Аэродром Сеща в огне

На снимке: Вид на аэродром Сеща с воздуха в августе 1943 года. Хорошо видно, что аэродром имел две бетонные взлётно-посадочные полосы длиной 1.670 и 820 метров.

Дурной славой пользовался Сещинский аэродром среди советских летчиков. Многих из них, при одном упоминании этого аэродрома, буквально, охватывала нервная дрожь. Поговаривали об ужасающем зенитном огне и атаках десятков истребителей противника в районе аэродрома. Например, уже после первого налета на этот аэродром самолетов-штурмовиков советской 224-й ШАД, в оперсводке прозвучала следующая фраза: «Зенитная оборона объекта, превосходит все виденное ранее».

Что же представлял из себя этот объект? Сейчас поясню. Прежде всего скажу, что этот военный аэродром располагался вблизи посёлка Сеща и ж.д. станции Сещинская в Брянской области. Добавлю также, что в различных документах и литературных источниках аэродром называют по-разному: кто — просто Сеща, другие — Сещинский или Сещинская.

Аэродром находился всего лишь в 350 километрах от Москвы и, разумеется, вражеское командование прида­вало ему исключительное значение.

Считалось, что Сещу охраняло около 4 или даже 6 тысяч солдат и офице­ров противника. И главное — большое количество зенитных орудий: по некоторым данным, примерно 180 зенитных орудий. А по другим разведанным, авиабаза охранялась зенитными средствами в количестве 72 батарей или порядка 230 орудий различного калибра. К сожалению, полных данных противника на этот счёт, мне пока найти не удалось. У меня есть лишь разрозненная информация о некоторых зенитных частях, защищавших Сещинский аэродром.

Например, в августе-сентябре 1941 года подступы к аэродрому охраняли 3 тяжелые и 2 лёгкие батареи Reserve Flak-Abteilung 303. В 1941-1942 годах эту же задачу выполняли 3 батареи по четыре 40-мм орудия Flak 28 или 40-мм Bofors L/60 из 717-го зенитного дивизиона (Flak-Abteilung 717). Известно также, что с сентября 1942 года по апрель 1943 года Сещу обороняли 3 тяжелые и 2 лёгкие батареи Reserve Flak-Abteilung 115. 3 тяжелые батареи (по 4 орудия) и 2 лёгкие батареи (по 12 орудий) I./Flak-Regiment 36 защищали Сещинский аэродром в мае 1943 года. Если предположить, что других зенитных частей, например, в мае 1943 года не было, то получается, что максимальное количество орудий не превышало 36 штук. Хотя, не исключено, что их бывало и больше.               

Как бы то ни было, зенитная оборона Сещи была серьёзным препятствием для советской авиации, которая при налётах на злополучный аэродром несла ощутимые потери. Однако и советским летчикам удавалось наносить потери вражеской авиации, базировавшейся на Сещинском аэродроме. Вот об этих-то налётах на аэродром и их результатах мне и хочется провести небольшое исследование. 

Однако прежде всего уточню, что Сеща была оккупирована немецкими войсками 9 августа 1941 года, вскоре после чего начались работы по восстановлению и расширению аэродрома, по подготовке его к базированию авиационных частей Люфтваффе.

Пока трудно сказать, какая из немецких частей первой стала базироваться на Сещинском аэродроме. Но известно, что уже 23 августа сюда перелетели истребители-штурмовики Bf 110 из Stab/SKG.210. Затем 26 августа в Сеще приземлились самолеты I./SKG.210, а 4 сентября прибыла и II./SKG.210.

Конечно, состав частей постоянно менялся и, в дальнейшем на Сещинском аэродроме базировались многие другие части и подразделения Люфтваффе. Разумеется, базирование вражеской авиации на Сещинском аэродроме не осталось незамеченным советским командованием и вскоре на аэродром начались налеты советской авиации.

Судя по всему, первая бомбардировка Сещи русскими самолетами произошла 30 августа. При этом погиб обер-лейтенант Ганс Штехан из 1./KGr.z.b.V.102, а 4 других немецких военнослужащих получили ранения: 3 зенитчика – из состава Res.Flak Abt.303 и 1 человек – из роты связи Ln.-Kp./SKG.210.      

Ряд налётов на аэродром Сещинская был осуществлён в сентябре. Во время этих налётов немцы понесли некоторые потери.

