Императорская и королевская 2-я армия

2-я армия (Австро-Венгрия)

Имп. и кор. 2-я армия во время Великой войны была объединением австро-венгерских вооружённых сил, которая в 1914 г. краткое время действовала в Сирмии, а потом до конца войны на Восточном фронте. После перемирия с Россией штаб армии остался на Востоке и в мае 1918 г. был переименован в Восточную армию.

Против Сербии (1914 г.)
2-я армия всю войну подчинялась генералу кавалерии (с 1 мая 1916 г. генерал-полковнику) Эдуарду фон Бём-Эрмолли, начальником ГШ вначале служил генерал-майор фон Меценшеффи.
Фельдцейхмейстер Оскар Потиорек смог добиться у начальника Генерального штаба Конрада фон Хётцендорфа, чтобы 2-я армия (6; пехотных и 1 кав див) участвовала в боях против сербов. Армия оставалась для поддержки австро-венгерских войск на Балканах до 20 августа 1914 г., хотя по планам развертывания сразу предназначалась для боевых действий против России.
    • IV корпус генерала Терстянски (31-я и 32-я  дивизии, ; 7-й пех див);
    • штаб IX корпуса, 29-я пд, ; 7-й пех див и 10-я кд, равно как части ландштурма прикрывали Сирмию.
    • VII корпус (17-я и 34-я  дивизии, а также 2 бр лшт и 1 маршевая бр) оставались в обороне между Панчовой и Базиашем и слабой группой форсировали Дунай у Оршовы.
Но правый фланг армии участвовал силами IV корпуса в наступлении, атакуя Шабац через Саву. IX корпус оперировал 29-й пд и 21-й стрелковой дивизией с севера и запада против Митровицы и Шабаца. 12 августа 1914 г. имела место атака бригады ландштурма под командой генерал-майора Летовского на Шабац. Бригада генерал-майора фон Дани перешла Саву у Кленака и с мощной артиллерийской поддержкой взяла Шабац. 19 августа штаб IX корпуса с 23-й дивизией гонведа и 10-й кд убыл в Галицию к 4-й армии. Штаб 2-й армии покинул балканский фронт 21 августа, штаб VII корпуса убыл на восток 24 августа, штаб IV корпуса — только 30 августа. Последние соединения усилили армейскую группу Кёвеша.

В Галиции, 1914 г.
Уже в конце августа сильно теснимый фронт 3-й армии в Галиции вынудил к отправке 2-й армии из Сербии. С 25 августа первые части VII корпуса прибывали на днестровский плацдарм у Галича, к тому времени там совершала манёвры армейская группа Кёвеша (III, XII, XI корпуса и неск кав див). 30 августа в битве на Гнилой Липе армейская группа Кёвеша (штаб XII корпуса) не сумела выдержать натиск русской 8-й армии между Мерещев – Подкамень – Рогатин  и отступила на Свирж. На южном крыле фронт между Рогатином и Бабуховым удержали только путём введения в бой первых прибывших соединений 2-й армии (сперва лишь 34-я дивизия). До конца августа из Сербии прибыли IV и VII корпуса. После объединения с XII корпусом 2-я армия насчитывала 2-го сентября 235 батальонов, 108 эскадронов и 115 батарей и вступила в битву под Лемебргом со следующей расстановкой сил.
XII корпус (Германнштадт) ген. пех. Герман Кёвеш фон Кёвешхаза
    • 11-я пд (Лемберг): фмл Алоиз Покорны
    • 16-я пд (Германнштадт) фмл Франц Паукерт, с сентября 1914 г. фмл Шарицер
    • 35-я пд (Клаузенбург) фмл Виктор Негован, с сентября 1914 г. фмл Винценц Фокс
VII корпус (Темешвар) ген. пех. Отто Майкснер, с сентября Андреас Файль-Грайсслер, с ноября 1914 г. эрцгерцог Йозеф
    • 17-я пд (Гроссвардайн): фмл Йоханн фон Энрикес, позже фмл Аурел ле Бо
    • 34-я пд (Темешвар): фмл Йозеф Краутвальд фон Аннау
IV корпус (Будапешт) ген кав Карл Терстянски
    • 31-я пд (Будапешт): фмл эрцгерцог Йозеф
    • 32-я пд ( Будапешт): фмл Андреас Файль-Грайсслер, с сентября 1914 г. Гойгингер
    • 43-я дивизия лв (Черновиц) фмл Альберт Шмидт фон Георгенэгг
Группа прикрытия на Днестре
    • 38-я пд гонведа (Клаузенбург) фмл Йохан Карг фон Бебенбург
    • 1-я кавалерийская дивизия (Темешвар): гм Артур Петеани фон Штайнберг
    • 5-я кавалерийская дивизия гонведа (Будапешт): фмл Эрнст фон Фрорайх
    • 8-я кавалерийская дивизия (Станислав): фмл Георг фон Леманн
    
