Императорская и королевская 7-я армия

7-я армия (Австро-Венгрия)

Имп. и кор. 7-я армия – крупное соединение австро-венгерских вооружённых сил в ПМВ. Штаб 7-й армии был создан в начале мая 1915 г. непосредственно из армейской группы Пфланцер-Балтина и с момента формирования по расформирование в апреле 1918 г. задействован исключительно на Восточном фронте.

1914
В начале войны (август 1914 г.) русская 8-я армия на широком фронте продвигалась в Галицию через пограничную реку Збруч. У Галича группа фмл Карга (38-я дивизия гонведа и 102-я бригада ландштурма) удерживала восточный плацдарм на Днестре. Через верхний Прут русский казачий корпус Павлова вторгся в Буковину. Города Стрый и Станислав в сентябре были заняты русским XXIV корпусом. Ландвер сумел еще некоторое время успешно держать северо-восточные части Буковины.

Армейская группа Пфланцер-Балтина
Только с 26 сентября для защиты линии Днестра развернулась армейская группа генерала кавалерии Карла фон Пфланцер-Балтина, которая в основном была составлена из местного ландштурма.
    • 55-я дивизия — фмл Петер фон Гофманн
    • 56-я дивизия - фмл Вильгельм фон Аттемс-Петценштайн
    • 54-я дивизия - фмл Эмиль Шультайс фон Девечер
    • 52-я дивизия - фмл Франц Шрайттер фон Шварценфельд
    • 2-й польский легион — фмл Карл Дурски фон Тжаско (подполк. Юзеф Халлер)
Оперирующая на линии Сирета группа подполк. Эдуарда Фишера имела в составе наряду с отрядами жандармов также многочисленных добровольцев различных национальностей. Главные опорные пункты этой группы ландштурма находились в Гурахуморе и Кимполунге. В середине октября 1914 г. польская бригада подполк. Халлера в районе группы фмл Аттемса (56-я дивизия гонведа) прикрывала  вход на перевал Пантыр (Рогодзе) близ Рафайловы от русских сил у Надворны. 22 октября группа Дурского произвела удар в направлении на Долину и Стрый. Войска Фишера могли короткое время сдерживать русские атаки. Только усиленной русской Днестровской группе генерала Селиванова удалось 20 ноября 1914 г. захватить Черновиц.

1915
Весной 1915 г. армейская группа Пфланцера была усилена немецкими войсками. Прикрывающий в долине Лаборчи корпус Гофманна (55-я дивизия и 131-я бригада) был подчинён вновь образованной германской Южной армии. В свою очередь при армейской группе Пфланцера был сведён комбинированный корпус Маршалля (и. и к. 30-я дивизия, и. и к. 10-я и немецкая 5-я кав. дивизии).
Из-за атак имп. и кор. 3-й армии в Карпатской битве Пфланцер с 1 февраля 1915 г. тоже поддерживал наступление тактическими ударами на линию Днестра. Дивизия генерал-майора фон Лилиенхоффа через Кирлибабу и Якобени вошла в утраченную Буковину. В феврале 1915 г. был создан корпус Цибульки, он включал в себя 36-ю дивизию (фмл Шрайттер), 15-ю дивизию (гм Бениньи) и бригаду Лилиенхоффа. Прибывшая из Сербии 36-я дивизия наступала через Татарский перевал на Делятин – 17 февраля Черновиц вновь был взят. Войска Цибульки 18 февраля достигли Оттынии. К 26 февраля пришлось усилить левой крыло русской 8-й армии XXII корпусом. Из Польши была переброшена на Днестр-фронт 9-я армия генерала Лечицкого (8; пехотных и 5 кавалерийских дивизий), чтобы остановить наступление армейской группы Пфланцера. Вскоре из-за этого на левом крыле русского ЮЗФ снова началась позиционная война.

