К 148-ой годовщине ТО

Уважаемые друзья, единомышленники,
гости всероссийского теософского конгресса! 

От имени Ложи София (Москва) позвольте  поздравить Вас со 148-ой годовщиной  Теософского Общества и пожелать всем плодотворного и радостного общения!
В 1991 году усилиями небольшой группы молодых людей, приверженцев теософского мировоззрения, в нашей стране  была возрождена официальная деятельность  Российского Теософского Общества, насильственно закрытого большевиками в 1918 году. 14 марта 1991 года  оно было юридически зарегистрировано посредством внесения в государственные реестры.   
   Фото 1 Днепропетровск 1991 г.
На фотографии, сделанной в Днепропетровске  в 1991 году  во время открытия памятной доски на доме, где родилась Елена Петровна Блаватская  представлены:   
  (слева-направо) 1 ряд: Мирослава Кравец – переводчик; Карине Диланян – режиссер фильма «Кто Вы мадам Блаватская?»; Курт Берг – президент Европейской федерации ТО; Екатерина Лебедева – ответственный секретарь РТО; Г-жа Радха Бернье – президент  международного ТО;  Дмитрий Попов – президент РТО. 2 ряд: Андрей Рогожин – редактор 1-го номера  возрожденного журнала «Вестник Теософии»; Любовь Бычихина – член ТО.
Необходимо подчеркнуть, что запрет на теософскую деятельность в России длинною в 73 года был номинальным. В действительности  с 1924 года по 1940-й теософы, которые были вынуждены эмигрировать из страны, объединились в русское  теософское отделение,  и числились в Адьяре в статусе национальной секции «РТО вне России». В России непосредственно теософское общество также продолжало существовать, но нелегально.
Мы считали  очень важным сохранить преемственность лучших традиций российской теософии и много времени уделяли сбору  архивного материла.  Мы встречались с родственниками и друзьями дореволюционных теософов, которые щедро делились с нами фотографиями, книгами и воспоминаниями. Среди них следует назвать:
  Фото 2    Ариадна  Александровна Арендт  с мужем
Ариадну Александровну Арендт (1906-1997), советского скульптора и графика, основательницу московского кружка теософов. Ее семья была близко знакома с Максимилианом Волошиным, который с детства оказал на нее огромное влияние, первым заметив ее способности. На фото Ариадна Александровна с мужем, скульптором  Анатолием Ивановичем Григорьевым  на фоне статуи  М.Волошина
   Фото 3  Юрий Андреевич Арендт в мастерской
Юрия Андреевича Арендта (1933 -2022),  сына Ариадны Александровны, известного палеонтолога, хранителя семейных архивов, коллекционера, реставратора 
    Фото 4 Андрей Владимирович Гнездилов
Андрея Владимировича Гнездилова (1940 - 2022) профессора, доктора медицинских наук,  православного врача-психиатра, психотерапевта,  основателя первого в России хосписа.  Андрей Владимирович вскоре после регистрации РТО возглавил теософскую  Ложу в Санкт-Петербурге. Андрей Владимирович был членом различных научных ассоциаций и имеет  известность далеко за пределами России.
  Фото 5  Елена Федоровна Тер-Арутюнова
Елену Федоровну Тер-Арутюнову (1927 – 2005), потомственного теософа, крестную дочь Софьи Владимировны Герье, хранительницу  теософского архива своих родителей и их друзей.
  Фото 6   Юлий Юльевич Лурье
Юлия Юльевича Лурье (1898 - 1991 ) советского химика, профессора, теософа,  члена ТО
Юлий Юльевич Лурье был единственный, доживший до наших дней, член дореволюционного Российского Теософского Общества. Он  успел нам многое рассказать, но общение это было недолгим - в октябре 1991 года в возрасте 93-х лет он ушел из жизни. 
Все эти годы, он хранил у себя дома реликвию – портрет Махатм, полученный непосредственно из эзотерической секции Адьяра.  Об Учителях он говорил так: « Я знаю, что Учитель знает каждого из нас в отдельности, любит каждого из нас в отдельности и что в этой внутренней близости Учителя и ученика состоит та самая  суть теософии…не в расах и подрасах, не в сложных системах мироустройства…это все не то. Самое главное – Он и я. И Любовь, которая меня и всех соединяет.  …Каждый член Теософского общества связан с Учителем – больше или меньше, и мы теософы перевоплощаемся в разных ипостасях, но всегда вместе. Конечно, путь у каждого свой, и ошибки, и грехи и проступки наши разные. Но самое главное – это близость к Учителю, личная Любовь».
После возобновления деятельности теософского общества в России Юлий Юльевич Лурье  написал письмо президенту ТО г-же Радхе Бернье и встретился с нею, когда она приехала в Россию.  Эта встречала показала каким большим потенциалом для всего теософского движения обладает Родина Елены Петровны Блаватской и с этого момента началось активное взаимодействие Адьярского  Теософского общества и российского. 
  Фото 7 Москва 2011 г.
В 2010 году на международном конгрессе в Риме  Ложа София получила статус Ложи  Международного теософского общества, вновь заложив основу для развития Теософии в России, но  уже в ином статусе – в качестве членов международного сообщества.  После этого в России стали формироваться и затем получать аналогичный статус в Адьяре остальные, ныне существующие в России Ложи. 
