Искусство и духовный мир человека

               
          "Невыразимая аура славы излучается великим произведением. Это эманация скрытых вибраций, которые закреплены в структуре высокого творения искусства. Волшебство чувств, мыслей и сильных желаний Великих Мастеров пленено в произведении, излучается на зрителя и пробуждает в нас сходные ответные чувства помимо чистого эстетического и духовного понимания того, о чем говорится. Мы отзываемся на более совершенные сочетания и называем их прекрасными. Мы ценим равновесие и гармонию, так как отзываемся на естественный эволюционный поток, вызывающий более совершенные формы и сочетания цвета, звука, слов и формы. Эти великие произведения являются кладовыми громадных энергий, которые могут активизировать и изменить миллионы зрителей и повлиять на бесчисленные поколения через весть Красоты, излучающуюся из них. Такова необыкновенная власть искусства, скрытая сила, всегда присутствующая и активная в великом произведении…"               
                Рерих. С.Н. «Стремиться к Прекрасному».

               
        Приведенная цитата в существенной мере позволяет проникнуть в суть сокровенных психо-духовных механизмов таинства воздействия на человека высоко-одухотворенных великих произведений искусства. В самом деле, о поистине магической - гармонизирующей и одухотворяющей силе воздействия искусства на духовный мир человека известно уже с глубокой древности, однако современное естествознание и по сей день не располагает сколько-нибудь приемлемыми, достоверными представлениями о глубинных психических механизмах столь примечательного, духовно возвышающего и облагораживающего резонансного воздействия. И тому есть простое объяснение: в рамках современных, во многом недостоверных и ущербных естественнонаучных антропологических представлений – данная задача и в самом деле представляется весьма трудноразрешимой.

В то же время, проецируя и рассматривая означенную проблематику в плоскости эзотерических антропологических представлений о структурно-функциональной организации психической натуры человека – мы сравнительно легко достигаем прояснения и понимания  сути исследуемых процессов. Согласно этим представлениям, психической натуре человека присуща врожденная многоуровневая структурно-функциональная организация, включающая: бессознательные (безусловно-рефлекторные) животные, сознательные и сверхсознательные функциональные уровни. В современном человеке, на текущем этапе его духовного становления, все еще преобладает сравнительно низменная животная сторона его натуры, вследствие чего его сознание, как правило, спроецировано в сфере наиболее оптимальной и эффективной реализации подсознательных врожденных животных инстинктов и, соответственно, служит, всего лишь, инструментом их осмысленной реализации. Сверхсознательные уровни и потенции его психической натуры, известные нам в форме проявлений светлой, совестливой стороны его духовной натуры - в нем, как правило, подавленны и слабо проявлены.

Высоко-одухотворенные великие произведения искусства, согласно эзотерическим представлениям, создаются гениальными Мастерами в измененных, сверх-нормальных состояниях сознания, связанных с активацией и реализацией в них, в моменты высоко-одухотворенного вдохновенного творчества, сокровенных высших сверхсознательных уровней и потенций человеческого духа, как правило, не активированных и не проявленных в них в обыденных, низко-одухотворенных состояниях сознания. В столь высоких состояниях духа, гениальному творцу удается прозреть и окунуться, в обычно недосягаемый человеческому восприятию, необычайно утонченный и возвышенный мир сверхсознательных психо-духовных  вибраций и эманаций – ультра-утонченных и необычайно насыщенных: цветовых, слуховых, обонятельных, умозрительных, эмоционально-эстетических, и т.д. – которые они и пытаются отобразить и запечатлеть в создаваемых ими живописных, музыкальных, литературно-художественных, этико-философских, естественнонаучных, и т.д., гениальных творениях. Как правило, такого одухотворенного уровня произведения, заключают и несут в себе консистенцию необычайно утонченных и высоко-одухотворенных психо-духовных вибраций и эманаций, резонансно воздействующих на соответствующие сокровенные уровни психо-духовного естества соприкасающихся с ними обычных людей, чудесным образом пробуждая и «высекая» в их сердцах необычайно воодушевляющие и облагораживающие всполохи удивительно чистых и возвышенных душевных проявлений.       
         Проявление и реализацию в человеке сокровенных высших сверхсознательных потенций его духа эзотерическое знание связывает с активацией высших, так называемых – «огненных» функциональных уровней его психических центров (чакр). Определение «огненные», применительно к высшим проявлениям человеческого духа – призвано указать на более высокочастотную и высокопотенциальную природу проявляющихся и источаемых человеком, в сверхсознательных состояниях духа, поистине огненных психических энергий, проявление которых сопряжено со специфическими болезненными ощущениями жжения в его биологическом теле.

 Процесс реализации в духовно восходящем человеке сокровенных высших огненных психических и энергетических потенций, сопряжен с процессами комплексного огненного преображения (трансмутации) психических, энергетических и биологических структур его естества. Что, в сущности, и является объяснением сути основополагающих христианских представлений о «Крещении человека Огнем и Святым Духом, и последующем его преображении в теле и Духе Истинном».

К сожалению, христианские доктринальные представления об Огненном Крещении Человека и его последующем Обожении - в рамках современной официальной церковной  ортодоксальной догматики толкуются как нечто феноменально-непостижимое для современного человеческого уровня разумения, тогда как в представлении современного научного естествознания - объявляются религиозной абстракцией, не заключающей в себе какого-либо объективного смысла. Следует ли объяснять, что обе эти, непростительно ущербные и невежественные позиции и ответственны, во многом, за удручающее нравственное разложение и усугубляющийся глобальный культурно-нравственный кризис современной человеческой цивилизации, в основе своей вызываемые глубоко невежественными и очевидно порочными тенденциями в сфере современных общечеловеческих культурно-нравственных представлений.

