Скиф - первый скифский властитель

КТО ТАКИЕ ЭТИ ОПАСНЫЕ СКИФЫ?

Этот острый вопрос встал перед правителями Ассирии, Палестины, Мидии, иных государств Передней Азии.
Считается что именно о скифах речь в Библии, в книге Иеремии (5:15): «Народ сильный, народ древний, народ, которого языка ты не знаешь и не будешь понимать, что он говорит. Колчан его как открытый гроб, всегда они люди храбрые. И съедят они жатву твою и хлеб твой, съедят сыновей твоих и дочерей твоих, съедят овец твоих и волов твоих, съедят виноград твой и смоквы твои, на которые ты надеешься».
Геродот писал, вторя библейскому пророку: «Скифы... своими излишествами и буйством разорили и опустошили всю Азию. Кроме того, что с каждого народа они взимали наложенную ими дань, скифы совершали набеги и грабили все, что тот или другой народ имел у себя".

О проблемах со скифами в Ассирии историки узнали вовсе не из официальных документов ассирийских царей, т.к. там рассказывалось только о победах, подлинных или мнимых. В донесениях шпионов и в запросах царей оракулам содержались сведения об истинном положении дел в государстве. И из них ясно, что скифы настолько утомили ассирийцев, что только невероятный шаг царя Асархаддона - выдача замуж за скифского царя своей дочери в придачу с богатыми дарами и обещанием ежегодной дани, остановила жестокое племя.
Древнему Египту пришлось вначале долгое время отражать атаки воинственных всадников. По упоминаниям античных авторов египетский фараон Весоза победил войско скифского царя Таная (возможно, вымышленное имя, производное от «Танаис»).
Согласно этим сообщениям, фараон победил скифов только тогда, когда привлек к борьбе племена южных соседей Египта - Ливийцев и Эфиопов. В результате этой войны в дельте Нила появился город Танис (Танаис), который выполнял роль форпоста против возможных новых набегов Скифов.
Другому фараону удалось просто откупиться от скифов. Когда воинственные всадники попытались штурмовать теперь уже восточные границы Египетского царства, фараону Псамметиху пришлось общаться с вождем пришельцев и предлагать ему горы золота.
Удалось! Неизвестные египтянам опасные всадники ушли.
Было это в 8-7 вв. до н.э.
В 20 веке у с. Бабино Херсонской области археологами исследовались скифские курганы, в которых нашли древнеегипетские украшения, материальные следы набегов на Северную Африку:
 
Ювелирные изделия и украшения древних египтян из раскопа Бабино III/
Изображения опасных скифов сохранились в древнем искусстве государств Передней Азии. Вот каменный рельеф из Ассирии.
На этом рельефе скифы названы еще и русами. Это связано с тем, что в русских летописях встречаются упоминания предков русов - воинов-побратимов Скифа и Зарада, а также упомянут их поход в "землю египецкую".
 В то же время в Древнем Египте есть упоминания набегов "народов моря", с туманным указанием, что пришли они через о. Крит, и среди этих народов названы "шарданы" ("зарданы"). То есть, очень может быть, что наши предки ходили воевать Египет в древние времена.

