Ферганская область. Андижанский уезд

ГЕРБ Г. АНДИЖАН ФЕРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ:

В зеленом щите золотая с черными швами крепостная стена. В черной оконечности две золотыя коробочки хлопчатника в период их раскрытия. В вольной части щита герб Ферганской области. Щит увенчан серебряною башенною короною о трех зубцах и окружен двумя виноградными лозами, соединенными Александровскою лентою. [Утвержден 22 октября 1908 г.]

• Ист. и лит.: Полное собрание законов Российской империи. Собрание Третье, 1881 – 1913. – СПб.; Гос. типография, 1911. – Т. XXVIII. – № 31079.

I

АНДИЖАН – город в вост. части Ферганской обл., 30.620 ж. на арыке (оросительной канаве). В городе много садов, сильно орошаемых, он производит значительную торговлю сырыми продуктами и мануфактурными произведениями. К России присоединен вместе со всем Кокандским ханством в 1875 г. – Андижанский округ Ферганской обл. с 120.356 ж., большею частью занимающихся земледелием и садоводством. Для них необходимо искусственное орошение, которое устроено в больших размерах. Главные произведения: пшеница, ячмень, джугара (сорго), рис, плоды (вывозимые в сушеном виде) и шелк. Андижанский округ занимает холмистую часть области, на СВ. и Ю. которой высокие горы. Песков менее, чем в других округах области, кроме Ошского.

АНДИЖАН – уездный город Ферганской области, конечная ст. Андижанской (Ферганской) ветви Среднеазиатской жел. дор., на высоте 214 саж. над ур. моря, на оросительном канале Андижан-сай, выведенном из р. Кара-Дарьи. Принадлежит к числу древнейших городов Средней Азии. Наибольшее значение Андижан имел при завоевании Ферганы мусульманами и был столицей этой страны при султане Бабуре. Жители Кашгара до сего времени называют всех торговцев из Ферганы «андижанами». Войдя в состав Кокандского ханства, Андижан играл видную роль во время кокандской экспедиции 1875 – 76 г., в качестве оплота туземного владычества и обороны, в коей принимали участие главным образом кипчаки. Занятый 1 октября 1875 г. ген. Троцким, Андижан окончательно был взят 8 января 1876 г. Скобелевым, чем завершено было покорение Кокандского ханства. Спокойное течение жизни в Андижане было нарушено 18 мая 1898 г. восстанием, поднятым Мухаммедом-Али-Хальфа; поднял восстание против русских. Восстание было немедленно подавлено.

Андижан делится на две части: русскую и туземную. Жителей в 1900 г. было 49.682 (27.163 мжч. и 22.519 жнщ.), из них сартов и других туземцев (кипчаки, киргизы и др.) 48.344, русских 784, евреев 450, армян 64, других национальностей (цыгане, индусы и др.) 40. Домов 8.452, из них 108 в русской части и 8.344 в туземной. Церквей православных 2, еврейских молитв. домов 2, мечетей 234. Приходское училище, русско-туземная школа; много магометанск. школ. Военное собрание. Городских доходов 105.214 р. В городе Андижане и его окрестностях 18 хлопкоочистительных заводов; местопребывание многих торговых фирм, скупающих хлопок, и транспортных контор. Ст. Андижан Средне-Аз. жел. дор. имеет выдающееся значение по грузовому движению и может быть сравниваема лишь со ст. Ташкент. В 1901 г. грузов прибыло 1.863 тыс. пуд., отправлено 2.730 тыс. пуд. почти исключительно хлопок и хлопк. семя. Близ Андижана опытное хлопковое поле департамента земледелия.

3-го декабря 1902 г. в 9 ч. утра Андижан был разрушен сильным землетрясением, давшим себя чувствовать во всей Фергане, Самарканде и Бухаре. Туземная часть Андижана разрушена до основания, русская потерпела меньше, вследствие большей прочности построек. По приблизительному подсчету в Андижане и в Андижанском и Маргеланском уу. землетрясением разрушено до 30.000 домов, убито до 4.500 чел. и причинено убытков на несколько миллионов.

