Лучший город земли... Рассказ

Я приехала в Казань на встречу выпускников университета. Нас остается все меньше. Сорок лет прошло с тех пор, как я впервые, юной  ступила на эту, намоленную  поколениями  студентов и преподавателей «сковородку»… 

В первый же выходной день, а это был вторник, я проехала до Баумана, поднялась по Университетской, вошла в здание университета, дважды прошлась по коридорам, всем существом впитывая атмосферу «аlma mater». Вышла из здания, прошла к «сковородке», так странно названой. Просидела добрых полчаса на скамеечке, глядя на белокаменное величие Казанского университета. Счастливые абитуриенты входили и выходили из здания. Шумными стайками подходили к скамеечкам, рассказывали,  как сдавали экзамены.
С грустью и душевной болью я наблюдала за этими счастливчиками.


А мысли мои унеслись в  то далекое прошлое, когда  после года окончания школы, я впервые приехала  поступать в университет. И часами сидела на этой «сковородке»,  перед  главным корпусом университета с памятником молодому Ульянову-Ленину, студенту. В ожидании вступительных экзаменов,  зубрила математику.
 
   В тот год я определилась с выбором. Я решила поступать на математический факультет Казанского университета. Математика мне нравилась,  возможно и оттого, что обожала  учителя, Софью Шаиховну. Я, провинциалка, собралась  в столичный град. Было очень волнительно впервые ехать так далеко одной. Папа поехал со мной в Уфу. Провожать.

Так сидела я на «сковородке» и память не отпускала меня. Вспомнилось и другое неудачное поступление. И вот снова осечка…
 Сказав себе: «я буду здесь учиться!»


    Тогда устроила в общежитие университета меня Света Евстафьева, дочь дяди писателя Евстафьева Николая Филипповича из Чебоксар, как сестру. Теперь я приехала поступать на географический факультет. Надо было сдавать математику, географию и историю. Математику  и географию письменно я сдала на пятерки. Пошла сдавать историю. В коридоре, сдающие делились мнениями, что один преподаватель истории  всех « заваливает». Ну и я, конечно же, попала к нему. Достался третий вопрос «Роль В.И Ленина в мировой истории». Ответив хорошо на первые два вопроса, я приступила к третьему. Уже в душе появилась надежда на успешную сдачу, как экзаменатор стать задавать вопросы и «сыпать меня»…
  - Даты семилетней войны?
 Отвечаю.
  - Нет. Не правильно…
 И так вопросов семь… Я стала спорить, что я отвечаю правильно, что готова на «уд»…
   - Нет, «удочку» я вам не поставлю, при ваших способностях и пятерках по математике и географии, мне не понятно отношение к истории,  когда  будете знать на «пять» - приходите через год! - и пишет размашисто «не удовлетворительно».
   Это был тяжелый шок. При проходном балле 12, я пролетаю со «своими двенадцатью» снова мимо университета…

 
И вот я,  год спустя, снова в Казани, снова перед моим благоговейным Казанским Государственным…