На фотографии с хартией Ложи София: (Слева направо): Татьяна Бобылева, Екатерина Лебедева, Светлана Гавриленко,  Лариса Остапенко,( сидит) Светлана Семенова
Сегодня Ложей София по прежнему  проводится работа по сбору архивных материалов по истории развития теософии в России.
  Фото 8 Дмитрий Жуковский, Аделаида и Евгения Герцык.
В числе русского теософского движения нельзя обойти вниманием  сестер Герцык – старшую  Аделаиду и младшую Евгению. Сергей Булгаков, русский философ и теолог  упоминает об их душевной утонченности: «Сестры Герцык принадлежали к тем замечательным русским женщинам, для которых жить значило духовно гореть». А Николай Бердяев написал о Евгении Герцык следующее: «Для меня имела значение дружба с Евгений Герцык, которую я считаю  одной из самых замечательных женщин XX века, утонченно-культурной, проникнутой веяниями ренессансной эпохи. Русский ренессанс, по существу романтический отразился в одаренной женской душе».
На фото представлены - в центре  Аделаида  Герцык (1874- 1925) русская переводчица, поэт и писатель Серебряного века , слева ее муж Дмитрий Жуковский  и  справа  Евгения Герцык (1878 -1944) – поэт и  переводчик, писатель.
Это было поколение людей, ищущих себя.   Их связывала тесная  дружба с председателем Московского отделения Теософского общества Софьей Владимировной Герье, художником,  поэтом  и теософом Максимилианом Волошиным, философом Николаем Бердяевым, русским поэтом-символистом и философом Вячеславом ИвАновым и другими яркими представителями русской интеллигенции. 
Через 4 года после октябрьской революции, в 1921 году в тюрьме оказались трое из семьи Герцыков – Аделаида Каземировна, ее муж и брат.
Андрей Гнездилов, хорошо знавший эту семью вспоминает: «Побывав в застенках, Аделаида Герцык написала воспоминания, ходящие в рукописях, — «Подвальные очерки». Очень тонкое психологическое наблюдение над невинными людьми, попавшими в тюрьму за дворянское происхождение либо за религиозные и иные убеждения. Аделаида Герцык-Жуковская увидела, как невыносимые условия изменяли психику людей, как они преображались. Исчезало обыденное, внешняя мишура, и в людях проявлялись необыкновенно глубокие, благородные черты. Исчезала вражда меж старыми противниками, связанными одной участью. Близость смерти примиряла со многим, заставляла по-новому оценить жизнь, красоту. Люди, которые в обычной жизни были незаметными, охваченными эгоизмом, вдруг, попав в тюрьму, превращались в героев, проявляли чуткость и глубину, взаимопонимание и мудрость.
Столь же интересна личность ее сестры, Евгении Казимировны Герцык. Она тоже разделяла теософские взгляды,  дружила с известным русским философом Бердяевым, другим философом — Николаем Онуфриевичем Лосским. Муж Аделаиды Герцык, Дмитрий Жуковский, также имел отношение к духовному движению в России конца XIX — начала XX века. Его дядя, Жуковский, был дружен с поэтом Андреем Белым, известным русским антропософом. Они вместе принимали участие в создании усадьбы в Крыму, которая и сейчас называется его именем — Жуковка, и в растениях парка пытались заложить оккультную символику. Парк разбит вблизи развалин древнего храма, и его атмосфера наполнена медитативной тишиной, возвышенными мыслеобразами и плеском моря. В Крыму трудно найти более красивое место, где так сосредоточены красота и мудрость».
Предшествующее поколение российских теософов  сохранило в своих сердцах свет теософского учения и  он помог им перенести тяжелейшие испытания, не сломаться, остаться верными своей  воле и силе  Духа. Судьбы и имена  этих людей безусловно достойны нашей памяти.
  Рис 9
Ложа София продолжает работу по сбору материалов об истории теософии в России. Этим летом  внучка Аделаиды Герцык Татьяна Никитична Жуковская привезла мне в подарок книгу воспоминаний Евгении Герцык «Близкое прошлое. Лики и образы», в которой прослеживается  хроника  жизни  русской интеллигенции конца 19 – начала 20 века, людей которых объединяло теософское мировосприятие и образ жизни.   
На фото Татьяна Никитична Жуковская сфотографирована на фоне увеличенной фотографии-баннера с XIII -х Герцыговских чтениях в Судаке, где запечатлены (слева-направо): ее бабушка - Аделаида Герцык, Николай Бердяев, Любовь Жуковская, Евгения Герцык, Максимилиан Волошин, Лидия Бердяева.
За прошедшие 30 лет с момента возрождения Теософского Общества в России,  теософское движение пополнилось новыми членами, пришло много молодежи, в разных городах регулярно проводятся  теософские мероприятия. Хочется пожелать всем российским теософам неуклонно следовать  высоким принципам и идеалам духовно-нравственных основ теософского учения, заложенного Великими Учителями и основательницей Теософского общества, нашей соотечественницей Еленой Петровной Блаватской. 


Рецензии