Лазарь вернулся в пустыню

Лазаря не тронуло великолепие императорских покоев.
Он оставался флегматично равнодушным, как будто не видел контраста между
своим разрушенным домом на краю пустыни и прочным, красивым каменным дворцом. Под ногами жесткий мраморный пол взял на видимость движущихся песках пустыни, и в его глазах толпы пестро одетые, надменные мужчины были столь же нереален, как пустота
из воздуха. Они не смотрели ему в лицо, когда он проходил мимо, боясь
попасть под ужасный взгляд его глаз; но когда звук его тяжёлых шагов возвестил о том, что он прошел, головы были подняты, а глаза с робким любопытством рассматривал фигуру тучного, высокого, слегка сутулого старика, медленно проходившего в сердце императорского дворца. Если бы явилась сама смерть, люди не
боялись бы ее так сильно; ибо до сих пор смерть была известна только мертвым,
а жизнь - только живым, и между этими двумя не было никакой связи.
бридж. Но это странное существо знало смерть, и это его знание
ощущалось таинственным и проклятым. "Он убьет нашего великого, божественного
Август:" люди кричали от ужаса, и они выкрикивали проклятия ему вслед.
Медленно и невозмутимо он принял их, проникая все глубже в дворец.
Цезарь уже знал, кто такой Лазарь, и был готов встретиться с ним. Он
был мужественным человеком; он чувствовал, что его сила непобедима, и в
судьбоносной встрече с человеком, "чудесным образом воскресшим из мертвых", он
отказался полагаться на слабую помощь других людей. Мужчина к мужчине, лицом к лицу, он встретил Лазаря.

"Не устремляй на меня свой взор, Лазарь", - приказал он. "Я слышал, что твоя голова подобна голове Медузы и обращает в камень всех, на кого ты смотришь. Но я хотел бы поближе взглянуть на вас и поговорить с вами, прежде чем превращусь в камень", - добавил он в духе игривости, которая скрывала его настоящие опасения.

Подойдя к нему, он внимательно рассмотрел лицо Лазаря и его странную
праздничную одежду. Хотя его глаза были острыми и проницательными, он был обманут
искусной подделкой.-"Что ж, ваша внешность не ужасна, почтенный господин. Но все же хуже для мужчин, когда ужасный принимает такой почтенный и приятный вид. Теперь давайте поговорим".Август сел и как взглядом, так и словами начал дискуссию. "Почему ты не поприветствовал меня, когда вошел?"Лазарь равнодушно ответил: "Я не знал, что это необходимо"."Ты христианин?" -"Нет".
Август одобрительно кивнул головой. "Это хорошо. Не понравились Христиане. Они сотрясают древо жизни, запрещая ему приносить плоды, и развевают по ветру его благоухающие цветы. Но кто ты?"С некоторым усилием Лазарь ответил: "Я был мёртв".
"Я слышал об этом. Но кто ты сейчас?"Ответ Лазаря приходил медленно. Наконец он снова сказал, вяло и невнятно: "Я был мертв".
"Послушай меня, незнакомец", - сказал Император резко, давая выражение
к тому, что было в его голове раньше. "Моя империя - это империя
живых; мой народ - это народ живых, а не мертвых. Вы здесь лишние. Я не знаю, кто ты, я не знаю, что ты Там увидел, но если ты лжешь, я ненавижу твою ложь, а если ты говоришь правду, я ненавижу твою правду. В своем сердце я чувствую пульс жизни; в мои руки, я чувствую силу, и мои гордые мысли, как орлы, летать
пространство. За моей спиной, под защитой моей власти, под
тенью законов, которые я создал, люди живут, трудятся и радуются.
Вы слышите эту божественную гармонию жизни? Ты слышишь этот воинственный клич, что мужчины швырнуть в лицо будущего, заставив его к борьбе?"

Август благоговейно простер руки и торжественно воскликнул: "Благословенна
ты, Великая Божественная Жизнь!"

Но Лазарь молчал, и император продолжил более сурово: "Ты
здесь не нужен. Жалкий остаток, наполовину поглощенный смертью, ты наполняешь
мужчины, страдающие от отвращения к жизни. Подобно гусенице на
полях, вы выедаете все семена радости, источая слизь отчаяния и печали. Твоя правда подобна ржавому мечу в руках ночного убийцы, и я приговариваю тебя к смерти как убийцу. Но сначала я хочу посмотреть тебе в глаза. Может быть, только трусы боятся их, а храбрецов побуждают к борьбе и победе. Тогда
ты заслужишь не смерть, а награду. Посмотри на меня, Лазарь."

