Невыдуманные истории стройбата. История 6-я

ДВА ГОДА, ПЕРЕВЕРНУВШИЕ ЖИЗНЬ.
(Продолжение истории 5-ой)

Мы — не люди. Мы — военные. Добровольные рабы.
Мы должны быть лишены амбиций и чувств.
Нас кормят официозными речами и повседневными насмешками.
«Одна извилина — и та от фуражки…»
                (Сергей Лукьяненко)

(Все имена персонажей являются вымышленными и любое совпадение имён с реально живущими или когда-либо жившими людьми случайно.)

Весна.

Казахская весна была в самом разгаре. Я был изгнан с поста нормировщика и  соответственно снова был на казарменном положении. Трудился вместе с ротой, маляром-штукатуром на стройке. Майское, ярко солнце, грело нас своим теплом. Степь ожила буйным цветением трав, благоуханием цветов и движением различных, многочисленных божьих тварей. Вот и к нам в казарму, стала проникать всякая живность. В одну из душных ночей, мне приспичило до туалета и я, пытаясь встать с койки, начал босой ногой тыкать по полу в поисках шлёпанца. Вдруг моя ступня коснулась какого-то пушистого комка. Резко отдёрнув ногу, я взял из тумбочки спички соседа. Чиркнув я остолбенел! В сантиметрах от моей ступни в угрожающей, защитной позе стоял чёрный, крупный тарантул - мизгирь! Пришлось его приговорить кирзаком. После мы познакомились с ещё несколькими местными достопримечательностями в виде бледных скорпионов и очень  мерзких сольпуг. Последние были довольно огромные, размером с большой палец, лохматые, с ужасными челюстями. И хоть они были не ядовиты, но их укус грозил не менее опасным для жизни последствиями.
В один из субботних, ПХД-дешных* дней, как то выпало так, что мы с моими земляками освободились после обеда и выпали из поля зрения наших сержантов. А поскольку солнышко по-весеннему продолжало припекать и задач у нас на ближайшие пол дня не предвиделось, нам всем дружно захотелось ощутить себя хоть на несколько часов свободными от воинской повинности. Рассудив, что как минимум три часа нас не хвататься, скинувшись копейками с полученной солдатской зарплаты (5 рублей в месяц) взяли два аккуратно завёрнутых в газету пары кило мятных пряников в магазине части. Затем, просочились незаметно через дыру в заборе, направились за два километра к озерцу в степи, которое раньше разведали мои сослуживцы. Это было непередаваемое чувство СВОБОДЫ! Пускай всего, каких то несколько часов! Пускай под угрозой, что нас поймают и припаяют самоволку, со всеми вытекающими…! Но за полгода тяжёлой, стройбатовской жизни, мы так устали бояться, что вместе с весной захотелось каких-то перемен от такого существования! В те мгновенья, мы ощущали себя, снова как будто на гражданке! На берегу кристально-чистого озерца от талого снега, мы наслаждались импровизированным пикником! Пускай лишь пряниками с зелёным, мерзким чаем, но в тот момент это было лучшее кушанье, которое делал нас просто счастливыми! И от голубого неба над головой! И от тепла прогревающего наши вечно замёрзшие тела солнца! И от того, что скоро жаркое лето! И что мы уже отслужили целых полгода нелёгкой службы! И от мысли, что мы сами впервые за это время, позволили быть предоставлены сами себе!!! Мы вдыхали полной грудью ароматы весны, разносившиеся с тёплым степным ветром и в душе, стало вдруг так невообразимо легко и хорошо, что на шуточное предложение: – А может не пойдём обратно в часть?! – все со смехом согласились!
Мне впервые тогда пришло осознание, что я в начале большого жизненного пути…и что нужно пройти через эти ниспосланные испытания стиснув зубы и сжав кулаки! А дальше будет ещё много счастливых мгновений, но каждый из них я уже буду ценить, понимая то, что мне сейчас пришлось и придётся ещё пережить…

Лето.

Июнь 87-го. Это было наверное самое долгожданное лето в моей жизни! Во-первых после пережитой страшно-суровой казахской зимы, очень хотелось тепла! Во-вторых это было уже полгода моей армейской службы и до-дома оставалось уже полтора года! Нигде так в жизни не прожигалось и не жалелось время как здесь в армии! Как у нас говорили - День прошёл и х… с ним! Ближе дембель!
Начало июня, в свободное от основной стройки время, на всех построениях и политзанятиям по субботам отметилось долгими и бурным обсуждениями с осуждением скандального полёта 19-летнего Матиа Руста, который 27 мая пролетел из Хельсинки до Москвы на легкомоторном самолёте «Сессна-172 Скайхок». Преодолев за 5 часов 49 минут более тысячи километров, он приземлился в самом центре Москвы. В святая святых Советского Союза - на Красной площади, у стен Кремля. Так немец «поздравил» СССР с Днем пограничника! Даже нам своим полётом он доставил хлопоты! После этого происшествия в Кремле началась большая кадровая чистка. И нам для будущего дембельского альбома, после отставки министра обороны, Маршала Советского Союза - Сергея Леонидовича Соколова, пришлось разыскивать помимо его фотографии, фото нового министра обороны СССР – Язова Дмитрия Тимофеевича. А как иначе?! При первом мы призывались, а при втором, собирались на дембель!
Я снова был задействован батяней Давыдовым в написании его конспектов, для провидения политинформации с личным составом. С одной стороны это были бессонные ночи, с другой стороны меня освобождали от ненавистной стройки с обеда, что очень злило сержанта Саидова, но кроме шипения в мой адрес с угрозами, поделать он ничего не мог, так как понимал кто в нашей роте хозяин. Но больше всего мне импонировало, что я был востребован и выделялся среди другого личного состава, так как работу, которую я делал для командира роты, была уровня офицера, закончившего высшее военное училище.
В середине июня на очередном утреннем построении, нам представили нового заместителя командира части по политической подготовке. Я тогда даже не подозревал, какую дальнейшую, судьбоносную роль в моей службе сыграет его назначение.
После представления перед батальоном части, капитан Лохтин Вячеслав Викторович вызвал улыбку у всего личного состава. Не только созвучной фамилией от слова ЛОХ, но и своим глуповатым видом. Его розовые щёчки как будто подкрашенные яблочками, точно как у нашего летёхи – Габасовича, горели как у малолетнего младенца! Когда его объявляли, его не менее пухлые, оттопыренные губки, словно у дамы после поцелуя, рапортовали, брызжа слюнкой, с выпученными, толи от страха или очень сильного внутреннего напряжения глазками. В общем, вид у замполита был глуповатый и растерянный, как и полагается, дабы не смущать начальство разумением своим!
На следующий день он вызвал меня к себе.
- Здравь желаю товарищ капитан! Рядовой Рерих по Вашему приказанию прибыл!
- Ну присаживайся рядовой Рерих! – любезно пригласил меня сесть за начальствующий стол товарищ Лохтин.
- Мне доложили, что ты неплохо печатаешь на печатной машинке?!
- Так точно, товарищ капитан! – бодро рапортовал я, в душе уже лелея, что у меня появится чистая работа! – Имею опыт полутора лет работы! – А так же имею корочки о получении специальности киномеханик! – решил я сработать на опережение и заинтересовать нового работодателя.
- Хм…! Похвально! – искренне, с удивлением отреагировал на меня новый начальник, - тогда с сегодняшнего дня ты работаешь при мне, в штабе, а насчёт киномеханика, буду говорить с командиром части, у нас тут как выясняется, вот-вот свободная вакансия в клубе появится! Нынешний киномеханик то на дембель идёт!
Я знал, про движуху в клубе части. Тем более, что дембель-киномеханик по выходным стал натаскивать меня работать на кинопроекторах, понимая, что без приемника, домой его не отпустят! Но у меня была конкуренция, в лице ещё двух рядовых солдат, а главное, мой командир роты очень был зол на меня, что я не оправдал его назначения на должность нормировщика и поклялся, что «блатную» должность я не получу ни при каких обстоятельствах, а буду теперь им воспитываться в духе образцового военного строителя! Это вводило меня в трепет и ужас, так как проводить оставшиеся полтора года в промёрзло-жаркой степи Казахстана, среди дикой орды сослуживцев, грозило потерей остатков здоровья и мозгов. Поэтому я быстро сообразил, куда дуют ветры и изо всех сил включил свою солдатскую смекалку, чтобы не сгинуть от непосильного труда и нагибов своих многочисленных командиров! Я понял, что мне нужен влиятельный начальник, но желательно в одном лице!
В тот же день, соскочить со стройки мне не удалось. Весомо сыграло на моём новом назначении многоначальственность. За меня вдруг ухватились и командир роты Давыдов, и его заместитель летёха Игнатов и даже грёбанные сержанты Тургунбаев с Саидовым! Всё вдруг осознали, что моё новое назначение, даст мне относительную независимость от их приказов и работ которые они мне с систематичной регулярностью подкидывали! Что в свою очередь позволяло им где-то расслабится! А тут вот…Рерих снова в штабе! У замполита в части в «адъютантах»! Давыдову я писал ночью по субботам конспекты для политинформации с личным составом. Игнатову – еженедельный «Боевой листок» - агитку* о жизни роты за неделю. Киргизу, старшине Тургунбаеву я сводил еженедельные отчёты по состоянию дел в каптёрке*. А узбека русского происхождения, сержанта Саидова, я просто бесил! Он меня ненавидел, как интеллигента, который его в свою очередь презирал за его двуличность и откровенный садизм.
Поэтому моё новое назначение, происходило буквально с боем! Точку в этом деле поставил командир части, капитан Воронов. Он просто решил сделать первый дружеский жест новому заместителю. Я знал, что длинорукий Воронов меня так же ненавидит за интеллигентность.
Тут надо отметить, что впервые в армии я ощутил на себе не только набиравшую силу в СССР межнациональную рознь, но и классовую ненависть! Интеллигенция после революции 17-го, была не в почёте у рабоче-крестьянского класса. Как оказалось, быть интеллигентом в СССР всё равно что, быть сродни еврею!
Ну так или иначе, эта была улыбка судьбы! И я через день после развода маршировал не на стройку Объекта №Эн… а в штаб части, в кабинет нового замполита.

