История, вера и победы Скифов

Обычаи скифов и государственное управление

Щербатов разделяет скифов на разные подгруппы по типу управления, считая, что основная, самая многочисленная и самая влиятельная из них в историческом плане — это «царские скифы», то есть скифы во главе с царями. Кроме того существовало много отдельных скифских групп/родов, которые управлялись князьями/родами/советом мудрейших. У некоторых скифов были даже республиканские формы правления. Интересно, что в этой связи Щербатов намекает на то, что республиканское правление в Новгороде (куда как известно из «Сказания о Словене и Русе» пришли крупные группы скифов) — это наследие и традиция старой пра-родины.
 
Изображение на скифской серебряной вазе, найденной на правом берегу Днепра близ местечка Никополя, IV в. до Р.Х.

Также он сравнивает скифское общество со швейцарскими кантонами — союзными, но самостоятельными. Когда скифы начинали крупную войну, то созывались все эти самостоятельные скифские образования, но при этом каждое из них могло и отказаться от участия по решению своих собственных правителей.
Интересны ключевые законы скифской страны — князь Щербатов пишет, что их было совсем не много, так как сам образ жизни и мышления скифов не требовал этого. Было у них некоторое внутреннее чувство справедливости и отсутствие склонностей к порокам («незнание пороков полезнее Скифам, чем знание добродетели другим»), сами же «их законы клонилися ко вложению добродетели и неустрашимой храбрости»:
«всякой, кто тщился переменить обычай своей страны, смертию наказывался»;
«всякая кража у них была строго запрещена… и сие было причиной, что их многочисленные стада не быв подвержены похищению без страха паслися»;
«строгость их нравов тем их правосудие делает, что они не знают, что такое пожелать имения другого»;
«малейшее учиненное кому озлобление законы из без возмездия не оставили»;
«правосудие у них наблюдаемо по природной их склонности, а не по строгости законов».
 
Скифские золотые украшения на конской сбруе.

«Они не стараются, как другие смертные о приобретении злата и серебра; питаются молоком и медом…»
«Величайшая их сила состояла в коннице и в лучевых стрелках, в чем они столь искусны были, что самые их младенцы стреляли из лука в цель в то самое время, когда их лошадь во весь опор скакала и оттуда пошла пословица, что „Скифы толь искусны были из лука стрелять, сколь Греки были мастера играть на лире“. И самые их жены не уступали своим мужьям в сем искусстве и в езде на лошадях.»

Вспомним теперь русские сказки, в которых каждый второй герой - это стрелец-молодец, а каждый второй помощник - это богатырский конь. А вот ни мечников, ни копейщиков мы в сказках не встречаем, хотя казалось бы это должны быть преобладающие типы воинов - исходя из того, что рисует нам история о нашем прошлом. Новый смысл приобретает также и образ человека-коня - то есть кентавра, или по-русски - китовраса. О нем стоит сделать отдельное расследование, пока же упомянем, что именно китоврас считался и на Руси и в Библии кем-то наподобие "первого строителя", барельефы с ним выбиты на множестве древних храмов, а в Сибири найден целый пласт то ли монет, то ли личных кулонов-оберегов с его изображением.

Вера и боги скифов

«Что касается до их веры, то не токмо по греческим писателям, но и по нашим летописцам подлинно известно, что они до время Владимира были идолопоклонцы. Кумиры же, которым они покланялись были следующие:
Юпитер, которого они называли Полеус, чаятельно единый с Перуном, также бог грома, молнии и дождевых облаков, которому покланялись на высоких пригорках… Пред сим идолом горел неугасимый огонь и если который жрец допускал сему угаснуть, того яко законопреступника смертью казнили. Жена его греческая Юнона, которую называли Авиа, или земля. Веста, называемая ими Табити, которую они обще с Юпитером основательницей их нации почитали. Также поклонялись они Апполону, Венере небесной и Нептуну (прим. — то есть богам искусств, любви и морской стихии; Щербатов руководствуется записками греческих авторов, которые искали скифским богам аналогии в своем пантеоне)…но почтеннейший из всех у них был бог войны Марс».
«...за храмы (почитали)… священные рощи и старые дубья… и толь великое почтение к ним имели, что яко безбожника и достойного злейшей смерти почитали того, кто хотя малый сучок отламывал».
 
Н. К. Рерих. Декорации к балету «Весна священная». Поцелуй земле.


 «Сверх же сего мы обретаем, что они покланялись воздуху их страны и мечу, яко главностям жизни и смерти. Но по многих веках после, то есть в царствование князя Владимира является, что они число идолов своих приумножили, окромя вышеупомянутых обретамем мы Волоса, бога скотов, Подвиза или Вихра, бога воздуха, Ладо, богиня веселия, сей жертвовали приготовляясь ко браку, Купала, бог плодов земных… также покланялися источникам и озерам… Симарглу и Макоше.»
«по учиненному изчислению в нашем Синопсисе многих оставшихся доныне суеверий от древнего идолопоклонения, яко пение „ладо, ладо“, что иногда творилось в честь богини Лады; скакание круг огня, увенчание себя венцами, творимое иногда в честь Купалы; игрищи, и надевание рож о святках, подражание тому, что иногда чинилось…»
 
Всеволод Иванов. Сенич. Июнь.

Обратите внимание, что автор очевидно считает, что население Руси во времена Владимира составляли все те же самые скифы. Также мы легко узнаем в скифском пантеоне имена "традиционно" славянских богов и народные обычаи праздников Коляды, Купалы и других с их гуляниями, пряжками через костры, плетением венком и ряжеными.

История и военные победы

«Трижды они завладели всей Азией и никто не мог их победить; тщетно Дарий, царь персидский, хотел их покорить, он был со стыдом прогнан. Кир со всей своей армией ими был побит. Соверион, вождь Александровых войск, также разбитие от них претерпел, и хотя звук оружия Римского и слышен в их странах был, но никогда Скифы сими властительми света покорены не были, и сам Александр покорив уже Персию, разбив Скифов в одном бою, толико славы и страху имени своего преумножил, что многие покоренные народы, хотящие взбунтоваться, единым сим удержаны были. Так что сей народ до самого Тамерлана никем покорен не был, да и он их не покорил, а токмо довольствовался заключить с ними союз.»


Рецензии