В приюте для бездомных животных

Воспоминания о работе с собаками и кошками в 2015 году
Рабочий посёлок Краснообск

   Как я оказался в приюте для бездомных животных? Всё очень просто. Я пенсионерю и, естественно, пенсионных денег не хватало (заплатил за ЖКХ, за квартиру, за телефон, домофон, интернет), остаётся от обязательных выплат половина пенсии. А это примерно, по тем временам, четыре с половиной тысячи российских рублей. Пробовали прожить на такую сумму тридцать-тридцать один день? Трудно. Зашёл в магазин и 300, а то 500 рублей улетает — соблазнов много; полки с товаром вот они, рядом. Идёшь, допустим, только за молоком и хлебом, а в итоге два полных пакета с продуктами домой тащишь. Особенно затратно ходить в супермаркет на голодный желудок — руки сами тянутся к доступному продукту, так бы и съел его, не доходя до кассы. А колбасный отдел?! Копчёности сами говорят, — бери меня! Хоть ходишь по магазину в маске-наморднике (это уже сейчас, в 2021 году), но запахи всё равно достают; и вот она, грудинка, в корзине.

   От жизни такой взял газету "Краснообск" и стал искать, где бы устроиться на работу. Где хорошо платят — не берут, видите ли возраст не подходит. В сторожа пойти? То же проблема — сторожей сейчас мало. Кругом охранники требуются, с лицензией. Отняли охранники работу у бабушек и дедушек. Посмотришь на этого охранника: ему бы кирпичи класть, так нет, ему лучше на привязи сидеть, но ничего не делать. Наконец, читаю: "Требуется рабочий в приют для бездомных животных". Указан телефон. Надо пробовать. Звоню, ответила женщина, представившаяся Людмилой Александровной. Я стал расспрашивать, что за работа, где этот приют для животных? Людмила Александровна пояснила, что приют находится за зданием полиции, напротив машинного двора института химизации. Оплата еженедельно, из расчёта семь тысяч рублей в месяц, не полный рабочий день — 2-3 часа. Ну, думаю, надо устраиваться. Деньги не большие, но и работы всего на несколько часов. Договорились о встрече.

   Пошёл на встречу заранее тем более, что живу в одной стороне Краснообска, а приют расположен далеко в другом. Иду, не торопясь по весенними, размокающими от снега, улицами городка, опять думаю, — Пятнадцать лет работал в институте, много раз был на машинном дворе института, а то, что напротив находится приют для животных, не знал. Много раз видел, что из ворот, расположенных напротив машдвора выезжают грузовые машины или автокраны. Наверное, там гаражи или стоянка строительной организации. Позднее выяснилось, что территория приюта и стройорганизации — это одна площадка, которую никто официально ни за кем не закреплял. Заселились самостоятельно — так исторически сложилось. А строительная организация даже не организация. Частное лицо хранило здесь много больших, в рост человек, подмостков, которые используются при возведении стен зданий. Поднять такие подмостки можно только краном. Так вот, лицо, хранившее подмостки, сдавало их в аренду настоящим строительным организациям. Никто никому не мешал, даже наоборот, под подмостками любили лежать собаки, тенёк всё-таки и от дождя можно укрыться.

   Людмила Александровна оказалась невысокой женщиной, которой было, на мой взгляд, за 70 лет, но выглядела моложаво, говорила энергично и похоже, по её поведению, была настоящей хозяйкой этой территории — приюта. Она рассказала об обязанностях рабочего. Утром надо растопить печь на открытом месте, поставить на огонь кастрюлю, налить туда воды и вскипятить. Это утром. Днём, часа в три сходить в детский садик, что в городке, и привезти оттуда бачок с отходами тамошней кухни. И всё. Да! Если бы всё! Не верте начальникам любого уровня, которые при первой встрече говорят, что работа состоит только в этом. Позднее выясняется, что надо сделать ещё это и это. Одна работа цепляется за другую, та за третью и так далее. Надо отдать должное Людмиле Александровне, она часов в 11 говорила, — Всё Владимир Иванович хватит, можете идти домой, и уходила сама. Но эта, первая моя с ней встреча, ничего для меня не решила. Оказывается, рабочий нужен, но не сейчас, чуть по позже, через недельку. Этих неделек насчиталось много. Я даже успел полежать в онкологии, где мне удалили затемнённую часть правого лёгкого (наследство моей работы с большим количеством разогретого энтомологического клея для ловушек на тепличную белокрылку). Пролежал в больнице не долго, недели две. Выписали с диагнозом ХОБЛ.

