Белая богиня исчезнувшей цивилизации

          «БЕЛАЯ БОГИНЯ» ИСЧЕЗНУВШЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
         Эссе на тему истории мировых цивилизаций

Оставьте без/умье               
И будете живы!
Меч всё возьмёт,
Справедливо рассудит:
В Лету нырнёши,
Водицы испьёши
И всё позабудешь.

     «ЭТРУССКИЕ МОТИВЫ:  голоса далёких предков»

    Тем моим молодым  читателям, которым посчастливится  не спеша  бродить по Риму в качестве любознательного  туриста и любителя древностей, от всей души советую побывать в Музее виллы Джулия, в Национальном музее этрусской цивилизации в Риме. Там есть на что посмотреть этой загадочной, развитой, но, увы,   исчезнувшей цивилизации. Там есть много такого, что заставляет нас думать не только о прошлом, о своём настоящем, но и  о грядущем.  В Музее  виллы  Джулия (бывшей летней резиденции римских пап)  много разных удивительных артефактов из мрамора и бронзы, серебра и золота, предметов быта и культа, украшенных удивительными письменами, почти такими же, какими пользовались  славяне  Причерноморья задолго до создателей  славянского алфавита  Кирилла и Мефодия. Этруски — древний,  загадочный  могущественный индоевропейский  народ, который проник на север Италии  во II  тысячелетии до нашей эры с берегов Днепра и Дона.
       Древняя (центральная) Этрурия располагалась между реками Арно и Тибром.  Адриатическое море было названо в честь этрусского города-порта Адрия.  В Риме этрусков называли туски, что позднее отразилось в названии административной области Италии Тосканы. Тирренское море было названо так  древними греками, поскольку оно контролировалось тирренами (греческое название этрусков).
    Загадочный народ с языческими верованиями, высокой культурой и грамотностью, обожествлением  природы и человека, особым глубоким космологическим мировоззрением, народным творчеством и своеобразным бытом, чем-то похожим  на быт и нравы  граждан  Новгородской и Псковской вечевых  республик.
        Мужчины   носили короткие волосы. Бороды  стригли  коротко и за ними тщательно ухаживали.  Одежда этрусков  состояла главным образом из накидки и рубашки. Обувью для мужчин и женщин служили сандалии. Женщины распускали волосы по плечам или заплетали их в косы. Красоту своих женщин этруски отображали в произведениях искусства. Уровень этрусской медицины вызывал восхищение римлян. Этрусские врачи хорошо знали анатомию. Успехов они достигли и в стоматологии. В некоторых погребениях, например, были найдены зубные протезы. У этрусков существовала своя оригинальная  письменность, которую некоторые учёные-слависты называют универсальной, ибо она, как оказалось,  лежит в основе всех славянских языков.
  В первой половине  XIX века, в царствование  императора Николая I Павловича польский ученый, археолог, филолог, коллекционер и славянофил, Тадеуш Воланский (1785-1865) перевел на современный язык этрусские тексты, доказав, что все они славянские. При расшифровке этрусских надписей и текстов  он опирался на славянские языки, считая этрусскую цивилизацию родственной славянской. Одна из его книг, приговорённая  папой римским к сожжению, так и называется «Письма о славянских древностях» (Спб,2010).
   За эту смелую гипотезу  ученый был подвергнут гонениям со стороны католической церкви — польские  иезуиты решили сжечь Воланского  на костре на его же  книгах, посвящённых  древней славянской (этрусской) цивилизации, и только заступничество всесильного русского императора спасло учёного-слависта, крестника  известного военного и политического деятеля Речи  Посполитой Тадеуша Костюшко,  от мучительной смерти.
