Императорская и королевская 3-я армия

3-я армия

Имп. и кор. 3-я армия  - крупное соединение а-в вооружённых сил во время ПМВ, которое действовало с августа 1914 г. в Галиции, с сентября 1915 г. на Балканах, с марта 1916 г. в Южном Тироле и с конца 1916 г. по январь 1918 г. снова на Восточном фронте.

Битва в Галиции
После мобилизации против Российской империи войска 3-й армии под командованием генерала кавалерии Рудольфа фон Брудерманна разворачивались в Галиции. Начальником штаба 3-й армии был назначен гм Пфеффер. Вместе с армейской группой генерала Кёвеша (III и XII корпуса) на долю 3-й армии выпала защита границы Восточной Галиции и её столицы Лемберга, тогда как армии северной группы (k.u.k. 1-я и 4-я армии) осуществляли наступление в направлении на Люблин.
Уже 21 августа 1914 г. в районе Злочува между ведущими разведку кавалерийскими частями обеих сторон у Ярославице на восточной границе Галиции произошёл первый крупный бой. В то время как XI корпус оставался в районе Лемберга, штирийский III корпус (генерал Колерус фон Гельдерн) с 26 августа в районе Злочова и трансильванский XII корпус (генерал Герман фон Кёвеш) у Поморжан продвигались на восток. к 27 августа в битве у Пшемыслян 3-я армия была отброшена сильными авангардами русских. Наступающие на восток австрийские корпуса в битве на Гнилой Липе 28 и 29 августа повторно потерпели тяжёлое поражение от русской 3-й армии генерала Рузского. Столица Галиции, Лемберг, оказался из-за этого под угрозой. В этой ситуации k.u.k. 3-я армия примерно с 115 батальонами при 376 орудиях противостояла почти 200 батальонам с 685 орудиями русской 3-й армии:
    • XI корпус (Лемберг, командующий Дезидериус Колошвари ) – 23 и 30-я пехотные дивизии
    • XIV корпус (Инсбрук, командующий эрцгерцог Йозеф Фердинанд) – 3, 8 и 44-я пехотные дивизии
    • 41-я пехотная дивизия (фмл Йохан Никич)
    • 2-я кавалерийская дивизия (фмл Эмиль фон Циглер)
    • 4-я кавалерийская дивизия (гм Эдмунд фон Заремба)
    • III корпус (Грац, командующий Эмиль Колерус фон Гельдерн) – 6, 22 и 28-я пехотные дивизии
Рушащийся фронт 3-й армии сделал бесплодными успехи 1-й и 4-й армий на северном участке. В битве под Лембергом корпусная группа генерала Леша (русские X и XII арм корпуса) отбросила соединения k.u.k. 3-й армии между Яновым и Гродеком к Верещице. Русская 3-я армия (свыше 100.000 чел (XI, IX и X корпуса)) 30 августа прорвалась из района Злочова через Глиняву на запад в направлении Лемберга. 2 сентября 3-й армии пришлось очистить Лемберг и отойти на новую линию Верещица — Яворов — гродекские пруды западней утерянного города.
Усиленный прибывшими из Сербии соединениями 2-й армии, нач-к ГШ Конрад фон Гётцендорф считал возможным преодолеть кризис контрнаступлением, обескровленной 3й армии, вопреки двум поражениям, снова приказали атаковать. 4 сентября после смены Брудерманна командование армией получил ген пех Светозар Бороевич. Занятая позиция на Верещице была удлиненна на юг двумя корпусами 2-й армии (XII и VII), которые до общего отступления ещё стойко выдерживали атаки русской 8 армии между Гродеком и Комарно. Наступление 3-й армии на среднюю Верещицу к 10 сентября полностью провалилось. Весь австрийский фронт в Галиции развалился. 11 сентября был отдан приказ об отступлении за Сан. Крепость Перемышль с 16 сентября была окружена и осаждена русской 3-й армией. 21 сентября генерал Бороевич сдал последний восточный плацдарм на Сане у Ярослава.
Прекращение осады Перемышля оставалось одной из важнейших задач 3-й армии, в битве на Сане это временно удалось, но с середины октября русские свели на нет все успехи австрийцев. К 31 октября немецкие атаки в битве на Висле окончились провалом, войска ЦД отступили в Силезию. К.u.k. 2-я и 3-я армии прекратили свои отчаянные попытки атаковать на Сане и отошли к Карпатам. 9 ноября 1914 г. вновь продвинувшиеся русские продолжили ненадолго прекращённую осаду Перемышля, на сей раз силами сформированной для этого 11-й армии генерала Селиванова.

