Императорская и королевская 11-я армия

11-я армия

Имп и кор 11-я армия - крупное соединение австро-венгерской армии во время Первой мировой войны. Командование армии с 14 марта 1916 г. до конца войны действовало на Итальянском фронте.

Боевые действия

1916
По решению а-в верховного командования Юго-Западному фронту эрцгерцога Ойгена весной 1916 г. поручили наступление в Трентино, для этой цели в марте из штаба командования территориальной обороны Тироля была образована 11-я армия под началом генерала кавалерии Виктора Данкля. Во время наступления в Южном Тироле в мае 1916 г. 11-я армия насчитывала 103 батальона (около 85 300 чел.) и 178 батарей (811 орудий). Наступление было намечено между Эчем (район Роверето) и долиной Суганы, направление главного удара лежало между плоскогорьем у Фильгеройта (Фольгария) и плато Лафраун (Лавароне).
11-й армии при этом были подчинены три корпусные группы, дополнительно она была прикрыта на левом фланге (в долине Суганы) атакой 3-й армии в направлении на Борго:
    • VIII корпус генерала пехоты Виктора фон Шойхенштюля (48, 57-я и 59-я дивизии)
    • XX корпус эрцгерцога Карла (3-я и 8-я дивизии)
    • III корпус генерала пехоты Йозефа Краутвальда фон Аннау (6, 22-я и 28-я дивизии)
До конца мая наступлением сумели завоевать новую линию фронта Серравалле – гора Приафора – Арсьеро – долина Астико – Асьяго – Вальсугана. 7 июня северо-восточней Асьяго в руки австрийцев попала ещё гора Мелетта. Из-за сильного воздействия австрийской артиллерии итальянцам приходилось почти без боя очищать свои позиции. Итальянская 1-я армия генерала графа Пекори-Джиральди сумела удержать свои позиции западней Скио, в районе Пиаон делле Фугацце и на горе Пазубио лишь благодаря быстро подтянутому подкреплению. Бои на плоскогорье Лафрауна тоже развивались благоприятно.
Из-за итал. контрнаступления с одной стороны и Брусиловского прорыва с другой 9 июня наступление пришлось остановить. После ухода 3-й армии фронт в ночь с 24 на 25 июня перенесли на 3-4 км назад на удобней обороняемые позиции. Новая линия фронта шла вдоль Вальморбиа – пер. Боркола – Кастелетто – Роана – гора Интерротто – Чима Деичи [Ценер] – Чиварон – Салубио – Сетоле. Только гора Пазубио и гора Чимоне не были сданы и в последующем ходе позиционной войны сидели как шип в итальянском фронте.

1917
Итальянское главное командование рассматривало захваченный австрийцами в ходе южнотирольского наступления выступ горного фронта в районе Семи Общин как стратегически важную позицию. Поскольку итальянский ГШ уделял основное внимание Изонцо-фронту, а k.u.k. 11-я армия в любой момент могла атаковать итальянский фронт на горе Пазубио на западе или позиции на горе Граппа на востоке, эту угрозу в тылу основного фронта надо было устранить своим наступлением. Под командованием 6-й армии генерала Этторе Мамбретти в бой было введено около 170 000 человек, из которых 29 батальонов должны были атаковать долину Суганы, а 24 батальона — у Асьяго. Фронт главного удара напротив k.u.k. III корпуса (ген. пех Краутвальд) был всего 15 км шириной, там главный удар должны были нанести 114 батальонов пехоты, 22 батальона альпини и 18 батальонов берсальеров.
В ночь на 9 июня обе стороны были приведены в высшую степень боеготовности, на следующий день артиллерийский обстрел начал битву на Ортигаре. На главном направлении атаки итальянской 52-й дивизии оборонялась k.u.k. 6-я пд (фмл Меценшеффи), опытные ветераны горной войны. В первый день также была атакована стоявшая в районе восточней Борго 18-я пд. IV группа альпини генерала Ди Джорджо была единственной, кто достиг частного успеха, она сумела вклиниться в австрийские позиции на глубину около 500 м, но усталость и ожесточённое сопротивление помешали ей развить успех и полностью захватить высоту 2105. Гарнизон k.u.k. 7-го егерского батальона не выбили с вершины Ортигары.
15 июня 14-й и и 59-й пехотные полки начали контратаки, которые захлебнулись в кровавых рукопашных схватках на высоте 2071. 19 июня итальянцы, несмотря на сопротивление III батальона 14-го пп и II батальона 4-го полка имп егерей, полностью захватили штурмом вершину Ортигары. 25 июня в 2:40 ночи последовала хорошо подготовленная австрийская контратака силами ударных групп I и II полков имп стрелков, а также 57-го пехполка (поляки), которая вернула Ортигару, равно как прилегающую к ней с севера высоту 2071. Общие потери итальянцев с 9 июня составили 25 200 человек, австрийский III корпус потерял около 8 800 человек.