Богатое наследство.

В силу своей девичьей внешности и по сути, как потом выяснилось, бабского характера, Лохтин не имел той харизмы командира, за которым пойдут в атаку. На должности замполита части это был фактически провал. Он это прекрасно понимал. Капитану пришлось подключать все свои блатные связи и начинать вести другую «игру». Так я впервые узнал, что такое интриги…
Через неделю после выхода в машинисты штаба, Вячеслав Викторович обрадовал меня самым волнующим  в тот момент для меня известием – я был утверждён на должность киномеханика части! Хоть Воронов категорически не хотел моего назначения, как и остальные мои многочисленные командиры, но Лохтин понимая, что нужно как то доказывать свой авторитет заместителя командира части, провёл грамотную операцию по моему выдвижению, среди явно отрицательно настроенного командования.
Два моих конкурента потерпели фиаско, в этой закулисной борьбе. Благодаря красноречивому убеждению моего нового шефа, что нельзя оставлять в столь непростое для страны время войсковую часть без главного луча пропаганды – кино! А поскольку реально на столь важный пост можно поставить, только солдата имеющего подтверждающие документы киномеханика, члена ВЛКСМ и русского по национальности, то остальные кандидатуры отваливались сами собой! У первого не было удостоверения киномеханика, а только практика. А второй был не член ВЛКСМ и чистокровный узбек. А за последние полгода, офицерскому составу узбеков уже хватило выше крыши! Последний слабый аргумент дождаться возможного появления нового киномеханика из предстоящего молодого пополнения, был беспрекословно отметён моими развёрнутыми корочками молодого специалиста, киномеханика 3-его разряда с имеющейся трудовой практикой.
Это назначение было счастьем не только для меня, но и для киномеханика дембеля, который уже сидел на чемодане и ждал когда же отцы-командиры соизволят… Мне в наследство досталось огромное и даже не по-солдатским меркам богатое хозяйство в виде целого армейского клуба вместимостью до восьмиста человек! В клубе размещались радиорубка, библиотека, складские помещения и кинобудка!  А самое главное, я в довесок получил должность почтальона! Это открывало передо мной в прямом смысле слова – ворота части! Я должен был ежедневно кроме выходных, ездить в город Никольский, отвозить и привозить почтовые отправления, организовывать доставку посылок. Помимо этого я должен был по пятницам и понедельникам, организовывать доставку кино из самого Джезказгана! Эта была единственная загвоздка, так как для этих целей машину мне командование не выделяло. Логистику доставки из города от 20 до 40 кг киноплёнки в металлических контейнерах-боксах в нашу воинскую часть, теперь становилось моей еженедельной задачей.
От нахлынувших перспектив я готов был копать землю для своего нового командира, на что он очень и рассчитывал! Сразу начал грузить меня по-полной, разной машинописной рутиной по партийной линии и уговаривать чтобы я ему стучал о всех случаях неуставщину и прочих происках в подчинённой ему части. С общественной должности «дятла» я витиевато соскочил, сказав, что ну вы сами посудите, когда мне теперь обо всём этом знать, при таком объёме работы, загруженности и оторванности от ротной жизни. Насчёт загруженности я не лукавил. Уйдя с ненавистной стройки и от бесконечной рутины отцов-командиров, я попал ещё больший объём работы, которая так же не давал мне спать! Но всё равно это было небо и земля! И в существующей здесь своей армейской иерархии, я попал в касту «блатных». Но о тех дивидендах* которые она давала, мне ещё предстояло узнать.
Замполит ещё расхвастался, что в связи с тем, что у нашей части появился откомандированный гарнизон в степи, а его нужно будет то же как то политически агитировать и стимулировать, он будет хлопотать у вышестоящего руководства о приобретении нам автоклуба, который представлял из себя, по сути, грузовик с передвижной кинобудкой. В ту ночь я засыпал с мыслями как я буду рулить на передвижном автоклубе и крутить в степи кино!
Новое назначение, сразу подняло меня в глазах сослуживцев. Должность почтальона позволяла мне беспрепятственно получать всю почтовую корреспонденцию и посылки направляемые в адрес нашей, воинской части. А поскольку все посылки у нас подвергались «таможенному» досмотру отцов-командиров и другим личным составом, многие шли договариваться со мной, чтобы обойти все эти препоны и получить посылку откровенной контрабандой, так как часто содержимое вложения почтового отправления из дома, не соответствовало требованиям воинского Устава и было бы беспощадно конфисковано! Конфискацией любил заниматься непосредственно командир части, для последующего личного употребления или откровенного шантажа провинившегося. Хотя назвать провинившемся, военнослужащего, которому по доброте душевной его родные и близкие послали бутылочку доброго молдавского вина или грузинской чачи было сложно. Но попадались откровенно и уголовные послания, в основном лицам из Средней Азии, которых у нас тут по-прежнему хватало. Пакеты с анашой* вкладывали в посылки из Ташкента, Душанбе и Фрунзе увесистыми пакетами, не стесняясь. Поэтому для всех я стал нужным парнем.