АНДИЖАНСКИЙ УЕЗД – Ферганской области, занимает восточную ее часть; граничит на СВ. с Семиреченской областью, от которой отделяется Ферганским хребтом. Около 120.356 кв. вер. Жителей 351.187. Сев.-вост. часть Андижанского у. гориста и представляет обширный склон Ферганского хребта, понижающийся к ЮЗ.; юго-зап. часть слегка волниста или равнинна. Главной рекой является Кара-Дарья, левый приток Нарына, прорезывающая весь Андижанский у., с В. на З. Из реки и ее притоков выведено множество оросительных каналов для орошения. Почва лессовая, при достаточном количестве воды весьма плодородная.

Население, состоящее из сартов, кипчаков, киргизов и небольшого числа русских, занимается почти исключительно земледелием. Высеваются рис, джугара, оз. и яр. пшеница, просо, ячмень, хлопок и др. Главнейшей промышленной культурой является хлопчатник, коим в 1904 г. было засеяно в у. 47.000 дес., давших около 1 млн. пуд. волокна. Важное значение имеют шелководство, садоводство и огородничество. Оживленная торговля продуктами земледелия, главным образом хлопком, вывозимым в Россию. Скотоводство развито слабо; в 1900 г. насчитывалось овец 218.000, крупн. рог. скота 69.000 гол., лошадей 78.000.

Более крупная промышленность сосредоточивается преимущественно на очистке хлопка, производимой на 93 заводах (1900 г.); остальные промышленные предприятия имеют кустарно-ремесленный характер. Государств. позем. налог составил в 1900 г. 644.700 р., кибиточная подать 26.000 р., неокладные сборы 89.000 р., земские сборы 417.000 р.

• Ист. и лит.: Андижан.// Энциклопедический словарь. – СПб.; Изд. Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон, 1890. – Т. 1а. – С. 751; Там же, 1905. – Т. 1.доп. – 111 – 112.

II

ГОРОД АНДИЖАН И АНДИЖАНСКИЙ УЕЗД. Андижан, уездный город Ферганской области, расположен на высоте около 1,500 фут., на арыке Андижан-сай, выведенном из Кара-Дарьи, в центре дорог, направляющихся отсюда в различныя части Ферганы, в Семиречье, Кашгар и на Памир. Город состоит из двух частей: туземной и русской, расположенной к юго-востоку от последней и несколько выше.

В русском городе, отличающимся как и везде шириной улиц и обилием зелени, находятся: все уездныя учреждения, церковь среди красиваго сквера и часовня на братской могиле солдат (21 человек), убитых во время Андижанскаго возстания (18 мая 1898 г.), 2 посредственныя гостиницы, почтовая станция, поддерживающая сообщение с Ошем, отделения банков, военное собрание, городская больница и довольно много порядочных лавок и магазинов. Туземный город не отличается по типу от других туземных городов; прежде он был окружен рвами и стеной, которые ныне почти совершенно разрушены. Несмотря на древность города, в нем нет памятников старины; из главнейших зданий особенно замечательны мечеть и медресе (103 помещения для 300 учеников) Махмуд-Али, с обширным вымощенным двором, среди котораго высится красивый минарет.

Будучи расположен среди важнейшаго хлопковаго района Ферганы, Андижан является крупным торгово-промышленным центром, доминирующее значение в жизни котораго имеет хлопок; сюда, как и в Коканд, в хлопковый сезон съезжаются представители фирм из Москвы и Лодзи, и обороты по купле-продаже достигают десятков миллионов рублей; часть фирм имеет в Андижане конторы и постоянных представителей. В городе насчитывается: жителей 76.367 (из них 2.840 русских), домов 7.795 (в русской части около 150), церквей и часовен – 2, мечетей – 236, учебных заведений – 84, в том числе городское училище и русско-туземная школа. Городские доходы составляют (1909 г.) 140.000 руб., расходы – 165.000.