Так, 1 числа из состава наземного персонала II./JG.51 было убито 4 человека (унтер-офицер Генрих Грёф, обер-ефрейторы Карл Хёлль и Ойген Биндер, а также ефрейтор Альфред Гёкеритц) и ранены 12 человек. Строительный батальон Lw.Baubatl. 5/III потерял убитым 1 человека. Ещё 15 человек были ранены: 8 – из комендатуры аэродрома FL.H.Kdtr.E 31/XII, 5 (1 из них умер) – из состава зенитного дивизиона Res.Flak Abt.303 и 2 – из роты связи Ln.-Kp./SKG.210.

2 сентября в результате налёта, на 40% был повреждён Bf 109F-2 W.Nr. 12936 из Stab II./JG.51 и ранены 3 зенитчика из Res.Flak Abt.303.

Также на 40% был повреждён Bf 110E-1 W.Nr. 4912 из 5./SKG.210 при налёте 6 сентября.

На следующий день при штурмовке русскими самолетами аэродрома получил пулевое ранение 1 зенитчик из Res.Flak Abt.303.

Во время штурмовки аэродрома 8 сентября пулевые ранения получили 2 человека: 1 зенитчик из Res.Flak Abt.303 и 1 человек из строительного батальона Lw.Baubatl.5/III.

9 сентября при бомбежке были убиты 2 человека: 1 из Stab/SKG.210 и 1 – из I./SKG.210. Стройбатальон Lw.Baubatl.5/III отделался 1 раненым.

В роте связи Ln.-Kp./StG.1 во время налёта 11 сентября получили ранения 2 человека.

По 1 раненому зенитчику потерял Res.Flak Abt.303 при бомбёжках 15 и 23 сентября.

А вот при бомбежке 27 сентября Res.Flak Abt.303 потерял 1 своего зенитчика убитым и 2 ранеными.

Не повезло строителям из Lw.Bau.Batl.23/IV – во время бомбардировки 10 октября они потеряли 4 человек убитыми и 4 ранеными.

По крайней мере, ещё один налёт, советская авиация произвела налёт 13 октября, но о его результатах ничего не известно.

Суммируя известную информацию за 1941 год видим, что при авианалётах на аэродром противник потерял поврежденными 2 самолета, убитыми 12 и ранеными 48 человек.   

Зимой, а именно 16 января 1942 года, советские летчики снова напомнили о себе, совершив налёт на Сещинский аэродром. При этом из состава наземного персонала II./JG.51 был убит 1 оружейник (унтер-офицер Мартин Штейнле) и 1 человек получил пулевое ранение.

Долгое время после этого, авианалётов на аэродром и потерь не было.    

Серию налётов на Сещинский аэродром советская авиация произвела в мае.

Например, в ночь с 29 на 30 мая самолеты 3-й, 17-й АД АДД, 746-го, 747-го АП АДД отбомбились по аэродрому. По сведениям советских подпольщиков было уничтожено около 80 самолетов и много летчиков. Хотя в действительности, единственный находившийся в то время на аэродроме разведывательный отряд 4.(F)/Aufkl.Gr.11 обошелся без потерь.

Довольно странно, однако по другим советским данным, за весь май 1942 года в результате налётов авиации на аэродроме было уничтожено всего 20 и повреждено 22 самолета. Впрочем, это мало что меняет, так как уже упоминавшийся 4.(F)/Aufkl.Gr.11 никаких потерь не имел.

В июне 1942 года в Сеще, кроме самолетов Ю-88 известного нам 4.(F)/Aufkl.Gr.11, базировались и бомбардировщики Хе-111 из Stab/KG.4, I./KG.4 и II./KG.4.

Усилила свою деятельность и советская авиация, которая всё чаще стала производить налёты на Сещинский аэродром.

Так, 10 числа в результате бомбардировки было убито 7 строителей из Lw.Bau-Batl.18/III.

Примерно 12 июня советская авиация произвела очередной налёт на аэродром Сеща, но никаких сведений о его результатах пока не найдено.

В ночь с 18 на 19 июня в период с 00.52 до 01.13 аэродром атаковали 4 тяжелых бомбардировщика ТБ-3 из 3-го АП ДД. Сбросив 38 бомб общим весом 8.148 кг они вывели из строя лётное поле в центре и северо-восточной части. Немцы добавляют, что кроме взлётной полосы было повреждено также одно 20-мм зенитное орудие.

23 июня группа штурмовиков Ил-2, под прикрытием истребителей ЛаГГ-3 из 263-го ИАП, нанесли удар по аэродрому и, как считается, сожгли 22 и повредили не менее 20 немецких самолётов. Правда, никаких документальных подтверждений этих потерь не имеется.