Выборы.

На следующей неделе у нас в части случился запланированный политический праздник. Всю неделю замполит носился как угорелый и наш клуб украшался красным кумачом советской символики. По всей части развешали красные флаги. Была сколочена массивная трибуна для ораторов и большой, огромный ящик для голосования. Часть готовилась к проведению выборов областных депутатов. 
Я сидел ежедневно, до 2 часов ночи в штабном кабинете замполита, за печатанием различных докладов, речей, наградных, почётных грамот и списков избирателей – всего личного состава части. В субботу на всех без исключения, блатных и не очень, отправили после бани, маршировать на плацу с элементами отработки хождения строем. Я был в эти дни наверное сверх блатным, так как не участвовал в строевой подготовке, а занимался её звуковым сопровождением, включал в радиорубке громкое вещание на всю часть то торжественных военных маршев, то гимна СССР. Периодически были попытки моего прямого начальства, начиная от сержантского состава и продолжая ротным-батей, привлечь меня на их любимые трудовые обязанности. Но замполит тут снова столкнулся с тем, что если его подчинённый уйдёт под других, то прозвище ЛОХ о котором он уже знал, себя оправдает. Поэтому сделал мне «железобетонную бронь» от всех нападок, огласив мой статус «неприкасаемого» на вечернем разводе перед всей частью, что без его личного приказа, рядовой Рерих, ни к каким другим работам не привлекается! В глазах земляков я обрёл ещё большее уважение, а в глазах остальных своих командиров ещё большее желание меня как-то нагнуть и наказать за очередную дерзость!
Ранним солнечным  утром, в день «Х», 21 июня 1987 года, после утреннего развода на плацу, дружными строями, поротно, вся часть была загнана в клуб. Отцы командиры по старшинству званий и должностей, а так же политическому весу, выходили на трибуну и по-моим ночным трудам, зачитывали тексты докладов об успехах части в социалистическом соревновании, и о том, что проводимая в год 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции избирательная кампания способствует повышению трудовой и политической активности советских людей в борьбе за ускорение экономического и социального развития, успешное выполнение планов 1987 года и пятилетки в целом! Сегодняшние Выборы станут крупным событием в общественно-политической жизни страны! Они имеют важное значение для осуществления полновластия всего советского народа, совершенствования деятельности Советов народных депутатов, углубления социалистической демократии в духе требований XXVII съезда КПСС, январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС! Такими серьёзными призывами обрабатывались головы наших «чабанов», пролетариев и колхозников теперь уже военно-строительного, рядового состава.
А дальше, всё как у всей страны тогда – бурные, продолжительные аплодисменты! Затем пошли награждения почётными грамотами и медалями офицерского состава. После все строем, по очереди, брали избирательные листки, где ставили галочку за заранее определённых кандидатов, под наблюдением проинструктированных отцов-командиров  и по-одному, поочерёдно бросали их в урну. Голосовали наши доблестные солдаты за тех, которые были выгодны местному обкому. Мы никого из них в глаза не видели до этого дня. Это шло плюсом секретарю КПСС, майору вышестоящего штаба и командиру части за дружеское расположение к ним, местной партийной элиты. Перестройка конечно шла по-стране, но на местах требовалась настоящая революция…а в нашей части особенно!
Но праздник всё-таки был! Вечером, после праздничного ужина с большими порциями мяса и пряниками к чаю, я крутил в клубе столь любимый советским зрителем боевик «Ответный ход», о нашей крылатой пехоте. Даже «братья» узбеки благодарили меня за этот фильм, выходя из клуба и хлопая по-плечу!
- Рерих! Ох..но!

Женский Интернационал.

С момента поступления в ряды Вооружённых Сил СССР, нам ежемесячно платили солдатскую заработную плату в размере 5 рублей. Первые месяца нам эти деньги фактически не доставались, по разным причинам. То дедушки отбирали, то отцы-командиры заставляли нас тратить свою получку на приобретение зубных щёток, бритв, всякой канцелярии для обучения политинформации в магазине военторга* при войсковой части. В лучшем случае иногда у нас оставалась, какая то мелочь, и мы вскладчину покупали свёрнутый из газеты кулёк свежих, мятных, ароматных пряников!
О..о..о… какие они тогда были вкусные! Я думал тогда – вернусь домой, каждую неделю буду покупать себе мятные пряники и есть килограммами! Мы ели их в прикуску запивая местным горьким, зелёным чаем который нас заставляли каждый день набирать в свои солдатские фляги из-за серьёзных проблем с местной водой. Хотя на самом деле солдатские фляги были образно солдатскими, не армейскими алюминиевыми флягами, а самыми что ни наесть гражданскими, пластмассовыми, из магазина «Рыболов и охотник».  Дома на гражданке у меня было точно же такая, я с ней ходил на рыбалку. Но главное, что у неё была удобная крышка в виде плоского стаканчика, из которого было удобно пить.
И вот спустя полгода, как то вышло, что мы получили очередную плату за свой «ратный труд» в полном объёме. И плюс ко всему нам дали увольнительную в город, как передовикам военно-строительного труда! В увольнение нас отправили интербригадой из четырёх человек. Со мной вместе был узбек, татарин и мордвин.
От своей части мы дотопали 1,5 км до трассы и сев на межгородской, рейсовый автобус добрались до Джезказгана. Пользуясь случаем, что это всё таки наше первое лето в Казахстане,  у нас есть финансы и свободное время, а мы вечно голодные, я предложил своим товарищам - почему бы нам не отведать здешних деликатесов на местном рынке?!
Идея моя понравилась и мы, расспросив у местных как добраться до базара, через 15 минут были на месте. Здание рынка ничем не выделялось. Под куполом как в цирке, размещались торговые ряды с различными продуктами.
Мы подошли к ряду, где торговали свежими фруктами. Чего здесь только не было! И виноград, и яблоки с грушами, абрикосы и гранаты, арбузы и дыни! За прилавком с  сочными яблоками стояла пожилая азербайджанка.
- Здравствуйте Матушка! Почём Ваши яблочки?! Мне бы килограмм! – обратился я негромко.
- Сынок! Ты щто.. смеёщься?! Зачем спращиваешь?! На, держи дорогой! Денег мне не надо! У меня сын, тоже в армии служил!
С этими словами почтенная апа*свернула газетный кулёк и насыпала мне самых спелых плодов! Наотрез отказавшись брать с меня денег!
После этого, все женщины, стоявшие вдоль этого торгового прилавка и казашки, и азербайджанки и кореянки начали нам махать руками, чтобы мы подошли к ним за угощением! Мы с товарищами были шокированы и тронуты такими щедрыми дарами! Никто из нас и думать не думал, что вот так к нам отнесутся местные торговцы. Это был, какой то женский интернационал матерей! Ведь они просто понимали, что сегодня они накормят чужих сыновей! А в другом месте страны кто-то так же накормит их сыновей!
И как я потом узнал, это тогда было действительно так!
Счастливые и улыбающиеся от свалившегося на нас неожиданно счастья, мы вышли с рынка загруженные ценным, сногсшибательно источающим ароматы грузом! Свернув до ближайшей скамейки, мы устроили пир, вкушая свежайщие фрукты со всех уголков нашей необъятной страны!
Поскольку в связи с моим новым назначением я стал чаще появляться в городе, мне всё больше и больше приходилось сталкиваться с проявлениями материнского интернационала. Чаще всего ко мне подходили русские женщины и совали деньги в руки, со словами – Бери сынок! Не стесняйся! Мы знаем, ты голодный! Поешь чего ни будь!
Одна уже пожилая женщина, даже предлагала ходить к ней на постоянной основе обедать. Я любезно отказался, так как к тому времени у меня уже была Таисия Ивановна, с которой меня познакомила моя мама. Я периодически к ней заглядывал, чтобы оставить свои вещи, или деньги которые мне ежемесячно стали переводить родные. Это нельзя было хранить в части. Поэтому Таисия Ивановна для меня была просто находка! Я её периодически благодарил, покупая сладости к чаю или цветы. Да и моя матушка, присылала ей, какие дефицитные сладости. Но и хозяйка квартиры всегда меня старалась тоже не оставить без еды и вкусно кормила. Мои армейские будни налаживались, и в них появлялось всё больше поводов для простого человеческого счастья.