Структура армии на 1 ноября 1914 г.
XI корпус, фмл Штефан фон Любичич (4, 11-я и 30-я пд)
IX корпус, фмл Йохан фон Фридель (10-я и 26-я пд, 5-я кавдив гонведа)
III корпус, ген пех Эмиль Колерус фон Гельдерн (6, 22-я и 28-я пд)
VII корпус, ген пех Андреас Файль-Грисслер (остатки 32-й, 17-я и 20-я пд)
Группа Краутвальда (34-я пд, 1-я бр лшт, части 1-й кавдив)
Бои в Карпатах (1914–1915)
После того как 2-я армия была выведена из Карпат, оборона горных проходов между Ужоцким и Дукельским перевалами была передана VII корпусу (с середины ноября под началом эрцгерцога Йозефа Августа, 17, 34 и 20-я пд) и группе Карга (38-я дивизия гонведа и 3 бригады лшт). Эти формирования были подчинены 3-й армии. Бороевичу между тем пришлось уступить натиску русской 8-й армии (Брусилов) и отойти на юг в Карпаты на линию Эперйеш - долина Лаборца - северней Гомонны – Ужоцкий перевал. 20 ноября 1914 г. русский ЮЗФ генерала артиллерии Иванова начал наступление на Краков, стратегической целью был прорыв в Северную Венгрию. После ухода штаба 2-й армии в Силезию 3-й армии пришлось значительно удлинить свой фронт на юг, чтобы обеспечить примыкание к армейской группе генерала Пфланцер-Балтина. Левофланговый корпус австрийской 4-й армии был оттеснён к Шреняве. Левый фланг 3-й армии (XI корпус) больше не мог держаться, отсюда с 23 ноября возникла брешь шириной около 30 км, которую сумели закрыть только в начале декабря контрнаступлением австрийцев у Лимановы. 3 армия вступила в борьбу левым флангом (IX и III корпуса) с юга и к 15 декабря достигла линии Рыглице и Бжостек, в центре VII корпус взял Кросно, правый фланг остановился – группа Краутвальда у Лиско снова столкнулась с превосходящим врагом. Но с переходящих к обороне фронтов в Польше и с Днестра генерал Иванов уже умело подтянул подкрепления для теснимых 3-й и 8-й армий. Русские усилили сопротивление и уже с 20 декабря перешли в контрнаступление. К.u.k. 3-я армия, которая могла получать подкрепления только большим крюком через Краков, 28 декабря была потеснена превосходящими силами в битве у Ясло и вновь отброшена в Карпаты.
Главная угроза на направлении Карпаты-Венгрия ещё не была устранена, когда и снабжение крепости Перемышль вследствие дефицита продовольствия и боеприпасов грозило провалиться. Конрад фон Гётцендорф планировал для деблокады крепости ещё зимой широкомасштабную наступательную операцию в Карпатах, все попытки которой до марта 1915 г. постоянно терпели крах с большими потерями. С января 1915 г. новым начальником штаба 3-й армии был Адольф фон Боог. С 13 января 1915 г. для усиления подвезли немецкий Карпатский корпус, эти части как немецкая Южная армия были размешены на восточном участке фронте между k.u.k. 3-й армией и находившейся на Буковине армейской гр. Пфланцера-Балтина.
Только в начале мая вследствие битвы под Горлице-Тарновым был осуществлён оперативный прорыв ЦД в Галиции, который вернул свободу манёвра и намертво пригвождённой 3-й армии. К.u.k. 3-я армия (Светозар Бороевич) принимала участие после прорыва на южном крыле в Бескидах между Дукельским перевалом и Стропковым силами 10 дивизий и 2 кд:
    • X корпус фмл Хуго Мартини (2, 21-я и 24-я дивизии)
    • III корпус фмл Йозеф Краутвальд фон Аннау (22, 28 и 26-я дивизии)
    • XVII корпус фмл Карл Кжитек (11-я и 45-я дивизии, 4-я кд)
    • VII корпус (фмл эрцгерцог Йозеф Август) (17-я и 20-я дивизии, 1-я кд).
Штаб VII корпуса был уже в июне 1915 г. переброшен на Изонцо-фронт.

