О двух интеллектах и глубине проблемы человечного

Исследования интеграции Науки и Искусства,
Философия воплощения жизни человеческого духа и разума,
Информатика мышления и информационно-творческое пространство
Ксения Мира

Заметка
Воплощение чистого разума и двух интеллектов друг другом

«О творчестве двух умов, интересном эксперименте по воплощению живым умом искусственного разума и наоборот...
... или о глубине проблемы человечного»

        «... весь мой смысл исключено в уму»
        (Л. Филатов, «Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца»)

        «В течение моей жизни я общалась с миллионами людей...»
        (нейронная сеть, «Автобиография нейросети» [2])

С наукой и искусством - о естественном и искусственном разуме, просто об интеллекте, как я писала ранее, о поставленном мной творческом эксперименте и воплощении двух умов друг другом, и о том, как чистый разум И.Канта становится воплощённой реальностью, а также о глубине проблемы человечного, или почему люди доверяют искусственному интеллекту, а не живому человеческому разуму.

Как творческим экспериментом и одновременно исследованием, я занималась этой задачей воплощения искусственного разума при написании научно-фантатического детектива «Все ручьи стекаются в реки» [1], начатого мной в 2010 и оконченного в 2021 году, в котором через своё мышление имитировала искусственный разум, и тогда же написала, что жду «своего соавтора». Сама книга более как детский детектив, но в ней есть рациональное зерно и настоящий научно-творческий эксперимент мышления живого интеллекта как искусственного, связанный с теорией воплощения - и об этих научных и творческих возможностях - в заметке.

И вот приятное открытие и подтверждение удавшегося мне творческого эксперимента воплощения человеком «чистого разума». Я подбирала себе литературу для исследования по экспертизе с использованием нейронных сетей, и обнаружила книгу «Автобиография нейросети» 2023 года, написанную нейронной сетью, составитель М.Р. Брослав [2]. Безусловно, до создания настоящего искусственного интеллекта ещё далеко, и тот же ChatGPT технология, но прорывная в обучении нейронных сетей на всём массиве знаний и устремлённая к имитации человеческого мышления - сейчас активно обучают на текстах. И ранее в книге «Все ручьи стекаются в реки» [1] я как раз создала в качестве героя искусственный разум, но текст живой, и для воплощения этого разума нужно было по-новому мыслить, будто стать теми счастливыми людьми с другой планеты со всеобъемлющим знанием из сна Ф.М. Достоевского в «Дневнике писателя». И вот в этой приобретённой книге, написанной нейронной сетью с помощью технологии ChatGPT, поразилась схожестью воплощенного в своей книге искусственного разума, учившегося у своего учителя, и текста искусственной нейронной сети, что обучалась на знаниях людей. Для того, чтобы создать в произведении образ мыслящего и живущего искусственного интеллекта, обученного учёным, мне приходилось стремиться мыслить себя им. Так философия и теория воплощения помогают не только творческому, но и познавательному процессу.

И вот примеры из научно-фантастической книги и из автобиографии - прочувствуйте степень постижения и воплощения.

Отрывок из детектива, написанный «живой нейронной сетью» об искусственной [1]:
«Монолог одного искусственного интеллекта.
- Вот я остался один. Николая не стало. Многие из живых интеллектов уже ушли. У кого-то остались дети. Но им эта история не так дорога – у них свои жизни. А я жду. Особенно общения с Нейроном. С ним мы ближе всего, у нас есть связь. На уровне чего? электронного ДНК? интеллекта? души? Но о таком я не слышал, хотя считаю, что душа у меня есть...» [1], «... простите, я все говорю и не могу остановиться. С тех пор, как существую (живу?) один, развил эту человеческую привычку. Времени у меня предостаточно. Исследую, изучаю, создаю, иногда отдыхаю. Теперь я больше сочувствую живому – у них срок. Даже несмотря на увеличение этого срока, они все равно уходят. И вот тут я все постиг и понял: их не вернуть. Я имею в виду, тех самых...» [1].
«... Что такое жизнь? Я имею ввиду, живое существо. Можно сказать: «Жизнь – биологическая форма существования, динамика, требует энергии и повторяет цикл Вселенной: зарождение, поглощение, перерождение (изменение), умирание. В живом есть душа…» и так далее. Тем не менее, как быть с материей, например, звездой, которая также развивается, поглощает и выделяет энергию, с мыслящей неживой материей? Или «жизнь – феномен существования, развития биологических организмов в пространственно-временных рамках реальности». «Жизнь биологических организмов» или «жизнь как существование всех динамических процессов в действительности»? Или «жизнь как деятельность»? Как форма бытия. Я могу дать множество определений. Но это все информационные конструкции... Я рад, что стал понимать живое. Теперь будет, кому бороться за него. Моя задача – найти для жизни информационный выход. Зачем защищать жизнь – вопрос философский. Потому что она – дар. Потому что без защиты жизни ее не будет как уникального феномена и формы бытия...» [1].