Начались вступительные экзамены в университете.  Я махнула, нагло рукой, решила:
 -Не сдам, то буду поступать, пока не поступлю, хоть еще десять раз.
 Первый экзамен - устная математика. Для меня это было неожиданно, письменно я была готова сдать на пять. Внутренняя паника. За несколько дней, повторила. Кажется, и сдала уже, но преподаватель задал вопрос, что называется «на засыпку»:
  - А вот откройте-ка вопросник, - и подает толстущий учебник . Открываю, читаю первый, что открыла. Что-то про абсолютную величину числа «а» - бывает ли положительной, в панике отвечаю:- «нет».
  - Ну что же Вы, а уж хотел поставить «отлично».
Получив четверку, расстроенная, пошла готовиться к географии. Принимал  А.П.Торсуев. Советовали одеть юбочку покороче. Я и одела светло кофейного цвета…. В аудитории место оказалось наверху. На нижних рядах сидели абитуриенты. Поднимаясь наверх, думала не о билете, а о том, как стыдно явиться на экзамен в такой юбочке. Отвечая Торсуеву, так и попала к нему,  я постоянно тянула юбку вниз. Я  получила « отлично». Оставалась « страшная история». Чуть подучив историю. Одела юбочку миди, наученная горьким опытом, уверовавши, что тут уж так рисковать нельзя.  Прошлогоднего препода в комиссии не было, но все равно, меня дважды подвел живот и тряс мандраж. Вошла последняя. Комиссия уже торопилась заканчивать экзамены. Взяла билет. Записали. Поднялась, опять, на верхние ряды. Прочитав смазанный текст, стала готовиться, но до меня дошло, что сдающий абитуриент, отвечает именно тот вопрос, что стоит у меня в билете. Пугаюсь, но готовлюсь. Слышу голос экзаменатора:
-Ну, идемте, девушка, посмотрим, что у Вас там.
  - А я еще не совсем готова,- тихо проблеяла я…
  - Да идемте, мы тут не кусаемся.
 Села отвечать.
  - Подождите, подождите. Вот только перед вами отвечал этот вопрос молодой человек. Посмотрите, тут так размазано напечатано ( «еще при царе горохе»- подумала я, предчувствуя «неуд»), - обращаясь к соседу, который уже заполнял Протокол экзаменов. Двое других ходили по аудитории и снимали настенные карты.
  - А давайте ответим на такой вопрос,- и начал сыпать мне вопросы.
Отвечая на массу вопросов, я уже спиной чувствовала, что все это мне так знакомо, и, что я, видимо, снова «пролетаю над университетом как фанера над Парижем».
  - Отлично, отлично. Ну вот и последний вопросик. Назовите художников - передвижников. Называю.
Он размашисто расписался в «экзаменационном билете», а я вышла за дверь. Толпа набросилась;
- Ну как?
- А как кокетничала! То глазки строила…,- галдели ребята
- Как, как - завалила,- плача, я пошла к  окну.
 Кто-то выхватил листок и нараспев прочитал:
- История – отлично…
Но я думала, что это просто розыгрыш. Я поверила, когда увидела красивую размашистую пятёрку.
Ну что, можно надеяться на зачисление. После сочинения, через несколько дней мы все тыкали пальцем в список зачисленных, боясь ошибиться.
Я студентка Казанского им. В.И. Ульянова – Ленина. Зачислена! Крылья выросли! Ура-а!!!
Осень. Сентябрь стоял сухой и теплый.
В тот год нас, первокурсников, не послали  на сельхозработы. Мы учились. И мы готовились к Т П Г – традиционному факультетскому посвящению в географы и в студенты.  Оно проводилось ежегодно в лесу на Высокой Горе. Выпускали  стенгазету «Пилигримы» на конкурс. Наша газета получила первое место. Склеили её из шести ватманских листов. Красочная, содержательная наша газета красовалась на стене факультета около деканата и была лучшей. Готовили художественную самодеятельность, нам помогали старшекурсники, согласно нашим специализациям. Прошёл слух, что на первый курс поступила сестра  Коли Евстафьева, Ленинского стипендиата. Потом ко мне подошёл невысокий кудрявый парень, Коля Евстафьев. Мы посмеялись тому, что стали названными кем-то родственниками. Он сказал, что теперь будет опекать меня. Еще оказалось, что в меня влюбился один из активистов опергруппы Гена.
Вот и наступила первая суббота октября. И весь географический  факультет  оделся в штормовки и рюкзаки. Мне повезло поехать на место Т П Г с опергруппой. По причине того, что сердечница, и, конечно же, оттого, что Гена стал меня опекать и уговорил опергруппу взять с собой. Надо отметить, что и в дальнейшем, благодаря Гене, студенческие многие двери открывались с легкостью. Мы прибыли поутру электричкой на станцию Высокая Гора. А все наши первокурсники сошли  на предыдущей станции и бегом, преодолевая препятствия в виде леса, оврагов, по туркарте по азимутам, устремились  на  центральную  поляну. Они сдавали и нормы Г Т О, и спешили получить место за прибытие первыми.
Я ждала свою группу на отведенном месте. Опергруппа встречала первокурсников во всеоружии. Здесь же были и преподаватели. Группы стали прибывать. Они занимали отведенные им места. Разбивали и благоустраивали бивуаки. Репетировали театрализованный сценарий. Группы поваров готовили конкурсный полевой обед. В жюри были преподаватели, выпускники, старшекурсники.
А у костра звучали гитары, бардовские песни. Пел баян и Рамис  подпевал своему баяну.
Наутро приехали декан факультета, преподавательский корпус. Нас, первокурсников, посвящали в туристы и географы. Нам  предстояло пройти « медные трубы, огонь и воду». После обеда было торжественное построение. Яркие флаги факультета, Т П Г , спортивные флаги. Дым костров поднимающихся сквозь лапы вековых пихт и сосен в солнечное, чуть морозное небо! Восторг!
Торжественные речи декана факультета Ступищина, преподавателей, старшекурсников, выпускников! После этого нам вручают  синенькие студенческие билеты и грамоты за  турэстафету.  Студенческое «братство неразменно на тысячи житейских перемен»! Мы студенты! Мы географы!
К вечеру лагерь свернул паруса, убирал бивуаки, и  предлинная вереница в штормовках и с рюкзаками спешила  по лесным тропинкам и шоссе на электричку.