      Если ученый-славянофил Воланский прав, то значит этрусская цивилизация является  предтечей не только могучей   римской цивилизации, но и   всей восточноевропейской, евразийской  славянской цивилизации, трагический закат (распад) которой продолжается в наши дни. Сегодня там, где три тысячелетия  назад обитали  славные этруски, высокой культурой которых восхищались сугубо  прагматичные римляне  и духовно богатые греки, стремившиеся  к доблести и совершенству, к пайдейе,   идет   кровавый и разрушительный  раздор между славянами на Украине, в Донбассе и в Херсоне.
      Распад этрусской цивилизации ничему не научил носителей славянской цивилизации — идея вечного возвращения  всегда жива, прошлое возвращается и начинает  жестоко мстить  в иных формах  при  том же содержании. У каждой эпохи свои герои и антигерои, свои солнечные поляны и теневые закоулки и  тупики, свой чулан  музейных ценностей и  кладовая ненужных вещей.
      Есть в  Национальном музее этрусской цивилизации в Риме ряд  знаковых скульптур, выражающих дух любого времени и любой эпохи, саму идею «вечного возвращения» Фридриха Ницше и  повторения того, что  уже было и что ещё не раз будет.
    Одна из них изображает Богиню-мать с мертвым ребёнком на руках.  Когда кто-то из читателей  будет в Риме, пусть зайдет в   Музей виллы Джулия и подойдёт к  мраморной Богине-матери, у которой  глаза от мировой скорби и  горьких безутешных слёз стали мертвыми  и пустыми...
       Волю даю, может кто-нибудь,
       Что-нибудь знает о мальчике
       В царство Гекаты ушедшем?
       Как ему там?
       Уютна ли там колыбелька?
       Чуешь, как милек
       На дудке-сопелке играет?
       Как матери сердце страдает…
    Уже тогда,  почти две с половиной тысячи лет назад,  древние этруски  понимали, что любая война и/или вражда —  это смерть и страдание, что смерть превращает в Ничто все усилия любви и созидания,  что война "обнуляет", превращает в прах  все труды и усилия  ума и рук  миллиардов людей. 
   Другой  фрагмент  не сохранившейся целиком скульптуры из  Музея  этрусской цивилизации    — это    голова этрусской «белой богини» Левкофеи (330-320 гг. до н. э.).  Прекрасная женская головка сохранила следы цветной росписи — красный цвет вьющихся волос и черные зрачки. Считается, что  такими светлыми и прекрасными были лики  этрусских  девушек, особенно вот эта, так похожая  чертами лица  на  нашу   легендарную русскую  «белую богиню»  советского кинематографа   актрису Аллу Ларионову (1931-2000), славянскую красавицу, Любаву Буслаевну, невесту гусляра Великого Новгорода Садко.
 Схожесть между двумя красавицами славянского типа  двух цивилизаций, которые разделяет свыше  3 тысяч лет,   загадочна и поразительна. Мы никогда не узнаем судьбу этрусской девушки, которая служила моделью древнему  ваятелю, запечатлевшему в камне прекрасную  Левкофею  (др.-греч. ;;;;;;;; «белая богиня»),  в которую по желанию Диониса была превращена Ино — вторая дочь  Кадма и Гармонии, супруга Афаманта,  мать Леарха и Меликерта. Увы, время беспощадно к смертным в  своём губительном пространстве. Зато мы  хорошо знаем судьбу своей «белой богини» и кумира  нашей эпохи Аллы Ларионовой. Мы хорошо помним как сходило  с ума от её красоты  советское юношество.
     Мы хорошо помним, как её  сутками караулили возле дома поклонники всех возрастов, как  они засыпали её цветами и любовными письмами-признаниями, какие мифы и легенды слагались  вокруг её имени. На сотни метров   выстраивались очереди возле  кинотеатров  из желающих увидеть  фильм «Анну на шее». Фотографии Ларионовой расходились по стране сотнями тысяч, но выше всего для ценителей женской красоты являлись  редкие  пляжные фотографии  актрисы, обнажённое  тело  которой было белоснежно и божественно.
