Списки вавилонских пленников

последняя правка 18.10.25.

Единое царство евреев существовало при первых царях — Сауле, Давиде и Соломоне. В X веке до н. э. оно распалось на два государства: северное царство Израиль, с центром город Самария, и южное царство Иудея, со столицей в Иерусалиме.

Ассирия завоевало северное царство Израиль (722 год до н. э.). Царь и знатные евреи были уведены в плен. Библия описывает это событие так:

«И переселен Израиль из земли своей в Ассирию, где он и до сего дня. И перевел царь Ассирийский людей из Вавилона, <...> и поселил их в городах Самарийских вместо сынов Израилевых. И они овладели Самариею, и стали жить в городах ее» (Четвертая книга Царств 17:23-24).

Ассирия погибла, её владения перешли под власть Вавилона (605 до н. э.). Вавилонский царь Навуходоносор (586 год до н. э.) разрушил Храм Соломона в Иерусалиме. Царь и знатные люди еврейского царства «Иудея» были уведены в плен в Вавилонию.

Персидский царь Кир завоевал Вавилонию. Он разрешил (538 год до н. э.) вавилонским  евреям вернуться в Иерусалиме и восстановить Храм Бога. В Библии приводятся слова царя вавилонским евреям:

«Кто есть из вас, из всего народа Его, – да будет Бог его с ним, – и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа Бога Израилева, Того Бога, Который в Иерусалиме. <...> И поднялись главы поколений Иудиных и Вениаминовых, и священники и левиты, всякий, в ком возбудил Бог дух его, чтобы пойти строить дом Господень, который в Иерусалиме» (Книга Ездры 1:3; 1:5).

Евреи относятся к царю Киру с глубоким уважением. Еврейский народ считает его своим другом. В ашкеназском произношении имя царя «Кир» звучало как «Койреш». Возможно, евреи в восточных странах называли нееврейских друзей «кореш», «кирюха». Окончание «-ха» в слове «кирюха» могло обозначать: «твой Кир». Слово «кирять», возможно, означало для еврея пить вино с нееврейским другом, возможно, не кошерное , и не обязательно за его или за свой счёт.

Вавилонские евреи и самаритяне

В «Книге Ездры» рассказывается о евреях, вернувшихся в 538 году до н. э. из Вавилонского плена в Иудею для восстановления Иерусалимского Храма. Во главе переселенцев стоял Зоровавель — потомок царя Давида, назначенный персидским царём Киром наместником Иудеи. Библия сообщает, что по возвращению из вавилонского плена евреи Иудеи отказали жителям Самарии (бывшее северное царство Израиль) в участии строительстве Храма в Иерусалиме:

«И сказали им: будем и мы строить с вами, потому что мы, как и вы, прибегаем к Богу вашему, и Ему приносим жертвы от дней Асардана, царя Сирийского, который перевел нас сюда, то сказал им Зоровавель и Иисус и прочие главы поколений Израильских: не строить вам вместе с нами дом нашему Богу; мы одни будем строить дом Господу, Богу Израилеву, как повелел нам царь Кир, царь Персидский» (Ездра 4:2-3).

Широко распространено, спорное на взгляд автора этой записи, мнение: евреи, вернувшиеся из вавилонского плена в Иудею, не считали жителей на землях бывшего северного царства «Израиль» (Самария) евреями. Они полагали, что в Самарии проживали только нееврейские народы, переселённые  ассирийским царём (722 год до н. э.). А десять колен северного Израильского царства были уведены в плен, и их местонахождение осталось неизвестным. Именно поэтому самаритянам отказали в участии в строительстве (Второго) Иерусалимского Храма.

Приведём мнение историка в защиту такого мнения:

«Убеждение, что сыны Израиля не могли изменить Богу Израиля и привело к появлению легенды о исчезнувших коленах, которая в гораздо большей степени соответствовала национальной гордости евреев, чем признание в самаритянах ассимилированных родственников. Поэтому изгнанниками считали всех жителей Десятиколенного царства. В сознании <...> иудеев ассирийские пленники продолжали оставаться частью избранного народа, пусть частью затерявшейся и пока не найденной, но, несомненно, сохранившейся и сохранившей веру в Бога Авраама, Ицхака и Иакова» (Аркадий Гайсинский. «Изгнанный народ». Журнал «Мастерская», декабрь 2017. Портал Е. Берковича).

Сведения  об исчезнувших коленах Иакова-Израиля, выскажем мнение, не основаны на библейских источниках. Так называемое «исчезновение 10 или 9 колен Израиля» по определению произошло в библейские времена. Поэтому такое событие должно было быть отмечено в библейских книгах как Катастрофа еврейского народа.