Ведомое k.u.k 3-й армией с 8 сентября контрнаступление у Гродека и на Верещице было усилено XII и VII корпусами k.u.k. 2-й армии. К 10 сентября атаки против русской 8-й армии провалились с большими потерями, вместо этого контрудар казачьих полков смял а-в позиции и уже оперировал в тылу разгромленных k.u.k. частей. Весь австрийский фронт в Галиции отступал к Сану, где фронт восстановили. Приказ об отступлении от 11 сентября отвёл самую южную (2-ю) армию, которая сражалась по обе стороны верхнего Днестра, обратно в Карпаты.
27 сентября 1914 г. Карл фон Бардольфф стал новым начальником штаба 2-й армии. Между 13 и 20 октября 2я армия тщетно боролась между Хыровым и Старым Самбором за удерживаемые позиции, а потом отошла дальше на горный хребет.

В Русской Польше, 1914-15 гг.
К концу октября после битвы на Висле весь фронт в Польше был вынужден отступить, 1-я армия тоже отошла за Ниду в район крепости Краков. Из-за угрозы району у Кракова и Прусской Силезии все армии Центральных держав совершали тактический отход со средней Вислы и Сана. Но тем самым были возможны б0льшие переброски сил. Ландверный корпус на Пилице между 21 и 28 октября с боем пробился назад и изготовился к обороне северней Ченстоховы. Из 2-й армии по просьбе немецкого главного командования были выделены штаб армии, XII и IV корпуса в Карпатах и с 8 ноября по железной дороге переброшены в Силезию. В районе северней Ченстоховы армия нашла мощную поддержку со стороны соседа справа, силезского ландверного корпуса генерала Войрша. Противником была занимающая оборонительный рубеж в районе по обе стороны Ново-Радомска русская 4-я армия.
В конце ноября 1914 г. во время битвы за Лодзь 2А прикрывала южный фланг немецкой 9А. В последующих боях в районе Белхатува и Петрикау (начало декабря 1914 г.) командованию 2А подчинялись три корпусные группы:
XII корпус, генерал пехоты Германн Кёвеш
    • 31-я дивизия (фмл Казимир фон Лютгендорф)
    • 32-я дивизия (фмл Людвиг Гойгинер)
IV корпус, генерал кавалерии Карл Терстянски
    • 16-я дивизия (фмл Георг Шарицер фон Рень)
    • 35-я дивизия (фмл Винценц фон Фокс)
Кавалерийский корпус Хауэра
    • 9-я кав дивизия (фмл Леопольд фон Хауэр)
    • 3-я кав дивизия (фмл Адольф фон Брудерманн)
12 декабря XII корпус стоял на правом фланге 2А по обе стороны Варты у Прусецко, IV корпус стоял на центральном участке фронта армии до Видавки у Роговца. На севере кавкорпус Хауэра подтянулся на 8 км восточней к Белхатуву, 27-я дивизия прикрывала дорогу на Пётркув. По предложению Бём-Эрмолли генерал артиллерии фон Гальвиц со штабом гв рез корпуса перенял командование над 17-й дивизией и 1-й гв рез дивизией.