Главнейшей отраслью фабрично-заводской промышленности является очистка и прессовка хлопка, а также выделка из его семян масла; в 1909 г. в Андижанском уезде насчитывалось 36 хлопкоочистительных заводов (с 1890 рабочими) и 2 маслобойных завода (185 рабочих), при чем большая часть их находилась в городе или в ближайших его окрестностях. В 2 верстах от города, в местности Авган-Баг, находится Андижанское опытное хлопковое поле, имеющее своей задачей производство наблюдений и изследований в видах улучшения культуры хлопчатника: поле это предполагается преобразовать в опытную хлопковую станцию.

Андижан сильнейшим образом пострадал от землетрясения 3 декабря 1902 г. (Андижанское землетрясение); туземная часть была разрушена почти до основания, русская же, вследствие большей прочности построек, пострадала значительно меньше; число жертв в районе, охваченном землетрясением, достигло нескольких тысяч, а убытки исчислялись в несколько миллионов рублей.

Андижан принадлежит к числу весьма древних городов и уже был известен, под именем Андукана, при завоевании Ферганы арабами. Впоследствии город получил большое значение и в начале 16 в. при знаменитом уроженце Ферганы султане Бабуре, завоевателе Индии и основателе империи Великих Моголов, стал столицей всей Ферганы. По словам Бабура, Андижан (Андиджан) после Самарканда и Кеша был самым большим городом в Мавераннагре; он славился дынями и виноградом, в особенности же грушами, лучше которых «в мире нет»; дичи в окрестностях города было много; особенно жирны были фазаны («разсказывают, говорит Бабур, что 4 человека не в силах съесть одной ноги фазана»). Торговое значение Андижана было всегда велико, и он пользовался большой известностью в Кашгаре; кашгарцы и теперь называют «андижанами» всех ферганских купцов, ведущих с ними торговыя дела. Несмотря на то, что Фергана была окончательно завоевана арабами только в 9 в., в окрестностях Андижана уже в средние века были известны мусульманские святыни, очевидно приуроченныя к предметам давно существовавшаго домусульманскаго культа. Таковы, например, могила Хазрет-Аюб-Пайгамбара (пророка Иова), находящаяся в 2 верстах от селения Джелалабад, вблизи целебных источников, и могила арабскаго завоевателя Мавераннагра Кутейбе, убитаго в 715 г., показываемая и теперь туземцами в Джелаль-Кудукской волости.

В экспедицию 1875 – 1876 гг., предпринятую для покорения Кокандскаго ханства, Андижан, в качестве оплота туземной обороны, в которой главнейшее участие принимали кипчаки, играл важную роль и был дважды осажден русскими войсками. Генерал Троцкий 1 октября 1975 г. ворвался в город, но, понеся значительныя потери и разстреляв снаряды, вынужден был отойти к Намангану. В начале следующаго года к Андижану подошел отряд Скобелева, который, обстреляв город гранатами, взял его штурмом 8 января 1876 г. Взятием Андижана и поражением вскоре затем кокандскаго предводителя Абдурахмана-автобачи при Ассаке закончилось покорение Кокандскаго ханства.

Андижан является исходным пунктом для нескольких весьма интересных экскурсий, в том числе и для поездки на Алай и Памир, которую обыкновенно предпринимают из Андижана или вернее из Оша, уезднаго города Ферганской области, лежащаго ближе к горам, в 40 верстах далее к юго-востоку. Не останавливаясь пока на этом последнем маршруте, скажем несколько слов об остальных.

