Императорская и королевская 10-я армия

10-я армия (Австро-Венгрия)

Имп. и кор. 10-я армия — оперативное объединение австро-венгерской армии в Первой мировой войне. Армия сперва была развёрнута на границе Каринтии, а позднее на западном высокогорном фронте в Южном Тироле. Командование армии с февраля1916 г. до конца войны действовало на Итальянском фронте.

Боевые действия

1915
После объявления Италией войны в мае 1915 г., для защиты южной границы Каринтии вдоль Карнийских Альпах на участке обороны района V была создана армейская группа генерала кавалерии Рора фон Дента. Фронт проходил примерно по линии седловина Кройцберг – гора Паральба – пер. Плёкен - Росскофель - Понтафель – Ромбон до Флича. Ей противостояла Карнийская группа (Zona Carnia) итальянцев, около 8 бригад. Прямые подходы в Каринтию защищались фортами Хензель (Канальская долина), Мальгоберт, Германн и батареей Предильзаттель (пер. Предиль) и форт Райбль (долина Зеебаха).
Образованная почти полностью из ландштурма группа Рора поддерживала связь между командованием территориальной обороны Тироля и 5-й армией на участке Изонцо и насчитала всего около 40 000 чел., 900 сабель и 204 орудия:
    • 92-я дивизия (фмл Карл фон Лангер, 183-я и 184-я бригады)
    • 57-я полубригада гм Ланцингера
    • 59-я горная бригада: генерал-майор Фернэнгель
VII корпус (позже отдан 5-й армии)
    • 17-я дивизия (фмл Гельб фон Зигештерн)
    • 20-я дивизия гонведа (генерал-майор фон Надь)
Фронт был непригодным для крупных операций из-за гористой местности. Как побочный ТВД, участок напротив итальянской «Zona Carnia» (генерал-лейтенант Клементе Леккио) до 12-й битвы на Изонцо застыл в позиционной войне.

1916
В феврале 1916 г. армейская группа Рора была усилена и переименована в 10-ю армию. 18 июня 1916 г. армия получила нового командующего в лице фмл Скотти, прежнего начальника штаба. В это время её штабу были подчинены следующие формирования:
    • 94-я дивизия (генерал-майор Лавровски)
    • 92-я дивизия (генерал-майор Кразель)
    • 59-я горная бригада (полковник Дитрих)
    • 27-я горная бригада (генерал-майор Грайнер)

1917
При прорыве под Капоретто весь итальянский фронт на Карнийских скатах был опрокинут и до конца октября 1917 г. его пришлось очень быстро сократить, чтобы избежать угрожавшего отсекания. Ставшее свободным AOK 10 после установления нового фронта на Пьяве переняло право отдачи приказов на западном участке фронта в Южном Тироле (преимущественно высокогорные районы).
В конце 1917 г. 10-я армия образовывала правый фланг группы армий Тироль под командованием фельдмаршала Конрада фон Гётцендорфа (16 июля сменён эрцгерцогом Йозефом). Командующему армией фельдмаршалу фон Кробатину был поручен западный высокогорный фронт между Ортлером – Адамелло – Юдикарией, а также оборона участка Рива - Трентино – гора Пазубио - гора Чимоне (Вичентинские Альпы).

1918
13 июня 1918 г. 10-я армия предприняла на перевале Тонале (район II) отвлекающую атаку для поддержки запланированного наступления на Пьяве, операции «Лавина», атаки группы Мецгера (1-я и 22-я дивизии, 163-я бригада) полностью провалились. 10-й армии в июне 1918 г. были подчинены следующие четыре корпусные группы:
    • группа эрцгерцога Петера Фердинанда (163-я и 164-я бригады, 1-я и 22-я дивизии)
    • XX корпус генерала пехоты Франца Кальзера фон Маасфельда (19-я и 49-я дивизии)
    • XXI корпус генерала пехоты Казимира фон Лютгендорфа (56-я дивизия и группа Шиссера)
    • XIV («Эдельвейс») корпус генерала пехоты Игнаца Фердросса (159-я бригада, 3-я и 8-я дивизии)
После поражения а-в войск во Второй битве на Пьяве участвовавшие в ней силы, а с ними и 10А, перешли к чистой обороне. Из-за больших потерь о дальнейшем наступлении в 1918 г. не могло быть и речи и поэтому ограничивались удержанием позиций.
В ночь с 1 на 2 ноября 1918 г. в результате прорыва итальянцев на участке соседнего III корпуса 10А получила приказ, что все части XIV корпуса должны вернуться на линию обороны, которую занимали в мае 1916 г. на плато Фильгеройт. Затем большая часть австрийских войск была отрезана там и попала в плен к итальянцам.
Командующие
    • ген.-полк. Франц Рор фон Дента (февраль 1916 г.– 18 июня 1916 г.)
    • фмл Карл Скотти (18 июня 1916 г. – апрель 1917 г.)
    • ген.-полк. Александр фон Кробатин (апрель 1917 г. – 3 ноября 1918 г.)