    Но слава, как известно,  имеет  и обратную (темную) сторону медали. Среди столичных  воздыхателей нашлось немало   похотливых  сплетников   из московских «великосветских вертепов», где  в кругу  привлекательных молоденьких  киноактрис, балерин, студенток и даже школьниц-старшеклассниц,  находили себе усладу министр культуры СССР Георгий  Александров, его заместители Еголин, Кружков и некоторые другие. Что говорить, Алле Ларионовой завидовали. Людям свойственно завидовать  земным звездам, богам и богиням, простым смертным присуще  опускать  своих кумиров до своего скотского уровня. Об этом не раз говорил гениальный Пушкин.
 Вокруг советской «белой богини» поползли грязные слухи и пошлые сплетни. Её имя завистники попытались связать  с именем  тогдашнего блудливого  министра культуры и других видных советских похотливых козлоногих  сатиров.
    Однако, у завистников ничего не вышло, грязь запредельного гедонизма и разврата не пристала к  белым одеждам  идеала славянской женской   красоты, с лицом и телом  богини Гармонии и  с  душой прекрасной Левкофеи, олицетворявшей  собой   счастливый брак и верную любовь.
Волей клянусь,
Моя Манифея  —
Чиста и невинна!
Её оболгали  все те,
Кто напрасно её домогался!
А кто за любовь осуждают
И лают  ея  —  те скоты!
Пусть в Тартар идут
И там крутят любовь с костяками.
            Запись этруска Саввы Авдония
     В реальной жизни  Алла Ларионова   жила очень тихо и скромно. До конца жизни она жалела, что отказалась сниматься у Чарли Чаплина, который ей не раз предлагал работу. После смерти своего мужа, актера Николая Рыбникова, чтобы не предаваться грустным воспоминаниям и не сидеть в четырёх стенах, Ларионова ездила по стране со спектаклем «Деньги, коварство, любовь» с театром имени Евгения Вахтангова.
     Тема, надо сказать,  универсальная и непреходящая, насущная и актуальная для любого времени и любой цивилизации — все эти три составляющие вкупе с Черной Троицей -жадностью, завистью и ревностью погубили не одну империю и сверхдержаву.
    Красавица-славянка Алла  Ларионова  — кровь и плоть своего  трагического времени и прекрасный образ не менее трагического (и героического)  прошлого славянской  (русской) цивилизации. И вполне закономерно, что распад советской цивилизации  совпал со смертью её  последнего прекрасного Женского  Образа.
       Этрусская цивилизация  исчезла тогда, когда умерла её последняя богиня Левкофея, а с нею ваятели, художники и философы-поэты.  Советская цивилизация ушла в прошлое, когда умерла   «белая богиня» советского кинематографа Алла Ларионова, живая легенда русско-советской цивилизации,   достойная оргиастического   омовения   не только в шампанском и в  парном молоке, но и   в розовой воде из миллиона болгарских чайных  роз. Что именно погубило советскую  цивилизацию в лице СССР и стран Варшавского договора? Вопрос ставший дилетантским и  риторическим.  То же самое, что  в своё время погубило  древние цивилизации, в том числе и  этрусскую — морально-нравственное  разложение  высшего правящего сословия, непомерный  гедонизм и гордыня, слепой  эгоцентризм,   мания величия и пещерный зооморализм, ставящий  своё  «Я» превыше всего  общественного, социального и общемирового. Распад семьи, общества, страны и государства (империи) случается тогда, когда социум охвачен социальным параличом и равнодушием к своей судьбе,   когда в  народной массе   происходит  массовое помутнение рассудка, падение  высокого духа в косную материю, когда мельчают люди, вырождаются духовно, культурно-исторически, умственно, интеллектуально...
Смотри, вырождаются люди, мельчают.
Нет великанов, героев и мудрых мужей!
Чем ярче сияет звезда,
Тем гуще становится ночь.
Великая Матерь сказала:
—Горе всем тем, кто живёт не страдая!
Смерти уютно в болоте застойном!
А Лето-Латона, жена облачённая Солнцем,
Рекла вслед за нею:
—Свершилось, свершилось,
Случилось падение Духа во прах!
В безглазую ночь
Раб замыслил убить
Свою Мать-госпожу
Ради низких страстей и желаний…
             
                «Этрусские мотивы: голоса далёких предков»

14.11.2023. День бессребреников Косьмы и Домиана



 


Рецензии