Бал в Доме учёных, что на Бутлерова, был полон нарядно одетыми  студентами и преподавателями. Вначале был концерт силами студентов. Мы с Лилией Коченковой  исполняли   дуэтом « Вечер бродит», Лиля играла на фортепьяно.  Конечно, для исполнения бардовских песен, нужно  было не фортепьяно, а гитара. Но вот на сцену выходит кто-то из старшекурсников с гитарой, и  уже под гитару и фано исполняю  «Я расскажу тебе много хорошего». Мы занимаем первое место за художественный номер. Потом были награждения. Наша группа заняла почти все первые места. Мне вручили именную ложку с гравировкой «Шеф повар географака» и за что-то нам дали и утешительный приз-веник.
Потом был настоящий танцевальный бал.
Не только занятия и практики интересовали нас, первокурсниц. Я училась. Успевала и работать  воспитателем в рабочем общежитии. На первом курсе мы проходили общие дисциплины: математику, физику,  астрономию, химию, биологию, иностранные языки.  Нас, стажистов,  окончивших  школу несколько лет тому назад, тех, которые  и забыли все, чему учили в школе,  зачислили в начинающую группу французского языка. В университете мне нравилось абсолютно всё. Свободное посещение лекций. Тактичность и этика преподавателей. Уважение и простота в общении со студентами. Профессор мог остановиться в перемену у стайки студентов и несколько минут пообщаться, называя по именам.
- Как там ваши уральские карсты, Оля Эстафьева?- Так обращался  ко мне завкафедрой А.В.Ступишин. - Шиханы ваши великие стоят?- В другой раз  после каникул спрашивал он.
С первых же дней поступления в университет меня окружили туристы. Это были ребята с третьего курса. Конечно же, этому способствовал Гена. Я ему нравилась, и он стал всюду меня звать с собой.
Помнится первый мой географаковский турслет. На седьмое ноября ребята выехали на географаковскую поляну.  Ту, где проходило ТПГ. Погода была для ноября сухая и теплая. Безветренный лес стоял молчаливый и величавый. На кустах еще висели редкие желтоватые листочки. Зато на земле лежал густой гобеленовый ковер из осенних красно - желтых листьев. Из подножья пней, покрытых мхом, выглядывали шляпки грибов. Ребята были все заняты. Здесь царила, сплоченная дружбой, иерархия. Никто не командовал, кому что делать. Как в хорошем театре на премьере, каждый знал свою роль. Только я, неприкаянная, смотрела, как одни устанавливают палатки, другие заняты у костра. И не знала,  чем заняться. Гена на полном серьёзе сказал:
- Девочки, дайте Ольге макароны, пусть продувает.
Мне объяснили, как это делается. И я села с мешком макарон и начала продувать каждую макаронину. При этом размышляя, что дома мы этого никогда не делали. А раз гречку с пшеном перебирают, возможно, и макароны продувать надо?
- Ты, это, хорошо продувай, а то попадет в тарелку  кому-нибудь  таракан,- сказал кто-то.
А я и старалась. Но вот палатки стоят. Дрова напилены, наколоты, прикрыта поленница брезентом. Начали ужин, придвинув ближе к костру брёвна. На ужин макароны с тушенкой. Со смехом, с настроением принялись за макароны. Вдруг кто-то как закричит:
- Таракан! В макаронах таракан!
- И у меня!
- А у меня целых два…
- А кто сегодня продувал макароны?
- Оля продувала…
- Я, да я продувала, честное слово я хорошо продувала, смотрела каждую макаронину, тараканов не было…
- Тогда откуда ж они? - пробасил строго Саша.
Гена сидел рядом. Видя, что я вот сейчас расплачусь, миролюбиво произнёс:
-Ладно уж, ребята, хватит, не до слёз же…
А мне стал объяснять, что это одна из шуток из посвящения в туристы.