Вскоре после этого, 26 июня около 15 часов, 15 штурмовиков Ил-2 из 565-го ШАП произвели очередной налёт на аэродром Сеща. Кстати, по советским разведанным, в то время авиабаза Сеща, якобы, охранялась зенитными сред­ствами в количестве 72 батарей или порядка 230 орудиями раз­личного калибра и дежурившими истребителями Ме-109Ф и Ме-110.  Несмотря на это, согласно докладов штурмовиков ими было выведено из строя 70 вражеских самолетов, уничтожен 1 склад ГСМ, много другой техники и личного состава. Однако и в этот раз противник отрицает какие-то бы то ни было потери в самолетах.

Известно, что по крайней мере дважды советские самолеты произвели налёты в июле. Первый раз это произошло 9 числа, когда аэродром штурмовали самолеты Ил-2 из 224-й ШАД. Из немецких документов известно, что в результате налёта II./JG.51 потеряла уничтоженным один Bf 109F-2 W.Nr. 6787 (степень повреждений самолета 75%).

На следующий день при бомбежке получил небольшие (20%) повреждения Bf 109F-2 W.Nr. 9716 из 5./JG.51.

Суровым испытанием для противника стали события августа.

Уже в первый день месяца группа штурмовиков Ил-2 из 565-го ШАП произвела налёт на аэродром Сеща.

5 августа налёт на аэродром Сеща произвели дальние бомбардировщики Ил-4 из 748-го АП ДД.

А при бомбежке аэродрома 9 августа самолетами 746-го АП ДД, по докладам летчиков, возникли 3 пожара.

Очень удачный налёт советские летчики осуществили в ночь с 13 на 14 августа. Так, 5 самолетов Ил-4 (746-й АП ДД) в период 21.43-23.00 сбросили на аэродром 8 ФАБ-500, 8 ФАБ-250, 48 ФАБ-100, 10 РРАБ-2 с (АО-15=320, АО-10=100, ЗАБ-2,5=80), всего 16,8 тонн бомб, а также 530 тысяч листовок. Возникло 19 пожаров. А всего в эту ночь Сещу бомбили 32 Ил-4, 14 ТБ-3, 11 ТБ-7 и 4 Ер-2.
В результате этого противник понёс большие потери в самолетах: 
He 111Н-6 W.Nr. 4607 из 6./KG.4 (степень повреждений самолета 100%) 
He 111Н-6 W.Nr. 4970 из II./KG.53 (степень повреждений самолета 100%) 
Ju 88D-1 W.Nr. 430116 из 4.(F)/Aufkl.Gr.11 (степень повреждений самолета 100%
He 111Н-6 W.Nr. 7436 из 2./KG.4 (степень повреждений самолета 90%)         
He 111Н-6 W.Nr. 7555 из 2./KG.4 (степень повреждений самолета 70%)         
He 111Н-6 W.Nr. 7347 из II./KG.53 (степень повреждений самолета 50%)         
He 111Н-6 W.Nr. 4568 из II./KG.53 (степень повреждений самолета 40%)         
He 111Н-6 W.Nr. 7639 из II./KG.53 (степень повреждений самолета 35%)         
He 111Н-6 W.Nr. 4606 из II./KG.53 (степень повреждений самолета 30%)
He 111Н-6 W.Nr. 4808 из II./KG.53 (степень повреждений самолета 30%)          
He 111Н-6 W.Nr. 7035 из II./KG.53 (степень повреждений самолета 30%)               
He 111Н-6 W.Nr. 4763 из I./KG.53 (степень повреждений самолета 15%)         
He 111Н-6 W.Nr. 4814 из I./KG.53 (степень повреждений самолета 15%) 
Кроме того, большие потери были понесены в живой силе:      
Stab/K.G.4 - 2 человека ранено
2.FBK/K.G.4 - 1 человек убит (обер-ефрейтор Арнольд Гизеке) и 1 ранен
I./KG.53 - 1 человек убит и 6 ранено
II./KG.53 - 1 человек ранен (бортмеханик ефрейтор Герт Хейер)
4.(F)/Aufkl.Gr.11 - 3 человека убито и 20 ранено
Fl.H.Kdtr.(E)31/XII - 1 человек убит и 3 ранено
Lw.Bau-Batl.6/VIII - 1 человек убит
Lw.Bau-Batl.18/III - 3 человека убито и 5 ранено.

