Крейсер в дар

                КРЕЙСЕР   В   ДАР

Начавшаяся  русско – японская  война  и  первые  неудачи  русского  флота  в  ней  способствовали  в  России  началу  патриотического  движения, вылившегося  в  «Особый  комитет  по  усилению  флота  на  добровольные  пожертвования». Однако,  помощь  стала  поступать  не  только  от  этой  организации, но  и  от  отдельных  русских  меценатов.
Таким  стал  последний  представитель  знаменитой  династии  Строгановых – морской  офицер, граф   Сергей  Александрович  (1852 – 1923), который  пожертвовал  флоту  1,5  миллиона  рублей, чтобы  передать  во  время  подготовки  к  походу  2 – й  Тихоокеанской  эскадры  оборудованный  военный  корабль.

Тогда  ещё  русский  флот  не имел  ни  одного  корабля, несущего  воздушные  шары  или  аэростаты  для  разведывательных  целей. Денежных  средств  на  это  в  государственной  казне  не  было, поэтому  заявки  военного  министерства  на  приобретение  такого  судна  всячески  отвергались. Японский  флот  располагал  таким  кораблём, оборудованным  воздухоплавательными  средствами, и  с  помощью  воздушного  шара, поднятого  с  «Синано  мару», японцы  позже  обнаружили  эскадру  вице – адмирала  З. Рожественского, что  имело  в  дальнейшем  большое  значение.
 
С. Строганов  предоставил  сделать  выбор  будущего  корабля  самому  командующему  эскадрой, который  и  пожелал  иметь  «специальный  воздухоплавательный  корабль – разведчик  с  большим  ходом, вполне  оборудованный  и  снабжённый  необходимым  имуществом  по  своей  специальности.»  Для  этого  требовалось  переоборудовать  какой – либо  хороший  и  быстроходный  коммерческий  пароход.  Такой  пассажирский  пароход  на  деньги, предоставленные  Сергеем  Александровичем, купили  у  компании  «Северогерманский  Ллойд». Он  носил  название  «Лэн»  и  ранее  совершал  регулярные  рейсы  из  Бремена  в  Нью – Йорк. Лайнер, имевший  четыре  пассажирские  палубы  и  два  грузовых  трюма, как  нельзя  лучше  подходил  для  создания  на  его  основе  воздухоплавательного  корабля. Работы  по  переоборудованию  «Лэна»  велись  в  Германии, причём  секретно, строился  он, как  исследовательское  судно. Уже  в  России  производился  монтаж  артиллерийского  и  сигнального  оборудования, приобретённого  С. Строгановым.
Сам  жертвователь  пожелал  назвать  корабль  «Русь», и  в  ноябре  1904  года  Николай II  утвердил  это. «Русь»  зачислили  в  ранг  крейсера. Аэростаты  на  нём  наполнялись  водородом, который  получали  электролитическим  путём, а  также  щелочным  газодобывающим  аппаратом, имевшимся  на  корабле. Консультантом  по  воздухоплавательному  оборудованию  стал  лейтенант  М. Большев.

Крейсер  2  ранга  «Русь»  поднял  флаги – Андреевский  и  Добровольного  флота. С  момента  прибытия  в  Либаву  на  корабле  начались  неполадки: вышли  из  строя  динамо – машины, произошла  авария  щелочного  газодобывающего  аппарата. Они  были  устранены, однако, решение  включения  «Руси»  в  состав  отправляемой  на  Дальний  восток  эскадры  оказалось  под  вопросом, но  руководство  флота  всё  же  остановилось  на  отправке  корабля.
Только  в  феврале  1905  года  «Русь»  вышла  в  море  вместе  с  эскадрой. Через  несколько  дней  во  время  стоянки  у  мыса  Скаген  (Дания)  на  корабле  вышли  из  строя  холодильники  опреснителей  котлов, неудачей  закончились  попытки  поднять  аэростат. Крейсер  получил  указание  возвращаться  в  Либаву. Сам  Рожественский  признал  корабль  совершенно  непригодным  для  выполнения  возложенных  на  него  задач.

«Русь»  осталась  на  Балтике  и  после  ремонта  на  ней  стали  проводиться  воздухоплавательные  работы:  выполнялись  подъёмы  аэростатов  и  воздушных  шаров  с  наблюдателями  в  гондоле. Один  из  подъёмов  воздушного  шара  с  крейсера  наблюдал  Николай II, находившийся  на  кронштадтском  рейде. За  время  воздухоплавательной  программы  в  1905  году  на  корабле  было  совершено  258  подъёмов  аэростатов, из  них – 186 – с  наблюдателями.

Дальнейшая  судьба  крейсера  2  ранга  оказалась  весьма  незавидной, и  ему  вынесли  неутешительный  вердикт: ввиду  дороговизны  содержания, несовершенства  аппаратуры  и  крайне  опасного  производства  водорода  он  был  признан  негодным  для  дальнейшей  службы. Окончательным  решением  стало  постановление  о  продаже  «Руси». С  него  сняли  воздухоплавательное  оборудование, а  сам  корабль  буксиры  отвели  в  Штеттин  на  разборку. 21  ноября  1906  года  воздухоплавательный  крейсер  «Русь»  исключался  из  списков  флота.

Случись  всё  по – другому, пожалуй, трудно  переоценить  какую  важную  роль  сыграл  бы  в  боевых  действиях  корабль – разведчик  «Русь». В  то  время  морское  министерство  России  явно  недооценивало  значение  таких  кораблей  с  воздухоплавательным  оборудованием  для  разведывательных  целей.

Отрадно, что  в  моменты  трудные  для  России  находились  настоящие  русские  люди, жертвовавшие  своими  средствами, помогая  выстоять  перед  врагами  Отечества. Таким  и  был  меценат  Сергей  Александрович  Строганов, закончивший  Санкт – Петербургский  университет и  Морской  корпус. Во  время  русско – турецкой  войны  1877 – 78  годов  командовал  одним  из  своих  собственных  катеров  «Авось»  и  во  время  боевой  операции  у  румынских  берегов, близ  порта  Сулина  в  устье  Дуная  участвовал  в  подрыве  вражеской  канонерской  лодки  «Суна». За  это  был  произведён  в  мичманы  и  удостоен  «Знака  отличия  военного  ордена 4  степени» - солдатского  Георгия. После  окончания  войны  передал  свои  катера  Черноморскому  флоту, совершив  своё  первое  пожертвование.
В  годы  русско – японской  войны  он  открыл  в  Добрянке  (Пермский  край)  госпиталь  для  лечения  раненых  воинов, позднее  развернул  заводское  производство  шрапнелей  для  фронта, и  поставлял  государству  по  себестоимости, после  неудачи  с  крейсером  и  его  продажи, на  вырученные  средства  основал  литературную  премию  для  нижних  чинов  на  патриотическую  тему, всячески  помогал  церкви.
Как  много  добрых  и  хороших  дел  совершил  этот  замечательный  человек! Будем  помнить!

Примечание: О  воздухоплавателях  во  время  русско – японской  войны  читайте  мой  исторический  очерк  «Порт -артурский  воздухоплаватель»  на  Прозе.ру.

14  ноября  2023  г.                Вячеслав  Прытков


Рецензии