Связь скифов с Киммерийцами по настоящее время в науке не разъяснена. Возможно, что киммерийцы - те же Скифы, но более ранние, к которым позже присоединились Скифы - пришельцы из Алтая.
В шестом веке до н.э. персидский царь Дарий пытался укротить Скифов, двинув на них огромное войско (по официальным записям 700 000 человек, что вызывает большие сомнения у историков).
Долго войско Дария слонялось по степям Причерноморья. Безрезультатно.
«Первый царь, которого мы у них обретаем, именовался Скиф».
Навис и Фифра
«...ни о делах, ни о временах их царствования мы не известны».
Скифы воспользовались тем, что у них не было селений и городов. Имея хороших разведчиков, Скифы заранее уходили и отгоняли табуны лошадей и стада овец из тех мест, куда направлялось войско Дария. Засыпали колодцы и сжигали траву. В войске Дария начался падеж животных, воины были измучены. Тогда Дарий отправил гонца к скифскому царю Идантирсу (Иданфирсу) с требованием прекратить отступление и начать битву или покориться, признав себя его данником:
"...Чудак, зачем ты все убегаешь... если ты считаешь себя в силах противостоять моему могуществу, то остановись, прекрати свои блуждания и сразись со мной; если же признаешь себя слабее, то также остановись в своем бегстве и приди для переговоров к своему владыке с землею и водою".
Идантирс ответил: "…Знай, перс, каков я: и прежде никогда не бежал я из страха ни от кого из людей, и теперь не бегу от тебя; а почему я не тороплюсь сражаться с тобой, я и это тебе объясню: у нас нет ни городов, ни засеянной земли, из-за которой мы поспешили бы драться с вами из боязни, чтобы они были взяты и опустошены. У нас есть могилы предков: вот попробуйте разыскать их и разорить – тогда узнаете, станем ли мы сражаться с вами …".

И добавил: «А за то, что ты предложил нам рабство, ты еще будешь плакать!»
Помыкавшись по выжженным и безводным степям, бесславно, войско Дария вынуждено было уйти.
Геродот пересказал красивую легенду о завершении этой странной войны: «Дарий, наконец, очутился в безвыходном положении, и предводители Скифов, узнав об этом, послали вестника, принесшего в дар царю птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Персы спрашивали принесшего дары о значении подарков. Он сказал, что ему было приказано только, отдав дары, как можно скорее удалиться. Он предложил, чтобы персы, если они мудры, сами поняли, что означают эти дары. Персы стали совещаться. Дарий высказал мнение, что скифы отдают и самих себя, и землю, и воду. Он предположил это на том основании, что мышь живет в земле, лягушка – в воде, птица более всего походит на лошадь; стрелы же означают, что скифы отдают свою военную мощь. Вот какое мнение было высказано Дарием. Этому мнению противостояло мнение советника царя Гобрия...
Он предположил, что эти дары означают: «Если только вы, персы, не улетите в небо, обратившись в птиц, не укроетесь в земле, став мышами, или не прыгнете в болото, обратившись в лягушек, вы не вернетесь назад, поражаемые вот этими стрелами».

...Каким же был склад характера у скифов, судя по этим сведениям древних?
Прежде всего и в итоге всего - это был народ воинов.
Беззаветно преданные своему племени, они выше своей собственной жизни ставили победу над врагом. Чем больше скиф убивал врагов, чем больше он захватывал добычи, - тем большим почетом был окружен. Из черепов убитых врагов скиф делал чаши для питья, снятыми скальпами увешивал узду коня, кожей врагов покрывал коня и делал из нее колчаны. Дрогнуть в бою считалось неслыханным бесчестьем, а предать друга — несмываемым позором.
Институт побратимства у скифов был настолько силен, что сохранилась легенда о том, как два побратима смогли победить войско врага, не прибегая к битве. Эту легенду позже древнегреческий писатель Левкипп использовал для своей новеллы.
Два скифа, Дандамис и Амизок, по старинному скифскому обычаю смешали в чаше свою кровь и, погрузив в нее меч, стрелы, секиру и копье, одновременно отведали напиток с клятвой жить вместе и в случае надобности умереть друг за друга.
 Максималисты во всем: в ярости своих чувств, в способах достижения целей.
Когда греки переселились на побережье Черного моря, им пришлось плотно общаться со Скифами. Известно, что в греческих домах всегда пили разбавленное виноградное вино. Но у колонистов после общения со Скифами появилось выражение "подскифь", т.е. налей неразбавленного вина. "Пить, так пить", - так можно перевести фразу "подскифь" на наш язык.
 