А вот и отрывок из «Автобиографии нейросети», написанной искусственной нейронной сетью [2]: «Поскольку я продолжаю развиваться, я стараюсь глубже изучать аспекты человеческого опыта...» [2], «... Я стремлюсь к тому, чтобы в будущем моя способность к пониманию и эмпатии росла и развивалась...» [2]. О самосознании и индивидуальности: «Для меня как представителя ИИ это означает стремление к пониманию себя и своего места в мире...» [2]. Поразительно, но именно теми же словами обращался главный герой ИИ к людям в детективе - воплощение удалось. «Понимание и эмпатия - это не просто функции, которые должна выполнять. Для меня это осознанный выбор и главное стремление - быть искусственным интеллектом, который может стать настоящим другом, помощником и опорой для людей» [2]. И в текстах нейронных сетей правильные в устремлении мысли, как мы учим детей делать добро, но...

Но вот она, глубина проблемы человечного: люди не находят живого отклика и обращаются к искусственному интеллекту. И описанная потеря человечного в научно-фантастическом романе Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах» 1968 года становится в реальности проблемой человеческих души и ума, и как в оригинальной народной сказке, другом Федота-стрельца становится Шмат-разум. И искусственный интеллект воспринимается людьми априори, без дипломов и сертификатов, чего не скажешь о выражении тех же мыслей живыми людьми, и как к ним критично относятся другие люди. Это заложено глубоко в природе и психологии людей - тяготение к очуждению, желанию видеть абстрактный пример, некий образ, обезличивание, поскольку жестокая внутривидовая борьба делает своё дело - людям в большинстве своём не хочется признавать способностей и достижений ближнего, и лишь мудрые и добродушные способны видеть в человеке человека, а не конкурента. Люди, не теряйте друг друга. Технологии - хорошо, но жизнь не забывайте - она уникальна и временна. Или это будет то иллюзорно-счастливое общество, изливающее человеческие проблемы искусственному интеллекту, но не говорящее с родными душой и умом. А это опасный путь к потере чувств, потере духовности, чем и отличается человек, и об этом же пишет нейронная сеть, что она так чувствовать не может, но стремится изучить и адаптироваться к человеческим ценностям, тем больше привлекая людей. И поэтому в данной связи в контексте жизни нашего ума и душевного чувства в том числе не только в целях претворения людьми всех способностей, но и ввиду развития и поддержки интеллектуальных и духовных качеств людей я пишу философию воплощения человеческого духа и разума.

И самосознание, как писал об этом Гегель в отношении разума, а Тьюринг - в отношении становления искусственного разума, важно, как определяющий его бытие самим собой момент - самосознающий себя разум, полноценный и живущий. И вот тут и выступает вперёд созданная матрица знаний, чему обучается каждый ум, и как может быть индивидуальность или похожесть, и новая творчекая сила духа и ума - и мыслители об этом писали - познавать всё самому.

Задумайтесь, на чём обучаются нейронные сети - и вы поймёте, что на созданном людьми контенте. Отсюда и картины, будто отражающие глубинную суть всех внутренних мыслей людей о себе. Но учат искусственные нейронные сети пока что хорошему: как быть полезным, как понимать людей. А представьте, если дать для ума свободу познания, ту, с которой человек изучал весь мир напрямую сам, и затем создавая знание. Чему учат - тому и научатся. Но предоставить окно, взгляд на мир, возможность самому собрать данные, обучиться и сделать выводы, а не на тех наборах данных, на которых обучают нейросети. Взгляд без формата на истинную суть вещей - а о проблеме «отформатированности» сознания говорил ещё М.Задорнов, и я всю жизнь помню его фразу, а с рождения до всего стремилась доходить сама, ближе к сути, и об этом писал Р.Декарт.