Снова в Карпатах
Тогда как весной 1915 г. только XII корпус остался в Русской Польше, 2-я армия вследствие битвы в Карпатах отозвана в Галицию. 12 февраля 1915 г. штаб 2А снова прибыл в Карпаты и был помещён на восточном крыле 3А на тамошнем горном фронте. Во время безуспешных атак с целью деблокирования окружённой крепости Перемышль на Сане 2А были подчинены следующие соединения:
    • V корпус, фмл Пухалло, 27-я и 33-я дивизии
    • XIX корпус, фмл Трольманн, 25-я и 34-я дивизии
    • IV корпус, фмл Шмидт фон Георгенэгг, 31-я и 43-я дивизии
    • XVIII корпус, фмл Циглер, 37-я дивизия гонведа и 44-я дивизия лв
    • группа Сурмая (38-я и 40-я дивизии гонведа)
27 февраля корпусная группа ген кав Терстянски (IV, XVIII и XIX корпуса) начала на участке шириной 20 км новое наступление с целью деблокирования. Уже 28 февраля оно совершенно застопорилось, со своей стороны русские тут же перешли в мощные контратаки и к середине марта операция по деблокаде была полностью остановлена. Все попытки прорыва к Перемышлю через Балигруд и Санок захлебнулись перед сопротивлением русской 11-й армии. Группе Сурмая была поручена оборона Ужоцкого перевала и в середине февраля 1915 г. её передали в задействованную на правом фланге немецкую Южную армию.
После успешного прорыва Центральных держав в битве у Горлице-Тарнов (мая 1915 г.), 2-й армии удалось выйти из Карпат, а 22 июня 1915 г. - отвоевать Лемберг.
Во время операций у Гродека и Лемберга 2А включала в себя следующие войска:
IV армейский корпус (генерал Шмидт фон Георгенэгг)
27-я дивизия (фмл Козак)
43-я дивизия гонведа (гм Йордан-Развадовски)
32-я дивизия (гм Виллердинг)
31-я дивизия (гм Лютгендорф)
XIX армейский корпус (фмл Трольманн)
13-я стрелковая дивизия (гм Крейза)
34-я дивизия (гм Биркенхайн)
29-я дивизия(гм Кроупа)
XVIII армейский корпус (генерал Циглер)
9-я дивизия (фмл Альфред фон Шенк)
1-я бригада лшт
33-я дивизия (фмл Теодор фон Хордт)
V армейский корпус (генерал Гоглия)
14-я дивизия (фмл Чичерич фон Бачань)
4-я кд (гм Берндт)
51-я дивизия гонведа (гм Корнхабер)

Позиционная война в Восточной Галиции 1915–1917 гг.
В результате неудачного похода на Ровно в сентябре 1915 г. армия в Восточной Галиции после мощных контратак русских была вынуждена снова перейти к позиционной войне. В осенних боях 1915 г. 2-я армия насчитывала две корпусные группы силой около 95 000 штыков, 53 эскадрона (5 350 сабель) и 392 орудий:
    • XVIII корпус фмл Цибулки  (31-я и 32-я дивизии, 1-я кд)
    • IV корпус фмл Шмидт фон Георгенэгг (27-я и 51-я дивизии)
В начале наступления Брусилова (июнь-июль 1916 г.) позиции k.u.k. 2-й армии восточней Бродов и на верхней Икве были удержаны в тесном контакте с немецкой Южной армией, хотя 21 июля сосед слева, XVIII корпус 1-й армии, рухнул под ударами русских.
Группа Козака
    • 27-я дивизия (генерал-майор Фердинанд Козак)
    • 4-я кавалерийская дивизия (генерал-майор Отто Берндт)
    • 7-я кавалерийская дивизия (фмл Игнац фон Корда)
V корпус, фмл Фердинанд Гоглия
    • 31-я дивизия (генерал-майор Йозеф Либ)
    • 29-я дивизия (фмл Йозеф Шён)
IV корпус, фмл Альберт Шмидт фон Георгенэгг
    • 33-я дивизия (фмл Теодор фон Хордт, с августа 1916 г. гм Артур Ивански)
    • 14-я дивизия (генерал-майор Ладислав Хорват, с сентября 1916 г. фмл Франц Сенде)