В ночь с 18 на 19 августа самолеты Ил-4 из 748-го АП ДД опять бомбили аэродром.
Потери немцев составили 2 самолета:
He 111H-6 W.Nr. 7636 из Stab/KG.53 (степень повреждений самолета 50%)
He 111H-6 W.Nr. 7632 из II./KG.53 (степень повреждений самолета 40%)
Имелись жертвы среди личного состава:
Из состава II./KG.4 погибло 3 человека, 1 человек был ранен (бортмеханик фельдфебель Вальтер Штагемайер).    

21 августа 16 Ил-2 (565-й ШАП) и 12 истребителей произвели налёт на аэродром. Считается, что было уничтожено до 35 и повреждено до 20 самолетов противника, подожжен 1 ангар, взорван 1 склад с боеприпасами, уничтожено до 80 человек летно-технического состава.
По данным противника, фактические потери в самолетах были следующие:
He 111H-6 W.Nr. 7135 из I./KG.53 (степень повреждений самолета 100%)               
He 111H-6 W.Nr. 4802 из I./KG.53 (степень повреждений самолета 40%)               
Личный состав потерял 6 человек ранеными, в том числе:
I./KG.53 - 5 человек
Lw.Bau-Batl.18/III - 1 человека.

Большие потери в самолетах немцы понесли при налёте русских 23 августа:               
Ju 88 D-1 W.Nr. 1085 из 4.(F)/Aufkl.Gr.11 (степень повреждений самолета 100%)               
He 111P-2 (H-6) W.Nr. 2118 из I./KG.4 (степень повреждений самолета 100%)
He 111H-6 W.Nr. 3536 из II./KG.4 (степень повреждений самолета 100%)
He 111H-6 W.Nr. 4913 из I./KG.53 (степень повреждений самолета 100%)
He 111H-6 W.Nr. 7137 из I./KG.53 (степень повреждений самолета 30%)
Do 17Z W.Nr. 4210 из 15(Kroat.)/KG.53 (степень повреждений самолета 20%)
Зато людские потери оказались незначительными: Stab/KG.4 потерял раненым 1 и I./KG.4— 1 человека (бортмеханик унтер-офицер Тони Райндл).
          
Заключительный налёт в августе самолеты-штурмовики Ил-2 из 224-й ШАД произвели 28 числа, правда, результаты налёта остались не известны.

По некоторой информации, за 20-30 августа в результате налётов авиации на аэродроме Сеща было уничтожено и повреждено 96 вражеских самолетов. А всего за август 1942 года, по советским данным, на аэродроме Сеща было уничтожено и повреждено до 140 самолетов, уничтожено 3 склада ГСМ, 3 склада боеприпасов, 5 складов с продовольствием, убито до 700 человек.
Кое-какие данные на эту тему обнаружились и в документах противника. Так, только во время ночных налётов на аэродромные сооружения Сещи в августе был зафиксирован сброс 200 фугасных бомб. А всего в зоне действий 34-го зенитного полка (Flak-Regiment 34) было сброшено 1.872 фугасные, 16 зажигательных и 30 осветительных бомб, из которых более половины пришлось на Сещу, в результате чего были понесены большие материальные потери.

Как утверждают некоторые советские источники, к осени 1942 года Сещинский аэродром подвергался авианалётам почти каждую лётную ночь. Всего было сброшено на аэродром около 2,5 тысяч авиабомб, уничтожены десятки самолётов противника, разрушены взлётные полосы и объекты материально-технического обеспечения.

Осенью советские летчики тоже на оставляли аэродром в покое.
 
Например, 13 сентября группа из 16 Ил-2 (611-й и 639-й ШАП) в период с 16.58 по 19.15 произвели штурмовку аэродрома. По докладам экипажей, они уничтожели 7 двухмоторных самолета, 4 зенитных орудия, до 20 автомашин. 
Вполне может быть, что советские летчики действительно что-то уничтожили на аэродроме, но только не самолеты. Во всяком случае, немецкие документы на этот счёт хранят молчание.    

Ощутимые потери немцы понесли 22 октября во время налёта советских бомбардировщиков.
Три самолета были повреждены:    
He 111H-6 W.Nr. 7761 из 5./KG.4 (степень повреждений самолета 35%)             
Ju 88D-6 W.Nr. 1326 из 4.(F)/Aufkl.Gr.11 (степень повреждений самолета 35%)               
Ju 88D-6 W.Nr. 1189 из 4.(F)/Aufkl.Gr.11 (степень повреждений самолета 15%)               
Потери в личном составе понёс Lei.Flak Abt.853 - погибли 2 зенитчика.
О каких-либо других налётах советской авиации на аэродром в 1942 году пока информации нет. Известно лишь, что 1 декабря в результате обстрела (вероятно, с советского самолета) в районе Сещинской из состава 4.(F)/Aufkl.Gr.11 получил ранение 1 человек.