 С сожалением приходится констатировать, что в век высоко-продвинутых термоядерных, космических и информационных технологий – современное человечество все еще пребывает в состоянии глубочайшего духовного невежества и не имеет достоверных ясных представлений ни о психо-духовной организации человека, ни о возвышенных, сокровенных, сверхсознательных аспектах его духовности. Вследствие чего отсутствуют и сколько-нибудь приемлемые и достоверные, естественнонаучно обоснованные представления о понятиях и категориях высокой духовности, высокой духовной культуры и высокого искусства, в частности.

Хорошо известно, что эзотерический смысл слова «культура» - определяется как «культ света», или «культ огня» («ур» - на санскрите означает: «свет», «огонь»). Соответственно, смысл понятия «духовная культура» - следует интерпретировать как «культ духовных света и огня», подразумевающий культивацию в человеке высоко-одухотворенных огненных состояний сознания, сопряженных с активацией и реализацией в нем сокровенных высших сверхсознательных уровней и потенций его духа, врожденно заданных в естестве светлой, совестливой стороны его психической натуры, но, как правило, слабо проявленных в обыденных, низко-одухотворенных состояниях его духа. Причем, следует иметь ввиду, что представления о сокровенных внутренних «огне» и «свете» в человеке – заключают в себе, отнюдь не аллегорический, а самый, что ни на есть, объективный психо-духовный смысл. В самом деле, реализацию в человеке сокровенных высших огненных потенций его духа эзотерическое знание связывает с активацией и возгоранием высших огненных функциональных уровней его психических центров – чакр. Вследствие чего, он испытывает в себе пробуждение:

       а) более возвышенных и просветленных – душевно-сушностных, эмоционально-эстетических, высших ментальных (супраментальных), экстрасенсорных, и т.д. психических потенций; и
      б) более высокочастотных и высокопотенциальных «огненных» психических энергий, приводящих его в состояние сверхвоодушевления, сверхзаряженности жизненной энергией, переизбытка  жизненных сил и  наполняющих его внутренний духовный мир ясно осязаемой, ярко-радужной (с преобладанием серебристо-золотистых оттенков) феерией внутреннего духовного света, сопряженного с таинством его внутреннего душевного, эмоционально-эстетического и ментального просветления.

         Согласно эзотерическим представлениям, именно процессы активации и приоткрытия в человеке сокровенных высших огненных функциональных уровней его психических центров и способствуют необычайному подъему и расцвету  его  творческих сил  и дарований, и, соответственно, дают ему возможность «обуздать» крылатого Пегаса  вдохновения.

          Таким образом, есть основания констатировать, что:
   а) понятие высокой духовности – подразумевает аспекты и категории сокровенных, высших сверхсознательных проявлений духовной натуры человека;
   б) Понятие высокой духовной культуры – подразумевает высоко-одухотворенную, сверхсознательную сферу деятельности и творчества человека;
   в) Понятие высокого искусства – подразумевает сферу высоко-одухотворенного, вдохновенного творчества человеческого гения и совокупность создаваемых в возвышенных состояниях духа, высоко-одухотворенных творений искусства, заключающих и несущих в себе насыщенную консистенцию необычайно утонченных и высоко-одухотворенных психо-духовных вибраций и эманаций, резонансно воздействующих на внутренний духовный мир соприкасающихся с ними людей и способствующих их духовному возвышению и просветлению.

В социально-культурном смысле, высокое искусство исполняет функции высокоэффективного психо-духовного механизма культивации и стимулирования возвышенных состояний духа, как в отдельном человеке, так и в социуме, в целом. К сожалению, на текущем историческом этапе, система общечеловеческих культурно-нравственных традиций и ценностей, в том числе - и в сфере высокого искусства, – претерпевают очевидную существенную девальвацию вследствие все большего и большего усугубления в современном обществе тенденций культурно-нравственной деградации, развращения и опошления массового сознания людей.

 Следует отметить, что все более усугубляющаяся духовно-нравственная инволюция, выражающаяся в тенденции все большего усиления и превалирования в современном массовом сознании сравнительно низменных, животных (животно-инстинктивных) предпочтений и проявлений человеческой натуры, при одновременном угасании в нем более возвышенных и высоко-одухотворенных, совестливых, истинно человеческих сверхсознательных инвольтаций и эманаций – наносит существенный урон степени востребованности и, в целом, культуроформирующей роли высокого искусства в современном обществе. Спрос определяет предложение, и в отсутствии социально ангажированного массового спроса на высокое искусство, современная массовая культ-индустрия успешно перестраивается под более приземленные и незатейливые этические и эстетические предпочтения духовно инволюционирующего социума. Что проявляется в форме многочисленных и разнообразных форм и течений так называемой, «попсовой» масс-культуры, призванной обслуживать  сравнительно низменные и низкопробные вкусы и потребности духовно грубеющих и деградирующих масс. Очевидно, что в подобной низко-духовной, низко-нравственной социальной среде, крайне трудно состояться и реализоваться отмеченным Свыше высокоодаренным, как правило, необычайно утонченным и возвышенным духом творческим личностям. Что также, во многом, является объяснением причины очевидного застоя и отсутствия в сфере существующих разных направлений высокого искусства каких-либо новых значимых достижений. Между тем, согласно эзотерическим представлениям, прямая связь между способностью творческой личности достигать в себе возвышенных, высоко-одухотворенных состояний духа – и его вдохновенной, высокопродуктивной, порою гениальной творческой деятельностью – вполне очевидна. О чем красноречиво свидетельствуют и следующие слова гениального Альберта Эйнштейна: «Моральные качества замечательного человека имеют большее значение для его поколения и для исторического процесса, чем чисто интеллектуальные достижения. Эти последние сами зависят от величия духа, величия, которое обычно остается неизвестным». 



Рецензии