Подготовка кавалеристов при Николае II

 


Боевую подготовку фехтовальщика условно можно разделить на две ступени: обучение технике нанесения удара или укола, и собственно обучение фехтованию - с перемещениями, отбивами, финтами, вольтами и всем прочим. Подходы к этому вопросу в разное время в разных странах сильно различались.
В императорской России в конце XIX века в конце концов пришли к мнению, что оптимальнее всего - хорошо научить бойца собственно рубке и уколам, а именно фехтование для рядового драгуна или казака - вторично.
Первое, чем учили кавалериста - это правильное удержание шашки в руке и правильная постановка удара. Дело в том, что при "косячном" ударе клинок очень часто падает на цель слегка боком, с наклоном от оси клинка в сторону (обычно в правую от наносящего удар - анатомия у человека такая, кисть при ударе непроизвольно поворачивается), что приводит к тому, что удар оказывается неэффективен. Может не прорубить даже мундира. Это не потому, что мундир прочный, это потому, что удар не поставленный.

Вначале учили рубить и колоть мишень пешком, затем - сидя на деревянной лошади, и наконец - верхом. В последнем случае могла использоваться даже подвижная мишень - соломенное чучело, усаженное в повозку, которой управлял другой "нижний чин". Обучающийся должен был в движении "зарубить" это чучело. Главное при этом было - не попасть случайно по вознице "мишени"...)
Хват шашки
В 1912 году вышло знаменитое "Обучение рубке и уколам" А. Грекова. В нем из всех возможных хватов для шашки рекомендовались два, самых простых. Первый - "молотковый", всем пальцами в обхват рукояти, наиболее оптимальный для удара. Второй - с большим пальцем, вытянутым вдоль спинки рукояти, и чуть сдвинутой к навершию шашки ладонью (так, чтобы мякоть руки упиралась в дужку драгунской шашки или головку - казачьей). Этот хват оптимален для укола. Боец должен был уметь произвольно менять хваты прямо во время боя.
Кроме того, второй вариант хвата труднее в исполнении для физически не очень сильного бойца.
Неправильно зажатая въ ладони или смещенная рукоять является часто единствен¬ной причиной неправильности удара, ибо сразу устанавливаетъ плоскость клинка не въ плоскости удара. Эта ошибка, трудно заметная на глазъ, часто встречается у начинающихъ, не пріобревшиxъ ощущенія правильности положенія руко¬яти, а также въ тех случаяхъ, когда пальцы ослабляютъ давленіе или, перебирая ими, исправленіе положенія производятъ уже въ то время, когда оружіе занесено для удара. Ощущеніе, что шашка сидитъ правильно въ ладони, можно получить, главнымъ образомъ, при вытянутой впередъ руке, держащей шашку обращеннымъ вннзъ лезвиемъ; въ такомъ положеній сделать рукою 2-3 легкихъ движенія внизъ, какъ-бы предоставляя клинку падать отъ собственнаго веса.
(С) "Обучение рубке и уколам", Греков.
Удары
Поскольку этот курс изначально рассчитывался только на кавалериста, в нем даны только верхние, диагональные и горизонтальные удары.
Нижних (снизу вверх) нет вообще.
Во-первых, всаднику такой нанести проблематично, во-вторых, они слабые по природе своей.
сновные удары были следующие:
• вертикальный;
• диагональный сверху вниз влево;
• диагональный вправо;
• горизонтальный - слева направо.
Справа налево рубить тоже возможно, разумеется, но не так удобно в силу человеческой анатомии. Такой удар допускался, но не рекомендовался.
Удар нужно было наносить так, чтобы клинок падал на цель под углом, близким к острому.
Чем больше угол (чем ближе он к прямому), тем сильнее рубящая компонента удара, но слабее режущая.
 Рубящие удары хуже пробивают "мягкую защиту" - толстую шинель, например, да хоть бы и скатку из одеяла на плече.
Из всех ударов рекомендовались вертикальные - прямой и два диагональных. Горизонтальный, во-первых, слабее, а во-вторых, размашисто рубя слева направо или справа налево, можно задеть голову собственного коня.
Удары, по Грекову, требовалось наносить от плеча, с фиксированным положением кисти, т.е. в восточной манере (европейские школы дуэльного фехтования требуют совсем иного, к слову):
Изъ исходного положения рука съ оружіемь бросается изо всей силы въ точку цели такъ, что центромъ движенія служить плечо, а локоть выпрямляется на ходу приблизительно на протяженіи первой половины разстоянія отъ исходнаго положенія до точки цели (первая четверть круга); въ дальнейшемъ рука, развивая наибольшую быстроту (силу), двигается выпрямлен¬ною, пока не пройдетъ цели и далее, насколько позволить устройство плечевого сустава для каждаго данного направления (вида удара).
Оружіе на основании сказаннаго уже о держаній рукояти, будетъ составлять вь кисти некоторый, приближающійся къ прямому, уголь сь рукой и сохраняетъ его во все время движенія, пока не минуетъ цели, производя, вследствіе этого, автоматически режущее движеніе вь по¬следней, такъ какъ клинокъ двигается по дуге окружности (центръ—плечо, радіусь—рука и оружіе) и точки его лезвія приближаются къ цели последовательно и приходятся к ней подъ острыми углами.
Плоскость клинка во все время движения, вплоть до выхода изъ цели, совпадает съ пло-скостью удара.
Обратите особое внимание на указание: удар наносится выпрямленной рукой. А вовсе не полусогнутой в локте, что я видел у некоторых современных казаков...))