Всего в результате авианалетов на Сещу в 1942 году, по имеющейся информации, было выведено из строя 28 самолетов противника, убито 25 и ранено 52 человека.

Начиная с января 1943 года на аэродром участились налеты авиации дальнего действия, однако точных сведений о налётах в январе и феврале пока не имеется.

По некоторым данным, несколько налётов на Сещинскую произошло в марте.

Например, советская авиация бомбила аэродром 14 марта. При этом пострадал 1 человек из Lw.Bau.Batl.9-XI и 1 связист из Ln.Verb.Kp.ZBV.Ln.Abt.71.

По данным противника, в результате налёта, произошедшего 15 марта, имелись потери материальной части и личного состава.

В ночь с 16 на 17 марта советские дальние бомбардировщики нанесли сильный удар по Сеще. По советским данным было уничтожено 29 самолетов, офицерское общежитие, убито много немецких офицеров и власовцев.
Немецкие документы подтверждают уничтожение одного и легкие повреждения другого самолета:
Ju 88D-1 W.Nr. 1435 из 4.(F)/Aufkl.Gr.11 (степень повреждений самолета 60%)              
Ju 88D-5 W.Nr. 430076 из 4.(F)/Aufkl.Gr.11 (степень повреждений самолета 15%)            
               
Ещё один самолет Ju 88D-1 W.Nr. 1158 из 3.(F)/Aufkl.Gr.100 (степень повреждений самолета 100%) немцы потеряли от бомбардировки в 2 часа в ночь с 18 на 19 марта.         

Интересно, что в течение всего апреля 1943 года на аэродроме в Сеще базировались крупные силы Люфтваффе: Stab/KG.4, II./KG.4, II./KG.55 и 3.(F)/Aufkl.Gr.100. Какое-то время здесь же находились 4.(F)/Aufkl.Gr.11 и 4.(F)/Aufkl.Gr.121.

Один из известных налётов на Сещу произошел 17 апреля. Тогда 16 Ил-2 из 565-го ШАП вывели из строя 30-35 самолетов, уничтожили 1 склад с боеприпасами, подавили 2 зенитные батареи и 4 зенитных пулемета, убили и ранили 70 человек. По другим советским данным, было повреждено 3 двухмоторных самолета, подавлено 2 зенитные батареи и 5 зенитных пулеметов, возникли 11 очагов пожаров и 1 сильный взрыв. 
Документы противника не подтверждают потери в самолетах. Однако в селе Прилепы около Сещинской погиб ефрейтор из Feldausb.Regt.d.Lw.5.

19 апреля группа бомбардировщиков Пе-2 из 204-й БАД, штурмовиков Ил-2, под прикрытием истребителей Як-1 и Як-7 из 303-й ИАД во время очередного налёта на аэродром вывели из строя 30 самолетов.
Очень жаль, но согласно немецким документов, никаких потерь самолетов не было.

В мае 1943 года силы немецкой авиации в Сеще несколько уменьшились. По имеющимся данным, весь месяц там базировалась лишь II./KG.55. Другие части, как, например, II./KG.4, 3.(F)/Aufkl.Gr.100, 4.(F)/Aufkl.Gr.121 действовали с аэродрома периодически.

День 6 мая советская авиация отметила 3 налётами на аэродром Сеща:
Сначала 6 Ил-2 (565-й ШАП) и 2 Як-7б (168-й ИАП) в период 04.30-04.35 вывели из строя 25-30 самолетов, вызвали пожары в ангарах и на стоянках.
Затем 9 Пе-2 (2-й БАП), 9 Пе-2 (130-й БАП), 9 Пе-2 (261-й БАП) и 24 Як-1 (303-я ИАД) в период 05.42-05.44 добились 2 попаданий в самолеты, попаданий по материальной части и летному полю.
В заключении 9 Пе-2 (2-й БАП), 9 Пе-2 (130-й БАП) и группа Як-1 и Як-7 (320-й ИАП) в период 19.35-19.37 сожгли 2 ангара, разрушили 2-3 аэродромных строения.
Противник действительно понёс большие потери в самолетах:
He 111H-11 W.Nr. 8420 из Stab/KG.4 (степень повреждений самолета 100%)
He 111P-2 W.Nr. 2116 из Stab/KG.4 (степень повреждений самолета 100%)
He 111H-16 W.Nr. 8466 из 4./KG.4 (степень повреждений самолета 100%)
He 111H-16 W.Nr. 7725 из 5./KG.4 (степень повреждений самолета 50%)
He 111H-16 W.Nr. 8507 из 4./KG.4 (степень повреждений самолета 35%)
Ju 88A-14 W.Nr. 4451 из 8./KG.3 (степень повреждений самолета 35%)
He 111H-16 W.Nr. 8474 из 4./KG.4 (степень повреждений самолета 25%)
Кроме того, было ранено 2 человека из I./FlakR.36 и Fl.H.Kdtr (E)3/I, пострадал также 1 стройбатовец Lw.Hallenbaukomp.Ma.11/Xl.

