открытый урок... школа...

Открытый урок в Первомайской восьмилетней школе.
Первый наш открытый урок. Сколько мы их потом давали, а первый – особенный. Потому что – первый, очень волнительный.
Хотя и на обычном занятии и на открытом уроке всегда волнение, малое или большое, есть.
Урок – своего рода театральный спектакль: получится – не получится,
тем более – первый.
На студенческой практике мы уроки давали, кое-что умели и хотели рутину школьную превозмочь.
Нам повезло, то есть мы сами так определились, правда, не сразу.
Нам повезло, что начинали мы настоящую учительскую деятельность в сельской школе: ребят в классах немного; а живых впечатлений, наблюдений, природных событий в жизни деревенской детворы очень и очень много. Они открыты, готовы к общению, отзывчивы на доброе и сердечное отношение.
Задача наша была простая и в то же время сложная: привлечь, «извлечь» из глубины души богатый наблюдательный материал и показать, что он и есть
жизнь, что уроки русского языка, литературы, истории, ИЗО, музыки не есть нечто далёкое, никак не связанное с повседневностью, с бытием, а есть своего рода помощник, советчик, добрый друг, который помогает раскрывать удивительное, учит видеть в самом обыденном и обыкновенном, чудное, прекрасное и – неисчерпаемое…
Была осень, и тема сама собой нашлась: рябина-ягода.
Стали собирать материал, ученикам дали задание: собрать и принести ягод рябины, расспросить своих мам и бабушек, как они используют ягоды рябины; пользуясь рецептами старших, сварить варенье или что-то приготовить в этом роде; расспросить отцов и дедов, как они используют рябину в хозяйстве.
Мы с пятиклашками рябинку во всех осенних видах нарисовали.
Вместе с 7-ым классом, в котором Людмила была классным руководителем, сделали, соорудили стенгазету (как же нам пригодились творческие выпуски «Авоськи» в пединституте; спасибо Игорю Николаевичу – научил!) на рябиновую тему.
Соорудили, потому что делали мы её на берёсте и картоне, украшали рябиновыми гроздьями и ветками, а ещё было множество осенних листьев всевозможных жёлтых, оранжевых и красных оттенков; на парты на открытый урок мы поставили осенние букеты с рябиной.
Как бы сейчас определили: насочиняли мы инсталляций и уже
мыслили немного в сторону концептуализма.
Подобрали музыку.
У нас получился совмещённый урок по русскому языку и литературе.
Такие уроки позже стали называть интегрированными.
Это тоже  проблема: проблема интегрированного, структурированного знания, проблема цельности знания.
В современном мире всё растащили по своим норочкам, нет объединяющего начала. Кто в лес, кто по дрова, а кто и вообще никуда – по накатанной.
Конечно, в школе у каждого предмета свои цели и задачи, но должно что-то объединять, и знание должно быть не само по себе, а как способность заниматься самообразованием,  как возможность, способ осмысленного выбора жизненного пути.
Литература как форма существования языка. Литература не может быть сама по себе. Литература не может быть без истории, без изобразительного искусства, без музыки, без знания быта, костюма, этикета той или иной эпохи.
Искусство - форма познания, а язык – инструмент.
Наша задача – не просто давать сумму знаний, а учить самостоятельно  добывать знания, познавать мир и, открывая, познавая мир, совершенствоваться самому.
Такая вот была сверхзадача, которая в условиях обычной школы, в которой учились обычные ребята, становилась вполне земной и практичной:
ребята! мир прекрасен и вроде бы даже всем знакомая скромная рябинка –
это же такое чудо!
Вела урок Людмила. Класс у неё был дружный, ученики толковые. А у меня было  сверхволнение: сижу за последней партой, руки-ноги трясутся, только бы до конца урока дожить…

Посвящаем мы сегодняшний урок рябине, рябинушке. А что же в ней такого особенного? Почему рябинка – наша, русская, ведь растёт она в других странах (84 вида) и ягоды её известны другим народам?
С нами она живёт. С нами она от рождения до старости. С нами тоскует, радуется, поёт:

Что стоишь, качаясь,
Тонкая рябина,
Головой склоняясь
До самого тына…И. З. Суриков.