  Перед обедом провели ориентирование на местности по карте. Вначале провели инструктаж. Готовились серьёзно к зимнему унивеситетскому ориентированию.
Через час после обеда началась комплексная туристическая эстафета. Она длилась более трёх часов. Участникам надо было пройти десятикилометровую трассу, отмечая по азимуту «Взятые КП» ( контрольные пункты), вязать туристские узлы; на карабинах, сделав седло, спускаться на пропастью и т.д.
После того, как все собрались и отдохнули, переодевшись, в сухую одежду, перешли к конкурсу по распилу бревна. На время. Три пары пилили бревна. Одну из них потом включат в факультетскую команду. И последним был конкурс на лучшего кострового. Надо было с одной спички разжечь костер и постараться, чтоб вода в котелке закипела раньше, чем у других, до секунд. Пока опергруппа подводила итоги, подписывала грамоты, дежурные готовили ужин. Надо отметить, что спиртное не приветствовалось в этой тургруппе.  Вот и подписаны Грамоты. Поздравляли, вручали грамоты. Начался ужин.
Когда на лагерь опускался синий полог неба, затихал ветер, развешивались куртки, свитера, ставили жерди с ботинками для просушки. Все садились ближе к костру, который источал жар красных углей. Искры стремились в небо, небольшие языки пламени, красные и синие, ласково лизали смолистые поленья. Девочки тихонько запели, задумчиво глядя в ночное небо, туда, где среди звёзд гасли искры костра…

Вот эти десять звёзд над головой,
И топор, чтоб нарубить дрова,
Ты пойми, ведь это не впервой
Слышать нам подобные слова.

Закончив дела, ребята тихо присаживались на брёвна, подкладывая спальники для просушки, и к девичьим голосам присоединялись  красивые мужские баритоны.

Как я любила вот эти ночные костры. Чай с дымком. Редкие затяжки сигарет и огоньки на их кончиках то тут, то там. Ребята, никогда не курившие в городе, брали сигарету и закуривали, задумчиво отрешенно уносясь мыслями и затуманенным взглядом в неведомую даль. Эти мгновения ни с чем несравнимы, их надо хоть однажды испытать, пережить, пропустить через свое сердце. И описать их трудно, ибо они понятны только тем, кто не раз вот также сидел у костра.
Да и люди эти совершенно особого рода. Спокойные, многозначительные, наполненные своей земной мудростью, романтики. С душой чуткой и ранимой.
 …Коля Чингаев брал гитару, перебрав струны настраивая,  пел песни Высоцкого. Голос его соответствовал, густой и глубокий.
Вот я, студентка университета сижу у туристического костра и слушаю песни Владимира Высоцкого. Это же так похоже на сказку! Лесную сказку. Потом пел баян Рамиса и все пели песни бардов -  Городницкого, Визбора, Никитина, Кима…Какое чудесное было время, какое чудесное росло племя…
Я слушала песни и у меня рождалась, пока еще только в голове, статья в газету.
Наутро, позавтракав, согревшись, просушив спальники у костра, принялись за уборку бивуака и разборку палаток. Это был первый мой турпоход. Это же было мое посвящение в туристы. Сколько их потом будет  годы учёбы. И потом, где бы я не находилась, сама ходила, и с собой водила в леса молодежь.
Высадились с электрички на вокзале Казани. Девочки все были из студенческого общежития, Володя, Рамис и Коля тоже. Многие парни были казанцами. За ночь статья «Вспомни, как горят костры в лесах» в газету была написана. Учились во вторую смену, занятия начинались в час двадцать минут. До занятий я заскочила в редакцию университетской газеты « Ленинец». Редакция находилась в главном здании, за лестницами, рядом с отделом кадров. Это было так удобно. Статью приняли. Так я стала корреспондентом университетской газеты «Ленинец».
Приглашаю в святая святых географической науки Казанского государственного университета имени В.И.Ульянова -Ленина. Не посягая на исторические святыни, и не углубляясь в историю университета и географического факультета. Ну, хоть вот пройтись по коридорам этой священной alma mater, к которой так стремятся одержимые абитуриенты, учатся студенты и преподают самые лучшие преподаватели. Предлагаю прикоснуться к святыням с благоговением выпускницы, ностальгией, любовью и легкой  грустью.