«Солдатская карьера».

Через неделю после моего судьбоносного назначения мне выдали доверенности на получение почтовых отправлений и кинопродукции. Но самое главное, я получил бессрочную увольнительную в город! Согласно этого документа я мог ежедневно, законно пребывать в двух городах между которыми располагалась наша часть Джезказганом и Никольским. Но это не означало, что я мог ездить когда захочу. Только с разрешения и по приказу своего нового командира – Лохтина. Но поскольку при всех громких званиях замполита и заместителя командира части, на этом по сути весь авторитет Вячеслава Викторовича заканчивался, он решил искать подходы к подчинённому составу. А я у него был пока, по сути, правой рукой. Если не считать моей перегрузки в ежедневном документопечатании по его различным приказам, докладам к политинформациям, то в целом мне нравились его указания, направленные на мои теперь ежедневные поездки в город Никольский за почтовой корреспонденцией. После обеда я уезжал с офицерским составом на служебном автобусе, а обратно доезжал по трассе межгородским автобусом или на попутках. Благо, что проезд у солдата срочной службы был бесплатный, а на попутках никто с меня платы не брал. На почте я как то быстро наладил дружеский контакт с двумя молодыми почтальоншами, татарочкой и казашкой. Они были очень приветливыми и помогали мне разобраться в моей новой работе. Таскать бумажные пакеты килограммов под 5-8 с газетами, журналами и главное письмами было в радость! Журналы: «Роман-газета», «Советское военное обозрение», «Советский Экран», «Огонёк», «Знания-сила», «Техника молодёжи», газеты «Правда», «Известия», «Красная звезда» вот неполный перечень печатных изданий который шёл к нам в часть. Обязательно каждый экземпляр газет я подшивал в добрую стопку которая хранилась в библиотеки части и относил свежую корреспонденцию командиру части и его заместителю, своему новому шефу.
Знакомство с коллективом кинобазы г. Джезказгана прошло вполне дружелюбно. Там был практически такой же женский коллектив, как и на почте. И ко мне как к молодому солдатику, женщины относились очень хорошо. Подробно изучив мои корочки киномеханика и доверенность они внесли меня в свою картотеку и выдали первую партию двух фильмов – один сборник мультфильмов «Кубик-рубик» с набиравшей тогда популярностью анимацией типа «Зайца не видел..?» и советского боевика «Пираты 20-го века». Всё выданное имущество представляло собой десяток рулонов киноплёнки на стальных катушках, в жестяных, круглых пеналах, которые в свою очередь были складированы в металлические контейнеры-пеналы весом по 15-18 кг каждый. Таких пеналов у меня набралось четыре. Женщины с кинобазы на меня сочувственно тогда посмотрели и спросили, как же я всё это до части собираюсь довезти? Я с улыбкой сказал, что ничего страшного, до вечера ещё далеко, как  уж ни будь, оправдаю доверия своего командования!
Доверие пришлось доказывать тяжким, физическим и тупым трудом. До шоссе благодаря любезности новым знакомым женщинам, меня подвезли на служебном «Москвиче-комби» этаком легковом фургоне с будкой сзади. Но дальше стоял вопрос, как доехать ещё почти 15 км? С характерным визгом колёс и поднятой кучей степной пыли, рядом со мной резко затормозил старенький ЗиЛ-ок. Через открытое окошко я увидел смуглое, морщинистое лицо немолодого водителя-казаха.
- Тебе куда сынок..?! – с улыбкой спросил меня мужчина на вид лет под шестьдесят.
- Вы не в Никольский едите?! Да мне бы отец, хотя бы до Кенгира* доехать, а там я уж как ни будь сам!
- Нам по-пути! Садись! – добродушно пригласил меня водитель.
Я как штангист, с четырьмя подходами по подъёму штанги, забросил в кузов грузовика свою дорогую ношу.
- Ну что сынок?! Как служба?- как только мы тронулись завёл со мной разговор шофёр.
- Да служба, как служба! День прошёл и чёрт с ним! Ближе дюбель! – отшутился я, - Меня зовут Алексей! А Вас?
- Марат Анурбекович! Можно просто – дядя Марат!
- Дядя Марат! Да вот полгода как уже служу здесь..- и далее я кратко поведал о своей непростой службе, сославшись на то, что как выяснилось, главная ежедневная забота у солдата это как бы выспаться и поесть!
Марат Анурбекович улыбался сквозь свои чёрно седые усы.
- Ну вот сынок! Спасибо, что сократил мне дорогу своими рассказами! – сказал он притормаживая у края трассы, - Извини, что дальше не смогу тебе помочь, график строгий у меня по работе!
- Да, что вы! Я и так Вам благодарен, что помогли мне с моим грузом преодолеть основной путь! – благодарил я выгружая свою тяжёлую поклажу.
Пожав руку водителю, я встал и бросил взгляд на горизонт степи, где виднелась наша часть. Ну, что?! Лиха беда начала! – подбадривал я сам себя, и схватив самых два увесистых контейнера пронёс их вперёд метров 25, а затем оставив посреди степи, вернулся за остальными. Чувство вечно подкатывающего голода подталкивала меня быстрее перетаскивать по паре пеналов, в этом тупом деле! Мне очень хотелось успеть к ужину и поэтому я потел изо всех сил! Не знаю, сколько времени у меня ушло на хождение туды-сюды-обратано, но эти 1,5 км до части я запомни на всю жизнь! Таскание гирек по 15 кг под изнуряющей жарой в +35С, по формуле прошёл вперёд-отнёс-вернулся в то момент казалось мне каким то бесконечным, выматывающим, непосильным трудом, который только в стройбате и встретишь! Но я сделал это!
После ужина, на вечернем построении я потный и вонючий докладывал замполиту о доставленных кинолентах в часть и предстоящем киносеансе на выходные.
Лохтин выслушав мой рассказ о пешей доставке, пообещал мне, что сделает всё, чтобы такого больше не повторилось! Но… Лохтин подтверждал свою фамилию и по-прежнему не утверждал свой авторитет.
Он клялся, что к концу этой осени, у нас появится автоклуб и тогда вообще не нужно будет никого просить о транспортировке фильмов и почты.

