Часть 4. Оттенки жизненного света. По тонкой дощеч
Оттенки жизненного света."По тонкой дощечке над рвом..."
Часть 4. Миниатюра.
Среди молодежи в последнее время стало модным стремление быть дизайнером. На вопрос, а в какой сфере заниматься - промышленной, бытовой, веб -дизайном или другой, - очень часто получаешь только нескрываемый восторг от возможности творить и создавать что-то свое, сугубо индивидуальное, но без реального понимания сущности.
«Дизайнер - мастер создавать настроение» - кто-то выдал на-гора это определение, не отметив свое авторство.
И иногда, копаясь в своих воспоминаниях, возникает желание увидеть тот или иной отрезок жизни вдруг в световом отражении одного из цветов радуги.
Помните, детский стишок: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»? А ведь ЧЕРНОГО И БЕЛОГО цветов там нет и в помине!
От художников узнала, что «ЧЕРНЫЙ – это отсутствие цвета, а БЕЛЫЙ – сочетание всех цветов вместе. И БЕЛЫЙ цвет отражает до 85% солнечного излучения.
Итак, ДЕТСТВО – познание мира для меня только в ЗЕЛЕНОМ цвете жизни.
А ЮНОСТЬ? Конечно, для нее - самый яркий из цветов: ЖЕЛТЫЙ, «цвет Солнца, энергии, радости».
***************
Юность – это стремительность взлета надежд и невероятных планов, сгусток энергии в каждой клеточке твоего тела, вера в себя, неуемная радость открытий и общения.
До сих пор остается загадкой, сколько же успевал каждый из нас сделать за день, не считая секунд, минут, часов, буквально летая над землей.
И эта наполненность смыслом жизнь меня устраивала. День в обществе детей и книг, когда украдкой от заведующей строчила планы уроков в тетрадке, а вечером – обучение взрослых учеников, у которых – большие разрывы в знаниях по различным причинам, а многих дома ждут семьи, дети.
А ты должен так заинтересовать их математикой, успеть доказать теорему, решить кучу задач, потому что домашние задания им делать просто некогда, – все работали.
Уже тогда совершенно интуитивно пришло понимание, без знания методики преподавания предмета, что обычную школьную замедленную тягомотину нужно как-то менять.
И еще была устная установка директора вечерней школы – двойки не ставить! Уйдут из школы, обидевшись, - на другой день топай к ним на работу и уговаривай вернуться!
Решила действовать, как делали в университете: за две недели – начитка теории за полгода, а на практике – основные приемы решения примеров и задач.
Черчение было для меня любимым предметом. На двух половинках ватмана для каждого класса написала по алгебре кратко, что нужно знать, т.е. формулы, и чертежи по геометрии.
Предупредила, что нужно учить по учебнику только формулировки без доказательств.
Удивились мои ученики, но быстренько с воодушевлением перерисовали в тетрадки краткий конспект новой темы.
Через неделю во всех классах раздала листочки и предложила в начале урока на память восстановить конспект за 10 минут. А потом поменяться с соседом для проверки результатов. На полях ставить минус в случае пропуска. Игра понравилась. У кого не было минусов – пять, два минуса – 4, три минуса -3. Если оценка не устраивает, можно переписать на следующем уроке. Оценки карандашом только в тетради учителя.
До знаменитой методики известного гениального учителя - новатора из Донецка В.Ф. Шаталова «доросла», только годы спустя после окончания вуза и специальных курсов в областном институте повышения квалификации.
В начале новой недели в учительскую на первом этаже вдруг спустился из своего кабинета на втором этаже наш бывший школьный «математик» и ужасно удивился:
- А ты что тут делаешь?
- Преподаю! – покраснела, как помидор. - А вы разве не знали?
- И давно?
- Уже неделя прошла.
- Интересно про войну! А почему не зашла?
- Неудобно как-то!
- А у меня только одиннадцатый класс. Договорился, чтобы первый урок ставили. Проведу и домой! И так целый день в школе торчишь! Чудеса! И сколько у тебя уроков?
- Четыре или пять.
- Понятно!
И мне было чрезвычайно приятно, когда в учительской после уроков он меня дождался, и, радуясь теплому октябрю, мы целый час гуляли по заснувшим улицам села.
И, слушая мой восторженный рассказ о прелестях Саратова, новых друзьях, университетских лекциях, вряд ли внутренний голос шепнул этому уважаемому учителю, который окончил технический вуз, отказался от городской жизни, разведясь со своей женой, вернулся в село, стал высококвалифицированным специалистом, ежегодно приглашался в педагогический институт в состав экзаменационной комиссии на вступительных экзаменах, что эта девчонка-выпускница очень скоро станет его женой.
Что скрывать, большинство старшеклассниц обожают своих учителей- мужчин, особенно, если они умны, привлекательны, спортивны, завораживают на уроках знанием предмета, остроумием, находчивостью. Иногда увлекают даже «сухари».
