Унылая пора! Очей очарованье! или Что такое осень

               
               
                Цветы последние милей
                Роскошных первенцев полей.
                Они унылые мечтанья
                Живее пробуждают в нас.

                А. С. ПУШКИН


       На пасмурных днях, в перерыве между затяжными, однозвучными и печальными осенними дождями, я по обыкновению вышла в наши московские дворики немного прогуляться, подышать свежим воздухом — развеять хандру. Было это 11 ноября 2023 года. Разноцветная приветливая листва уже облетела почти со всех деревьев и кустов; пожухшие желто-коричневые листья сдули гремучей и вонючей бензиновой воздуходувкой в огромные кучи, а затем, словно покойников, сложили в ужасные черные мешки и оставили лежать на оголенной земле под темными стволами обнаженных деревьев.
       На фоне такой серо-коричнево-черной ноябрьской картины, проходя мимо самого обычного газона, на месте которого ещё совсем недавно была разрыта огромная траншея с целью замены труб по плану капитального ремонта очередного многоквартирного дома, вдруг вижу разросшуюся темно-зеленую траву. И среди этой оживляющей пейзаж зелени светятся, как яркие звёзды на полуночном небе, ослепительно белые цветки аптечных ромашек, гармонично соседствуя с цветами пушистого розового клевера.
       Конечно, я не смогла спокойно пройти мимо этих задумчивых ангельских ромашек и обворожительного румяного клевера — частиц небесного света в сумеречном осеннем царстве. Их красота меня заворожила. Редко увидишь такое чудо в середине ноября! Польет ли сильный дождь, ударит ли мороз или выпадет снег, и эта хрупкая краса «жива ещё сегодня, завтра нет». Так нежданно-негаданно возникла мысль создать своего рода эскиз — фрагмент картины русского мира на пушкинскую тему: «Унылая пора! Очей очарованье!»
       Это — слова знаменитого и горячо любимого мною космического стихотворения А. С. Пушкина «Осень». В детстве они были мне не очень понятны — в детстве я не любила осень, а любила позднюю весну и лето. Осень прочно ассоциировалась у меня с 1 сентября — черным днем календаря, когда с неизъяснимой тоской в душе надо было возвращаться в школу, а нашу лицемерную и лживую советскую школу я не любила. Как только десятилетняя каторга закончилась, так нелюбовь к осени прошла, и с годами я всё больше и лучше понимаю Пушкина — из всех годовых времён он был рад лишь одной осени.
       Хорошо прочесть и оживить в сердце это божественно непостижимое пушкинское стихотворение — «Осень». Вот слова моего любимого писателя-пушкиниста В. С. Непомнящего: «...стихотворение «Осень». Быть может, лучшее в мире стихотворение, столь часто и столь нелепо понимаемое как «видовое», как пейзажные стихи, к которым в конце, сверх «картин русской природы», подшит пассаж о творчестве. Нет, стихотворение это, всё, от первой до последней строчки, — о творчестве, о жизни, о смерти, о любви, о музе. «Осень» — это глубочайшее — в пределах, доступных человеческому разуму, — художественное самопознание пушкинского творящего духа...
       Зерно не прорастет, если не умрет. Умирающая, обмирающая осенью природа переливает свои творческие силы в иной сосуд —  в поэта, —  вот в чем дело для Пушкина. Ведь сказано: «Приятна мне твоя прощальная краса» — «Люблю я пышное природы увяданье» — «И с каждой осенью я расцветаю вновь» — «И пробуждается поэзия во мне». Жизнь — смерть; смерть — жизнь... И ни одной бытовой детали — ведь сказано: «И забываю мир...» Мы видим только крупные планы осенней природы, умирание которой рождает поэзию. Крупный план может быть философским: ... —  можно вынести ощущение священной премудрости мироздания» (Непомнящий В. С. Собрание трудов в пяти томах. М., 2019, Т. 1, с. 301-302).
       Письменно запечатлеть случайно открывшуюся мне удивительно нежную, ускользающую (и тем особенно драгоценную) красоту поздней осени, дни которой «бранят обыкновенно», но которая была так мила Пушкину, значит, поделиться этой красотой с теми, кому она тоже нужна, кого тоже волнуют философские вопросы бытия. В повседневной суете современной прагматической жизни мы всё меньше умеем удивляться красоте Божьего мира, воплощенной в самых простых вещах, не несущих ни малейшей материальной выгоды, но являющихся бесценным сокровищем для всякой живой души.
       Чтобы порадовать маму (она после инсульта почти не ходит и не может самостоятельно гулять), я собрала маленький букет из этих чудных последних ромашек и клевера, принесла домой, и он  простоял у нас больше недели как новый и свежий. Цветки ромашек, бывшие в бутонах, распустились и цвели. А на той дворовой поляне этих цветов быстро не стало — на третий день ударил мороз, и выпал снег.
       Душе, обладающей воображением и художественной чуткостью, невозможно было удержаться от желания создать фотокомпозиции с этим букетом — одну фотографию дивных ноябрьских ромашек и клевера крупным планом помещаю на «обложку», а другие фотокартины русского мира на пушкинскую тему: «Унылая пора! Очей очарованье!» можно посмотреть на моей страничке в контакте.

       P.S. Промчался год, наступила новая осень 2024, и чудо, увы, не повторилось: тот самый дворовый газон с цветочным ковром был настолько основательно перекопан, что сейчас там не растет ничего — на этот раз расширяли места для парковок и меняли бордюрный камень — кошмар Москвы. 
       Но память о тех последних цветах полей продолжает жить в слове и фотографиях и пробуждать как унылые, так и радостные мечтанья...


      


Рецензии
Осень - преддверие зимы, смерти, а потому будоражит душу, пугает, наводит тоску-кручину, беспричинную, казалось бы, хандру. Впрочем, каждый видит времена года по-своему. Осенняя красота быстротечна, мимолётна и безысходна (порою до слёз). Пограничное состояние природы для поэта - кладезь чувств и переживаний, а для простого смертного - Бог весть что такое.

Андрей Климов   06.02.2024 22:51     Заявить о нарушении