Шторм перемен.

С приходом нового пополнения в июле, в части начались серьёзные перемены. Мы тогда ещё не знали радоваться нам или огорчаться, так как с одной стороны пришли в полном составе наши братья-славяне с сибирских городов, с другой стороны это были все взрослые дяди в возрасте от 25 до 27 лет! Как выяснилось позже, большая часть из них только что вернулась из мест лишения свободы, а точнее с «химии»*.
Им отдали помещения двух казарм из четырёх, по количеству рот в батальоне. В первую же ночь к новобранцам ломанулись наши узбеки с целью показать и удержать власть, которую они здесь вроде бы как установили. Но на свою беду они не до конца оценили и не осознали какое «молодое» пополнение прибыло к нам в часть! На следующий день после подъёма, в каждой роте увидели побитых и покалеченных воинов Аллаха.
Как нам утром потом, рассказали наши прибывшие земляки, смуглые черпаки и деды завалились гурьбой в казарму с криками – Э! Духи русские! Все подъём! Выходи стройса!
Наши духи русские, не успели уйти ещё в блаженный сон и быстро прикинув, что к чему, дружно выскочили в проход казармы с ремнями как говорится – наголо! С налёта, которого никак не ожидали наши мусульманские неугомонные «братья», нахлыстом, со всей дури, стали на отмаш стегать их металлическими бляхами. Оказавшись между двумя сторонами дружного строя, который нещадно полевал их режущими и печатающими ударами бронзовых блях, окровавленный и избитый противник с позором покидал поле боя!
Через день после описанных событий, я проснулся в своей кинобудке на полчаса позже установленного режимом подъёма. Я потихоньку начал наглеть и незаметно сбегать с роты после отбоя, чтобы спокойно попить чайку перед сном и поспать уже в родном мне клубе.
Сладко потянувшись, я быстро натянул на себя ХБ*и пошёл за клуб в открытую степь, как говорится до ветру! Сижу я так на корточках, философски размышляя о красоте жизни под ослепительно ярким солнцем и голубым небом, как вдруг со стороны части я услышал странный, нарастающий гул, напоминающий звук взлетающего самолёта! Гул нарастал всё сильней, я даже поначалу решил, что это был какой-то незапланированный запуск очередной космической ракеты!
Резко подскочив и завершив начатое, застёгивая на бегу штаны и оправляя гимнастёрку я со всех ног бросился на звуки доносящегося грохота и шума.
Приближаясь всё ближе я понял, что источник гула исходил из нашей армейской столовой! В голове у меня крутились вопросы – что, как, почему..?!! И тут я увидел картину маслом…
Из главного, центрального входа в столовую стали выбегать то по одному, а то и целой гурьбой наши узбекские «товарищи». У всех у них были перекошенные и окровавленные лица. В какой-то момент в дверном проёме появилась троица черноголовых из нашей роты. Отъявленных националистов, которые каким-то проведением избежали прошлого реформирования части и не попали в дизбат*. Двое в разорванных и окровавленных гимнастёрках, от стекающих с их лиц крови. Один  с рассечённой бровью и подбитым глазом, второй с выбитыми зубами и разбитыми губами, тащили третьего с серьёзно раскроенной в кровь чёрной башкой. Неожиданно к нам подбежало несколько офицеров части, среди которых был наш ротный-батя. Давыдов с откровенной издёвкой обратился к своим смуглявым подчинённым – А ну как доложите мне по форме,  что товарищ солдаты у вас тут произошло?! - рявкнул он своим громоподобным голосом. Узбеки жалобно, на ломанном русском понесли ахинею, что их тут не за что, просто так вот избивает новое пополнение! У всех подошедших это вызвало улыбку, и даже смех. Иван Николаевич саркастически, почти сочувственно спросил – Значит говорите ребятишки, вас тут сильно обижают..?!  - и вдруг сменив резко тон, начал наносить удары сверху своим кулаком-кувалдой по разбитой башке тяжело раненого «героя», рикошетом наворачивая и его носильщикам по морде!
- Я вас сссуки, научу Советскую власть уважать!!! Я б..дь выбью из вас сынки эту националистичную дурь! Вы будите любить свою страну и её народы братской любовью!
Узбеки бросили своего тяжелораненого товарища и кинулись врассыпную! Выскакивающие их входа другие побитые солдаты того же племени, ошарашено смотрели на происходящее и даже попытались вступиться за «обижаемых», но подошедшая группа офицеров чётко дала понять, что дёргаться дальше не стоит и остатки когда очень воинствующей орды, с позором разбежались по щелям!
Позже я узнал, что в то утро, все четыре роты нашего батальона пришли дружно в помещение столовой на завтрак. Но мирно позавтракать, как то не получилось! Герои позапрошлой ночи, зализав раны, решили повторить неудачную попытку установления узбекской диктатуры в части! Они рыпнулись в адрес 1-й и 2-й роты новобранцев, но снова не учли главного фактора! Против них были не 18-летние юнцы из за школьной парты, а в прямом смысле слова боевая армия зрелых, физически крепких, рослых, сибирских мужиков, с очень суровым характером, закалённая в серьёзных драках бурной молодости и пяти лет колонии! Это было всё равно, что бросится на пулемётное гнездо с ружьём, без гранаты! Расстрел был обеспечен!
Сибирячки опять очень дружно вскочили и не давая откровенно уже говоря - врагам, опомниться, повалили столы с завтраком на пол создавая таким образом искусственную баррикаду и затем шквальным огнём из алюминиево-чугунной посуды начали поливать их головы! Мятежники отвечать тем же, из-за чего и получился такой нарастающий гул взлетающей ракеты! Со звоном разлетались плафоны освещения и окна столовой! А затем «духи» применили испробованную тактику – сняли с себя ремни и бляхами начали хлестать, резать и добивать дрогнувшую толпу зачинщиков! Разгром был полный! Обошлось без убитых! Но поколоченных и тяжело раненных было много среди «непримиримых». Начальник медсанчасти не знал, как справится с таким наплывом, но в город никто ничего не сообщил и за помощью не обращался. Офицеры осознавали, к каким последствиям могло это привести.
Главное  - после этого дня, в части установились новые правила воинских взаимоотношений – по сути, иерархия зоны, но со своими армейскими нюансами. Никто до тебя не докапывался по национальному признаку, ни по месту рождения, ни по сроку службы! Появились крутые - неприкасаемые, их свита – быки. Они старались вести нерабочий, неармейский образ жизни, поначалу вступая в открытый конфликт с офицерами. Последние поняв, что бороться с этим - дело неблагодарное, произвели их по-быстрому в  сержантские погоны. Что, по сути, узаконило их полупраздный образ жизни на весь срок службы.
Если ты блатной или просто серьёзный мужик, ты умеешь постоять за себя, нагнуть при случае другого или занимаешь крутой, нужный всем чем-то пост, живи себе относительно спокойно! Хреновей всех было тем, кто ни попадал не в одну из этих групп. Это были ЧМОри. Низшая каста нечеловеческой жизни в части.   
Никто из командного состава части не воспротивился новым порядкам. Командира части Воронова, это очень даже устроило! Новый, неуставной режим оказался ему на руку. Но мы об этом узнали только лишь к концу службы.
Разбитые узбеки из нашей роты,  попытались качать права в правовой зоне и вспомнили вдруг про воинский Устав. Написали письмо в военную прокуратуру, на нашего батяню, за то, что он, коммунист, офицер применил грубую физическую силу к своему подчинённому составу, за их небольшую провинность!
Через полторы недели к нам приехали с проверкой «по факту». Следователи долго всех допрашивали в части, но уехали ни с чем, не найдя состава преступления и подтверждения фактов изложенных в жалобе. Капитан Давыдов получил лишь устное замечание по партийной линии.