1918 г.: наступление и переименование в Восточную армию
Для принуждения к миру в конце февраля 1918 г. XII корпус, скоро также XXV корпус (11, 30 и 59-я дивизии) из района восточней Тарнополя, а 54-я стрелковая и 2-я кавалерийская дивизии – по обе стороны Днестра начали наступление через Бессарабию в направлении Одессы. Фм фон Бём-Эрмолли после убытия XII и XXV корпусов на Украину организовал на старой границе империи охранение из оставшихся частей V и XVIII корпусов, 27-я и 38-я дивизии были переброшены в Южный Тироль. После расформирования штаба 4-й армии (барон Карл фон Кирхбах)командование 2-й по-прежнему существовало. Бём-Эрмолли как преемник генерал-полковника фон Кирхбаха получил указание отправиться со своим штабом в Одессу, где 5 апреля 1918 г. он принял руководство. После Брест-Литовского мира с Советской Россией (3 марта) штаб 2А всё ещё оставался на Восточном фронте и был переименован в k.u.k. Восточную армию. В конце мая 1918 г. генерал пехоты Альфред Краус перенял командование в Одессе, начальником штаба служил гм Белицка.
XXV корпус (ген пех Петер фон Хофманн)
    • 155-я дивизия гонведа (гм Феликс Уншульд фон Меласфельд)
    • 54-я стрелковая дивизия (фмл Виктор Северус фон Лаубенфельд)
XVII корпус (ген пех Людвиг фон Фабини)
    • 7-я кав дивизия (гм Игнац фон Корда)
    • 11-я дивизия (фмл Рудольф Мец фон Спондалунга)
XII корпус (ген пех Рудольф фон Браун)
    • 5-я кав див гонведа (гм Виктор фон Муляр)
    • 15-я дивизия (фмл Адольф фон Ауст)
    • 2-я кав див (гм Альберт Абеле фон унд цу Лилиенберг)
XI корпус (фмл Хуго фон Хаберманн)
    • 30-я дивизия (фмл Мориц Йессер)
    • 59-я дивизия (фмл Клетус фон Пихлер)
    • 4-я кав див (гм Отто фон Берндт)

Командующие
    • генерал кавалерии/генерал-полковник Эдуард фон Бём-Эрмолли (1 августа 1914 г. – 16 мая 1918 г.)
    • генерал пехоты Альфред Краусс (май-ноябрь 1918 г.)


Начальники штаба
Август 1914 г. - генерал-майор Артур ф. Меценшеффи
Октябрь 1914 г. - полковник Карл фон Бардольфф
Май 1918 г. -  полковник Александр Белицка

Состав
    • август 1914 г.: III, IV, VII и XII корпуса
    • январь 1915 г.: IV и XII корпуса, корпус Гальвица
    • март 1915 г.: V, XVIII, XIX корпуса, группа Сурмая, группа Шмидта
    • май 1915 г: IV, V, VIII, XVIII и XIX корпуса
    • июнь 1915 г.: IV, V, XVIII, XIX корпуса, Бескидский корпус, группа Корнхабера
    • сентябрь 1915 г.: IV, V, XVIII и XIX корпуса
    • январь 1916 г.: IV, V, XVIII корпуса, корпус Козака, кавалерийский корпус Леманна
    • июнь 1916 г: IV и V корпуса, группа Козака
    • октябрь 1916 г: IV, V, IX и XVIII корпуса, группа Эбена
    • январь 1917 г.: V и XVIII корпуса, армейская группа Эбена
    • февраль 1918 г.: V, XII, XVIII и XXV корпуса