1918
Во время второй битвы на Пьяве 11-я армия на массиве Граппа и под Асьяго участвовала параллельно.
    • III корпус (генерал-полковник Хуго Мартини): 6, 28 и 52-я дивизии, 6-я кавалерийская дивизия
    • XIII корпус  (генерал пехоты Фридрих Чанадь): 5, 16, 38, 42, 74-я дивизия
    • VI корпус (генерал пехоты Эрнст Клеттер): 18, 26, 39 и 53-я пехотные дивизии
    • XXVI корпус (генерал пехоты Эрнст Хорзецки): 27-я и 32-я дивизии, 4-я кавалерийская дивизия
    • I корпус (генерал пехоты Фердинанд Козак): 60-я и 55-я дивизии
    • XV корпус (генерал пехоты Карл Скотти): 20, 48-я и 50-я дивизии
    • резерв: 27-я [sic! см. выше] и 38-я дивизии, 10-я кавалерийская дивизия
15 июня в 7 часов утра 11-я армия силами 8 пехотных дивизий (прим. 95 000 чел.) начала наступление на плоскогорье у Фольгарии. Не удалось подавить артиллерию противостоящей итальянской 6-й армии генерала Монтуори. Уже после полудня это наступление повсюду застопорилось, а вечером пришлось отойти на исходные позиции. Атака XXVI корпуса (Хорзецки) краткосрочно захватила гору Мокин. Однако штурм горы Асолоне тоже не удался, как и XV корпуса против горы Спинуччиа. После того, как завязли битвы на плоскогорье Семи Общин и в области восточней неё на участке Граппа широкомасштабная «битва в Венето» теперь сократилась до одновременно производимого прорыва на Пьяве.
После крупного наступления итальянцев у Витторио Венето k.u.k. XXVI корпус (ген пех Хорзецки) 27 октября 1918 г. ещё раз начал контрнаступление на массиве Граппа с целью отвлечения сил. Австрийские войска сражались, имея целью прорваться с Граппы в низменность и смять итальянский фронт на Пьяве с тыла. Восемь атак на горе Пертика были отражены итальянской 4-й армией в шестичасовом бою. В силу перемирия, заключённого на вилле Джусти, в начале ноября значительная часть 11-й армии в Трентино была отрезана и попала в плен.

Командующие
    • генерал кавалерии Виктор Данкль (14 марта 1916 г. – 18 июня 1916 г.)
    • генерал-полковник Франц Рор фон Дента (18 июня 1916 г. – 28 февраля 1917 г.)
    • фельдцейхмейстер Виктор фон Шойхенштюль (28 февраля 1917 г. – 3 ноября 1918 г.)


Состав
    • апрель 1916 г.: III, VIII, XVII, XX корпуса
    • май 1916 г. III, VIII, XX корпуса
    • июнь 1916 г.: XX, XXI корпуса
    • август 1916 г.: III, XVII, XX, XXI корпуса, район III
    • апрель 1917 г.: III и XIV корпуса, район III, группа Эчталь
    • ноябрь 1917 г.: III и XIV корпуса, район III
    • декабрь 1917 г.: III и XIV корпуса, группа Клеттера
    • апрель 1918 г.: I, III, VI и XXVI  корпуса
    • июнь 1918 г.: I, III, VI, XIII, XV и XXVI корпуса
    • август 1918 г.: I, III, VI, XIII и XXVI корпуса
    • октябрь 1918 г.: III, VI, XIII корпуса
Боевое расписание 11-й армии в Тирольском наступлении
Командующий: генерал-полковник Виктор Данкль
    • VIII корпус (фцм. Виктор фон Шойхенштюль)
        ; 57-я пехотная дивизия (фмл. Г. Гойгингер)
        ; 59-я пехотная дивизия (фмл. Кроупа)
        ; 48-я пехотная дивизия (фмл. Габриэль)
    • XX корпус (эрцгерцог Карл)
        ; 3-я пехотная дивизия (фмл. Хорзецки)
        ; 8-я пехотная дивизия (фмл. Фабини)
    • III корпус (фмл. Йозеф Краутвальд)
        ; 6-я пехотная дивизия (фмл. Шёнбург-Хартенштайн)
        ; 22-я дивизия лв (гм. Кохановски)
        ; 28-я пехотная дивизия (фмл. Шнайдер)

