Когда скворцы возвращаются
Скворечник на старом орехе Прохор установил, когда его первенец, Ивашка, учился во втором или третьем классе. Тогда, по весне, в школе его учительница дала всем задание сделать скворечники и понаблюдать за птицами. Для этого и смастерили папа с сыном уютный деревянный птичий домик и водрузили его повыше. Научно обоснованные его размеры отец помнил еще со школьной скамьи. В послевоенные годы, было развито юннатское движение и школьников обязывали вешать скворечники в парках, скверах, соседских садах. Так пытались в то время бороться с разными вредителями садов и огородов.
Когда же в стране небывалыми темпами стало развиваться производство химических средств защиты растений, в продаже появилось множество эффективных препаратов для борьбы с вредными насекомыми, пернатые санитары лишились своего почетного статуса.
«И что это вдруг учителка, бывшая горожанка, решила вновь возродить забытую традицию? – подумал мужчина, но вслух не сказал, чтобы не подрывать в глазах сына авторитет педагога. Разговор завел о своем босоногом детстве. О том, как с другом зимой на коньках, будто парусник, растянув простыню, по замерзшему заливу более десяти километров промчались почти до самого порта. Как на уроках труда осваивали строительное дело и потом при участии старшеклассников рядом со старым, еще дореволюционным знанием школы поднялось новое, большое, двухэтажное. Как буквально руками ловили тарань, идущую на нерест сплошным потоком.
Засиделись тогда отец и сын во дворе на скамейке до темна, не заметили, как за разговорами солнце село, пока не вышла на крыльцо и не позвала вечерять их дорогая супруга и мать. Ах, Настя, Настасьюшка – неустанная хлопотунья, ласковая, заботливая, умелая хозяюшка и веселая певунья! Такой она ему запомнилась - молодой и улыбчивой, с тяжелой русой косой. Хотя покинула она семейство уже в пожилом возрасте, с десяток лет назад, из-за тяжелой продолжительной болезни.
С тех пор часто она являлась мужу во сне и непременно – молодой, красивой, жизнерадостной. Журила его за то, что кручинится, что домоседом стал и из экономии сбривает седую щетину на лице раз в неделю, по пятницам. Наказывала мужу не спешить за ней, больше внимания уделять детям и внукам, следить за цветниками, не давать их на растерзание сорнякам. А совсем недавно посетовала, что стоит заброшенным скворечник на большом орехе. Не гоже, де, когда «жилплощадь» пустует. «Починишь, появятся новоселы – жить веселее будет».
Так решил Прохор и сделать. Поставил к дереву лестницу, тяжело поднялся по ней, едва не свалился вниз. Снял рассохшийся по углам, почерневший от времени домик. За этим делом и застал деда Прохор младший, внук- семиклассник, названный в его честь.
«Где ты, дед, сейчас видел сквороешни? Это давно уже не модно! Но уж, если тебе покойная бабуля такой наказ дала, то исполняй. Только не лучше ли новый сделать? Давай размеры сниму и сделаю сам».
«Уж, где тебе, - заворчал дед, - молотка в руках не держал, все за своим компьютером сидишь сиднем.
Внук в упорстве деду не уступал и на следующий день аккуратный птичий домик появился на вишне, что недалеко от ореха. Были они почти близнецами. Только старый какой- то грязно-зеленый, защитного цвета, а другой – ярко зеленый, цвета молодой весенней листвы.
Похвалили друг друга мастера. А дух состязательности не могли унять, поспорили: в чьем изделии первыми поселятся скворушки? По такому случаю, младший Прохор стал каждый день наведываться к старшему. Попутно помогает старшему в домашних делах. Передохнуть сядут и наблюдают, как скворцы самочек завлекают, отбиваются от соперников.
Дни шли за днями, а скворцы так и оставались одинокими. Никак не могли угодить невестам. Застелят половину домика собачьей шерстью – возлюбленные прилетят и все выбросят, покажут, как укладывать молодые листочки. Начнет жених выполнять поручение – опять не так: все, как у людей.