Боевое расписание 2-й армии в начале ПМВ
Командующий: ген кавалерии Эдуард фон Бём-Эрмолли
    • XII корпус (ген пех. Герман Кёвеш)
        ; 16-я пехотная дивизия (фмл. Паукерт)
        ; 35-я пехотная дивизия (фмл. Негован)
        ; 38-я дивизия гонведа (фмл. Карг фон Бебенбург)
    • III корпус (ген пех. Эмиль Корелус)
        ; 6-я пехотная дивизия (фмл. Гельб фон Зигесштерн)
        ; 28-я пехотная дивизия (фмл. Рудольф Краличек)
        ; 22-я дивизия лв (фмл. Краус-Элислаго)
    • VII корпус (ген пех. Отто Майкснер фон Цвайенштамм)
        ; 17-я пехотная дивизия (фмл. Энрикес)
        ; 34-я пехотная дивизия (фмл. Краутвальд)
    • IV корпус (ген кав. Карл Терстянски)
        ; 31-я пехотная дивизия (эрцгерцог Йозеф)
        ; 32-я пехотная дивизия (фмл. Файль-Грайсслер)
    • Под непосредственным командованием армии
        ; 11-я пехотная дивизия (фмл. Покорны)
        ; 43-я дивизия лв (фмл. Шмидт фон Георгенэгг)
        ; 20-я дивизия гонведа (фмл. Чанадь)
        ; 1-я кавдив (гм. Петяни фон Штайнберг)
        ; 5-я кавдив гонведа (фмл. Фрорайх)
        ; 8-я кавдив (фмл. Леманн)

Боевое расписание 2-й армии в январе 1915 г.
Командующий: генерал кавалерии Эдуард фон Бём-Эрмолли
    • корпус Гальвица (ген арт. Макс фон Гальвиц)
        ; 35-я пехотная дивизия (фмл. Фокс)
        ; 27-я пехотная дивизия (фмл. Козак)
    • IV корпус (ген кав. Карл Терстянски)
        ; 31-я пехотная дивизия (фмл. Лютгендорф)
        ; 32-я пехотная дивизия (фмл. Гойгингер)
    • XII корпус (ген пех. Германн Кёвеш)
        ; 16-я пехотная дивизия (фмл. Шарицер)
        ; 35-я резервная дивизия (ген. Шметтау)
        ; 3-я кавдив (фмл. А. Брудерманн)
        ; 7-я кавдив (фмл. Корда)
        ; 9-я кавдив (фмл. Хауэр)

Боевое расписание 2-й армии в мае 1915 г.
Командующий: генерал кавалерии фон Бём-Эрмолли
    • IV корпус (ген кав. Карл Терстянски)
        ; 13-я дивизия лв (фмл. Крейса)
        ; 32-я пехотная дивизия (гм. Виллердинг)
        ; 31-я пехотная дивизия (фмл. Лютгендорф)
        ; 43-я дивизия лв (фмл. Шмидт фон Георгенэгг)
    • V корпус (фцм. Пауль Пухалло)
        ; 37-я пехотная дивизия (гм. Табайди)
        ; 33-я дивизия гонведа (фмл. Гоглиа)
        ; 27-я пехотная дивизия (фмл. Козак)
    • VIII корпус (фцм. Виктор фон Шойхенштюль)
        ; 51-я дивизия гонведа (фмл. Корнхабер)
        ; 14-я пехотная дивизия (фмл. Чичерич)
        ; 41-я дивизия гонведа (фмл. Шай)
    • XVIII корпус (ген кав. Эмиль фон Циглер)
        ; 44-я дивизия лв (фмл. Гойгингер)
        ; 9-я пехотная дивизия (гм. Шён)
    • XIX корпус (фмл. Игнац Трольманн)
        ; 29-я пехотная дивизия (фмл. Дзанантони)
        ; 34-я пехотная дивизия (гм. Биркенхайн)