Формирование штаба 7-й армии
Армейская группа Пфланцера с 1 мая 1915 г. вела 20 батальонами атаки против Долины, чтобы отвлечь внимание русских от готовящегося в Западной Галиции наступления. Для усиления Пфланцера из Карпат на Днестр был кратковременно брошен III грацский корпус (22-я стрелковая и 28-я пехотная дивизии). С переменным успехом сражающаяся на Днестре армейская группа Пфланцера была 8 мая 1915 г. переименована в имп. и кор. 7-ю армию и усилена. Начальником штаба назначили полковника фон Зейнека.
8 мая имп. стрелкам удалось внезапно атаковать Залещики на Днестре и взять в плен 3 000 русских. Уже 9 мая началось сильное контрнаступление русской 9-й армии силой шести армейских корпусов, которое свело на нет все успехи Пфланцера. К 12 мая 7-й армии пришлось снова отойти на Прут и до Надворны, арьергардные бои нанесли тяжёлые потери, особенно штирийским, карнийским и силезским войсковым частям.
После этого прорыв немецкой 11-й армии между Горлицей и Тарновом благоприятно отразился и для k.u.k. 7-й армии. Русская 9-я армия дб уступить несколько корпусов для поддержки разгромленной 3-й армии на участок Сана. После битвы на Днестре (13-19 июля 1915 г.) 7-я армия в тесном взаимодействии с атакующей слева Южной армией сумела вернуть Станислав и Коломыю. 9 августа у Чернельницы удалось захватить плацдарм на восточном берегу Днестра и до конца августа выдвинуть фронт на восток через Стрыпу.
После очередного контрнаступления русской 9-й армии из района Чорткува разгромленное между 9 и 12 сентября 1915 г. в битве на Серете северное крыло 7-й армии (XIII корпус и 30-я дивизия) отошло через участок Джурим на Стрыпу, где перешло к позиционной войне.
В октябре 1915 г. 7-й армии подчинялись 106,5 батальонов, 13 680 кавалеристов и 375 орудий, разделённых на пять корпусных групп:
    • VI корпус (Арц фон Штрауссенбург, 12-я и 39-я дивизии, 5-я кавалерийская дивизия)
    • XIII корпус (Ремен цу Баренсфельд, 36-я и 15-я дивизии)
    • корпус Йохана фон Энрикеса (30-я дивизия, 8-я кавалерийская дивизия)
    • корпус Бениньи (5-я и 6-я дивизии, бригада Бекеши, 3-я кавалерийская дивизия)
    • 5-я и 6-я кавалерийские дивизии
    • XI корпус (Игнац Корда, 42-я дивизия, польская 2-я бригада, бригада Паппа)

1916
После успехов русского наступления на Волыни с 4 июня 1916 г. последовала и атака русской 7-й армии генерала Щербачёва. Русские II, XVI и XXXIII корпуса в битве на Стрыпе отбросили северное крыло k.u.k. 7-й армии (VI корпус). Русский XVI корпус атаковал силами 41-й дивизии через Стрыпу на Бучач, который k.u.k. 36-я дивизии 10 июня пришлось очистить. После потери Бучача немецкой Южной армии пришлось удлинить свой фронт на юг и поддержать k.u.k. VI корпус (Арц). 12 июня южный фланг Ботмера отвели на Коропец и  Нижнев. Туда скоро прибыла немецкие подкрепления, которые к концу месяца в тяжёлых боях у Тлумача смогли временно вновь установить фронт.
Одновременно с русской 11-й армией 4 июня южный участок k.u.k. 7-й армии атаковала 9-я армия. Фронт k.u.k. 15-й дивизии гм Вайсс-Тиханьи не выдержал натиска русского II корпуса у Ясловца. 7 июня русская   43я дивизия тоже прорвалась южнее у Дулибты. 9 июня фронт 15-й дивизии (XIII корпус) на Днестре был прорван, поэтому командир корпуса генерал фон Ремен был 6 июля заменён фмл Чичеричем. Генерал Пфланцер уже подумывал о том, чтобы отвести 7-ю армию на Прут, рискованная затея, которая вынудила бы к отступлению ещё удерживающую свой фронт немецкую Южную армию после одновременного поражения k.u.k. 1-й армии на её северном фланге. Линия Днестра стоявших в центре армии Пфланцера корпусных групп Хадфи и Бениньи тоже была смята русскими XXXIII и XXXXI корпусами. После того как и фронт k.u.k. XI корпуса к 9 июня в битве у Окны рухнул, фронт 7-й армии полностью расшатался. Отступление XI корпуса на линию Снятын — Городенка выродилось в бегство. k.u.k. 7-я армия распалась почти полностью, во время вклинения русских глубиной в 50 км она потеряла круглым счётом 100 000 человек. 18 июня снова был потерян Черновиц. Городенку захватил русский XXXIII корпус, к 29 июня потеряли Коломыю. В конце июня у Станислава выгрузилась немецкая 119я дивизия и тут же начала контрудары в направлении уже потерянного Обертына. Чтобы закрыть опасную брешь к Южной армии, до середины июля туда была введена немецкая корпусная группа Кревеля (105я и 119я дивизии).
Командование 3-й армией принял генерал Кёвеш, остатки 7й армии теперь удерживали только участок южнее Прута на Буковине. 9 августа русский XI корпус выбил k.u.k. 59-ю дивизию с командующей позиции на высотах у Пирс Дора. Русский XII корпус почти без помех продвигался в район восточней Надворны,  k.u.k. XIII корпусу пришлось отойти между Марияполем и Дубенко. 7-й армии, чей фланг снова был обнажён, пришлось отойти на линию Оттыния – Тысменица и за Быстрицу. В последующих боях 10 августа был опять потерян Станислав, новый фронт возник между Марьяполем – Надворной. В начале сентября русская 9-я армия начала новое наступление на западной Буковине. Генерал Лечицкий снова стоял на краю Карпат, но эти горы как и в военную зиму 1914-15 гг. были непреодолимым препятствием для русских войск. 8 сентября 1916 г. генерала Пфланцер-Балтина на посту командующего 7-й армией сменил Карл фон Кирхбах. 17 сентября германский корпус Герока произвёл контратаку на Нараевке, которая также стабилизировала фронт 7-й армии.