Легенда об исчезнувших коленах Израиля создало удобное объяснение причины: не признания самаритян частью еврейского народа, а также почему жители бывшего Северного царства не были допущены к строительству Храма.

Однако библейские книги («Книга Ездры», «Книга Неемии» и  «2-я Книга Паралипоменон») свидетельствуют, что евреи продолжали жить в Самарии после разрушения ассирийцами царства Израиль. В Библии рассказывается о совершении праздника Пасхи в Иерусалиме евреями земель «Израильской и Иудеи» (2-я Книга Паралипоменон 30:1) при царе Езекия (правил с 716 года до н. э. южным царством евреев «Иудея»). Празднование Пасхи произошло через несколько лет после разрушения (722 год до нашей эры) ассирийским царём северного царства «Израиль» и переселения царя и видных жителей царства «Израиль» в Ассирию:

«Послал Езекия по всей земле Израильской и Иудее, и письма писал <...>, чтобы пришли в дом Господень, в Иерусалим, для совершения пасхи Господу Богу Израилеву. <...> И пошли гонцы с письмами от царя и от князей его по всей земле Израильской и Иудее, и по повелению царя говорили: дети Израиля! обратитесь к Господу Богу Авраама, Исаака и Израиля, и Он обратится к остатку, уцелевшему у вас от руки царей Ассирийских. <...> приходите во святилище Его, которое Он освятил навек; <...> Когда вы обратитесь к Господу, тогда братья ваши и дети ваши [будут] в милости у пленивших их и возвратятся в землю сию, ибо благ и милосерд Господь Бог ваш, и не отвратит лица от вас, ели вы обратитесь к Нему.<...> И услышал Господь Езекию и простил народ» (2-я Книга Паралипоменон 30:1-20).

Из Библии следует, что евреи, вернувшиеся в Иудею, признавали жителей Самарии (бывшее царство «Израиль») евреями. Царский сановник еврей Неемия считал НЕ евреями только жителей земли Ашдод, Моав и Аммон (Неемия 13:23). Неемия не обвиняет в «не еврействе» правителя персидской провинции Самария Санваллата, а также Товия, правителя земли на восточном берегу Иордана. Одна из дочерей Санваллата была женой внука первосвященника Иерусалимского Храма (Неемия 13:28). Товий имел тесные связи с влиятельными лицами в Иудее:

«Знатнейшие Иудеи много писали писем, которые посылались к Товии, а Товиины письма приходили к ним. Ибо многие в Иудее были в клятвенном союзе с ним, потому что он был зять Шехании, сына Арахова, а сын его Иоханан взял за себя дочь Мешуллама, сына Верехии» (Неемия 6:17-18).

Учёные-библеисты отмечают, что

«согласно косвенным указаниям, рассеянным по книгам Эзры и Нехемии и в других источниках, жителей Самарии и земли Товии можно определить как израильтян, с которыми не запрещено вступать в брак. Это подтверждается и тем фактом, что в книге Эзры и книге Нехемии прямо не сказано, что они не относятся к израильтянам. Отсюда становится ясно, что противостояние носило не законодательный (галахический), а социально-политический характер» (Энциклопедия Олам а-ТаНаХ. Статья «Эзра и Нехемия»).

Почему евреи Иудеи отказали самаритянам  в участии в строительстве Второго Храма, несмотря на их еврейское происхождение?

Философ Бенедикт Спиноза (1632–1677) писал, что

«познание <...> вещей, содержащихся в Писании, должно быть заимствуемо только из самого Писания, подобно тому, как познание природы – из самой природы» («Богословско-политический трактат». Глава VII «Об истолковании Писания»).

Возможно, причина, по которой евреи Иудеи отказали жителям Самарии участвовать в восстановлении (Второго) Иерусалимского Храма, — в материальном расчёте. Царская поддержка, включая ресурсы и снабжение, предназначалась только тем, кто входил в число переселенцев из Вавилона. Строить Храм могли лишь те, кто был учтён.

Библейские «Книга Ездры» и «Книга Неемии» содержат подробные списки евреев, вышедших из вавилонского плена и прибывших в Иудею. В списках указано количество родственников еврея, его слуг, рабов и различного скота. Большинство евреев из списков не упоминаются в других библейских текстах.