Обыкновенный рэкет.

Перестройка в стране была в самом разгаре! 1 мая 1987 года вступил в силу закон об индивидуальной трудовой деятельности. На моих глазах в обоих городах стали появляться первые кооперативы. Предприимчивый народ открывал новые кафе, видеосалоны, фотосалоны, студии звукозаписи. В продаже появились варёные джинсовые изделия и прочий ширпотреб доселе не виданный. До этого дефицитные магнитофонные кассеты, стали продаваться на каждом углу, да ещё не просто кассеты, а с записями популярной музыки, что так же до Перестройки, было очень проблематичным делом! «Кино», «Мираж» и «Ласковый май», «Электроклуб» и «А-студио», Александр Серов и Сергей Минаев кричали хриплыми динамиками кассетников из ларьков-павильонов или окон молодёжных общежитий, открывая нам невиданный доселе мир новой, советской эстрады!   
С приходом в страну кооперативов и индивидуальных предпринимателей появились и первые «братки»-рэкетиры и я ещё не знал, что этим летом, мне предстояло с ними случайно познакомится. 
В обычный, будний, августовский день я уже как обычно поехал своим ходом в шахтёрский Никольский, за свежей корреспонденцией и почтой. Весело поговорив с приветливыми девчонками с почты, я забрал небольшую пачку газет и журналов, и с десяток писем мои сослуживцам. Поскольку взятая тяжесть была в этот день не обременительна, и у меня было в запасе пару часиков свободного времени, я решил зайти в местное кафе полакомится. Плотно перекусив вкусными мантами и запив диковинным тогда сухим соком ZUKO, я искренне радуясь солнечному дню, направился в кооперативное фотоателье, чтобы по просьбе моих товарищей забрать фото для дембельского альбома.
В момент, когда я уже рассчитывался за выполненный заказ, дверь в ателье резко распахнулась от удара ногой. В «предбанник» ателье завалилось трое мордоворотов с ублюдочными рожами. Все они были одеты по-спортивному, в кроссах и тренировочных костюмах «Adidas», с раскаченными, широкими плечами и короткими стрижками «под ёжик». Первый из них, резко перемахнув через стойку приёма заказов, в наглую зашёл в служебное помещение, держа в руках монтировку. Судя по характерному, возрастающему шуму, начал там просто всё крушить!  Второй браток  на моих глазах, стал жёстко прессовать работника ателье приговаривая – Где сцука наши бабки?!!! Ты чё баклан?! Решил, что мы шутим с тобой?!!! Сказана тебе было – плати и будешь жить спокойно, нет же… придурок нарвался! – приговаривал бандюга, отбивая со всей мочи уже окровавленное лицо, теряющего сознание несчастного кооперативщика. Ну а третий, достав из кармана ножик-выкидуху символично провёл остриём по моей хэбзшке изобразив на морде зверско-дружелюбную улыбку акулы, рыкнул – Снимай салабон* форму свою! О! И панамку тоже! – схватив с моей головы «афганку», он нацепил её тут же на себя.
- Слышь земляк! Зачем тебе форма солдатская?! – робко спросил я..
- Слышь ты!! Ты мне бодягу тут не разводи! Будешь борзеть, я тебя щас на пику насажу и делов-то! – хриплым, мерзким голосом ответил мне качёк и в подтверждение своих намерений поставил лезвие ножа мне к горлу!
В этот момент я понял, что передо мной реально отмороженные, конченые нелюди, у которых нет ни совести, ни чести, а только их звериные инстинкты наживы любой ценой! Было страшнее, чем перед разъярённой толпой узбеков в начале службы! Я осознал, что никакие уговоры не остановят подонков, от намеченных целей! И если отжать денег у частника было понятно, то снять форму с солдата, как то не укладывалось в голове о целях и намерениях этих ублюдков!
Для ускорения моих душевных колебаний бандит надавил ножичком… Много мыслей пронеслось в тот момент в моей голове, но я счёл, что лучше в трусах вернуться в часть живым, чем в морг  мёртвым.
А дальше снова было кино жизни! Только я расстегнул первые две золотые, звёздные пуговицы хэбэ, как в помещение с криками - Всем мордой в пол! Руки за голову!!! – вломились четверо хорошо вооружённых милиционеров, и повалили всех нас, стоящих на пол! Всё произошло настолько молниеносно, что я поначалу даже не понял, радоваться или окончательно огорчаться пришедшему вот таким необычным образом нашему освобождению!
Поскольку события происходили средь бела дня, действия бандитов не прошли незамеченными. Видимо кто-то из жильцов дома, в котором находилось фотоателье, услышав шум, сообщил «куда-надо»! В любом случае я был благодарен небесам, за это чудесное спасение!
Новоявленных братков повязали и отвели в ментовский УАЗик. А оставшийся с нами летёха-милиционер, вернув мне панамку и изучив подробно мои документы, приступил к допросу.
- Значит говорите рядовой воинской части №2ХХХХ?А что делал рядовой Алексей в данном фотоателье?
- Да ничего такого, товарищ лейтенант! Пришёл просто получить свой заказ. Кстати! Могу я его теперь забрать?
- Да! Забирайте! Я тут записал показания потерпевшего, вы подтверждаете, что данное заведение подверглось нападению и угрозам жизни, присутствующим, со стороны нападавших?!
- Да! Я подтверждаю! Только конченые люди могут за форму пытаться тебя зарезать! Спасибо вам, что вовремя подоспели!
- Распишитесь в конце протокола, что с моих слов записано верно, дата, время и число и будьте готовы, что мы Вас можем снова пригласить для дачи показаний. Можете быть свободны! – с улыбкой произнёс милиционер отдав мне честь.
Я ответно отдал честь и пожал руку своему спасителю.
В углу помещения с заплывшим не на шутку от побоев лицом, вытирался полотенцем, от крови, пришедший в себя хозяин ателье.
- Ты заходи солдатик! Мы всё тут восстановим! – произнёс он весьма жалостливо через выбитые зубы…
- Спасибо! Обязательно! Поправляйтесь!

Будни армейского лета.