Прогулок под Луной в дальнейшем больше не было. В субботу – единственный выходной – приходилось крутиться на одной пяточке: приборку в большом доме никто не отменял, нужно натаскать воды из уличной колонки на стирку, в баню, вечером - занятия танцевального кружка в Доме культуры, поход с подружками в кинотеатр на новый фильм.
Все остальные дни недели – жесткий график занятий и написание контрольных работ по всем предметам, используя каждую свободную минуту.
Заочница! Интернета не было, до всего нужно было доходить своим умом, спасибо, что учебниками снабдили полностью, а некоторые задачники- практикумы удачно купила в букинистическом магазине в городе.
В начале декабря мой учитель снизошел до учительской и предложил свою помощь в одолении математического анализа и аналитической геометрии.
- Да вы что! Нет, нет! Я сама! Вы же за меня сессию сдавать не поедете!
Больше предложений не поступало. На сессию уехала на поезде рано утром 1 января – нужно было в городе найти квартиру на две недели и зубрить.
В новенькой зачетке, к сожалению, построились только кругленькие «хорошо» и «зачтено». «Отлично» прокатились мимо, к другим. «Хвостов» не было! Но появилось только одно желание – вернуться домой и завалиться спать на целые сутки.
Каруселью жизнь после исполнения девятнадцати лет назвать сложно. Это было, как поняла позже, скорее что-то похожее на аттракцион под названием «американские горки».
В результате летом в школе объявили благодарность и отправили в отпуск, в библиотеке сморщились, когда отказалась поступать в библиотечный техникум, в деканате «закрыли» в зачетке второй семестр и предложили переход на очное отделение.
Отказалась без сожалений, потому что в душе уже давно свила себе уютное гнездышко мечта «быть писателем», а не «чистым математиком».
И подпрыгнула от радости до небес на своей дощечке над рвом, когда в профсоюзе предложили «горящую» бесплатную туристическую путевку на 21 день с недельными - переходом через известный перевал, отдыхом в Красной Поляне и затем на побережье Черного моря . Вот такой подарочек свалился на плечи «любимицы» судьбы, как посмеялись мои родители. Но о них будет отдельный рассказ.
И, когда с огромным рюкзаком я выпрашивала в железнодорожной кассе, показывая путевку, срок которой начинался завтра, любой билет даже в общий вагон, проблему немедленно помог решить мой учитель математики. Кассирша была его бывшей одноклассницей.
Поезд появился через десять минут. Поняла только, что наши пути разбежались в разные стороны: мне – на юг, ему – на север, в Москву.
- Слушай, а давай я с тобой поеду? Горы видел только на Урале, когда был там на студенческой практике! А Москва никуда не убежит!
Но проводница загородила собой ступеньки:
- Без билета не пущу! Не сходи с ума! В горы без вещей? В следующий раз!
Заметив, что нет на руке часов (забыла в спешке дома), снял свои большие дорогие часы и протянул мне, когда поезд уже тронулся:
- Чтобы дорогу домой не забыла!
Воспоминания о горах, трудностях перехода через перевал, тропических лесах Красной Поляны, беспредельности морского простора, который увидела и полюбила навсегда, «проснутся» много лет спустя и станут испытанием для моих литературных героев совсем с другими судьбами, потому что воображение каждого пишущего автора сопротивляется и восстает против обычного пересказа дневниковых записей. И оно дарит всегда необъяснимое чувство единства памяти и душевного полета.
Как же прекрасна и неповторима Юность!
Продолжение следует.
Ч.1.Начало. "По тонкой дощечке. "http://proza.ru/2023/11/01/1416
Ч.2.Направо пойдешь."По тонкой дощечке. http://proza.ru/2023/11/04/946
Ч.3.Как тесен мир! По тонкой дощечке..." http://proza.ru/2023/11/09/1309
Ч.4.Оттенки жизненного света!Но тонкой дощечке..http://proza.ru/2023/11/15/623
ч.5.Ты не бойся высоты! По тонкой дощечке... http://proza.ru/2023/12/03/724
Ч.6.Дорогу осилит идущий! По тонкой дощечке...http://proza.ru/2023/12/12/1382
Ч.7 (окончание)Незримые следы на сердце. По тонкой дощечке...
http://proza.ru/2024/01/09/1810
.
Свидетельство о публикации №223111500623
со мной?Какая я тогда была?". В первой части Вы размышляете
об этом с полным пониманием того времени. Своего и в целом
молодых. Звучат слова осознавшего всю прелесть лучших
лет жизни. Права Элла- философские размышления.
Мне нравится,как исподволь вы выдаёте информацию (про будущего
мужа).Это искусство вот так строить материал.
А уж про работу учителя,инновациях написано здорово.
Кланяюсь.
Анна Куликова-Адонкина 16.01.2024 04:52 Заявить о нарушении
Татьяна Чебатуркина 17.01.2024 15:55 Заявить о нарушении