Поход на Сербию (1915 г.)
28 сентября 1915 г. командующим вновь сформированной имп. и кор. 3-й армии был назначен генерал Герман Кёвеш. 3-я армия при походе на Сербию в октябре 1915 г. образовывала правый фланг переходящих в наступление ЦД и развёртывалась в районе северней Дуная между Митровицей и Белградом, имея в своём составе:
VIII корпус (фцм ф Шойхенштюль)
    • 57-я пехотная дивизия (фмл Гойгингер) (2-я и 6-я горные бригады)
    • 59-я пехотная дивизия (фмл Снярич) (9-я и 18-я горные бригады)
Немецкий XXII резервный корпус (генерал кавалерии фон Фалькенхайн)
    • 26-я дивизия  - генерал-лейтенант фон Урах
    • 43-я резервная дивизия  - генерал-майор фон Рункель
    • 44-я резервная дивизия – генерал-лейтенант фон Доррер
В распоряжении штаба 3-й армии для атаки на Белград и переправы через Дунай находилась Дунайская флотилия (6 мониторов). К концу октября сербская столица оказалась в руках ЦД. Труднее складывалась одновременная атака подчинённой тактически Западной группы (армейская гр Саркотича) на участке Дрины.
20 октября последовало взятие Шабаца, этот успех завершил собой захват Мачвы. 22 октября правый фланг 3-й армии подступал к Лазаревацу, центр стоял в 15 км перед Аранджеловацем, а левый фланг стоял примерно в 10 км северней Ковачеваца. 25 октября а-в кавалерия вошла в оставленный сербами почти без боя транспортный узел Валево. 29 октября немецкая 43-я рд взяла высоты восточней перевала Рудник. VIII корпус оттеснил сербские позиции на верхней Роке, сильные контрудары сербов отбросили назад правое крыло 59-й дивизии, немецкие войска продвигались к Крагуевацу, где было установлено примыкание к союзнической болгарской 1-й армии. 17 ноября 18-я горная бригада продвинулась в районе восточней Кошутицы, основные силы 57-й дивизии достигли долины Топицы и догнали сербский арьергард у Луково. 22-го ноября части 62-й дивизии прорвали сербские охранения южнее Горажде, 24 ноября был достигнут Ибар у Рибарича и тем самым граница Черногории.
15 декабря 1915 г. 3-я армия, имея около 101 000 штыков и 1 170 сабель, начала вторую фазу наступления, поход против Черногории. Северный и восточный фронт атаковал k.u.k. VIII АК (Шойхенштюль), задействованный тремя колоннами с линии Нови-Пазар – Приштина – Призрен, сербов вынудили отступить к Скутари через Подгорицу. На правом фланге 62-я дивизия наступала против участка Тары, 57-я дивизия преследовала сербов через Приштину, в центре 53-я дивизия (гм Понграч) и 59-я дивизия действовали на Беране и Ипек. Наступление шло через Рашку, 53-я дивизия продвигалась у Иваницы, 57-я дивизия сражалась западней Рожая против черногорцев, 9я горная бригада 59й дивизии шла на Ипек. 62-я дивизия наступала на высоты у Плевле. К 15 января оккупация Черногории в тесном взаимодействии с оперировавшим с адриатического побережья XIX корпусом (Трольманн) была закончена.