Первое проходящее казахское лето, запомнилось сумасшедшей жарой, бесчисленными табунами жаб собиравшихся на ночь, на свет клубного прожектора, и не только кучей всяких местных, членистоногих тварей. А ещё вкусными арбузами, которые здесь разводили корейцы. Их так и называли – корейские арбузы. Удивительно для нас было то, что они были всегда очень спелыми, ярко-красными на срезе и изумительно вкусными!
Жизнь моя на новом трудовом посту потихоньку шла в гору. Я уже не голодал, а имел постоянный сух-паёк от таких же блатных, столовских сослуживцев, которые мне выдавали булку свежеиспечённого, белого, солдатского хлеба с хрустящей корочкой и несколько цилиндриков* сливочного масла с сахарным песком. А для нас в армии это был лучший деликатес. Жизнь потихоньку налаживалась и дарила больше радостных  дней, на фоне безысходности стройбатовской службы! Я начинал ценить каждый миг счастливых мгновений простой человеческой жизни!
Каждый рабочий день я ездил в Никольский, отвозил, получал почту и свежую корреспонденцию. Последнее доставляло мне не меньшую радость, как тяга к чтению была великой. Страна входила в эпоху глобальных, исторических перемен и жадно хотелось знать, что происходит и что нас ждёт!
В одну из пятниц, мне посчастливилось уехать в Джезказган раньше обычного на буханке-санитарке вместе с летёхой врачом нашей части. Я воспользовался свободным временем зашёл на рынок купить чего-нибудь вкусненького. Ведь есть хотелось мне всегда! Местные казахи разгружали бортовой ЗиЛок с корейскими арбузами. Когда я приходил мимо один из них окрикнул меня!
- Слышь воин! Не хочешь калым?!
- А в чём вопрос?! – откликнулся я.
- Помоги разгрузить! Пятёрку дам!
- Пять рублей – моя солдатская получка! По рукам!
Я полез на борт. За два  часа немного взмокший, но счастливый я держал в ладони, обещанную хрустящую купюру, а в ногах наиспелейший арбуз! Взвалив увесистый заработок, я пошёл на кинобазу которая была в километре от рынка.
Женщины с кинобазы встретили меня аплодисментами и были рады сладкому угощению. Я понимал, что надо было налаживать отношения, чтобы получать самые «кассовые» фильмы. В тот день судьба мне улыбнулась ещё раз. На базе я познакомился с таким же рядовым киномехаником с соседней части свежеиспечённых военно-космических сил.
Во-первых я обрел коллегу «по цеху» и потом как выяснилось будущего друга!
Во-вторых он был из уставной части, где всё было тип топ! Часть была укомплектована на все сто! Шикарный воинский клуб, с продвинутой киноаппаратурой, стереозвуком, собственным инструментальным ансамблем и большим обилием спецтехники! И перед моим новым товарищем не стояло проблемы, как доставить кино из города в часть и обратно! При нём всегда был ГАЗ-66, бортовой вездеход!
Я быстро договорился с Женькой, так звали моего нового друга, что мои кинобанки он будет возить к себе в часть, а я вечерком в пятницу или днём в субботу перед нашей вечерней премьерой буду у него забирать своими силами. И таким же образом в воскресенье вечером обратно, чтобы в понедельник он отвозил наше кино на кинобазу! Организовать доставку из соседней части пешком в 1.5 км мне было проще. Так как смотреть кино хотели все!
Так у нас с Женькой образовался сначала деловой союз! Рассчитывался я различными стройматериалами, которых у нас было неограниченное количество. Плюсом было то, что мы могли обмениваться в течении выходных между собой фильмами. Хотя за это мы потом поплатились, так как каждый из нас нёс за выданный в прокат фильм, персональную материальную ответственность. Но об этом потом…

Случайный гость.

Голосуя попутку на шоссе, я увидел знакомый силуэт старенького ЗиЛ-ка!
- Добрый день дядя Марат! Рад Вас снова видеть в здравии!
- Садись дорогой! Я тоже рад тебя видеть! – с улыбкой отвечал мне пожилой казах, - Ну, что сократишь мне снова дорогу за доброй беседой?!
- С большим удовольствием! День сегодня удачный! И калым заработал! И задачу поставленную, воинскую решил! Нового друга обрёл и вот старого друга встретил! Ещё и время свободного сегодня получилось много! Плодотворный день у меня!
- Рад за тебя сынок! - прищурив глаз, дядя Марат вдруг спросил – А коль время есть, не хочешь ли со мной отобедать?! Айда ко мне в гости!
- Дядя Марат! Спасибо огромное за приглашение! Ну как то неудобно!
- Удобно-удобно! Солдат я знаю, всегда голодный! А заодно потом дома будешь рассказывать как казахи живут! Ты же наверное в гостях у казахов здесь не был?! – хлопнув меня по плечу, рассмеялся пожилой водитель.
- Да честно сказать, всего то 8-й месяц службы и только второй месяц как в город стал выбираться! Какие там гости!
- Ну вот! Дело решённое! Едем ко мне на обед! Жена моя там уже всего наготовила! А мне веселее будет!
Дядя Марат жил в стандартной, советской, 3-х комнатной  хрущёвке*расположенной в панельном, пятиэтажном доме. Зайдя в маленькую прихожую коридора я увидел квартиру, внутри сделанную как юрта! Весь пол в квартире был застлан коврами. На стенах в зале тоже висели ковры. Мебели фактически не было. Только маленький, прямоугольный столик на коротких ножках из дерева, стояли посреди комнаты. Хозяин предложил умыть руки и присесть прямо по-турецки, на пол, перед «достарханом»*, в котором в традиционных казахских пиалах источая сумасшедший аромат блюда, был разлит горячий бешбармак*!
- Ну что?! Приятного аппетита, гость дорогой! – засучив рукава,  с ленинским, хитрым прищуром хозяин дома предложил приступить к трапезе голыми руками.
- Дядя Марат! Как у вас необычно! Смешно, наверное сказать, но я ещё не ел ни разу руками, да ещё сидя на полу! И как вкусно!  – налегал я приговаривая, на очень наваристое, традиционное блюдо, смакуя каждый кусочек! Мм…ммм..- мычал я от удовольствия….
Хозяин дома поддерживал меня лучезарной, довольной улыбкой глаз, радуясь, что предложенное угощение так пришлось по вкусу гостю!
- Добавки?!
- Если можно? То я с удовольствием дядя Марат!
- Жулдыз! – громко крикнул хозяин – принеси нашему гостю ещё добавки! Очень понравилось ему наше угощение!
Дверь четырёхквадратной кухни хрущёвки, была до этого момента всё время прикрыта. Когда она осторожно открылась, из кухни вышла молодая казашка, лет тридцати, с покорно опущенной головой не смеющей поднять взгляда. Она робко принесла мне новую пиалу с понравившемся кушаньем.
- Здравствуйте! Меня зовут Алексей! – представился я.
Хозяин сурово сказал – Поздоровайся с гостем!
- Здравствуйте! – коротко и очень робко ответила женщина, всё так же боясь, как мне показалось, посмотреть на меня.
- Вы очень вкусно готовите! – бросил я комплимент женщине – говорю как гурман!
- Приятного аппетита! – снова как то робко ответила женщина и семенящей походкой, как японка, быстро удалилась снова на кухню, прикрыв за собой дверь.
- А хозяйка с нами не будет кушать?!
- У нас женщина не кушает, когда мужчины едят – строго ответил дядя Марат. А ты кумыс то наш пробовал?
- Да нет дядя Марат, только слышал!
- Ну вот! Жулдыз! Принеси нам кумыс! Он дарит душевное и физическое здоровье. Значит сейчас, обретёшь богатырское здоровье! – смеясь и  накручивая пальцами чёрно-седой ус, улыбался хозяин гостеприимного дома.
После мы ещё попили не менее традиционного казахского чая с молоком. Когда трапеза была окончена, дядя Марат предложил мне закурить папиросу «Беломорканал»…
- Я ж не курю дядя Марат!
- А ну да.. ты же комсомолец! Ну а я с твоего позволения покурю…всё так же хитро улыбаясь, хозяин было уже хотел взять папиросу в рот, как вдруг прочитав что-то на пачке, резко изменился в лице и закричал!
- Жулдыз! Жулдыз!!!
На зов мужа из кухни выбежала испуганная женщина и встала перед ним с глубоко склонённой головой.
- Ты что сучка! Меня перед гостем позоришь?!! – с этими словами хозяин скомкал почти нетронутую пучку папирос, и вдруг гневно бросил её в лицо своей испуганной жене!
- Что ты мне купила?! Я какие папиросы курю?! А?!
- «Беломорканал» милый!- со слезами на глазах отвечала бедная женщина.
- «Беломорканал» какой фабрики?!!
- Фабрики Урицкого!
- А ты мне сучка, какой взяла?? Погарской!!!! Иди сучка и купи то, что муж твой тебе говорил, а не то, что тебе б…-ди вздумалось!!!, дальше было что-то видимо бранное по-казахски…
Женщина схватила кошелёк и без возражений умчалась на улицу выполнять поручение.
Я сидел растерянный не находя объяснений происходящему и не понимая как на это реагировать! Абсолютно, благовидный и гостеприимный хозяин, вдруг из юморного, добродушного дяди Марата превратился в злобного тирана и деспота семьи!
- За что так? – осторожно спросил я…
- Она знает за что!
- Спасибо дядя Марат за твоё гостеприимство и шикарное угощение! Мне уж пора собираться! А то Бог его знает, что у моего командования сегодня на уме! Скажут, что через чур долго в город ездил…
- Ну смотри сынок! Не пойми меня плохо, но в семье порядок у нас свой! Теперь знаешь где я живу, заходи если мимо будешь!
- Благодарю Вас за помощь, и гостеприимство! Побегу!
Обратно в часть я всю дорогу думал о произошедшем. О том, сколько мне открытий делает новая, взрослая жизнь! Что всё не так радужно в нашей большой и великой стране, как нас учили!