Кафедра физической географии и кафедра экономической географии находились в учебном корпусе со странным названием  «бегемот» на улице Ленина (ныне Кремлевская). Своим главным фасадом, где вход в Историко -  Краеведческий музей Татарстана, оно смотрело на главную Спасскую башню Кремля и на памятник Мусе Джалилю. Деканом факультета был профессор Колобов Н.В.  Нашу кафедру возглавлял «бог географии» Ступишин А.В. Память подсказывает много славных имен преподавателей,  посвящавших нас в географические и жизненные науки, каждое слово которых мы благоговейно впитывали. На кафедрах трудились профессора Дедков А. П., Бусыгин, Трофимов А.М., Блажко Н. И. и кандидаты географических наук Лаптева Н.И., Торсуев Н. П., Зорин Н.В. Кафедра метеорологии и климатологии находилась в главном корпусе университета.
География настолько широкая познавательная наука, что мы изучали физику, астрономию и геодезию, математику и математические методы в географии и экономике, как и предсказывал основатель молодой науки, Трофимов Анатолий Михайлович, - за ними будущее. Не только в географии, матметоды имели большое практическое значение в  геологии, климатологии, прогнозировании поисков полезных ископаемых…Мы изучали почвоведение и биологию, историю и философию, экономику. Каждый преподаватель  был уникален, не только как ученый. Почти каждый из них говорил, что выучить предмет нельзя, а они дают знания, ориентиры, как самим нам потом было бы легче их добывать. Но бесценными были минуты общения, которые  вспоминаются всегда. Это рассказы Александра Васильевича Ступишина о жизни в Америке. О встречах  с авторами учебников - светилами науки. Удивляли рассказы, что в Европе и Америках питьевую воду продают в бутылочках и утверждения, что не смотря на то, что Россия имеет громадные водные ресурсы, государство наше придет к этому же. И это сбылось. Зоринские лекции и беседы помогают мне во всех жизненных ситуациях, и я вспоминаю милого доброго преподавателя, вложившего позитивную жизненную мудрость, которой я учила и своих школяров. Он учил позитив искать в самых сложных жизненных ситуациях.  Лекции по климатологии у нас вела Ракия Исхаковна Гумерова, руководителем по практике был молодой еще, Ю. П. Переведенцев. Мне нравился предмет.  На экзаменах у меня были пятерки. Я такая трусиха. Вот так однажды я сдавала экзамен по климатам  последней. Сдала на пять. Ракия Гумеровна  стала со мной разговаривать, заполняя протокол. Мне она очень нравилась – статная фигура, черные на прямой пробор волосы уложены в тяжелый пучок, аккуратный, волос к волосу. Темные красивые глаза. Взгляд спокойный, глубокий, располагающий к доверию. Ракия Гумеровна носила дорогие красивые платья. Влюбленного восторженного человека видно, я и не умела скрывать своих чувств. Мы подружились. Лекции по климатам были последними.  Ракия Гумеровна после экзамена приглашала меня к себе домой. Жила она рядом с бегемотом в небольшой однокомнатной квартире
Учебные летние практики распределялись по всему Союзу ССР: геоморфологи уезжали на все лето в геологические партии на Алтай, Северный Урал, Памир, на Чукотку, Магадан, Дальний восток, в горы Хибины и на Байкал. Экономикогеографы и метеорологи проходили практику в крупнейших вычислительных и метео центрах страны. Факультет выпускал специалистов широкого профиля, в дипломах зачилась профессия «Географ. Преподаватель», Да, вот так, с большой буквы. И направления на работу, после окончания, были интересные, чаще это и были места практик, по темам которых защищали дипломы.
Велась интересная активная общественная работа. Это «Снежные десанты», туристические походы, с восхождениями по пятой категории сложности, туристические слеты, шефская работа в школах, спорт, лектории. И все это на факультете было на самом высоком уровне. Географак был в центре общественной жизни Казанского университета и зачинателем многих славных студенческих традиций. Преемственность, дружба и сплоченность, комсомольский дух, не оставляли младшекурсников наедине с проблемами. Старшие курсы шефствовали над младшими, и это тоже одна из традиций факультета. Всесоюзные и  международные научные конференции, проводимые научным сообществом факультета собирали молодых студентов и аспирантов со всего мира и со всех Союзных республик.