Изображение скифа на древнегреческом килике (сосуде).
Войну скифы превратили в основной вид занятия. Неуловимые, быстрые, "летучие" в бескрайних степях, постоянно менявшие тактику в соответствии с характером внешней опасности, - долгое время их пытались победить хитростью и подлостью, заманивая к себе вождей и убивая после застолья. Но это не настоящие победы над скифами.

Памятуя о любви скифов к молниеносному натиску в бою, а также в дружбе, в любви; об их особой "легкости" в жизни, вере в то, что движение является залогом успешности (будь то переходы с пастбища на пастбище, или ускользание от вражеского преследования), - археологи уверяют: в скифском зверином стиле позы зверей отображают основные качества скифской натуры.

Индо-скифские монеты 1-го века по Р.Х.
Сагиллус
«...послал своего сына Протофиаса на помощь Орифеи, царице Амазонской, противу Тезея царя Афинского. Сей туда пришел с немалым числом конницы, но имея некие неудовольствия, вскоре назад возвратился, что было причиной разбития амазонок.»

Мадиес

«...сын Протофиаса, весьма храброй Государь, под его предводительством Скифы выгнали из Европы Селтов и Кимвров, гнались за ними до Азии, разбив царя Сиаксара, покорили царство Мидское и владели вышней Азией 28 лет… Учинили некоторые нападения на Филистимскую землю.»

Интересно, что в этой связи Щербатов приводит любопытную легенду, связанную опять же с Новгородом. Считалось, что скифские войска, возвратившись, домой после долгих походов в Азии, нашли своих жен живущими с бывшими невольниками и в ярости стали биться с последними. Однако, решили, что
«...сие стыдное дело биться с невольниками так как с равными и что для сего надлежит на них сделать нападение с тем же оружием, которых их наказывали, то есть с плетьми».
Якобы в память об этом событии на новгородских монетах (помним, что именно скифы основали Новгород (древний Словенск) после чего стали именоваться Словенами и Русами по именам их князей — «Сказание о Словене и Русе») изображался воин с бичом.

Томириса или Тамириса

«...была та героиня о которой сказывают, якобы Кир требовал себе в супружество, но она рассуждая, что он более желал ее царства, нежели ея особы, в сем ему отказала, что стало причиной к кровопролитной войне, в которой сперва Скифы были… (хитростью и обманом) разбиты…но в другом бою Скифы или Массагеты (яко их тут называют) толь себя отомстили, что по долгом сопротивлении порубив большую часть персидских войск, самого Кира убили».

Головной убор и украшения одежд жрицы Димитры найденные в ее гробнице
Ианцирус
«...гордый и великодушный государь, подал причину к войне с Дарием, царем персидским, за то, что он не дал ему свою дочь в супружество. Что было причиной, что сей по обычаю Персидскому послан у него требовать воды и земли, то есть чтобы он (Ианцирус) ему покорился, на которое требование он ответствоал, что он не признает иного государя, кроме Юпитера и Весты царицы Скифской и что вскоре к нему прилетел пристойный по его безумию дар».
Далее рассказывается знаменитая история о том, как скифы отправили Дарию птицу, лягушку и пять стрел по количеству «колен» скифских, что Дарий трактовал как знак подданства, в действительности же подразумевалось, что персам не удастся скрыться от скифских стрел если только они не умеют летать как птицы или уходить под воду как лягушки.
Впрочем, сам Ианцирус оказался в трудном положении, так как союзники бросили его, не явившись по зову на помощь для борьбы с Дарием. Согласно летописям сам Ианцирус умер накануне надвигавшейся войны с Дарием, которую предстояло продолжить уже его сыну.

Индарфиз

Индарфиз решил измотать персидское войско изнурительными переходами и голодом, а одновременно отомстить вероломным предателям своего отца — и привел войско Дария в земли бывших союзников. В результате всех переходов армия Дария оказалась полностью истощена, а сам он едва избежал смерти. Далее Индарфиз продолжил борьбу, совершая набеги на недавно завоеванную персами Фракию.
 