Народно-поэтическое воззрение олицетворяло, одушевляло все природные явления и предметы, в том числе и рябинку;
Рябина в фольклоре и кудрявая, и моложавая, и одинокая, и тонкая…
В словаре В. И. Даля о рябине так написано:
рябина, Рябинина, - дерево; рябинник - рябиновый лесок; так же называется и большой чёрный дрозд – большой любитель рябины.
Рябиновая ночь, майская ночь, душная, с зарницею, во время цвета рябины.
Цветёт рябина – лету салют, весне – проводы.
А почему рябина – рябая?
Цветут белым яблони и вишни. Кудрявые соцветия рябины пёстрые. В зонтиках соцветий переплетаются светло-зелёные, белые цветы. Сквозь соцветия просвечивают тёмные литья и ветви, а воздух, окутывающий соцветия, придаёт им дымчатость. Кудрявые соцветия рябые. Сравним с курочкой пеструшкой из сказки «Курочка Ряба»: курочка, которая снесла золотое яичко, названа так за пёстрое, не одноцветное оперение.
Весной, в пору цветения, рябина пестрит, кудрявится.
А где растёт рябина?
Да везде: и в лиственном лесу, и в хвойном, и на лугу, и у дороги. Неприхотлива, но лучше всего растёт на плодородных почвах и где много света. Жить может при благоприятных условиях до 150 лет и каждый год – урожайная, через год-два – особо урожайная.
Рябина – примета родного края, родного дома. И по сегодняшний день принято на окраинах городов, в деревнях сажать в палисадниках кусты рябины:

Много есть разных чудесных земель –
Пустыни, волн края жемчужны,
И моря шум, и груды скал…
Иные нужны мне картины:
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитка, сломанный забор…А. С. Пушкин, отрывок из романа «Евгений Онегин».

По народным воззрениям три раза цветёт рябина.
Подумаем, что это же за чудо дерево, каким образом оно три раза цветёт?
Понятно, что первый раз – весной:

Вечер тихой песнею над рекой плывёт,
Дальними зарницами светится завод,
Где-то поезд катится точками огня,
Где-то под рябинушкой парни ждут меня…
Ой, рябина кудрявая,
Белые цветы,
Ой, рябина, рябинушка,
Что взгрустнула ты?...(муз. Е. Родыгина, ст. М. Пилипенко)

Самой яркой приметой рябины являются всё же не цветы, а ягоды.
Краснеют рябины, зреют ягоды. Зарделась рябина – макушка лета. Наступает пора второго цветения рябины. Какое сильное поэтическое чувство вызывает осенняя «цветущая» рябина:

Горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадёт трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова…С. А. Есенин.

Красные…какие ещё синонимы, цветовые определения мы подберём, описывая ягоды рябины? Как поэты по-разному воспринимают и откликаются на осеннее «цветение» рябины:

В нарядном красном сарафане,
Под блеском солнечного дня
Ещё пышней, ещё румяней
Глядит красавица моя…П. А. Вяземский.

Нет ничего волшебнее
Рябины.
Когда она,
Как девушка в гостях,
Где ладят свадьбы,
Правят именины, -
Играет шалью
В огненных кистях.
Плечом округлым
Медленно поводит:
Несуетна,
Задумчива,
Нежна.
В широком многоцветном
Хороводе
Красавиц нет
Нарядней, чем она…Л. Татьяничева.
Осязательно-живописный, наглядно-зримый образ рябины в раздумиях Ф. Абрамова «Наедине с природой»:
Красная рябина – царица осеннего леса.
Зелёная поляна и красные заросли рябины на ней. Как народные вышивки.
Рябина – красавица, девушка на свадьбе, невеста, царица осени…Рябина в красном сарафане, на ней шаль в огненных кистях…»

В начале осени ягоды рябины горькие:

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась…

Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть…М. И. Цветаева.


Как грянут заморозки да морозы придут, «зацветёт» рябина в третий, самый сладкий раз. Прихватит рябину морозцем, горечь из неё выйдет. станет она сладкой: заваривай в чай да и пей или просто так ешь. Такие ягоды для людей – лакомство, а для птиц – пиршество.
Ближе к весне слетаются к рябинам снегири, клюют ягоды, мякоть выплёвывают, а семенами питаются. В семенах много жиров, углеводов, белка. Семена для снегирей очень сытная пища. А вот другие птицы, тот же дрозд-рябинник питаются мякотью, а семена разносят по всему лесу, потому так много рябины в лесах.

