Информатика от пещер до киберспейса ч. 1

Вместо предисловия

    Давным-давно, когда люди ходили в грубо сшитых невыделанных шкурах и жили в пещерах, в массе своей не помышляя ни о чём, кроме еды и продолжения рода, находились среди них отдельные чудаки. Они брали в руки камни — один острый и сравнительно лёгкий, другой округлый и массивный — и, невзирая на усталость после трудного дня, высекали линии на закопчённых стенах.

Мы можем справедливо считать это началом человеческой цивилизации. Ибо люди выделяются из царства животных не тогда, когда, развив свой мозг, начинают использовать это в борьбе за существование, а тогда, когда приобретённые навыки и знания могут передать своим непрямым потомкам посредством знаков, изваяний, строений. Стены пещер, к которым приложили руку пращуры, были всем этим одновременно.

Мир вне пещеры был сложен и многообразен. Древние люди постигали его шаг за шагом, показывали своим детям и учили их поведению в этом мире. Но мир менялся из поколения в поколение, а люди осознавали конечность своего бытия, своих навыков, знаний и представлений о добре и зле, прекрасном и отвратительном, достойном и презираемом. Возможно, поэтому древний человек брался за камни, совершенствуя свои руки и своё воображение: превращал линии в скрещенные черты, затем — в отрезки и дуги, а после — в орнаменты и иероглифы.

При столкновении с чужаками древние люди понимали разницу в числе своих и чужих. На охоте они ощущали разницу в объёме добычи. Их собственное племя тоже не оставалось постоянным по численности: кто-то погибал, кто-то умирал от болезней и старости, рождались дети. Все эти важнейшие события и предметы необходимо было как-то именовать. Имена требовались и для самих людей, а позже — для богов и духов, времён года и небесных светил, всех ключевых явлений природы, съедобных и ядовитых растений, материалов для изготовления оружия и орудий труда.

Поскольку люди всегда различали цвета и звуки, необходимо было назвать и их. А то, что получало звуковое обозначение, или имя, требовало и графического изображения. Правда, стены и камни — неподходящие носители для такого обширного круга знаний. Но люди обнаружили глину! Обожжённая глина стала первым прорывом в сфере технологий информатики. На ней было легко наносить символы, а обжиг позволял сохранять эти записи столетиями. Как только это стало возможным, функция передачи информации через поколения утвердилась окончательно и стала мощным стимулом для развития письменности, языков, наук и оккультных знаний.

Далее с языками происходило нечто интересное. Поскольку любое языковое общение должно было быть повседневным, слова в каждом языке должны были как-то звучать — и звучать более-менее однообразно, несмотря на разные голоса, память и слух говорящих. Поэтому сложные в многократном воспроизведении произношения не приживались, а неблагозвучные варианты закреплялись за редко употребляемыми словами.

Была и ещё одна проблема. Маленькие дети должны были усваивать речь взрослых, а взрослые — понимать то, что произносят (неизбежно с искажениями) их дети. Повзрослев, дети же должны были усвоить и графические образы выученных слов. И тут оказалось, что письменность, идущая от наскальных изображений и глиняных табличек, требует усовершенствования. Хотя с точки зрения современных компьютерных технологий и туристов принцип «один образ — одно слово», характерный для ранних иероглифов, очень удобен, для носителей такого языка он создаёт непреодолимые сложности, особенно в детстве. История показывает, что уровень грамотности в таких социумах был катастрофически низким. Это обстоятельство, впрочем, одновременно стало предпосылкой для формирования кастовости.

Чем сложнее письменность — тем больше времени требуется на её изучение, и люди, её изучающие, должны получать от кого-то средства к существованию.

Казалось бы, тот, кто лучше учил иероглифы и изображал их, должен был получать от тех, для кого это была «тайна за семью печатями», необходимые блага по доброй воле последних. Но даже в древнейшие времена люди ценили блага в зависимости от степени риска и затраченных физических усилий. Умственные усилия в расчёт не принимались! Этому обстоятельству мы обязаны тому, что прошлое человечества до сих пор по крупицам восстанавливают преимущественно археологи. Кто бы мог им помочь? Современный искусственный интеллект, основанный на технологиях машинного обучения? Однозначно, нет!

Но оказывается, сложность языка влияет не только на образ мыслей своих носителей, но и, наряду с прочими обстоятельствами, определяет их быт, социальные структуры и возможности выживания среди враждебных племён.


Рецензии
Добрый день, Андрей!

Я, как учитель информатики, заинтересовался названием и с удовольствием прочёл Вашу статью. Хорошо написано, логично и понятно. К сожалению, и в советские времена, и сейчас интеллектуальный труд часто ценится меньше физического.

Григорий Рейнгольд   03.04.2024 07:44     Заявить о нарушении