Все «удобные учебные здания»  были на нашей чётной стороне улицы Ленина: геофак, физфак, главный корпус. На этой же стороне был Главпочтамт. Так что за двадцать минут перемены мы успевали стремительно перемещаться по Ленина и не опаздывать на «пару». Кстати сказать,  в общей очереди  в столовой часто можно было встретить не только преподавателей, но и ректора университета Михаила Тихоновича Нужина. С вводом нового шестнадцатиэтажного здания физфака мы приспособились успевать обедать в комплексной столовой физфака. Талон стоил пятьдесят копеек, на разносах стояли готовые комплексы, обычно трех видов, на выбор. А затем ввели в строй 15этажное здание, куда переселился и наш факультет.
На факультете были и общественные организации: комитет комсомола, старостат, профком.
С улицы Качалова на  факультет мне надо было пройти  с площади Баумана по Университетской,  потом  по Ленина. Минуя главный корпус. Минуя новый физфак. Частенько забегала на Главпочтамт, где получала письма. А здесь в киоске работали  прекрасные женщины. Я заказывала подписку на газеты и журналы. Это были «За рубежом», «Литературная газета», «Студенческий меридиан, «Наука и жизнь» и другие. Мне нравилось гулять по Пассажу. А рядом было самое часто посещаемое заведение. Это кафе мороженое «Ял» («Отдых»).
Активную работу мы вели в комсомольском  факбюро. В подшефной школе мы вели активную работу. Геоморфологи четвёртого курса вели кружок геологии. Проводили вечера, лектории на географические темы. Обо всем этом я писала статьи в газету:  «Шефская работа на географаке», « Вожатые детства». В университетском комитете комсомола мне доверили возглавить также - шефский сектор. Потом работала и в Вахитовском райкоме комсомола.
Запомнилась  конференция в Вахитовском райкоме комсомола. Обсуждали разные вопросы. Среди  вопросов был вопрос о досуге студентов и молодежи, о танцплощадках и новом кафе мороженое для студентов «Ёлочка» на Баумана. Выступающие говорили, что для студентов должно быть обслуживание по талонам, оттого, что пятьдесят копеек за коктейль, это дорого. После конференции всем представили молодого «казанского Муслима Магомаева» - Рената Ибрагимова.
В мае в Казанском государственном университете должна была состояться Всесоюзная студенческая научно-практическая конференция. Готовились основательно. От деканата и комсомольского бюро меня назначили ответственной за проживание делегатов, культурную программу и досуг.
Как же смочь передать тот дух единения студенчества?..Тот мандраж и восторг, от  общения с самыми умными представителями студенческого братства Союзных Республик, которые царили все десять дней… Лучше уж по порядку…
Мы выпустили большую факультетскую стенгазету о работе факультета и научных студенческих обществах, лучших стипендиатах, конечно же, в ней была и статья Коли Евстафьева, Марксистского стипендиата. Много места было выделено гостям для «горячих сообщений».
И вот первый день работы конференции. Прибыли научные делегации из Латвии, Белорусии, Воронежа, Москвы...всего около тридцати человек участников на кафедрах географического факультета. После регистрации, открытия конференции, прошли первые научные чтения. Пресс-штаб работал оперативно: все свежие срочные новости сразу же оформлялись и отражались в газете. Вечером  холл принимал гостей, приехали и наши туристы, и участники конференции. Выступали Петер и Лола из Риги из Латвийского университета, Вадим из Минска из МГУ, Минского университета, Валентина и Полина из Воронежа, Воронежского Пединститута. Выпускник Московского Пединститута Андрей Мрост покорил всех своим обаянием, широким кругозором и темой научной работы об экологии Северной Африки.Затем мы провели туристический вечер условного «Костра Дружбы».
Звучали песни Б.Ш.Окуджавы:
По дороге смоленской лесе, леса, леса,
Звучали песни В.С.Высоцкого:
Другие придут, сменив уют, на риск и непомерный труд,
Сменялись разговоры, смех, песнями Визбора:
Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены…
И все дружно пели: Милая моя, солнышко лесное. Где, в каких краях, встретимся с тобою…
Все смешались, хозяева и гости в непринуждённом общении. Но пора и расходиться. Среди гостей выделился актив, вышеперечисленных ребят.
В фойе первого этажа была вывешена стенгазета, работала фотолаборатория оперативно, вечером и утром в ней уже были статейки и фотографии. 
Но вот и закончились эти яркие дни…Но все хорошее так быстро кончается…
Прощальное «бардовское» чаепитие устроили снова в нашем холле. Все наши гости решили ехать поездом до Москвы, чтобы еще сутки побыть вместе и продлить общение. Пересаживались на трамвай на парке Горького. Андрей где-то сломил несколько веточек сирени, вручил мне.
Глаза прощаются, надолго разлучаются,
Прощальных слов, не говори, не говори…
Потом были письма в конвертах «авиа» в сине-красную полоску на адрес: « До востребования. Главпочтамт».
Летом мы ехали на учебную практику за Полярный круг. Руководителем практики ехал с нами Александр Иванович Расковалкин. Скорый поезд «Татарстан» стуча колесами уносил нас в столицу. Настроение было прекрасным. Две недели нам предстояло жить дружной компанией. Мы эти три года уже притерлись друг к другу, походы, турслеты, практики, палатки и землянки.
В Москве у нас было несколько часов, чтобы походить по городу.  В Архангельск прибыли после обеда. Успели устроиться в общежитии Карельского университета. Первую ночь уснуть было трудно, белая ночь, непривычно светло, как у нас ранним утром. В Карелии мы побывали и прокатились по Ладожскому и Онежскому озерам. Походили, буквально полазили в труднопроходимых Карельских скалах, на водопаде Кивач и сосновых вековых корабельных лесах. Вечерами знакомились с красивым городом, столицей Коми- Архангельском, одетым в мрамор и гранит. В Мурманске мы пробыли несколько дней. На Кольском полуострове побывали в г.Хибины. Совершили  восхождение на вершину гору Россвумчор. В городе Аппатиты мы жили в гостинице. Побывали в самом северном Лапландском заповеднике, за Полярным кругом. Нам даже посчастливилось совершить круиз по Белому морю.  На метеоплощадках, мы удивлялись оснащению приборами, если можно было, то трогали, щупали, фотографировали…Александр Иванович, брутальный красавец, прекрасный преподаватель делал все, чтобы использовать все возможное возможности практики. И всюду мы получали предложения приехать на работу после зашиты дипломов. Много фотографировали, вели множество записей, материалов. Ведь предстояло сдавать отчеты по практике или писать курсовые работы.
Вот и четвертый курс. Студенческая жизнь пульсировала. Лекции. Комсомольская работа. Шефская работа в школе. Работа корреспондентом в редакции студенческой газеты «Ленинец». Редактор Кира, бегло посмотрев новую статейку, кивнула головой.  Подавая газеты, сказала:
- В номере две твои статьи, передовица « Вожатые детства» и о турслёте.
- Поэтому мы тебе дали тут псевдоним «Ева Олина», не возражаешь?
Нет, я не возражала. Мне он понравился. Так и сказала.
И вот этой весной в редакции, не отпуская свежую газету из моих рук, Кира добавила:
- Есть для тебя доброе предложение. -У нас есть решение направить тебя с осени на рабфак, который открывается на факультете «Журналистика». Ты же выходишь на преддипломную на следующий год. Защитишь диплом, и одновременно окончишь летом рабфак. От нас  получишь назначение и зачисление на первый курс Журфака. С осени перейдешь учиться на Журфак, на дневное.  Но на этой неделе дай ответ.Летела на лекции на крыльях, которые закружили голову. Через два дня зашла в редакцию и дала своё согласие для поступления на рабфак факультета журналистики.