Бои в Южном Тироле (1916)
В марте 1916 г. штаб 3-й армии был переброшен в Ю. Тироль для запланированного там наступления и подчинён ЮЗФ под командованием генерал-полковника эрцгерцога Ойгена. 3-я армия атакой в долине Суганы в направлении на Борго поддерживала левый фланг 11й армии, которая наносила главный удар через плоскогорье у Фольгарии. Армия располагала 89 ; батальонами и 43 батареями (245 орудий), боевая численность около 72 000 чел.
    • XVII корпус генерала Карла Кжитека (18-я дивизия, 2-я и 8-я горные бригады, а также 181-я пехотная бригада)
    • I корпус генерала Карла фон Кирхбаха (10-я и 34-я пехотные дивизии, а также 43-я стрелковая дивизия)
    • XXI корпус генерала Казимира фон Лютгендорфа (дивизия имп егерей и 44-я стрелковая дивизия)
Только XVII корпус (18-я и 48-я дивизии, всего 26 батальонов) с 20 мая действенно вступил в бои. Правда, 18-я дивизия ещё до того была задействована в долине Суганы, а 48-я дивизия тоже уже была вовлечена в наступательные операции. После частных успехов наступление застопорилось из-за сопротивления итальянской 1й армии генерала графа Пекори-Джиральди.

Во второй раз на Восточном фронте (1917-18)
В конце 1916 г. штаб 3-й армии был снова переброшен на Восточный фронт для решения новых задач. После тарнопольского наступления армейской группы Винклера у Зборова в июле 1917 г., k.u.k. 3-я армия тоже смогла продвинуться в Буковине, примыкая к немецкой Южной армии. При этом подчинёнными были следующие корпусные группы:
    • группа Литцманна (штаб XXXX рез корпуса), 16-я и 75-я резервные дивизии, 83-я дивизия
    • XXVI корпус, фмл Хадфи (позже Чанадь фон Бекеш), 5-я и 15-я дивизии)
    • XIII корпус фмл Шенка (36-я и 42-я дивизии )
    • группа Саллагара, 2-я кд, 16-я дивизия)
3 августа 1917 г. во взаимодействии с 5, 36 и 42-й дивизиями вернуть Черновиц.

Командующие
    • Генерал кавалерии Рудольф фон Брудерманн (август 1914 г. – 3 сентября 1914 г.)
    • Генерал пехоты Светозар Бороевич фон Бойна (4 сентября 1914 г. – 25 мая 1915 г.)
    • фельдцейхмейстер Пауль Пухалло фон Брлог (25 мая 1915 г. – 10 июня 1915 г.)
    • Генерал кавалерии Карл Терстянски фон Надаш (7 сентября 1915 г. - 27 сентября 1915 г.)
    • генерал-полковник Германн Кёвеш фон Кёвешхаза (28 сентября 1915 г. – 20 октября 1916 г.)
    • генерал-полковник Карл фон Кирхбах ауф Лаутербах (20 октября 1916 г. – 5 марта 1917 г.)
    • генерал-полковник Карл Терстянски фон Надаш (5 марта 1917 г. – 12 июля 1917 г.)
    • генерал-полковник Карл Кжитек (12 июля 1917 г. – 12 января 1918 г.)


Начальники штаба
август 1914 г. - генерал-майор Рудольф Пфеффер
сентябрь 1914 г. - генерал-майор Адольф фон Боог
сентябрь 1915 г. - полковник Адальберт Дани фон Дьярмата унд Мадьяр-Чеке
сентябрь 1915 г. - генерал-майор Теодор Конопицки
март 1917 г. - полковник Генрих фон Сали-Самаден

Состав
    • август 1914 г.: XI и XIV корпуса
    • октябрь 1914 г.: III, IX и XI корпуса
    • январь 1915 г.: III, V, VII, X, XVIII и XIX корпуса, группа Сурмая
    • март 1915 г..: III, VII, X и XVII  корпуса
    • май 1915 г.: III, VII, X, XVII и Бескидский корпуса
    • октябрь 1915 г.: VIII и XIX корпуса, XXII резервный корпус
    • январь 1916 г.: VIII и XIX  корпуса
    • май 1916 г.: I, XVII и XXI  корпуса
    • июнь 1916 г.: I, III и  XVII  корпуса
    • июль 1916 г.: I и VII корпус, группа Хадфи, группа Кревеля
    • октябрь 1916 г.: VIII и XIII корпус, корпус Хадфи
    • январь 1917 г.: VIII корпус, XIII корпус, корпус Хадфи
    • март 1917 г.: XIII корпус, группа Хадфи
    • июль 1917 г..: XIII и XXVI корпуса
    • октябрь 1917 г.: XIII корпус, корпус Лицманна
    • декабрь 1917 г.: XIII корпус, группа Козака