Не заметили наши мастеровые, чье же творение первым обжили птицы. Не до того было. У деда в саду-огороде весенних забот прибавилось, а у внука начались годовые контрольные работы в школе. Как-то в выходной день устроились чай всей семьей пить в виноградной беседке, вспомнили о своих новоселах, присмотрелись, прислушались, а из домиков – то писк доносится. Папаши и мамаши не успевают желторотикам червячков да мошек носить.
-Вот, видишь, - сказал отцу Иван, веселые соседи у тебя появились, скучать не будешь. Мы-то не можем часто приходить. А то бы и хозяйку в дом себе привел, сколько уж лет один.
-Да уж почти десяток лет, как мама твоя ушла от нас. Искать никого не искал и искать не собираюсь, ведь не найти мне лучше моей Настеньки! Никто ее не заменит.
- Смотри сам, батя, - вставила слово невестка, – дело к старости идет. Мы-то не отказываемся помогать, но все же, не сумно ли от одиночества? Видишь, пичуги и те себе пару подбирают.
Долго в тот вечер не мог старик уснуть, одолевали думы беспокойные. Разбередили ему душу родные. Всплакнул даже:
- Эх, Настуся, Настуся, пошто ты меня одного бросила!
Забылся к утру тяжелым сном, и привиделась ему его любимая женушка. Была она еще краше, чем обычно, и немного сердита:
-Проша, Проша, - начала она укоризненно качая головой, - мужик ты видный, а принижаешь себя. Обидно мне, что живешь неухоженным. Подумай хорошенько, хорошо ли так! Ты ведь и сам можешь кого-то обогреть! Дай сердцу волю и твоя душа воспрянет, найдет пару, познает еще счастье. Учителка, к примеру, Ивашкина, Марья Петровна, тоже давно овдовела. Та, что скворешни задавала детям делать.
- Так она же в город уехала, - вставил слово Прохор.
- Приехала уже, рядом поселилась, недотепушка ты мой!
Проснулся мужик в холодном поту. Пораскинул мозгами и решил следовать мудрым советам. Выбрился тщательно, нагладил брюки и рубашку, почистил туфли. Пошел в хлебный магазин, тамошняя продавщица, Верка, все знает. Но не успел дойти до магазина, встретил статную женщину в аккуратной шляпке. Прошли мимо друг друга, а потом остановились. Обернулись.
-Прохор, ты что ли? – удивилась незнакомка.
- Я, - ответил тот.
- Ты не узнаешь меня? Я же, Наталья, за одной партой сколько лет сидели вместе.
Узнал, узнал он свою одноклассницу, соседку по парте и первую несмелую любовь. Вспомнил, как бросал ей в окошко охапки скромных ромашек, как всем классом собирали колоски за комбайном, листья осенние для гербария, на санках зимой с горки катались.
-Это сколько же ты на родине не была?
- Да, уж более 45 лет, как замуж за своего лейтенантика вышла. Теперь вот вернулась генеральшей, но овдовевшей.
Слово за слово, дошли до парка, уселись на скамейку, почти в том самом месте, где и раньше, под большим кустом жасмина. Болтали, смеялись, будто и не было за плечами прожитых лет.
Вернувшись домой, Прохор подошел к большому портрету жены и заговорил:
- Видишь, ласточка моя, встретил старую зазнобу, не сердись!
С тех пор не приходила больше в снах Анастасия к своему супругу. Успокоилась, видно. А он ожил, даже внешне помолодел. На будущую весну, когда скворцы вновь ухаживали за ненасытными птенцами, появилась в доме вдовца желанная хозяюшка. По такому случаю приосанились не только хозяин, но и дом, двор, похорошели цветочные клумбы.
Свидетельство о публикации №223111501721
Нина Короленко 22.11.2023 16:00 Заявить о нарушении