Боевое расписание 11-й армии в августе 1916 г.
Командующий: генерал-полковник Франц Рор фон Дента
    • XXI корпус (фмл. Казимир фон Лютгендорф)
        ; группа Гузека (фмл. Гузек)
        ; дивизия имп егерей (гм. Энглерт)
    • XX корпус (фмл. Алоиз Шёнбург-Хартенштайн)
        ; 3-я пехотная дивизия (фмл. Хорзецки)
        ; 8-я пехотная дивизия (фмл. Фабини)
    • III корпус (фмл Йозеф Краутвальд)
        ; 6-я пехотная дивизия (гм. Мюллер)
        ; 22-я дивизия лв (гм. Кохановски)
        ; 28-я пехотная дивизия (фмл. Шнайдер)
        ; 10-я пехотная дивизия (фмл. Меценшеффи)
    • XVII корпус (ген пех. Карл Кжитек)
        ; 18-я пехотная дивизия (гм. Грозны)
    • корпус Рота (ген пех. Йозеф Рот)
        ; 90-я пехотная дивизия (фмл. Шольц)
        ; 57-я пехотная дивизия (фмл. Г. Гойгингер)

Боевое расписание 11-й армии в битве у Кобарида
    • Командующий: генерал-полковник Виктор фон Шойхенштюль
    • XIV корпус (ген пех. Хуго Мартини)
        ; 8-я пехотная дивизия (фмл. Фердросс фон Дроссберг)
        ; 15-я пехотная бригада (гм. Флепс)
    • III корпус (ген пех. Йозеф Краутвальд)
        ; 19-я пехотная дивизия (фмл. Эльмар)
        ; 6-я пехотная дивизия (гм. Шильхавски)
        ; 18-я пехотная дивизия (гм. Видале)
    • XX корпус (ген пех. Йозеф Рот)
        ; 52-я пехотная дивизия (фмл. Г. Гойгингер)
        ; 49-я пехотная дивизия (фмл. Штайнхарт)
    • район III (фмл. Эрнст Клеттер)
        ; 56-я дивизия лв (фмл. Кроупа)

Боевое расписание 11-й армии в битве на Пьяве
Командующий: генерал-полковник Виктор фон Шойхенштюль
    • III корпус (ген-полк. Хуго Мартини)
        ; 6я кавалерийская дивизия (фмл. Браганца)
        ; 6-я пехотная дивизия (гм. Шильхавски)
        ; 52-я пехотная дивизия (гм. Шамшула)
        ; 28-я пехотная дивизия (фмл. Krasel)
    • XIII корпус (ген пех. Фридрих Чанадь)
        ; 38-я дивизия гонведа  (гм. Молнар)
        ; 16-я пехотная дивизия (фмл. Фернэнгель)
        ; 42-я дивизия гонведа (фмл. Соретич)
        ; 74-я дивизия гонведа (фмл. Пернецки)
        ; 5-я пехотная дивизия (фмл. Феликс)
    • VI корпус (ген пех. Эрнст Клеттер)
        ; 18-я пехотная дивизия (гм. Видале)
        ; дивизия «Эдельвейс» (фмл. Виден)
        ; 26-я дивизия лв (фмл. Подхайски)
    • XXVI корпус (ген пех. Эрнст Хорзецки)
        ; 27-я пехотная дивизия (гм Саллагар)
        ; 32-я пехотная дивизия (фмл. Бельмонд)
        ; 4-я пехотная дивизия (фмл. Боог)
    • I корпус (ген пех. Фердинанд Козак)
        ; 60-я пехотная дивизия (фмл. Бардольфф)
        ; 55-я пехотная дивизия (фмл. ле Бо)
    • XV корпус (ген пех Карл Скотти)
        ; 50-я пехотная дивизия (фмл. Герабек)
        ; 20-я дивизия гонведа (гм. Штадлер)
        ; 48-я пехотная дивизия (гм. Гертнер)
    • Резерв армии
        ; 36-я пехотная дивизия (фмл. Хёринг)
        ; 53-я пехотная дивизия (фмл Гольдбах)
        ; 3-я кавалерийская дивизия (фмл Копечек)
        ; 10-я кавалерийская дивизия (фмл Бауэр)

Боевое расписание 11-й армии в битве под Витторио Венето
Командующий: генерал-полковник Виктор фон Шойхенштюль
    • III корпус (ген-полк. Хуго Мартини)
        ; 6-я кавалерийская дивизия (фмл. Браганца)
        ; 6-я пехотная дивизия (гм. Шильхавски)
        ; 52-я пехотная дивизия (гм. Шамшула)
    • XIII корпус (ген пех. Фридрих Чанадь)
        ; 27-я пехотная дивизия (гм. Саллагар)
        ; 38-я дивизия гонведа (гм. Молнар)
        ; 10-я кавалерийская дивизия (фмл. Бауэрнталь)
    • VI корпус (фцм. Виктор Вебер)
        ; 53-я пехотная дивизия (гм. Корцер)
        ; 18-я пехотная дивизия (гм. Видале)
        ; 39-я дивизия гонведа (фмл. Брайт)
    • Резерв армии
        ; 5-я пехотная дивизия (фмл. Феликс)
        ; 16-я пехотная дивизия (фмл. Фернэнгель)


Рецензии