Списки евреев

В библейские времена составлять списки евреев считали нечестивом делом. Перепись населения при царе Давиде вызвала божье осуждение:

«И вздрогнуло сердце Давидово после того, как он сосчитал народ. И сказал Давид Господу: тяжко согрешил я, поступив так; и ныне молю Тебя, Господи, прости грех раба Твоего, ибо крайне неразумно поступил я» (2-я Книга Царств 24:10).

Но в «Книге Ездры» и «Книге Неемии» списки евреев, возратившихся из Вавилона в Иудею, имеют особое значение. Списки подробны и занимают большой объем. 

Приведём часть одного списка из «Книги Ездры»:

«сыновей Гиббара девяносто пять; уроженцев Вифлеема сто двадцать три» (Книга Ездры 2:20-21).

Указано, что всё еврейское

«общество вместе состояло из сорока двух тысяч трехсот шестидесяти человек, кроме рабов их и рабынь их, которых было семь тысяч триста тридцать семь; и при них певцов и певиц двести. Коней у них семьсот тридцать шесть, лошаков у них двести сорок пять; верблюдов у них четыреста тридцать пять, ослов шесть тысяч семьсот двадцать» (Книга Ездры 2:64-67).

Приведём часть одного списка из «Книги Неемии»:

«сыновей Харифа сто двенадцать. Уроженцев Гаваона девяносто пять. Жителей Вифлеема и Нетофы сто восемьдесят восемь» (Книга Неемии 7:25-26).

Указано, что число евреев

«состояло из сорока двух тысяч трехсот шестидесяти человек, кроме рабов их и рабынь их, которых было семь тысяч триста тридцать семь; и при них певцов и певиц двести сорок пять. Коней у них было семьсот тридцать шесть, лошаков у них двести сорок пять, верблюдов четыреста тридцать пять, ослов шесть тысяч семьсот двадцать» (Неемия 7:66-69).

В «Книге Неемии» приведены списки:

– семейства евреев, которые согласились жить в Иерусалиме (Неемия, глава 11);

– семейства евреев, жившие «в сёлах, на полях своих» (Неемия, глава 11);

– Священники и левиты, прибывшие вместе с евреями-вавилонскими пленниками (Неемия, глава 12).

– Евреи, участвовавшие в освящении стен Иерусалима (Неемия, глава 12).

Вопрос о необходимости этих списков

Какова была причина ведения таких списков и подробном описании хозяйств?

Получение материальной помощи

Евреи, вернувшиеся из вавилонского плена в Иудею, получали материальную поддержку. Возможно, списки евреев, возвратившихся в Иудею, с указанием количества домочадцев и размера их хозяйств, служили документом, необходимым для адресного распределения различных благ.

Известно указание царя Кира к жителям Вавилонии помогать еврею, который ушёл в Иудею:

«все оставшиеся во всех местах, где бы тот ни жил, пусть помогут ему жители места того серебром и золотом и иным имуществом, и скотом, с доброхотным даянием для дома Божия, что в Иерусалиме» (Ездра 1:2-4).

Был приказ персидского царя Кира оказывать помощь евреям, ушедшим в Иудею, из царской казны:

« <...> издержки же пусть выдаются из царского дома. <...> И от меня дается повеление о том, чем вы должны содействовать старейшинам тем Иудейским в построении того дома Божия, и именно: из имущества царского – из заречной подати – немедленно берите и давайте тем людям, чтобы работа не останавливалась; и сколько нужно – тельцов ли, или овнов и агнцев, на всесожжения Богу небесному, также пшеницы, соли, вина и масла, как скажут священники Иерусалимские, пусть будет выдаваемо им изо дня в день без задержки. <...> Всем сокровищехранителям, которые за рекою: все, чего потребует у вас Ездра священник, учитель закона Бога небесного, немедленно давайте» (Ездра 6:3-7:21).

Особая царская помощь оказывалась евреям,

«которые были певцами при служении в доме Божием, потому что от царя было о них особое повеление, и назначено было на каждый день для певцов определенное содержание» (Неемия 11:22-23).

Вывод

Анализ текста библейских Книги Эзры и Книги Неемии показывает, что евреи, вернувшиеся из вавилонского плена в Иудею (бывшее южное царство Иудея), признавали жителей Самарии (бывшее северное царство Израиль) евреями. Однако нежелание евреев Иудеи принять помощь от самаритян в строительстве Иерусалимского Храма был обусловлен не религиозными или этническими причинами, а материальным расчётом: царская поддержка предоставлялась исключительно тем евреям, кто входил в  списки переселенцев. Таким образом, критерий участия определялся механизмом распределения благ, а не вопросами веры или происхождения.


Рецензии