На следующий день 7 Ил-2 (565-й ШАП), 4 Ил-2 (996-й ШАП) и 1 Як-1 (168-й ИАП) около 05.00 произвели налёт на аэродром Сеща. По советским данным, было уничтожено 14 самолетов (в том числе 4 Ю-52), 6 автомашин, 1 ангар.
Судя по всему, под удар попал самолет связи Fi 156 W.Nr. 5658 из Verb.St.54, который по неясной причине был поврежден на 25% в Сеще.

Любопытно, что начальник штаба партизанского движения Западного фронта тов. Попов писал 16 мая 1943 года: «По данным партизан, на Сещинском аэродроме нашей авиацией 6–7 мая 1943 года сожжено 4, разбито 4 и сильно повреждено 16 самолетов противника. Уничтожено 17 зенитных точек, 4 прожектора, 2 барака; повреждено 3 ангара и 10 бараков. Убито и ранено около 200 фашистов».

Прежде чем рассказать о налётах советской авиации на Сещу в июне 1943 года нелишне будет сообщить, что периодически там базировались II./KG.4, II./KG.55, I./KG.100, Pz.Jag.St./ZG.1, 4.(F)/Aufkl.Gr.121 и, вероятно, другие авиачасти Люфтваффе.

А налёты советской авиации в июне следовали, буквально, один за другим.

Так, 6 числа группа бомбардировщиков В-25 из 15-го гвардейского БАП АДД произвели налёт на аэродром Сещинская. Налёт советским командованием был признан эффективным, однако фактически никаких серьезных повреждений аэродром не получил.
По крайней мере, немцы утверждают, что находившиеся в тот день на аэродроме I./KG.100, II./KG.55 и 4.(F)/Aufkl.Gr.121 потерь в самолетах не имели.

В ночь с 7 на 8 июня около 100 самолетов авиации дальнего действия, по советским данным, уничтожили 8 немецких самолетов.
Правда, по данным противника, урон в результате этого налёта оказался гораздо меньшим: был лишь на 10% поврежден один Ju 88D-1 W.Nr. 430447 из 4.(F)/Aufkl.Gr.121 и ранен 1 человек из Fl.H.Kdtr (E)31/XII. Зато в селах, расположенных недалеко от Сещи были ещё жертвы: в Сосновке погибли 4 человека из Lg.Nachr.Regt.Moskau, в Холмовой - 1 зенитчик из Flak.Abt.I-36(Mot), а в Плетневке - 7 зенитчиков из зенитной артшколы.

8 июня, когда, по данным разведки, на аэродроме находилось около 60-70 самолетов, советская авиация произвела 2 налёта на аэродром Сеща:
Сначала в период 20.24-20.25 аэродром атаковали 6 Ил-2 (198-й ШАП), 7 Ил-2 (198-й ШАП), 5 Ла-5 (49-й ИАП), 6 Як-1 (122-й ИАП), 6 Як-1 (162-й ИАП), 5 Як-1 и 5 Як-7 (172-й ИАП).
После 20.25 удар нанесли 26 Пе-2 (2-й БАП, 261-й БАП), 42 Ла-5 (2-й ГИАП, 49-й ИАП, 122-й ИАП, 162-й ИАП, 263-й ИАП, 522-й ИАП).
В результате двух налётов, по данным партизан, был выведен из строя 31 самолет, уничтожено 3 барака, 1 продовольственный склад, 21 автомашина, 14 бочек с бензином, убито и ранено 150 человек.
Однако фактически ни II./KG.55, ни 4.(F)/Aufkl.Gr.121, находившиеся в Сеще, потерь в самолетах не имели, был лишь ранен 1 зенитчик из I./FlakR.36.
По другим данным, II./KG.55 потеряла 4 He 111H-16: 1 из них был уничтожен и 3 получили повреждения.

75 самолетов авиации дальнего действия произвели налёт на аэродром Сеща на следующий день. По советским данным в районе цели были отмечены многочисленные пожары.
Однако по данным противника, II./KG.55, 4.(F)/Aufkl.Gr.121 снова потерь в самолетах не понесли.