На северо-запад от Андижана отходит колесная дорога, соединяющая его через вышеупомянутое селение Балыкчи с Наманганом (67 верст). Такая же дорога идет из Андижана на северо-восток в крупный торговый центр Кокан-Кишлак (23 версты), лежащий на правом берегу Кара-Дарьи, и далее в большое селение Базар-Курган (47 верст от Андижана), соединенное колесными дорогами с одной стороны через лежащий на реке Нарын Уч-Курган и Бута-Кара с Наманганом (98 верст), а с другой с Джелалабадом (30 верст). Невдалеке от селений Бута-Кара и Избаскент, в 30 верстах от Андижана, находится одно из очень немногих крупных русских хозяйств в Туркестане, а именно Андреевский хутор товарищества Ярославской Большой мануфактуры, площадью около 800 дес. На хуторе ведется правильное хозяйство с применением усовершенствованных орудий и машин и имеется хлопкоочистительный завод.

Невдалеке от Избаскента (Испаскана) в долину Кара-Дарьи открывается с севера ущелье р. Майли-су, известное своими месторождениями нефти и каменнаго угля.

Селение Базар-Курган, лежащее вблизи речки того же имени, берущей начало двумя истоками (Карамес-су и Кара-Унгур) на западных склонах Ферганскаго хребта, служит обыкновенным исходным пунктом для поездки в леса грецкаго ореха, расположенных в истоках Базар-Курганской речки. Ореховые леса имеются и в Наманганском уезде, но наибольшаго развития и мощности они достигают именно в этой местности, защищенной с севера не только Ферганским хребтом, но и мощным его отрогом (Кенкольский массив, Арслан-Боб), залегающим между долиной описываемой речки и верховьями Майли-су. От Базар-Кургана колесная дорога продолжается вверх по реке только до небольшого кишлака Чарвак (30 верст), откуда верховыя тропы ведут в Арслан-Боб, центр ореховых насаждений, и в классическую Дашманскую казенную дачу, изобилующую огромными экземплярами старых деревьев и громадными ореховыми наплывами. Туземная легенда говорит, что леса в этой местности были некогда насаждены праведным богатырем Арслан-бобом, слава котораго, как искуснейшаго садовника, гремела по всему миру. Прослышав про Арслан-боба, пророк Даниил захотел проверить людскую молву и, придя в Дашманский лес, был поражен созданием богатыря. Преклонив колена, Даниил стал молить Вседержителя продолжить дни Арслан-боба до прихода Магомета, чтобы научить его искусству сажать деревья. Просьба Даниила была исполнена, Арслан-боб жил очень долго, после же смерти место жительства его стало священным.

Не менее интереса представляет путь, идущий из Андижана на восток, в долину Куг-арта, праваго притока Кара-Дарьи, на перевал Куг-Арт и далее в пределы Семиреченской области. Несмотря на некоторыя неудобства и лишения, дорога эта, пересекающая Ферганский хребет, пролегающая далее по высокой долине верхняго Нарына и выходящая с юга к озеру Иссык-Куль, может быть рекомендована (только летом) каждому неизбалованному путешественнику, намеревающемуся сделать из Ташкента поездку на оз. Иссык-Куль и имеющему возможность заручиться содействием начальства (конвой, выставка юрт и т.п.) и затратить лишния время и средства. Вместо того, чтобы ехать по страшно пыльному и скучному обычному тракту через Чимкент, Аулие-Ата и Пишпек и возвращаться этим же путем обратно, следует доехать по железной дороге до Андижана, перевалить через Куг-Арт и, побывав на Иссык-Куле, в Пржевальске и Верном, возвратиться в Ташкент обычным путем.