  Казань моя!
Как же мне больно, каждый раз, прощаться с тобой. Город мечты, город юности и надежд. Всем сердцем люблю тебя, любимый город.
Уезжая, каждый раз, уложив вещи в камеру хранения на вокзале, беру такси и просто езжу по любимым памятным местам. С грустью прощаясь. Каждый раз, не зная, надолго ли, и со страхом бьётся жилка виска...а вдруг...вдруг да и навсегда, надолго...
   И глаза уже с грустью фотографируют милые кадры - Университет, Оперный, Качаловский, Камала, Дом Кекина, консерватория, Акчарлак, аэропорт, речной вокзал, железнодорожный...этот список можно продолжать до бесконечности...


  С туристами  говорили о том, что вот пройдет много лет, после окончания университета. Ветер судеб разбросает нас по разным адресам. И если вернёмся через много лет в Казань, куда бы каждый из нас отправился впервые, приехав после разлуки.
- Я сразу поеду к общежитию на Гвардейской, - сказал Гена.
  Несколько удивившись тогда, я поняла, что для них, казанских мальчиков, общежитие было окном в романтику, общение с друзьями туристами, приехавшими из разных городов и сел за знаниями, «которых биография, за собою увела», было для них глотком свежего воздуха в большом городе. Из общежития мы уезжали в леса, на сплавы, в землянки с рюкзаками и гитарами. Сюда же мы и возвращались из походов, пропахшие дымом костров, с веточками пихты. У каждой нашей девчонки в холле стояли на тумбочках букеты с пихтами в шишках. А к восьмому марта мы доставали из - под кроватей из чемоданов, обернутые в бумагу веточки багульника, привезенные геоморфологами с практики из Нерюнгри, Магадана, Хабаровска. И вот, в начале марта, мы доставали, казалось бы безжизненные, веточки отмачивали их под краном, ставили в вазочки с теплой водой.
  Через несколько дней, в комнате благоухало лиловое марево. Открыв глаза  поутру, ахнешь от такой красоты...распускаются, лопаются почки, и веточки покрываются нежно - лиловым  кружевным ажуром. К этому привыкнуть нельзя. Вернешься с занятий и первым делом уткнешься мордашкой в лиловую щекочущую свежесть жизни.
Любила в наш холл пятого этажа заходить и комендант Анастасия Федоровна, Бывало и в час ночи зайдет, а мы после похода возвращались к ночи. Мы сидим, после лесов, чаевничаем и поем под гитару. В комнате пахнет дымком от рюкзаков и штормовок. Посидит комендант и скажет:
- Вот когда надо комиссиям приходить. Видеть, как без вина и водки ребята поют под гитару. И не ругая нас за поздний час, выйдет с веточками пихты в руке.
И мы затихаем, понимая, что: да, поздно.