В ночь с 9 на 10 июня советские дальние бомбардировщики нанесли очередной удар по Сещинскому аэродрому и, по некоторым данным, уничтожили несколько вражеских самолетов.
Данные противника о потерях самолетов из состава II./KG.55 и 4.(F)/Aufkl.Gr.121 умалчивают.

На исходе вечера 10 июня 1943 года, когда, по данным советской разведки, на аэродроме находилось примерно 22-24 самолета, советская фронтовая авиация произвела 2 налёта на аэродром Сеща:
Первыми в период 20.20-20.30 аэродром проштурмовали 12 Ил-2 (312-й ШАП), 11 Ил-2 (62-й ШАП), 4 Ла-5 (49-й ИАП), 6 Як-1 (122-й ИАП), 4 Як-1 (162-й ИАП), 8-16 Як-1 (172-й ИАП). При этом, было уничтожено до 25 и повреждено до 12 самолётов, возникло 15 очагов пожаров, произошел 1 сильный взрыв, подожжен 1 жилой дом.
Чуть позже ту же цель бомбили около 30 Пе-2 (6-й БАП, 38-й БАП, 130-й БАП), которых прикрывали 55 Ла-5 (263-й ИАП, 522-й ИАП).
Несмотря на сильные удары, по утверждению немцев, аэродром Сещинская не пострадал, не понесли потери в самолетах II./KG.55 и 4.(F)/Aufkl.Gr.121. Зато в  Фёдоровке, находящейся в 6 км от Сещи, погибли 3 зенитчика из 2 Battr Flak-Abt 36 mot, ещё 1 раненый зенитчик умер 12 мая. Судя по всему, целью был аэродром, но советские летчики, атакованные немецкими истребителями, сбросили бомбы преждевременно.

11 июня 122 советских самолета произвели налёт на аэродром, но особого ущерба противнику не нанесли.
Действительно, по данным противника, II./KG.55 и 4.(F)/Aufkl.Gr.121 обошлись без потерь.

В ночь с 11 на 12 июня аэродром Сеща снова подвергся бомбардировке.
И на этот раз, II./KG.55 и 4.(F)/Aufkl.Gr.121 потерь не имели.

Три дня подряд — 12, 13 и 14 июня — несмотря на яростные бомбёжки советской авиации, на Сещинском аэродроме не был отмечен какой-либо ущерб.
Во всяком случае, по немецким данным, II./KG.55 и 4.(F)/Aufkl.Gr.121 не понесли никаких потерь.

15 июня по данным разведки, в результате авианалёта на аэродроме сгорело 2 вражеских самолета, было убито и ранено 37 немцев.
Зато сами немцы никаких потерь в самолетах и личном составе не подтверждают.

Через два дня — 17 июня — советская авиация во время очередного налёта на аэродром уничтожила 7 самолетов, 8 зениток, 2 прожектора, 18 автомашин, 3 ДОТа, был убит и ранен 41 немец.
Тем не менее, находившиеся на аэродроме II./KG.4, II./KG.55 и 4.(F)/Aufkl.Gr.121 потерь в самолетах не имели. О потерях наземного персонала вообще сведений нет.

Зато 18 июня советские летчики добились определенного успеха. По их донесениям при налете на Сещу было уничтожено 18 и повреждено 5 самолетов, разбито 34 автомашины, 18 мотоциклов, сгорели 1 барак, 1 склад с ракетами и снарядами, убито и ранено 94 немца.
На этот раз противник признал уничтожение трёх своих самолетов:
Ju 88D-1 W.Nr. 430679 из 4.(F)/Aufkl.Gr.121 (степень повреждений самолета 100%)
He 111H-16 W.Nr. 7344 из 5./KG.4 (степень повреждений самолета 100%)
He 111H-16 W.Nr. 8301 из II./KG.55 (степень повреждений самолета 100%).

Как видим, в июне 1943 года советская авиация много раз бомбила и штурмовала Сещинский аэродром. В том числе, авиация дальнего действия (например самолеты Б-25 из 222-й АД АДД) осуществили 12 ночных налётов, сбросив на объекты аэродрома 723 тонны бомб, уничтожив 29 самолетов, взорвав 1 склад с продовольствием и другие объекты. По имеющимся данным, одна из бомб крупного калибра попала в фашистское общежитие.            