Боевое расписание 3-й армии в начале ПМВ
Командующий: генерал кавалерии Рудольф фон Брудерманн
    • XI корпус (ген кав. Дезидерий Колошвари де Колошвар)
        ; 30-я пехотная дивизия (фмл. Кайзер)
    • XIV корпус (эрцгерцог Йозеф Фердинанд)
        ; 3-я пехотная дивизия (фмл. Рот)
        ; 8-я пехотная дивизия (фмл. Кирхбах)
        ; 44-я пехотная дивизия лв (фмл. Чурченталер фон Хельхмайм)
    • Под непосредственным командованием армии
        ; 41-я дивизия гонведа (фмл. Никич)
        ; 23-я дивизия гонведа (фмл. Демпф)
        ; 4-я кав дивизия (гм. Заремба)
        ; 2-я кав дивизия (фмл. Циглер)
        ; 11-я кав дивизия гонведа (гм. Надь фон Тёбёр-Эте)

Боевое расписание 3-й армии в январе 1915 г.
Командующий: генерал пехоты Светозар Бороевич
    • III корпус (ген пех. Эмиль Колерус)
        ; 28-я пехотная дивизия (гм. Хинке)
        ; 22-я дивизия лв (гм. Шмидт фон Фуссина)
        ; 4-я кавдив (гм. Берндт)
    • VII корпус (эрцгерцог Йозеф Фердинанд)
        ; 17-я пехотная дивизия (гм ле Бо)
        ; 20-я дивизия гонведа (гм Надь)
        ; 1-я кавдив (гм. Петяни фон Штайнберг)
    • X корпус (фмл. Йозеф Краутвальд)
        ; 2-я пехотная дивизия (гм. Лангер)
        ; 21-я пехотная дивизия (фмл. Шнайдер)
        ; 34-я пехотная дивизия (гм. Биркенхайн)
        ; 43-я пехотная дивизия лв (фмл. Шмидт фон Георгенэгг)
    • XVIII корпус (фмл. Генрих Чурченталер)
        ; 44-я дивизия лв (фмл. Чурченталер фон Хельхмайм)
    • V корпус (фцм. Пауль Пухалло)
        ; 33-я пехотная дивизия (фмл. Гоглиа)
        ; 37-я дивизия гонведа (фмл. Вибер)
    • XIX корпус (ген пех. Игнац Тролльманн)
        ; 29-я пехотная дивизия (фмл. Дзанантони)
    • группа Сурмая (фмл. Шандор Сурмай)
        ; 7-я пехотная дивизия (фмл. Лютгендорф)
        ; 40-я дивизия гонведа (фмл. Планк)

Боевое расписание 3-й армии в Горлицком прорыве
Командующий: генерал пехоты Светозар Бороевич
    • III корпус (фмл. Йозеф Краутвальд)
        ; 28-я пехотная дивизия (гм. Хинке)
        ; 26-я дивизия лв (фмл. Лишка)
        ; 22-я дивизия лв (фмл. Шмидт фон Фуссина)
    • VII корпус (эрцгерцог Йозеф Фердинанд)
        ; 1-я кавдив (гм. Леонарди)
        ; 17-я пехдив (гм. ле Бо)
        ; 20-я дивизия гонведа (гм. Надь)
    • X корпус (фмл. Хуго Мартини)
        ; 2-я пехотная дивизия (фмл. Липошчак)
        ; 21-я дивизия лв (гм. Подхайски)
        ; 24-я пехотная дивизия (гм. Шнайдер)
        ; 45-я дивизия лв (гм. Немечек)
    • XVII корпус (ген пех. Карл Кжитек)
        ; 11-я пехотная дивизия (фмл. Бельмонд)
        ; 4-я кавдив (фмл. Берндт)

Боевое расписание 3-й армии во время вторжения в Сербию
Командующий: генерал пехоты Германн Кёвеш
    • XIX корпус (фмл. Игнац Трольманн)
        ; 53-я пехотная дивизия (фмл. Понграч)
    • XXII резервный корпус (ген кав. Ойген фон Фалькенхайн)
        ; 43-я резервная дивизия (гм. Рункель)
        ; 44-я резервная дивизия (ген-лейт. Доррер)
        ; 26-я пехотная дивизия (ген-лейт. Урах)
    • VIII корпус (фцм. Виктор фон Шойхенштюль)
        ; 57-я пехотная дивизия (фмл. Г. Гойгингер)
        ; 59-я пехотная дивизия (фмл. Шнярич)
    • Под непосредственным командованием армии
        ; 62-я пехотная дивизия (фмл. Кальзер)
        ; группа Штрайта (гм. Штрайт)
        ; группа Сорсича (фмл. Сорсич)