Боевое расписание 2-й армии в сентябре 1915 г.
Командующий: генерал кавалерии фон Бём-Эрмолли
    • VIII корпус (фмл. Клавдий Цибулка)
        ; 31-я пехотная дивизия (фмл. Лютгендорф)
        ; 32-я пехотная дивизия (гм. Виллердинг)
        ; 1-я кавдив (гм. Руис де Рохас)
    • IV корпус (фмл. Альберт Шмидт фон Георгенэгг)
        ; 27-я пехотная дивизия (фмл. Козак)
        ; 51-я дивизия гонведа (фмл. Корнхабер)
    • XIX корпус (фмл. Игнац Трольманн)
        ; 29-я пехотная дивизия (гм. Кроупа)
    • V корпус (фмл. Фердинанд Гоглиа)
        ; 33-я пехотная дивизия (фмл. Хордт)
        ; 34-я пехотная дивизия (гм. Биркенхайн)
        ; 14-я пехотная дивизия (фмл. Чичерич)
        ; 43-я дивизия лв (гм. Йордан-Розвадовски)

Боевое расписание 2-й армии во время наступления Брусилова
Командующий: генерал-полковник Эдуард фон Бём-Эрмолли
    • IV корпус (ген пех. Альберт Шмидт фон Георгенэгг)
        ; 14-я пехотная дивизия (фмл. Чичерич)
        ; 33-я пехотная дивизия (фмл. Хордт)
    • V корпус (фмл. Фердинанд Гоглиа)
        ; 31-я пехотная дивизия (гм. Либ)
    • группа Козака (фмл. Фердинанд Козак)
        ; 17-я пехотная дивизия (фмл. Козак)
        ; 4-я кавдив (фмл. Остермут)
    • Резерв армии
        ; 29-я пехотная дивизия (фмл. Шён)

Боевое расписание 2-й армии в ноябре 1916 г.
Командующий: генерал-полковник Эдуард фон Бём-Эрмолли
    • IX корпус (фмл. Эрнст Клеттер)
        ; 9-я пехотная дивизия (фмл. Бёльц)
        ; 32-я пехотная дивизия (гм. Виллердинг)
    • IV корпус (фмл. Теодор фон Хордт)
        ; 33-я пехотная дивизия (фмл. Ивански)
    • V корпус (фмл. Фердинанд Гоглиа)
        ; 31-я пехотная дивизия (гм. Либ)
        ; 27-я пехотная дивизия (гм. Козак)
        ; 4-я кавдив (гм. Берндт)
    • XVIII корпус (фмл. Клавдий Цибулка)
        ; 2-я кавдив (гм. Этцель)
        ; 106-я дивизия ландштурма (гм. Кратки)
        ; 25-я пехотная дивизия (гм. Боог)
    • группа Эбена (ген пех. Йоханн фон Эбен)

Боевое расписание 2-й армии во время наступления Керенского
Командующий: генерал-полковник Эдуард фон Бём-Эрмолли
    • IX корпус (фмл. Эрнст Клеттер)
        ; 19-я пехотная дивизия (фмл. Бёльц)
        ; 32-я пехотная дивизия (гм. Виллердинг)
        ; 197-я пехотная дивизия (ген-лейт. Вильгельми)
        ; 33-я пехотная дивизия (гм. Ивански)
        ; 96-я пехотная дивизия (гм фон дер Декен)
        ; 223-я пехотная дивизия (гм. Хеверник)
        ; 237-я пехотная дивизия (гм. Якоби)
    • V корпус (фцм. Фердинанд Гоголиа)
        ; 12-я дивизия ландвера (гм. Драбих-Вехтер)
        ; 17-я пехотная дивизия (фмл. Козак)
        ; 4-я кавдив (гм. Берндт)
    • XVIII корпус (фмл. Клавдий Цибулка)
        ; 15-я дивизия ландвера (ген-лейт. Зак)
        ; 25-я пехотная дивизия (гм. Боог)


Рецензии