Колесная дорога из Андижана в долину Куг-арта идет на кишлаки Аим (36 верст), Сузак и Джелалабад (62 версты от Андижана), при чем за Аимом переправляются через Кара-Дарью на арбах; имеется и другая дорога через Курган-Тюбе. В 2 верстах от кишлака Джелалабад на высоком левом берегу (гора Хазрет-Аюб) долины Куг-арта находятся весьма известные в крае Джелалабадские или Хазрет-Аюбские теплые и холодные серные и железистые источники (3.850 фут. над уровнем моря) привлекающие множество туземцев для пользования купанием и поклонения гробнице Хазрет-Аюба (пророка Иова), находящейся вблизи источников на краю обрыва, с котораго в хорошую ясную погоду открывается дивный вид на долину Куг-арта и далекия Арслан-Бобския горы. У источников устроен военный лазарет, и вообще пользование ими обставлено некоторыми удобствами. Согласно местной легенде, появление источников связано с исцелением Иова, страдавшаго много лет от проказы.

В долине Куг-арта, вверх по которой идет дальнейший путь от Джелалабада до Таран-Базара (38 верст), сосредоточено большинство русских поселков Андижанскаго уезда, который в отношении числа таковых (11) занимает первое место среди уездов Ферганской области. Дорога идет мимо русских селений: Кок-Янгак (265 семейств), Джиргетал (213 семейств) и Таран-Базар (98 семейств), оставляя несколько в стороне остальные поселки. Большая часть переселенцев устроилась хорошо, а некоторые из них обзавелись уже садами и пасеками.

В Таран-Базаре хорошая колесная дорога прекращается и далее следует ехать верхом. Отсюда через перевал Куг-Арт (10.520 фут.) до урочища Токуз-Торау, находящагося по ту сторону Ферганскаго хребта, уже в Пржевальском уезде Семиреченской области, насчитывается около 60 верст. На перевале даже в разгар лета лежат пятна снега и бывает очень холодно, в виду чего теплая одежда необходима. Близ урочища Токуз-Торау, расположеннаго у впадения р. Кыл-доу в Нарын, находятся русские поселки, где можно нанять телегу до моста через Алабугу (около 40 верст), а иногда и до самаго укрепления Нарынскаго (278 верст от Джелалабада, 140 верст от Алабуги), откуда начинается почтовая дорога к Иссык-Кулю. Несмотря на сравнительную трудность дороги через Куг-Артский перевал, ею часто пользуются скотопромышленники, прогоняющие по ней скот и в особенности баранов из Семиречья в Фергану.

В 38 верстах по колесной дороге к юго-востоку от Джелалабада, на правом высоком берегу Кара-Дарьи, живописно расположен древний город Узгенд (Узген), представляющий и ныне довольно значительный торговый центр. Узгенд более 1.000 лет тому назад уже был известен, как центр торговли с тюрками и исходный пункт пути через перевал Ясы в Семиречье. Наиболее блестящей эпохой существования города было время первых Караханидов, когда Узгенд был столицей Мавераннагра; к этой эпохе относятся некоторые сохранившиеся здесь памятники старины. При кара-китаях и при первых джагатайских ханах в Узгенде хранилась государственная казна. Из древних памятников лучше других, но все же очень плохо, сохранились 2 мазара над могилами братьев султана Санджар-Мазы и султана Санджар-Илек. Порталы мазаров украшены изразцовыми выпуклыми орнаментами и надписями; рельеф их достигает 1,25 вершка, вследствие чего при ярком солнечном освещении получается эффектное сочетание свето-тени. Невдалеке от мазаров, среди базара, находится полуразрушенный минарет, украшенный узорчатой кирпичной кладкой: вышина его около 9 саж. Из Узгенда через перевал Читты в Ферганском хребте идет вьючная тропа в Семиреченскую область к помянутому урочищу Токуз-Торау (157 верст).

• Ист. и лит.: Россия: Полное географическое описание нашего отечества./ Под ред. В.П.Семенова-Тян-Шанского.  – СПб., 1913. – Т. 19: Туркестанский край. – С. 708 – 711.

III.

Г. АНДИЖАН [Уездн. гор., от г. Новый Маргелан 63 в. Бывшая столица ханства до переноса ея в Коканд. Жит. 49.682. Торговля хлопком. В городе больница на 15 кроватей. Почтово-телеграф. контора].

• ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.

ХЛОПКООЧИСТИТЕЛЬНЫЕ ЗАВОДЫ:
Т-во «Алексеев Владимир»;
Кичик-Ходжиев Худай-Берды-Серкер, аренд. Торг. дом «Братья Шлосберг»;
Мирзакасимов Мирзакалян, аренд. Торг. дом «Братья Шлосберг»;
Московское торгово-промышленное т-во (кварт. Ялатаг-Курган);
Мулла-Клыдов Юнатан, аренд. Братья Водьевы;
Садыкходжаев Ходы-Ходжа, аренд. Торг. дом «Кноп Л.»;
Сосицкий Андрей Валентинович, аренд. Акц. Об-во мануфактур Познанского И.К.;
Султан-Мурад-Бек Худжар-Бек-Оглы (кварт. Кирнык);
Т-во для торговли и промышл. в Персии и Средней Азии (кварт. Чувалачи);
Томич Всеволод Иванович, аренд. Торг. дом «Кноп Л.»;
Файзы-Мушиев Юханап, аренд. Торг. дом «Братья Шлосберг»;
«Наследники Швеина Константина Андреевича», аренд. Торг. дом «Кноп Л.»;
Т-во Ярославской Большой мануфактуры (кварт. Шараф-Баи).

• ТОРГОВЛЯ.

АПТЕКА: Вильде Эдуард Альбертович, аренд. Нейланд Карл Эдуардович.

БАКАЛЕЯ (Туземная ч.): Джанов Мухим-Джан-Камиль; Исхак-Бай Нуфет-Бай; Каны Асуди; Леля-Малля Сабахи; Малля-Маль Мангыр-Маль; Мухамет-Алим Мулла-Хаджи; Памы-Маль Кенчиндаз; Тамин-маль Аманда.

КОЛОНИАЛЬНЫЕ ТОВАРЫ: Епифанов Александр Ильич; Иванов Николай Иванович; Филатов Дмитрий Львович.

МАНУФАКТУРА (ТКАНИ): Амуев Абрам; Аронов Сагды; Водьяев Нерья Хаимович; «Наследники Дружкина Льва»; Пинхасов Муши; Путаляков Рафаил; Рамсу Суфи; Хайрулла Тюря-Ходжа; Ягудаев Юнатан.

ХЛОПОК: Абдул-Азис Хаджи-Вали; Исмаил-Бай Турсун-Бай-Оглы; Касым-Ахун Измаил-Ходжи-Оглы; Мухамет-Разык Мухамет-Рагим-Оглы; Нугман-Джу Мабай-Оглы; Рузымат Назар-Оглы; Уста-Мад-Ибрагим Ташмат-Оглы.

ЧАЙ: Синицын Иннокентий Дмитриевич; Швецов Алексей Васильевич.

• ГОСТИНИЦА.

Винокурова Амалия Христофоровна (Русская ч., дом Гайжевского).

• ТРАНСПОРТНЫЕ КОНТОРЫ.

Восточное об-во товарн. скл. и транспорт. товар. (с выдач. ссуд, Русская ч., дом Якимчука); Об-во пароход. и торг. «Кавказ и Меркурий» (Русская ч., дом Зоурова); Российское об-во морск., речн., сухопутн. страх. и транспорт. клад. и товарн. скл. (с выдач. ссуд).


АНДИЖАНСКИЙ УЕЗД [Жит. 319.951].

• ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.

ХЛОПКООЧИСТИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД:
Т-во Ярославской Большой мануфактуры, с. Буга-Кора-Так, Андреевский хут.

• Ист. и лит.: Вся Россия. Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации: торгово-промышленный адрес-календарь Российской империи. – СПб.; Изд-во А.С.Суворина, 1895 – 1902.


Рецензии