Боевое расписание 3-й армии в январе 1916 г.
Командующий: генерал пехоты Германн Кёвеш
    • XIX корпус (фмл. Игнац Трольманн)
        ; 47-я пехотная дивизия (фмл. Вебер)
        ; 62-я пехотная дивизия (фмл. Кальзер)
    • VIII корпус (фцм. Виктор фон Шойхенштюль
        ; 57-я пехотная дивизия (фмл. Г. Гойгингер)
        ; 59-я пехотная дивизия (фмл. Шнярич)

Боевое расписание 3-й армии в тирольском наступлении
Командующий: генерал пехоты Германн Кёвеш
    • XVII корпус (ген пех. Карл Кжитек)
        ; 18-я пехотная дивизия (гм. Штракер)
    • I корпус (ген кав. Карл фон Кирхбах)
        ; 10-я пехотная дивизия (фмл. Меценшеффи)
        ; 34-я пехотная дивизия (фмл. Р. Краусс)
        ; 43-я дивизия лв (гм. Тунк)
    • XXI корпус (фмл. Казимир фон Лютгендорф)
        ; дивизия имп егерей (ген. Энллерт)
        ; 44-я дивизия лв (фмл. Немечек)

Боевое расписание 3-й армии в августе 1916 г.
Командующий: генерал пехоты Германн Кёвеш
    • VIII корпус (фцм. Зигмунд фон Бениньи)
        ; 59-я пехотная дивизия (гм. Кроупа)
        ; 44-я дивизия лв (фмл. Немечек)
    • I корпус (ген кав Карл фон Кирхбах)
        ; 30-я пехотная дивизия (гм. Йессер)
        ; 42-я дивизия гонведа (фмл. Шнярич)
        ; 51-я дивизия гонведа (гм. Фоглар)
    • группа Хадфи (фмл. Эммерих Хадфи)
        ; 21-я дивизия ландвера (гм. Подхайски)
        ; 5-я кав дивизия гонведа (фмл. Апор)
    • группа Кревеля (ген-лейт. Рихард фон Кревель)
        ; 6-я кав див (гм. Швер)
        ; 119-я пехотная дивизия (гм. Бер)
        ; 105-я пехотная дивизия (ген-лейт. Кревель)
        ; группа Ляйде (гм. Ляйде)
    • Резерв армии
        ; 5-я пехотная дивизия (фмл. Феликс)

Боевое расписание 3-й армии в ноябре 1916 г.
Командующий: генерал-полковник Карл фон Кирхбах
    • VIII корпус (фцм. Зигмунд фон Бениньи)
        ; 5-я пехотная дивизия (гм. Феликс)
        ; 2-я кавдив (гм. Абеле)
    • XIII корпус (фмл. Максимилиан Чичерич)
        ; 42-я дивизия гонведа (фмл. Шнярич)
        ; 36-я пехотная дивизия (гм. Нёринг)
    • группа Хадфи (фмл. Эммерих Хадфи)
        ; 21-я дивизия лв (гм. Подхайски)
        ; 47-я резервная дивизия (ген-лейт. Оппельн-Брониковски)

Боевое расписание 3-й армии во время наступлении Керенского
Командующий: генерал-полковник Карл Терстянски
    • XIII корпус (фмл. Альфред фон Шенк)
        ; 42-я дивизия гонведа (гм. Михалевич)
        ; 36-я пехотная дивизия (гм. Нёринг)
    • XXVI корпус (фмл. Эммерих Хадфи)
        ; 15-я пехотная дивизия (гм. Ауст)
        ; 2-я кавдив (гм. Абеле)
    • Резерв армии
        ; 16-я пехотная дивизия (гм. Кальтенброн)
        ; 83-я пехотная дивизия (гм. Штумпф)


Рецензии