Судя по всему, с наибольшей интенсивностью аэродром в Сеще использовался в июле 1943 года, во время проведения наступательной операции Вермахта под Курском. Периодически там базировались части Stab/KG.4, II./KG.4 (до 21 числа), II./KG.27 (с 17 до 20 числа), Stab/KG.51 (с 26 числа), II./KG.51 (с 26 числа), III./KG.51 (с 21 числа), 15.(Span.)/JG.51 (с 5 числа), а также другие авиачасти Люфтваффе.

Можно предположить, что и советские ВВС увеличили количество авианалётов на Сещинский аэродром. Правда, точной статистики на этот счёт нет.

Есть лишь информация о том, что в ночь с 22 на 23 июля 129 самолетов дальней авиации произвели налёт на аэродром Сеща. По советским данным, при этом было уничтожено несколько вражеских самолетов, повреждены ангары и аэродромные сооружения.
Так ли это было в действительности, ответить затруднительно, из-за отсутствия документальных данных противника. Правда, есть информация о паре убитых лейтенантов из Flieg.Horst.Kdto.E.31-XII и одного ефрейтора из состава  Nachtjagdgeschwader.5.

Изрядное количество самолетов противника базировалось на Сещинском аэродроме в августе 1943 года. В основном это были самолеты Ю-88 из состава III./KG.1, Stab/KG.51 (до 16 числа), II./KG.51 (до 1 числа), III./KG.51 (до 9 числа), 1./NJG.100 и, вероятно, самолеты других частей.

Советская авиация произвела в августе ряд налётов на Сещу.

Один из них произошел в ночь с 14 на 15 августа, когда около 30 самолетов бомбили аэродром. К сожалению, результат налёта остался не известен.

А вот результат налёта 16 августа стал катастрофическим для Люфтваффе, которые потеряли ровно 10 самолетов уничтоженными и поврежденными:
Ju 88A-4 W.Nr. ..…063 из 9./KG.1 (степень повреждений самолета 100%)               
Ju 88A-4 W.Nr. 300066 из 8./KG.51 (степень повреждений самолета 100%)               
Ju 88C-6 W.Nr. 360360 из 9./KG.1 (степень повреждений самолета 85%) 
u 88A-14 W.Nr. 144381 из 9./KG.1 (степень повреждений самолета 60%)               
Ju 88D-1 W.Nr. 430609 из 4.(F)/Aufkl.Gr.121 (степень повреждений самолета 60%)               
Ju 88A-14 W.Nr. 144429 из 9./KG.1 (степень повреждений самолета 35%)               
Ju 88A-14 W.Nr. 144429 из 9./KG.1 (степень повреждений самолета 35%)               
Ju 88A-4 W.Nr. 6583 из 9./KG.1 (степень повреждений самолета 20%)               
Ju 88C-6 W.Nr. 750261 из 9./KG.1 (степень повреждений самолета 20%)               
Ju 88A-4 W.Nr. 5804 из 9./KG.1 (степень повреждений самолета 10%)               

К осени 1943 года количество базирующихся вражеских самолетов на Сещинском аэродроме стало резко уменьшаться. По некоторым данным, в сентябре там базировалась только III./KG.1, хотя, не исключено, что на аэродроме могли находиться и другие авиачасти.

Тем не менее, пребывание немецких самолетов на Сещинском аэродроме подходило к концу. Советские войска неудержимо наступали, и 20 сентября 1943 года Сеща была освобождена от немецко-фашистских захватчиков.

На основании разрозненных данных, мы видим, что в 1943 году потери противника в результате авианалетов составили 24 уничтоженных и поврежденных самолета, а также 4 раненых из состава наземного персонала. Можно с уверенностью сказать, что это ещё далеко не все потери, так как отсутствует полная информация.

Именно недостаток имеющейся информации не даёт возможности подвести точный итог по результатам налетов советских самолетов на Сещинский аэродром в 1941-1943 годах. Тем не менее, документально подтверждено выведение из строя не менее 54 вражеских самолетов, гибель 37 и ранение 104 военнослужащих противника, что говорит о том, что усилия и жертвы советских летчиков были не напрасны...


Рецензии
Это не там ли советское подполье действовало?....

Андрей Бухаров   30.11.2023 19:30     Заявить о нарушении
Верно, именно там действовала группа Анны Морозовой...

Олег Каминский   30.11.2023 20:19   Заявить о нарушении
И что они там уничтожили?

Андрей Бухаров   30.11.2023 21:07   Заявить о нарушении
На эту тему есть моя статья "Проклятие Сещинской авиабазы" http://proza.ru/2019/03/18/553

Олег Каминский   01.12.2023 07:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.