Из жизни почтальона №1

Моя новая служба была насыщенна кучей новых обязанностей. Но что греха таить, все они были хоть и нелёгкими, но были все в радость! В любом случае я больше не работал на продуваемой всеми степными ветрами проклятой, вечно пыльной и грязной стройки века! И хоть всё равно приходилось мечтать о полноценном сне, главное - я уже был сыт, нормально одет и даже получал свои дивиденды* от рода своей деятельности. Одной из сторон медали, была моя работа почтальоном части. Самым большим плюсом было то, что все будни дни, я ездил в город Никольский, а там, где что-то вкусненькое перехватишь, с девчонками молодыми почтальоншами поболтаешь, что-то интересное увидишь, ведь в стране шла Перестройка! И всё вокруг менялось прямо на глазах! Но самое интересное, что в службе почтальона, бывало случались удивительные случаи..
Самым приятным ежедневным событием, была раздача писем в своей родной роте. В другие роты я передавал отсортированные, полученные письма через сержантов, в свою 4-ю роту носил письма сам. Как то один мой сибирский землячок Сашка Солдатов, радостно получив из моих рук письмо с Родины, быстро распечатов его при мне начал читать и изменился в лице прямо на глазах! Я спросил его о причине.. Сашка молча протянул мне письмо..
- Читай!
- Разрешаешь..?!
- Читай! – сурово сдвинув брови, приказал мне товарищ.
Я быстро прочитал красивый, крупный, разборчивый почерк, Сашкиной девушки, которая обещала дождаться его из армии. Надо отдать ей должное, что она честно написала, что полгода не получая от него писем не дождётся его возращения из армии! Типа моя жизнь тоже проходит, а раз ты не пишешь, значит так я тебе нужна!
 Было от чего так сильно расстроится моему земляку! Меня тогда это сильно зацепило и решил я помочь товарищу!
- Сашка! Ты не против если я напишу письмо – ответ твоей девушке?!
- Лёха! Да зуб даю! Спасибо не отделаюсь! Тыж меня знаешь!
Я с энтузиазмом взялся за дело, расписав нашу нелёгкую службу, аж на четырёх тетрадных страницах мелкими строчками! Описал и холод и голод, и наши побоища, и как нам зимой в прямом смысле приходилось здесь выживать, без света и тепла! Какие уж там письма?!
Через два месяца, получаем ответ. Сашка также распечатал конверт при мне и начал вслух читать! Из письма мы узнали, что «Сашкин ответ» читали и рыдали всей деревней!!! Какя-же у вас тяжёлая служба!!! А я дура… - писала она. Дивчина его, застыдившись осуждений сельчан, просила у Сашки прощения и клялась, что теперь обязательно его дождётся! И что теперь за ней вся деревня следит!
Сашка после этого случая, стал моим лучшим другом в роте! Ну земляк же! А я тогда впервые понял, что мне надо учиться дальше писать!

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Примечания:

1. «агитка»* - агитационное средство, например плакат.

2. «каптёрка»* - склад имущества в войсковой роте, части.

3. «дивиденды»* — это часть чистой прибыли, которую получают владельцы доли в компании.

4. «военторг»* – это система торговых институций, предназначенных для предоставления услуг военнослужащим и членам их семей. Такие военторг-магазины должны обеспечивать военные части и городки обмундированием, экипировкой и продуктами.

5. «Апа»* — в Казахстане,  это традиционное название, которое используется для обращения к женщине старшего возраста с высоким уровнем уважения.

6. «Кенгирское»* — село в Джезказганской области Казахской ССР.

7. «с химии»* - в СССР слова "химия" означала не предмет в школе, а советскую стройку, на которую отправляли зэков, они строили и своего рода отбывали наказание. Изначально зэков отправляли на строительство различных предприятий, в частности химзаводов, условия труда там были очень вредными, отсюда и пошло понятие "на химии". За зэками, которые сидели "на химии", всегда был контроль, но настолько ослабленный, что они в принципе могли жить на широкую ногу, поэтому многие и хотели попасть туда. Это было лакомое место, сменить свежий воздух и строящийся город, на закрытую конуру.

8. «ХБ»* - Основным элементом формы военнослужащего срочной службы в указанные период было знаменитое ХБ, то есть комплект формы из хлопчатобумажной ткани, откуда, собственно, и название.

9. «дизбат»* - специальное формирование в вооружённых силах СССР, воинская часть (отдельный батальон), в котором отбывают наказание осуждённые за уголовные преступления в период прохождения военной службы военнослужащие.

10. «салабон»* - военный жаргон - солдат первого года службы.

11. «цилиндрик масла»* - в Советской армии использовался дозатор масла в виде цилиндра.

12. «хрущёвка»* - разговорное название типовых многоквартирных домов, которые строили в СССР с 1950-х по 1980-е годы. Свое название они получили по фамилии первого секретаря Н.С. Хрущева, под руководством которого стартовал проект массовой застройки в послевоенные годы.

13. «достархан»* - маленький стол у казахов — это один из символов казахской культуры и традиций. Он является символом гостеприимства и уважения к гостям, а также отражает силу и благополучие семьи.

14. «бешбармак»* - национальное, казахское блюдо. Это отварное, мелко нарезанное мясо, смешанное с вареной лапшой и приправленное пряностями с луковым соусом.
 


Рецензии