1917-18
Во время наступления Керенского летом 1917 г. 7-я армия подчинялась генерал-полковнику Кёвешу в Лесистых Карпатах и удерживала против русской 8-й армии линию фронта от перевала Пантыр, горы Людова, Кирлибаба до Ватра Дорней.
    • XVII корпус фмл фон Фабини: 8-я кав див, 30-я и 34-я дивизии;
    • немецкий Карпатский корпус (генерал Рихард фон Конта): 1-я и 200-я дивизии, 40-я пд гонведа;
    • кавалерийский корпус фмл Самуэля Апора: 5-я и 6-я кав див;
    • группа Пихлера (фмл Клетус фон Пихлер): 11-я и 59-я дивизии;
    • XI корпус фмл Хуго фон Хаберманна: 51-я и 74-я дивизии;
    • группа Краусса: немецкая 117-я дивизия.
В результате произведённого в Восточной Галиции тарнопольского наступления (июль-август 1917 г.) имп. и кор. 3-я и 7-я армии смогли отвоевать почти всю Буковину. До конца июля группе Лицманна удалось отвоевать Станислав и Надворну, 3 августа Черновиц тоже был возвращён в руки Центральных держав. Перед фронтом 7-й армии нововведённая русская 1-я армия (XI, XXIII и XVII армейские корпуса) была вынуждена отойти на линию Радауц - Гурахумора.
После перемирия с Россией (декабрь 1917 г.) 7-я армия сперва оставалась на своих позициях до заключения мира. В середине марта 1918 г. 7-я армия заняла принадлежащий к Буковине треугольник Сирет – Гурахумора – Сучава  и стала соседом 1-й армии (IX и XXI корпуса) на границе Семиградья. 11 марта 1918 г. группе Кёвеша пришлось передать 39, 40 и 51-ю дивизии гонведа во Внутреннюю Венгрию, т.к. ей были нужны заготовки зерна. 5 апреля 1918 г. группа Кёвеша была расформирована, десять дней спустя ликвидировали также армейские командования №№ 1 и 7. Для охранения умиротворённой области штаб VIII корпуса (ген. пех. Хадфи) в виде вновь образованного 1-го генкомандования прибыл в Кронштадт, а штаб XI корпуса (фцм Хуго фон Хаберманн) в виде 7-го генкомандования в Черновиц.

Командующие
    • генерал кавалерии Карл фон Пфланцер-Балтин (8 мая 1915 г. – 8 сентября 1916 г.)
    • генерал кавалерии Карл фон Кирхбах ауф Лаутербах (8 сентября – 20 октября 1916 г.)
    • генерал-полковник Герман Кёвеш фон Кёвешхаза (20 октября 1916 г. – 16 января 1918 г.)
    • генерал-полковник Карл Кжитек (16 января – 15 апреля 1918 г.)