Боевое расписание 10-й армии в марте 1916 г.
Командующий: генерал кавалерии Франц Рор фон Дента
    • XV корпус (ген пех. Рудольф Штёгер-Штайнер фон Штайнштеттен)
        ; 50-я пехотная дивизия (фмл Кальзер фон Маасфельд)
        ; 1-я пехотная дивизия (фмл Шмидт фон Фуссина)
        ; 48-я пехотная дивизия (фмл Габриэль)
    • Под непосредственным командованием армии
        ; 94-я пехотная дивизия (фмл Кучера)
        ; 92-я пехотная дивизия (ген. Фернэнгель)
        ; 44-я пехотная дивизия ландвера (фмл Немечек)
        ; группа Глобочника (ген. Глобочник)

Боевое расписание 10-й армии в августе 1916 г.
Командующий: фмл Карл Скотти
    • Дивизии:
        ; 94-я пехотная дивизия (ген. Лавровски)
        ; 92-я пехотная дивизия (ген. Кразель)
        ; 59-я горная бригада (полк. Дитрих)
        ; 27-я горная бригада (ген. Грайнер)

Боевое расписание 10-й армии в ноябре 1917 г.
Командующий: фельдмаршал Александр фон Кробатин
    • Дивизии:
        ; 94-я пехотная дивизия (фмл Лавровски)
        ; группа Хордта (ген. Хордт)
        ; группа Лезахталь (полк. Фассер)

Боевое расписание 10-й армии в битве на Пьяве
Командующий: фельдмаршал Александр фон Кробатин
    • XX корпус (ген пех. Франц Кальзер фон Маасфельд)
        ; 49-я пехотная дивизия (фмл Штайнхерт)
        ; участок Рива (фмл Шиссер)
    • XXI корпус (ген пех. Казимир фон Лютгендорф)
        ; 19-я пехотная дивизия (фмл Эльмар)
        ; 56-я дивизия ландвера (фмл Кроупа)
    • XIV корпус (ген пех. Игнац Фердросс фон Дроссберг)
        ; дивизия имп егерей (ген. принц Феликс Шварценберг)
    • Под непосредственным командованием армии
        ; группа Петера Фердинанда (эрцгерцог Петер Фердинанд)
        ; 1-я пехотная дивизия (фмл Мецгер)
        ; 22-я дивизия ландвера (гм. Мюллер)

Боевое расписание 10-й армии в битве при Витторио-Венето
Командующий: фельдмаршал Александр фон Кробатин
    • V корпус (эрцгерцог Петер Фердинанд)
        ; 22-я дивизия ландвера (ген. Мюллер)
        ; 164-я бригада (полк. Лемпрух)
        ; 163-я бригада (полк. Розмус)
        ; 39-я пехотная бригада гонведа (полк. Баньай)
    • XX корпус (ген пех. Франц Кальзер фон Маасфельд)
        ; 49-я пехотная дивизия (фмл Штайнхарт)
        ; участок Рива (фмл Шиссер)
    • XXI корпус (ген. пех. Казимир фон Лютгендорф)
        ; 3-я кавалерийская дивизия (фмл Копечек)
        ; 56-я дивизия ландвера (фмл Кроупа)
    • XIV корпус (ген пех. Игнац Фердросс фон Дроссберг)
        ; дивизия имп егерей (принц Шварценберг)
        ; 19-я пехотная дивизия (фмл Эльмар)


Рецензии