- А я, сразу в аэропорт,- сказала я удивленному Гене.
- Почему? – Удивленно спросил он.
Аэропорт для меня был своеобразной  шамбалой. С детства любила читать книги о летчиках. Не от того ли, что брат мечтал стать летчиком.
В дни поступления в университет мы ходили с Лилей на летное поле. расстилали одеяльце, готовились к вступительным экзаменам. Стрекот кузнечиков, запах трав, рев самолетов, взлетающих и идущих на посадку, мигающих ярко красными огнями. Поднимая глаза к небу, мы уносились мечтами и, грезили о поступлении в университет. Уже будучи студентами, в аэропорту мы провожали геоморфологов, улетающих на практики и по распределению: Володю в Певек, Клавулю в Магадан, Гену в Хабаровск...Потом ждали писем, наполненных экзотическими историями...


  Казань. Такая родная, близкая и милая сердцу. С людьми,  милыми и щедрыми и, что важнее всего, - культурными. В каждом казанце  высвечивается внутренняя культура, воспитанная веками и поколениями, и аристократизм. Казанцы особый народ. Всей своей любовью присягаю тебе, моя Казань, город юности. Там мы навсегда останемся молодыми.

В конце сентября в комскомитете университета выделили билет на концерт  Владимира Высоцкого. Он уже был популярным артистом, бардом. И вот посчастливилось посетить его концерт.
.
 Казань. Осень 1979 года. Молодежный центр на берегу Казанки.
.
 Единственный концерт для избранных студентов вузов Казани, туристов и альпинистов. Билеты распространялись через комитеты ВЛКСМ *** Университетавузов. Зал наполнен до отказа. Стоять, сидеть было тесно. Я же сидела в первом ряду перед сценой.
 Зал то затихал. Стояла тишина. То взрывался и соскакивал с мест, аплодируя любимому исполнителю, любимому барду, его голосу, его гитаре. Его рукам.
Высоцкий был ВЕЛИКОЛЕПЕН!

 Высоцкий пел около трех часов без перерыва.  Снова и снова летели записки на сцену с пожеланием исполнить песню. Высоцкий читал. Коротко комментировал и ПЕЛ! КАК чудесно звучал в этот вечер его БАРИТОН! Как же звучали ЕГО ДУШИ серебряные  СТРУНЫ, как же красиво звучала в этот вечер ЕГО ГИТАРА!!  Как виртуозны и прекрасны были ЕГО РУКИ, ЕГО ПАЛЬЦЫ!
Как  же СВЕТИЛИСЬ ЕГО,  ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО ГЛАЗА!!!
 Светился и ОН САМ, строгий и  торжественный! От того, что он выступал «ДЛЯ СВОЕЙ ПУБЛИКИ»,  всем залом подпевавшей ЕМУ!
 
Диплом. Синий, долгожданный лежал в сумке. Это было самое ценное в моей жизни. Я столько пережила в этой жизни, чтобы быть дипломированным специалистом. Это был мой долг, цель жизни и завет отца. Я получила самое лучшее образование, в самом лучшем из вузов страны. Столько моих лучших молодых горячих лет я стремилась к тому, чтобы  когда-то книжица из мечты заняла самое важное место рядом с паспортом. Если чтобы  обладать обычным паспортом  надо просто родиться. То паспорт моего достояния - диплом, это мое лицо, моя цена, как человека, как личности, как специалиста, по которому решают, чего я стою. Географ. Преподаватель - стояло в графе «специальность».

***

Прошли годы...Юбилей у Людмилы в Екатеринбурге.
Тосты, тосты, подарки, подарки!  Мы с Жорой, моим соведущим юбилейного вечера, кружили по залу - от гостей к имениннице, от именинницы - к гостям. Выступали богатые и солидные друзья и подруги.
И вот все, кто окончил Казанский университет, встали и  запели сначала « Гуадеамус», затем  - гимн географака «Глобус» стоя. Звучали тосты во здравие, во славу  славного университета Во славу городу нашей юности -Казани...
Виват наш родной любимый УНИВЕР, виват, родная Казань, где мы навсегда останемся юными...
Студенческое братство неразменно на тысячи житейских перемен...

 


Рецензии
Милая Ольга Арсентьевна! С каким восторгом читаю вашу работу, написанную на одном дыхании. Выстраданные любовь к Казани. к студенческой поре,к юности...Вспоминаю и своё студенческое время... .Спасибо за память.

Валентина Кузнецова 7   23.01.2024 09:25     Заявить о нарушении