2. Александровская колонна

Предыдущая страница  http://proza.ru/2023/11/14/1733

С 1829 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге начались работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны. Руководил работами Огюст  Монферран.

Геологическая разведка местности обнаружила недалеко от центра площади на глубине 5,2 метра подходящий песчаный пласт земли. В декабре 1829 года был выкопан котлован размером 14 на 14 саженей и глубиной 2 сажени (1 сажень примерно равна 2,13 метра) под фундамент из гранитных блоков.

В яму непрерывно поступала вода, которую откачивали. По архивным данным, забили 1102 заостренные новые сваи длиной 6,36 м, толщиной не менее 26 см на глубину 4,26 м, а также использовали 99 старых, обнаруженных при рытье котлована (итого забито 1250 сосновых свай). Забивка свай велась копром системы Бетанкура. Эти работы были завершены 15 марта 1830 года.

Фундамент памятника соорудили из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. Он был выведен до горизонта площади тёсовой кладкой. В его центр заложена бронзовая шкатулка с монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года.

В октябре 1830 года эти работы закончены.

Для гранитного монолита была использована скала, которую наметил Монферран в предыдущие поездки в Финляндию. Добыча и предварительная обработка производились в 1830-1832 годах в Пютерлакской каменоломне, которая находилась в Выборгской губернии (современная деревня Пютерлахти в Финляндии). Эти работы проводились по методу С. К. Суханова, искусного каменщика-ваятеля.

Каменщики подтвердили пригодность материала, обследовав скалу, и от неё отсекли призму, значительно превосходившую своими размерами будущую колонну. Для того, чтобы сдвинуть глыбу с места и опрокинуть её на мягкую и упругую подстилку из елового лапника толщиной в 4 метра, использовали громадные рычаги и ворота.

Из этой же скалы вырубили камни для фундамента памятника и большой камень под пьедестал колонны массой около 25 тысяч пудов (более 400 тонн).
 
После закладки фундамента на него водрузили этот громадный четырёхсоттонный монолит, который будет основанием пьедестала. Для установки монолита на фундамент была построена платформа, на которую его вкатили при помощи катков по наклонной плоскости. Камень свалили на кучу песка, насыпанную рядом с платформой.

При этом сильно вздрогнула земля - это было похоже на подземный удар.

После того, как под монолит подвели подпорки, работники выгребли песок и подложили катки. Подпорки подрубили, и глыба опустилась на катки. Камень вкатили на фундамент и точно установили. Канаты, перекинутые через блоки, натянули девятью кабестанами и приподняли камень на высоту порядка одного метра. Вынули катки и подлили слой скользкого, очень своеобразного по своему составу раствора, на который посадили монолит.

Монферран писал, что, сажая постамент на фундамент (работы проводились зимой,) он распорядился приготовить специальный "хитрый" раствор, способный выдержать русскую зиму: "Я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла". Из-за того, что камень первоначально сел неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, и именно мыло, как объяснял архитектор, обеспечило относительную лёгкость этих передвижений.

Колонну высекали по специальному заказу для памятника. Руководил работами техник-самоучка 20-летний Василий Яковлев.

Корабельный инженер полковник К. А. Глазырин сконструировал и построил специальный бот, баржу для доставки колонны грузоподъёмностью до 65 тысяч пудов (~ 1100 тонн.) Для выполнения погрузочных работ соорудили пристань и мол. Погрузка колонны на бот производилась с деревянной платформы на конце мола, совпадающей по высоте с бортом судна.

Преодолев все трудности, колонну, которая чуть не упала в воду, погрузили на борт, и монолит отправился сначала в Кронштадт на барже, буксируемой двумя пароходами, а оттуда к Дворцовой набережной Санкт-Петербурга. Перевозка по воде оказалась сложной. В пути сломался чугунный вал парохода, и при помощи другого парохода "Александр"  судно с колонной было отбуксировано для ремонта, а потом продолжило путь в непростых погодных условиях.

1 июля 1832 года в 4 часа утра судно прошло Исаакиевский мост и причалило к пристани близ Зимнего дворца. 12 июля "в присутствии их Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы, Высочайшей фамилии, а также в сопровождении Его Королевского Высочества принца прусского Вильгельма при многочисленном стечении публики, собравшейся на сие необыкновенное зрелище», колонну благополучно выгрузили на берег. На выгрузке было занято 640 рабочих.

За все перечисленные работы отвечал подрядчик, купеческий сын В. А. Яковлев. Дальнейшие работы производились на месте под руководством  Монферрана.

Деловые качества, сметливость и распорядительность Василия Яковлева были отмечены Монферраном. Об этом, видимо, он сообщил императору.

Известны слова Николая I, сказанные Огюсту Монферрану после выгрузки колонны: "Дело Яковлева кончено; предстоящие трудные операции касаются вас; надеюсь, что у вас будет успеха не меньше, чем у него."

Продолжение http://proza.ru/2023/11/20/1720

Иллюстрация: Работа в Пютерлакской каменоломне. Литография по рисунку Огюста
Монферрана


Рецензии
Мой инженерный ум просто в восхищении от этого памятника. Без калькулятора, без компьютера, без под’емно-транспортных механизмов! Просто УМ и знания. Спасибо большое, Света! Почему-то захотелось взять карандаш и нарисовать схему установки колонны ))), наверное, чтобы представить себе это. Это памятник и инженерному гению тоже.

Людмила Петрова 3   12.12.2023 20:48     Заявить о нарушении
Да, это просто потрясающе! Прочитала множество текстов, где люди пишут, что это было создано другой цивилизацией.

Светлана Шаляпина   18.12.2023 20:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.