Сначала божественному Августу показалось , что на него смотрит друг .
его, так нежно, так заманчиво, так нежно увлекательный был взгляд
Лазаря. Он обещал не ужас, а тихий покой, и бесконечного жил
там, как добрая хозяйка, сострадательная сестра, мать. И когда-нибудь
сильнее росло ее нежные объятия, пока он не почувствовал, как было,
дыхание голодный рот для поцелуев... Тогда показалось, что железные кости
выступили хищной хваткой и сомкнулись на нем железной полосой; и
холодные гвозди коснулись его сердца и медленно, медленно погрузились в него.
"Мне больно, - сказал божественный Август, бледнея, - но посмотри, Лазарь,
посмотри!"
Тяжелые врата, закрывающие вечность, казалось, медленно распахивались, и через растущее отверстие вливался, холодно и спокойно, ужасный ужас Бесконечности. Бескрайняя пустота и Безграничный Мрак вошли, как две тени, погасив солнце, убрав
почву из-под ног, а покров с головы. И боль в его ледяном сердце прекратилась.

"Посмотри на меня, посмотри на меня, Лазарь!" приказал август, шатаясь...

Время перестало и начало чего подошел опасно близко к
конец. Трон Августа, столь недавно воздвигнутый, развалился на куски, и
пустота заняла место трона и Августа. Рим пал
тихо превратившись в руины. На его месте вырос новый город, и он тоже был
стерт пустотой. Подобно призрачным гигантам, города, королевства и
страны стремительно падали и исчезали в пустоте, поглощенные
черной утробой Бесконечности..."Прекратите", - приказал Император. В его голосе уже слышался акцент безразличия. Его руки бессильно повисли, а орлиные глаза вспыхнули и снова потускнели, борясь с подавляющей темнотой.

- Ты убил меня, Лазарус, - сонно произнес он.

Эти слова отчаяния спасли его. Он подумал о людях, чьим
щитом ему было суждено стать, и острая, спасительная боль пронзила его
тупое сердце. Он подумал о них, обреченных на гибель, и его наполнила
тоска. Сначала они казались яркими тенями во мраке Бесконечности.--Как ужасно! Тогда они казались хрупкими сосудами с кипящей жизнью кровью и сердцами, познавшими и горе, и великую радость. - И он думал о них с нежностью.

И так, думая и чувствуя, склоняя Весы сейчас на стороне
жизнь, теперь на сторону смерти, он медленно вернулся к жизни, чтобы найти в
его страдание и радость - убежище от мрака, пустоты и страха перед
Бесконечностью. -"Нет, ты не убивал меня, Лазарь", - твердо сказал он. "Но я убью
тебя. Иди!"Наступил вечер, и божественный Август с великой
радостью вкушал пищу и питье. Но были моменты, когда его поднятая рука оставалась повешенной в воздухе, а свет его сияющих, жаждущих глаз тускнел.
Казалось, что ледяная волна ужаса омывала его ноги. Он был побежден, но не убит, и хладнокровно ожидал своей гибели, как черная тень. Его ночи были полны ужаса, но светлые дни все еще принесла ему радости, а также скорбей, жизни.

На следующий день, по приказу императора, они выжгли глаза Лазаря с
раскаленным железом и отправили домой. Даже Август не осмелился убить его.

 * * * * *

Лазарь вернулся в пустыню, и пустыня приняла его дыханием шипящего ветра и жаром пылающего солнца. Он снова сел на камень, подняв спутанную бороду; и две черные дыры, там, где когда-то были глаза, тускло и жутко смотрели в небо.
Вдалеке Священный Город вздымался и беспокойно ревел, но рядом с ним
все было пустынно и тихо. Никто не приближался к месту, где Лазарь,
чудесным образом воскресший из мертвых, проводил свои последние дни, потому что его соседи давно покинули свои дома. Его проклятое знание,
загнанное раскаленным железом из его глаз глубоко в мозг, лежало там
в засаде; как будто из засады оно могло выпрыгнуть на людей с
тысячью невидящих глаз. Никто не осмеливался взглянуть на Лазаря.

И вечером, когда солнце, наливаясь багрянцем и становясь все больше,
клонилось к западу, слепой Лазарь медленно ощупью брел за ним. Он
спотыкался о камни и падал; тучный и немощный, он тяжело поднялся
и пошел дальше; и на фоне красного занавеса заката его темная
фигура и вытянутые руки придавали ему сходство с крестом.

Однажды случилось так, что он ушел и не вернулся. Так закончилась
вторая жизнь Лазаря, который в течение трех дней находился в таинственном
рабстве смерти, а затем чудесным образом воскрес из мертвых.


Рецензии