Состав
    • май 1915 г.: III, XI, XIII корпуса, корпус Цибульки, группа Маршаля, группа Любичича
    • июнь 1915 г.: III, XI, XIII корпус, корпус Цибульки, группа Бениньи
    • сентябрь 1915 г.: XI, XIII корпус, корпус Бениньи, корпус Энрикеса
    • октябрь 1915 г.: VI, XI, XIII корпуса, корпус Бениньи, корпус Хадфи
    • декабрь 1915 г.: VI, XI, XIII корпуса, корпус Бениньи, корпус Хадфи
    • январь 1916 г.: VI, XI, XIII корпуса, корпус Бениньи, корпус Хадфи
    • июнь 1916 г.: VI, XI, XIII корпуса, корпус Бениньи, корпус Хадфи
    • июль 1916 г.: XI корпус, кавалерийский корпус Брудерманна, группа Краусса
    • сентябрь 1916 г.: I корпус, XXV резервный корпус
    • октябрь 1916 г.: XXV резервный корпус, группа Брудерманна
    • ноябрь 1916 г.: XI корпус, XXV резервный корпус, Карпатский корпус
    • январь 1917 г.: XI корпус, XXV резервный корпус, Карпатский корпус
    • март 1917 г.: I корпус, XI корпус, XXV резервный корпус, Карпатский корпус
    • июль 1917 г.: I корпус, XI корпус, Карпатский корпус, группа Пихлера
    • октябрь 1917 г.: XI, XVII и XXVI корпуса, Карпатский корпус, группа Херберштайна
    • декабрь 1917 г.: XI корпус, XXVI корпус
    • февраль 1918 г.: группа Козака

Боевое расписание в Горлицком прорыве
Командующий: генерал кавалерии Карл фон Пфланцер-Балтин
    • XI корпус (фмл Игнац фон Корда)
        ; 42-я дивизия гонведа (ген.-май. Штракер)
        ; 5-я кавалерийская дивизия гонведа (ген.-май. Апор)
        ; 6-я кавалерийская дивизия (гм Швер)
    • XIII корпус (ген пех. Адольф фон Ремен)
        ; 6-я пехотная дивизия (фмл Шёнбург-Хартенштайн)
        ; 5-я пехотная дивизия (фмл Хаберманн)
        ; группа Любичича (фцм. Штефан Любичич)
    • корпус Цибульки (фмл Клавдиус Цибулька)
        ; 36-я пехотная дивизия (фмл. Шрайтер)
        ; 15-я пехотная дивизия (фмл. Бениньи)
    • корпус Маршаля (ген кав. Вольф Маршаль фон Альтенготтен)
        ; 30-я пехотная дивизия (фмл Кайзер)
        ; 10-я кавалерийская дивизия (гм Херберштайн)

Боевое расписание в сентябре 1915 г.
Командующий: генерал кавалерии Карл фон Пфланцер-Балтин
    • XIII корпус (ген пех. Адольф фон Ремен)
        ; 36-я пехотная дивизия (фмл. Шрайттер)
        ; 15-я пехотная дивизия (гм. Штракер)
    • корпус Энрикес (фмл Йохан фон Энрикес)
        ; 8-я кавалерийская дивизия (фмл Леманн)
        ; 30-я пехотная дивизия (фмл Кайзер)
    • корпус Бениньи (фмл Зигмунд фон Бениньи)
        ; 6-я кавалерийская дивизия (гм Швер)
        ; 3-я кавалерийская дивизия (фмл A. Брудерманн)
        ; 6-я пехотная дивизия (фмл Шёнбург-Хартенштайн)
        ; 5-я кавалерийская дивизия гонведа (фмл Апор)
        ; 5-я пехотная дивизия (фмл Хаберманн)
    • XI корпус (ген кав. Игнац фон Корда)
        ; 42-я дивизия гонведа (фмл Липощак)

Боевое расписание в декабре 1915 г.
Командующий: генерал кавалерии Карл фон Пфланцер-Балтин
    • VI корпус (ген пех. Артур Арц фон Штрауссенбург)
        ; 39-я дивизия гонведа (гм Дани)
        ; 12-я пехотная дивизия (гм Хинке)
    • XIII корпус (ген пех. Адольф фон Ремен)
        ; 36-я пехотная дивизия (фмл Шрайттер)
        ; 15-я пехотная дивизия (гм Рихард-Росточил)
    • корпус Хадфи (фмл Эммерих Хадфи)
        ; 6-я кавалерийская дивизия (гм Швер)
        ; 30-я пехотная дивизия (гм Йессер)
    • корпус Бениньи (фцм. Зигмунд фон Бениньи)
        ; 5-я пехотная дивизия (фмл Хаберманн)
        ; 3-я кавалерийская дивизия (фмл A. Брудерманн)
        ; 8-я кавалерийская дивизия (гм Шнеен)
    • XI корпус (ген кав. Игнац фон Корда)
        ; 42-я дивизия гонведа (фмл Липощак)

