Мосгаз. Последнее дело Черкасова. 3-я серия

МОСГАЗ. ПОСЛЕДНЕЕ ДЕЛО МАЙОРА ЧЕРКАСОВА

3-я серия. Московский таксист Каладзе бросается с крыши. В его крови обнаружена странная смесь веществ, а на месте самоубийства нарисован знак. Маша делится информацией о расследовании с одним из заключённых в колонии, где проводит исследование. Он помогает разобраться в возможных мотивах убийцы. Взамен Маша рассказывает ему о трагических событиях из своего прошлого. Результаты токсикологии Ионовой, Иваницкого и Гордеева подтверждают, что всем жертвам была введена смесь на основе галоперидола, провоцирующая нарушение сознания и подавление воли. Ковалёв выдвигает гипотезу о появлении секты скопцов... С этим не соглашается Черкасов... После собрания представитель КГБ в группе Черкасова предлагает Ковалёву сообщать ему о происходящем во время расследования... Ковалёв соглашается, так как в его прошлом есть что-то такое, о чём он не хотел бы распространения информации.

По мировоззрению скопцы близки к хлыстам (христоверам), в части обрядности — к старообрядцам. Как секта в религиоведческом понимании оформились в XVIII веке, основателем считается беглый крепостной Кондратий Селиванов, покинувший секту хлыстов «богородицы» Акулины Ивановны, разочаровавшись в своих прежних религиозных убеждениях. Согласно исследованиям Фёдора Глинки, секта скопцов существовала с «незапамятных времён», а в России особенно распространилась во времена Петра I.
Скопцы считали, что единственным путём спасения души является борьба с плотью путём оскопления. В Российской империи секту скопцов преследовали, её членов ссылали в Сибирь. Первый суд над сектой состоялся в 1772 году, когда судили целую общину в количестве 246 человек. Несмотря на это, секта была довольно многочисленна: во второй половине XIX века скопцов насчитывалось около 6 тысяч, главным образом в Тамбовской, Курской, Орловской губерниях, в Сибири, где богатые скопческие общины покупали земли у местного населения.
В Российской империи власти считали скопцов одной из самых вредных сект, практикуя зачисление скопцов в рекруты с отправкой на службу на Кавказ, в Сибирь и отдалённые губернии с целью избежать уклонения от службы с помощью членовредительства. При Николае I наказанием за самооскопление стала вечная ссылка в Сибирь с лишением всех прав состояния, а годных по возрасту и здоровью направляли пожизненно служить в самые отдалённые части.
В СССР секта скопцов была запрещена. В 1929 году состоялся громкий судебный процесс над сектой. Скопцы пытались обратиться за поддержкой к В. Д. Бонч-Бруевичу, в качестве эксперта выступавшему в их пользу на процессе 1912 года, однако на этот раз получили отказ: «…в 20-м веке пора бы прекращать пропаганду всевозможного членовредительства из так называемых религиозных побуждений». К 1930 году относятся последние достоверные упоминания о существовании секты. При этом, во втором издании Большой советской энциклопедии отмечалось, что в 1947 году секта ещё действовала в СССР. Крупная община до середины 1950-х годов существовала в Якутии, в первую очередь, сконцентрировавшись в районе тогдашнего пригорода Якутска Марха.
По утверждению Идриса Шаха, до 1902 года в скопцы принимались только русские. Скопцы провозгласили Наполеона антихристом. Среди лидеров ленинградских скопцов 1920-х годов были популярны «Протоколы сионских мудрецов». На судебном процессе, проходившем в Ленинграде в 1930 году, скопцы изобличались как монархическая, контрреволюционная, антисоветская секта.
Согласно вымыслу скопцов, Павел I был убит именно за отказ принять скопчество, а царём стал согласившийся оскопиться Александр I. Существует скопческая песня, излагающая вымышленную беседу Павла и Кондратия Селиванова, после которой участь царя была решена.

Упоминание скопцов или скопчества имеется в следующих произведениях искусства.
Один из героев А. С. Пушкина в сказке о «Золотом петушке» — создатель петушка — звездочёт, является скопцом.
Скопцы часто упоминаются у Ф. М. Достоевского.
В романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия» скопцы упоминаются как «менялы» и «меняльная секта».
Скопчество занимает большое место в творчестве новокрестьянского поэта Н. А. Клюева, который, по всей вероятности, сам был в своё время связан с данной сектой.
Свои впечатления от встреч со скопцами в России изложил Александр Дюма в книгах путевых очерков «Из Парижа в Астрахань» и «Кавказ».
Д. С. Мережковский, роман «Александр I».
В стихотворении В. В. Маяковского «Надо бороться».
Скопцам посвящён роман А. Н. Варламова «Затонувший ковчег».
Алексей и Ольга Ракитины — роман «Скопец».
Скопцы — одна из самых загадочных сект России. О жизни этих людей известно мало, а само их название вызывало суеверный страх, несмотря на то, что сами они называли себя безобидным словосочетанием «белые голуби».
Чтобы стать «белым голубем», будущий член секты должен был стать кастратом. После полного заживления рану называли «малой печатью». Некоторые «белые голуби» даже при отсутствии тестикул могли совокупляться, поэтому для них проводили ритуал под названием «царская печать». Данная операция предусматривала удаление полового органа у мужчин. Среди скопцов также существовала и «третья печать», которая предполагала отрезание сосков, и «четвертая печать», предусматривающая вырезание на боку скопца треугольника. Группы скопцов назывались "кораблями".
Серийный убийца Мосгаз сбегает и планирует приехать в Москву.


Рецензии