Вопросы для любознательных.

В природе всё строго целесообразно, системно и последовательно.
Когда, за каким вслед растением зацветает рябина? Может ли рябина зацвести после орешника или перед цветением медуницы?

Загадка про рябину.

Под ярусом, ярусом, висит зипун с красным гарусом.
Что означают слова «зипун», «гарус»?
Речь человека, связанного с природой, земледельца, охотника, садовода- огородника, была выразительной, наглядной и образной.
Пословица, поговорка к месту не просто украшали речь, а сообщали ей яркость и живость:
Не бывать шишке на рябинке.
Не твоему носу рябинку клевать.
Выйдем на долинку, да сядем под рябинку.
Земледелец в силу прямой необходимости, был очень приметлив на любые изменения и явления в природе.

Приметы по рябинке:
Рябина цветёт рясно – много овса будет.
Хорошо рябина цветёт – к урожаю льна.
Много ягод на рябине – осень будет дождливой.

Чудо-дерево наша скромница и красавица рябина. Недаром её полюбили мастера хохломской росписи.
Рябина и в быту – наш друг и помощник. Древесина плотная, твёрдая, хорошо полируется. В прежние времена шла и на поделки, и на рукоятки молотков и кувалд, и на втулки и оси тележные.
Хозяйки варили варенье, делали пастилу, ставили настойки. Настойки лечебные.
Рябина – кладовая витаминов.
За зимостойкость рябину называют «дитя солнца». Она переносит без всяких последствий 50-градусный мороз. Ещё одно очень ценное свойство рябины – она огнестойка и с трудом загорается.
Рябину любили, рябину почитали. рябину берегли. Считалось, что если  кто срубит рябину, то в таком доме случится несчастье.
Пусть и дальше горит «костёр рябины красной», греет нас теплом красных ягод, восхищает изяществом форм, питает целебными соками.
Хотя она в ботанике и прозывается «рябина обыкновенная», но сколько же в ней чудесного и душевного.
В ней. такой скромнице и красавице – очарование русского леса, прелесть, щемящая прелесть родной природы.

Поставь рябиновую ветвь
на стол в стакане.
И в темноте дрожащий свет
Не перестанет
струиться от её плодов,
мерцать тревожно…
О, как хотелось и для слов
того же!
Чтоб мысль, родившая строку,
хранила чувство
и повторялось на веку
тысячеустно…
Пусть слово излучает свет,
во тьму не канет.
Поставь рябиновую ветвь
на стол в стакане.                В. Широков.

И было у нас чаепитие под «рябиновую» музыку с рябиновым вареньем…

Материалы к занятию.

Детские рисунки на тему «Ягода-рябина».
Набор открыток «Хохлома».
Стенгазета «Рябиновое царство».
Осенние букеты.
Рецепты приготовления рябинового чая, компота, пастилы. повидла, варенья.
Сочинения-миниатюры учеников на тему «Рябина-ягода».

Музыка.
Красный сарафан. А. Варламов – Н. Цыганов.
Ванюшка мой. Русская народная песня.
На горе, на гороньке. Русская народная песня.
Пойду млада за водой. Русская народная песня.
Тонкая рябина. Русская народная песня – И. З. Суриков.

Поэзия.
А. Пушкин, П. Вяземский, М. Цветаева,
Л. Татьяничева, А. Вознесенский, Н. Грачёв, В. Фёдоров,
Д. Самойлов, А. Яшин…

Художественная проза.
Ф. Абрамов «В Питер за сарафаном».
Я. Тайц «Рябинка». Сказка.
А. Землянский «Переклик»

Литература.
Ю. Дмитриев. Большая книга леса.
С. Ивченко, В. Фуденко Лесные плодовые деревья.
С. Станков Дикорастущие полезные растения СССР.

ТСО (технические средства обучения): проигрыватель для грампластинок.

1980 год.


Рецензии