Основное отличие?..

   У Гюнтера Грасса в "Кошках-мышках" есть примерно такая фраза: "на - сей - раз- тыл - не ударит - кинжалом - в - спину". Кому не ударит тыл кинжалом в спину? Естественно, немецкой армии. Не ударит так, как уже однажды, в тысяча девятьсот восемнадцатом году, ударил.

    У М.А. Булгакова в "Белой гвардии" хорошо описано, как бросили, на петлюровский произвол судьбы, некоторых киевлян, немецкие армейцы, когда их собственный тыл ударил им в спину кинжалом - в конце тысяча девятьсот восемнадцатого года.

     Возможность тыла ударить кинжалом в спину своей армии, когда тыл устал эту самую армию обслуживать, возникала,  в истории многих европейских государствах довольно часто. И возникла в Российской империи, в самом начале тысяча девятьсот семнадцатого года.

     Большевики, кроме всего прочего, придумали для россиян противостоящую кинжалу в спину своей армии формулу: "Народ и армия - едины!"

     Гардемарины режиссёра Дружиной перепели эту формулу по-своему: "Судьба и Родина - едины!"

     А немцам и другим европейцам так и остался кинжал в спину их армиям от их же тыла, когда тыл устаёт  обслуживать воюющую армию. Почему европейцам и другим западникам  остался кинжал в спину  их воюющим армиям? Может быть, потому что ни в Европе, ни в эСШаА всегда были  не народные, а исключительно государственные армии!

     Государственным армиям цели ведения ими боевых действий всегда, имеется в виду - в истории человечества, определял не народ, а государство.

     Очень хочется верить в то, что российская культура отличается от европейских и североамериканской культур ещё и тем, что теперь уже навсегда заложена в неё, в российскую  культуру, традиция определения целей своей армии не государством, а всем народом... 


Рецензии