Крейсер в дар
Начавшаяся русско – японская война и первые неудачи русского флота в ней способствовали в России началу патриотического движения, вылившегося в «Особый комитет по усилению флота на добровольные пожертвования». Однако, помощь стала поступать не только от этой организации, но и от отдельных русских меценатов.
Таким стал последний представитель знаменитой династии Строгановых – морской офицер, граф Сергей Александрович (1852 – 1923), который пожертвовал флоту 1,5 миллиона рублей, чтобы передать во время подготовки к походу 2 – й Тихоокеанской эскадры оборудованный военный корабль.
Тогда ещё русский флот не имел ни одного корабля, несущего воздушные шары или аэростаты для разведывательных целей. Денежных средств на это в государственной казне не было, поэтому заявки военного министерства на приобретение такого судна всячески отвергались. Японский флот располагал таким кораблём, оборудованным воздухоплавательными средствами, и с помощью воздушного шара, поднятого с «Синано мару», японцы позже обнаружили эскадру вице – адмирала З. Рожественского, что имело в дальнейшем большое значение.
С. Строганов предоставил сделать выбор будущего корабля самому командующему эскадрой, который и пожелал иметь «специальный воздухоплавательный корабль – разведчик с большим ходом, вполне оборудованный и снабжённый необходимым имуществом по своей специальности.» Для этого требовалось переоборудовать какой – либо хороший и быстроходный коммерческий пароход. Такой пассажирский пароход на деньги, предоставленные Сергеем Александровичем, купили у компании «Северогерманский Ллойд». Он носил название «Лэн» и ранее совершал регулярные рейсы из Бремена в Нью – Йорк. Лайнер, имевший четыре пассажирские палубы и два грузовых трюма, как нельзя лучше подходил для создания на его основе воздухоплавательного корабля. Работы по переоборудованию «Лэна» велись в Германии, причём секретно, строился он, как исследовательское судно. Уже в России производился монтаж артиллерийского и сигнального оборудования, приобретённого С. Строгановым.
Сам жертвователь пожелал назвать корабль «Русь», и в ноябре 1904 года Николай II утвердил это. «Русь» зачислили в ранг крейсера. Аэростаты на нём наполнялись водородом, который получали электролитическим путём, а также щелочным газодобывающим аппаратом, имевшимся на корабле. Консультантом по воздухоплавательному оборудованию стал лейтенант М. Большев.
Крейсер 2 ранга «Русь» поднял флаги – Андреевский и Добровольного флота. С момента прибытия в Либаву на корабле начались неполадки: вышли из строя динамо – машины, произошла авария щелочного газодобывающего аппарата. Они были устранены, однако, решение включения «Руси» в состав отправляемой на Дальний восток эскадры оказалось под вопросом, но руководство флота всё же остановилось на отправке корабля.
Только в феврале 1905 года «Русь» вышла в море вместе с эскадрой. Через несколько дней во время стоянки у мыса Скаген (Дания) на корабле вышли из строя холодильники опреснителей котлов, неудачей закончились попытки поднять аэростат. Крейсер получил указание возвращаться в Либаву. Сам Рожественский признал корабль совершенно непригодным для выполнения возложенных на него задач.
«Русь» осталась на Балтике и после ремонта на ней стали проводиться воздухоплавательные работы: выполнялись подъёмы аэростатов и воздушных шаров с наблюдателями в гондоле. Один из подъёмов воздушного шара с крейсера наблюдал Николай II, находившийся на кронштадтском рейде. За время воздухоплавательной программы в 1905 году на корабле было совершено 258 подъёмов аэростатов, из них – 186 – с наблюдателями.
Дальнейшая судьба крейсера 2 ранга оказалась весьма незавидной, и ему вынесли неутешительный вердикт: ввиду дороговизны содержания, несовершенства аппаратуры и крайне опасного производства водорода он был признан негодным для дальнейшей службы. Окончательным решением стало постановление о продаже «Руси». С него сняли воздухоплавательное оборудование, а сам корабль буксиры отвели в Штеттин на разборку. 21 ноября 1906 года воздухоплавательный крейсер «Русь» исключался из списков флота.
Случись всё по – другому, пожалуй, трудно переоценить какую важную роль сыграл бы в боевых действиях корабль – разведчик «Русь». В то время морское министерство России явно недооценивало значение таких кораблей с воздухоплавательным оборудованием для разведывательных целей.
Отрадно, что в моменты трудные для России находились настоящие русские люди, жертвовавшие своими средствами, помогая выстоять перед врагами Отечества. Таким и был меценат Сергей Александрович Строганов, закончивший Санкт – Петербургский университет и Морской корпус. Во время русско – турецкой войны 1877 – 78 годов командовал одним из своих собственных катеров «Авось» и во время боевой операции у румынских берегов, близ порта Сулина в устье Дуная участвовал в подрыве вражеской канонерской лодки «Суна». За это был произведён в мичманы и удостоен «Знака отличия военного ордена 4 степени» - солдатского Георгия. После окончания войны передал свои катера Черноморскому флоту, совершив своё первое пожертвование.
В годы русско – японской войны он открыл в Добрянке (Пермский край) госпиталь для лечения раненых воинов, позднее развернул заводское производство шрапнелей для фронта, и поставлял государству по себестоимости, после неудачи с крейсером и его продажи, на вырученные средства основал литературную премию для нижних чинов на патриотическую тему, всячески помогал церкви.
Как много добрых и хороших дел совершил этот замечательный человек! Будем помнить!
Примечание: О воздухоплавателях во время русско – японской войны читайте мой исторический очерк «Порт -артурский воздухоплаватель» на Прозе.ру.
14 ноября 2023 г. Вячеслав Прытков
Свидетельство о публикации №223111601557