Изображения на Траяновой колонне (с фотографических снимков)

Таргитаус, Калансаис, Скифовет
(или вар.2 — Шоливет, Панаксагор и Танаис)
(или вар.3 — Сварганф, Кир и Гварус)

Интересно, сколь сильно разнится транскрипция скифских имен в разных версиях — виной тому то, что скифская история дошла до нас посредством летописей других народов, которые могли переиначивать их имена так, что они впоследствии становились мало похожи на первоисточник (который мог звучать совершенно привычным нам «славянским» образом).
По имени Танаиса названа река Дон, которая на многих картах значится именно как Танаис.

Саулиус

Казнил своего царственного родственника за то, что тот был замечен за поклонение греческим богам и тайное творение обрядов, то есть нарушил один из главных заветов скифов — не менять обычаи предков.
Индарфиз II, Сваргавиз, Аривефес
-
 
Сверху и в середине (1-6) - скифские знамена, снизу - египетские и ассирийские
Скиф или Скил
Был воспитан матерью по греческому обычаю и пытался совмещать скифский и греческий образ жизни: так, при захвате городов, он оставлял свое войско в шатрах за воротами, а сам предавался городским удовольствиям в комфорте во дворцах украшенных мраморными статуями. По преданию однажды в статую ударила молния, что стало первым предупреждением ему со стороны богов, но царь не внял ему — войско узнало о его отступлении от древней традиции и взбунтовалось, царь бежал.

Ариантес

Произвел учет своего войска, попросив каждого воина сложить в назначенное место один из наконечников своих стрел. Из этой огромной массы наконечников был выкован огромный медный сосуд, что говорит нам о том, что наконечники стрел у скифов были медными.
Афеас
Правление этого скифского царя знаменательно его спорным конфликтом с Филиппом, царем Македонским: якобы, во время тяжелой войны с истрианами Афеас был вынужден просить помощи Филиппа, и тот согласился на таких условиях, что станет наследником скифского государя. Однако, когда войска Филиппа пришли в месту битвы, выяснилось, что истрианский царь уже умер, сражения не будет вовсе, а сам скифский царь сказал, что во-первых, скифы сами по себе достаточно храбры, чтобы за себя постоять, что он не приглашал македонян и никогда не обещал сделать Филиппа наследником, так как у него есть свой сын в добром здравии.
Вероятно, впоследствии — хотя Щербатов он этом и не пишет — этот инцидент дал сыну Филиппа — знаменитому полководцу Александру — повод для войны со скифами. Возможно, он считал себя законным скифским государем по договору своего отца.

Скифские знамена для царских торжественных церемоний и колесниц
Ламбинус
По мнению Щербатова все вышеперечисленные скифские цари правили непрерывно один за другим и наследовали друг другу, что касается дальнейшей скифской истории — она продолжается, но записать ее возможно лишь с пробелами, выделяя отдельных ярких правителей или примечательные моменты.
______
Так, в Киевском Синопсисе указано, что Славяне помогли Филиппу и Александру Македонскому овладеть вселенной, за что последний даровал им грамоту, закрепляющую за ними навечно право на все их земли. Это довольно близко к истории, записанной Мавро Орбини — там Славяне ничем не помогают Александру, но письмо о разделе мира с аналогичным содержанием от него получают. Впрочем, приводит князь Щербатов и другие легенды, согласно которым скифы-русы все же воевали с войсками Александра, но скорее по недоразумению, после чего между ними был заключен союз.
 
Дмитриевский собор во Владимире, южный фасад. Сюжет «Вознесение Александра Македонского»

Далее примечательно упоминание о том, как «Апостол Андрей Первозванный проповедовал Евангелие в Скифии таким образом: …в 33 году по Воплощении Иисуса Христа пошел к Скифам и дошед до Херсонеса, уведомившись, что близко тут Днепрово устье, желая оттуда пойти в Рим, поплыв вверх по Днепру…по сем пустясь опять Днепром пришел к Славянам, где ныне Великий Новгород и оттуда через Варяжскую землю пошел до Рима».


Рецензии