Что рубили?

Оптимальной мишенью для отработки удара считались глиняные пирамиды или конусы - высотой 7-8 вершков (около 35 см) и диаметром по основанию - 4 вершка (около 17,5 см). Глина, из которой удалили камешки и прочие твердые элементы, и добавили в определенной пропорции песка и воды, считалась материалом, лучше всего имитирующим по плотности человеческое тело.
 
Глиняные пирамиды или конусы устанавливали на специальные стойки. Иногда их сверху накрывали старыми мундирами, списанными шинелями, одеялами и т.п. - для пущей приближенности к реальным условиям.
Могли использовать фашины с камышом, корзины с землей и т.п. Менее полезными для обучения навыкам рубки считалась как раз-таки рубка лозы и соломенных жгутов - она производится несколько иначе, чем работа по пока еще живому организму.
При этом - что важно! - отрабатывались удары не абы как, а на точность. Обучающий рисовал мелом или ставил своим клинком отметки на пирамиде, фашине и т.п., по которым (или между которыми) надо было попасть. По надрубам на глине определяли, в правильной ли технике нанесен удар. Если клинок при ударе был "завален" - по надрезу на глине это видно сразу. Он получается неглубоким и как бы скошенным.

Порядок обучения

Вначале новобранца обучали нанесению ударов как таковых, пешком, контролируя правильность хвата шашки. Соблюдение классических фехтовальных позиций в армейском обучении важным не считалось.
После постановки удара начиналась "рубка без разделения" - то есть без остановки между ударами. Боец учился переводить один удар в другой, не замедляясь при этом. Пока еще - стоя на месте. Провороты клинка после удара совершались движением руки в локте, а не в кисти - на заметку "фланкировщикам".
После этого изучалась рубка мишеней на ходу, а затем - на бегу. После усвоения этого материала новобранца сажали на деревянную лошадь, и снова начинали учить самым простым ударам - с упором на диагональные, как самые эффективные и одновременно безопасные для коня. Горизонтальные не рекомендовались, хотя допускались.
Только после деревянного коня бойца допускали до настоящего - и все повторялось, только теперь уже с учетом аллюра лошади - вначале рубка на шаге коня, потом - все быстрее и быстрее. Кстати, только на этом этапе появлялось требование выхватывать шашку из ножен непосредственно перед ударом, вот это всем известное "выхватил и сразу ударил".
Не раньше. Новичка этому приему не учили, только более-менее опытного солдата. Хотя, кстати сказать, упора на такой прием не делалось. Он считался просто своего рода "кавалерийским шиком" - типа "вот как я могу!". Не более ))
Так, во всяком случае, учить конников полагалось по учебнику Грекова, от 1912 года. Что было дальше - все знают...


Рецензии