Боевое расписание во время наступления Брусилова
Командующий: генерал-полковник Карл фон Пфланцер-Балтин
    • XI корпус (ген кав. Игнац фон Корда)
        ; 5-я пехотная дивизия (фмл Хаберманн)
        ; 40-я дивизия гонведа (гм Надь)
        ; 24-я пехотная дивизия (фмл Урбарж)
    • корпус Бениньи (фцм. Зигмунд фон Бениньи)
        ; 3-я кавалерийская дивизия (фмл А. Брудерманн)
        ; 30-я пехотная дивизия (гм Йессер)
        ; 42-я дивизия гонведа (фмл Шнярич)
        ; 8-я кавалерийская дивизия (гм Шнеен)
        ; 5-я кавалерийская дивизия гонведа (фмл Апор)
        ; 51-я дивизия гонведа (гм Фоглар)
    • корпус Хадфи (фмл Эммерих Хадфи)
        ; 21-я дивизия ландвера (гм Подхайски)
        ; 6-я кавалерийская дивизия (гм Швер)
    • XIII корпус (ген пех. Адольф фон Ремен)
        ; 15-я пехотная дивизия (гм Вайсс-Тиханьи)
        ; 2-я кавалерийская дивизия (гм Абеле)
        ; 36-я пехотная дивизия (полк. Лёв)
    • VI корпус (ген пех. Артур Арц фон Штрауссенбург)
        ; 12-я пехотная дивизия (фмл Хинке)
        ; 39-я дивизия гонведа (гм Дани)

Боевое расписание в ноябре 1916 г.
Командующий: генерал-полковник Герман Кёвеш
    • XI корпус (фмл Хуго фон Хаберманн)
        ; 11-я кавалерийская дивизия гонведа (гм Йонь)
        ; 5-я кавалерийская дивизия гонведа (фмл Апор)
        ; 6-я кавалерийская дивизия (гм Швер)
    • I корпус (фцм. Виктор фон Шойхенштюль)
        ; 8-я кавалерийская дивизия (гм Шнеен)
        ; 59-я пехотная дивизия (гм Кроупа)
        ; 40-я дивизия гонведа (гм Муляр)
    • Карпатский корпус (ген-лейт. Рихард фон Конта)
        ; 1-я пехотная дивизия (гм Пашен)
        ; 200-я пехотная дивизия (гм Боэсс)
    • XXV резервный корпус (ген-лейт. Карл Зурен)
        ; 117-я пехотная дивизия (гм Зейдель)
        ; 30-я пехотная дивизия (фмл Йессер)
        ; 34-я пехотная дивизия (гм Шквор)
        ; 12-я пехотная дивизия (фмл Хинке)
    • кавалерийский корпус Брудерманна (фмл Адольф фон Брудерманн)
        ; 3-я кавалерийская дивизия (полк. Кирш)
        ; 10-я кавалерийская дивизия (гм Бауэр)
        ; 10-я баварская дивизия (ген-лейт. Буркхард)

Боевое расписание во время наступления Керенского
Командующий: генерал-полковник Герман Кёвеш
    • XI корпус (фмл Хуго фон Хаберманн)
        ; 51-я дивизия гонведа (гм Бенке)
        ; 74-я дивизия гонведа (гм Граллерт)
    • Карпатский корпус (ген-лейт. Рихард фон Конта)
        ; 40-я дивизия гонведа (гм Надь)
        ; 1-я пехотная дивизия (гм Пашен)
        ; 200-я пехотная дивизия (ген.-лейт. Боэсс)
    • XVII корпус (фмл Людвиг фон Фабини)
        ; 8-я кавалерийская дивизия (гм Доконал)
        ; 34-я пехотная дивизия (гм Люксардо)
        ; 30-я пехотная дивизия (фмл Йессер)
    • группа Апор (фмл. Самуэль Апор)
        ; 5-я кавалерийская дивизия гонведа (фмл. Апор)
        ; 6-я кавалерийская дивизия (гм. Швер)
    • группа Пихлер (фмл. Клетус фон Пихлер)
        ; 11-я кавалерийская дивизия гонведа (гм Йонь)
        ; 59-я пехотная дивизия (фмл. Пихлер)
    • группа Краусс (фмл. Альфред Краусс)
        ; 117-я пехотная дивизия (гм Зейдель)


Рецензии