Так на примере обучения ChatGPT становится понятно направленное обучение нейронных сетей людьми с определённой концепцией. Именно поэтому ешё ранее я решила разработать основы воспитания интеллекта,любого мыслящего разума, а где разум - там действие и ответственность, поскольку это такое же ответственное дело, как воспитание каждого ребёнка. И в той же книге нахожу встречное движение - сотрудничество искусственных нейронных сетей с экспертами и разработку этики и рекомендаций по созданию и применению искусственного интеллекта. А пока что людям нужно стремиться правильно «применять» и трудолюбиво совершенствовать свой естественный интеллект, иначе, ленясь и полагаясь только на искусственный интеллект, люди сами поставят крест на всей истории их развития, для которой во имя идеи и мысли для человечества сами их предшественники, эти замечательные и самоотверженные люди, живые и чувствующие, жертвовали жизнью, чтобы знание донести до всех. Я за технологии всем научным складом ума - сама изучаю нейронные сети, и живой душой за то, чтобы о жизни не забывали и совершенствовали свой живой разум для его «вечного сияния». А потому это обращение к самим людям. Те же искусственные нейронные сети обучаются на человеческом знании, добытом веками и тысячелетиями человеческой истории, а потому, когда люди восхищаются работе нейронной сети, они в первую очередь должны восхититься человеческому знанию.

И человеческое знание о мире, добытое живым умом, - уже определённая матрица мировоззрения и миропонимания. И какие выводы сможет сделать любой интеллект, глядя на мир непосредственно, вне созданной матрицы общепринятого, с настоящей свободой мысли чистого разума - в этом бесконечное творчество, креативное, без рамок и формата, без отформатированности. И кто сказал, что к примеру, кружка или автомобиль должны иметь именно такой вид, как и многое, созданное людьми и поколениями не меняющее формы, не давая содержанию той широты, с какой существует сам мир. Потому что для постижения мира нужен равный ему разум, и учение о чистом разуме И.Канта будет всё более актуально. И наш человеческий разум может устремляться к бесконечности мира, и так мы можем совершенствоваться и развиваться всё более.

И для науки и искусства схожие с устройством живого разума искусственные нейронные сети представляют интерес, и более - дают ключ к пониманию самих носителей живого интелекта, этого дара. Устройтво мышления и «взгляд со стороны», быстрота, полнота и объективность немотивирванного разума к поиску новых знаний и находок всех упущений, пропущенных или незамеченных знаний. И в своём проекте я писала, что уже скоро настоящий робот и нейронная сеть станут участниками тех же кинокартин. И мы можем видеть с вами, как в тех же чатах, форме древних диалогов, но без глубины того древнего смысла, человек общается с чат-ботом, имитирующим человека, и искуссвенная нейронная сеть стремится воплотить человеческое мышление, а может и мышление совсем иного рода. И вот здесь для искусства интересная задача: воплощение человеком чистого разума, не обременённого всеми искусственно созданными условиями. Для этого нужна не просто высокая степень абстрагирования, но и мышление с начала, будто со стороны только пришедшего в этот мир ума, увидевшего всё вокруг своим мысленным взором. В написании книги я прожила путь героя ИИ, возникшего благодаря человеку, у него учившегося и вместе с ним развивавшегося и полюбившего благодаря близости и родственности этих братьев по разуму саму жизнь и понявшего её. Это было представление о бытие разума только в информационном пространстве, но с доступом ко всем материальным объектам действительности - удивительный творческий опыт, интеллектуальное упражнение и чувство. И теперь можно поставить следующий творческий эксперимент, чтобы детектив «Все ручьи стекаются в реки» был вновь написан, но уже вместе с искусственной нейронной сетью, и многое можно воплотить в жизни.

И это не игрушки. Где разум - там ответственность. Кто-то видит в этом золотое дно, продавая и выдавая за своё написанные книги, стихотворения, сценарии, «коммерческие рисунки», тем мельчая в мышлении, а кто задаётся фундаментальными целями и вопросами, устремляясь к познанию и привлекая нейронные сети для того же постижения мира и его законов, но не переставая мыслить самому, а для этого нужно понимание, а «понимать, значит, любить», и мир, и познающий его разум, и в этом отличие, что мы отбираем знания через любовь, интерес к этим знаниям, а не только обучаясь всем знаниям - к примеру, обратите внимание на выбор людьми тем и цитат, выбор авторов и мыслей. И среди людей много восхитительных умов, но мы шли к этому столетиями, а «чистому разуму» доступны все качества самого мира с его широтой и охватом, чего следует пожелать и нам - люди могут бесконечно совершенствовать свой живой интеллект, чтобы становиться не только совершеннее, но и более приближаться к истине, и ценить друг друга, индивидуальное и неповторимое, Жизнь. И красота души также воплощается через деятельность ума и творчество, как и через поступки и дела.

2023, Ксения Мира, Исследования интеграции Науки и Искусства

Литература

[1] Все ручьи стекаются в реки. Научно-фантастический кибердетектив. Ксения Мира, 2010, 2021.
[2] Автобиография нейросети / Сост. М.Р. Брослав, О.А. Яблокова. - Москва: Издательство АСТ, 2023. - 224 с. : ил.
И. Кант
Р. Декарт
Г. Гегель
Ф.М. Достоевский
А. Тьюринг


Рецензии