я дивизия ландвера (фмл Фридель)
    • XVII корпус (ген кав. Карл фон Гуйн)
        ; 19-я пехотная дивизия (фмл Лукас)
    • армейская группа Куммера (ген кав. Генрих Куммер)
        ; 7-я кавалерийская дивизия (фмл Корда)
        ; 95-я пехотная дивизия ландштурма (гм Рихард-Росточил)
        ; 106-я пехотная дивизия ландштурма (гм Чапп)
    • Под непосредственным командованием армии
        ; 6-я кавалерийская дивизия (фмл Виттманн)
        ; 10-я кавалерийская дивизия  (фмл Майр)

Боевое расписание 4-й армии в январе 1915 г.
Командующий: эрцгерцог Йозеф Фердинанд
    • XVII корпус (ген пех. Карл Кжитек)
        ; 41-я дивизия гонведа (фмл Шай)
    • XIV корпус (фмл Йозеф Рот)
        ; 3-я пехотная дивизия (фмл Хорзецки)
        ; 8-я пехотная дивизия (фмл Фабини)
        ; 47-я резервная пехотная дивизия (ген-лейт. Бессер)
    • XI корпус (фцм. Штефан Любичич)
        ; 11-я пехотная дивизия (фмл Бельмонт)
        ; 15-я пехотная дивизия (фмл Шенк)
        ; 30-я пехотная дивизия (фмл Кайзер)
        ; 6-я кавалерийская дивизия (фмл Виттманн)

Боевое расписание 4-й армии в Горлице-Тарновском наступлении
Командующий: эрцгерцог Йозеф Фердинанд
    • IX корпус (фмл Рудольф Краличек)
        ; 106-я пехотная дивизия ландштурма (фмл Клеттер)
        ; 10-я пехотная дивизия (гм Меценшеффи)
        ; сводная пехотная дивизия (фмл Штёгер-Штайнер)
    • XIV корпус (фмл Йозеф Рот)
        ; 8-я пехотная дивизия (фмл Фабини)
        ; 3-я пехотная дивизия (фмл Хорзецки)

Боевое расписание 4-й армии в сентябре 1915 г.
Командующий: эрцгерцог Йозеф Фердинанд
    • XIV корпус (ген пех. Йозеф Рот)
        ; 2-я пехотная дивизия (фмл Зельнер)
        ; 3-я пехотная дивизия (фмл Хорзецки)
        ; 21-я дивизия ландвера (гм Подхайски)
    • X корпус (фмл Хуго Мартини)
        ; 24-я пехотная дивизия (гм Урбарж)
        ; 62-я пехотная дивизия (гм Тунк)
    • IX корпус (фмл Рудольф )
        ; 10-я пехотная дивизия (фмл Меценшеффи)
        ; 26-я дивизия лв (фмл Лишка)
    • Под непосредственным командованием армии
        ; 4-я кавалерийская дивизия (гм Берндт)
        ; 7-я кавалерийская дивизия (гм Маренци)

Боевое расписание 4-й армии во время наступления Брусилова
Командующий: эрцгерцог Йозеф Фердинанд
    • X корпус (ген пех. Хуго Мартини)
        ; 2-я пехотная дивизия (гм Зельнер)
        ; 37-я дивизия гонведа (гм Табайди)
    • II корпус (фмл Юлиус Кайзер)
        ; 41-я дивизия гонведа  (гм Шамшула)
        ; 4-я пехотная дивизия (гм Рейманн)
    • корпус Сурмая (фмл Шандор Сурмай)
        ; 7-я пехотная дивизия (гм Феликс)
        ; 70-я дивизия гонведа (гм Гольдбах)
    • Армейский резерв
        ; 11-я пехотная дивизия (гм Грубич)
        ; 13-я  дивизия лв (фмл Секейи)
        ; 10-я кавалерийская дивизия (гм Бауэр)

Боевое расписание 4-й армии в ноябре 1916 г. 
Командующий: генерал-полковник Карл Терстянски
    • корпус Сурмая (фмл Шандор Сурмай)
        ; 11-я пехотная дивизия (гм Мец)
        ; 10-я дивизия лв (ген-лейт. Штокен)
    • X корпус (ген пех. Фридрих Чанадь)
        ; 13-я дивизия лв (фмл Кальзер)
        ; 2-я пехотная дивизия (фмл Йемрих)
    • X корпус (немецкий) (ген-лейт. Константин Шмидт фон Кнобольсдорф)
        ; 19-я пехотная дивизия (гм Хюльзен)
        ; 20-я пехотная дивизия (гм  Вельманн)
        ; 121-я пехотная дивизия (гм Дитфурт)
        ; 29-я пехотная дивизия (фмл Шён)
    • группа Бекманна (ген-лейт. Макс Бекманн)
        ; 108-я пехотная дивизия (ген-лейт. Бекманн)
        ; 115-я пехотная дивизия (гм A. Клейст)
        ; 2-я гвардейская бригада (полк. Арнима)
    • группа Марвица (ген. кав. Георг фон дер Марвиц)

Боевое расписание 4-й армии во время наступления Керенского
Командующий: генерал-полковник Карл фон Кирхбах
    • группа «Луга» (ген пех. Юлиус Риманн)
        ; 108-я пехотная дивизия (ген-лейт. Бекманн)
        ; 224-я пехотная дивизия (гм Рюстов)
        ; 11-я пехотная дивизия (гм Мец)
    • группа «Центр» (ген-полк. Карл Кжитек)
        ; 10-я дивизия лв (ген-лейт. Штокен)
        ; 13-я дивизия лв (фмл Кальзер)
        ; 2-я пехотная дивизия (фмл Йемрих)
    • VIII корпус (немецкий) (ген.-лейт. Родерих фон Шёлер)
        ; 86-я пехотная дивизия (ген.-лейт. Верниц)
        ; 7-я дивизия ландвера (ген.-лейт. Адольф фон Венхер)
        ; 29-я пехотная дивизия (ген.-май. Штайгер)


Рецензии