   Наконец, Людмила Александровна позвонила мне и сказала, что я могу выйти на работу. Утром к 8 часам иду на работу, радуюсь, что буду, пусть не большие, но всё же деньги зарабатывать. Первый день — день введения в специальность. А какая моя специальность? Разнорабочий приюта кошек и собак. Как-то в Томске я уже был рабочим вивария, где содержались мыши, крысы, кролики для опытов студентов, аспирантов, научных сотрудников НИИ Биологии и Биофизики и Томского университета. Здесь, в Краснообске, те-же звери, только побольше габаритами. Справлюсь.
Захожу за ворота приюта, навстречу Людмила Александровна... Встретила и повела показывать место моей работы и вообще объясняла, что где и как. Сразу справа небольшой вагончик, где хранились съестные припасы для собак, под замком. За этим вагончиком большой вольер с большой псиной. Далее и слева и справа, описанные выше строительные подмостки в два этажа.

   Собака на привязи недалеко от входа с левой стороны, ещё две на свободе, бегают вокруг нас. Как-то не очень накладно будет, думаю. Ошибался. Прошли дальше, уже в левую сторону, а там –– настоящий собачатник: будки с псами большими и маленькими, вольеры просторные и не очень. Собак примерно 50 душ. Ещё два вагончика. Это жилища для кошек, в каждом вагончике по 25-30 усатых. Небольшая сараюшка для переодевания и хранения шанцевого инструмента: лопаты, ножовки, топора.
         
   Подходим к месту моей работы. Это скроенный, из случайных материалов, на открытом месте очаг-печь с невысокой трубой. На нём стоит большущая дюралевая закопчённая кастрюля с крышкой. Такие кастрюли я видел на кухнях людских столовых и кафе. Моя задача: напилить и наколоть дрова, развести под кастрюлей костёр, вскипятить воду.

   И со следующего дня пошла моя работа по следующему сценарию. Утром от остановки у 201 дома доезжаю на муниципальном транспорте (маршруты № 41, № 115, № 226), где можно проехать по социальной карте, до остановки "Торговый центр". Перехожу улицу "Центральная" и вступаю в промышленную зону нашего посёлка. Иду по улице, обозначенной на карте 2ГИС как «Краснообск пос.», слева здание и блок теплиц института Химизации, справа институт Экономики. Пересекаю улицу С-200 и не доходя до улицы С-100 сворачиваю вправо в приют для бездомных животных. В первый день нет, а во все остальные мои трудовые утра, меня за 100-150 метров до приюта, встречал дружный, но разноголосый лай собак, предчувствующих, что их скоро будут кормить. Выбегала встречать меня и одна отвязанная собака, пользовавшаяся доверием Людмилы Александровны и ещё одна малюсенькая псюшка дожидалась у входа на псарню.

   Вхожу на территорию приюта. Собаки ещё больше лают, но лают не по злобе, а приветствуют своего кормильца, нетерпеливо прыгают в вольерах, а те, что на привязи, готовы и будку с собой утащить, лишь бы приблизиться ко мне. Я переодеваюсь в сарайчике (называю это сооружение сарайчиком не сараем потому, что там ходить можно было сильно согнувшись, и пространство — шаг влево-шаг вправо), боюсь грохнуться на пол из-за вертящихся под ногами, ластящихся отвязанных собак. Места мало, где-то куча угля, где картон, вязанки бумаг.
После переодевания первым делом подхожу к "кухне" беру черпак-половник и из кастрюлищи наполняю ведра и несколько мисок кашей, которая варилась вчера. Освободив кастрюлю, наливаю в неё воду для следующего замеса каши. Воду беру из всех доступных резервуаров. Водопровода в приюте нет. Для этого используется дождевая вода из различных ёмкостей, расставленных во многих местах на углах вагончиков.

   Однако, дождевой воды не хватает. Поэтому надо брать тележку, ставить на неё две фляги, плюс две, три пятилитровые пластиковые бутылки и марш через весь собачатник, через дорогу в институтский машинный двор. Там есть водопровод, но кран находится внутри помещения, где сидит сторож и отдыхают механизаторы. Проще брать воду из цистерны на улице. По мере её опустошения, цистерну цепляют к трактору "Беларусь" и где-то её наполняют. Механизаторы были не против, что приютские брали из неё воду. Возможно потому, что Людмила Александровна подкармливала машдворовских собак. Когда все привезённые ёмкости заполнены, нужно впрячься и везти гружёную тележку обратно в приют.

   Когда кастрюля опустошена и в неё залита вода приступаю к разжиганию костра под ней. Дрова есть, но большие — надо пилить, колоть. Пилю, колю, складываю костёр. Дрова бесплатно привозили с лесопилки, расположенной за улицей С-100, за погребами общества «Холодок», за гаражами. Дрова –– это как бы отходы от распиловки древесины, обрезки от производства досок, длинные шестиметровые пруты с корой. Помогать их пилить или рубить приезжал ещё один волонтёр –– муж Людмилы Александровны, реже её сын. Для розжига использую бумагу и обрывки рубероида. Когда огонь разгорается, пока моё дело — поддерживать его горение; то есть надо подкладывать дровишки: вначале маленькие, затем побольше и наконец поленья. Кастрюля большая, и чтобы вскипятить в ней воду требуется много дров, особенно в холодную погоду. На территории приюта есть уголь, но не для этого костра. Он используется для печек-буржуек в вагончиках с кошками. Ишь какие эти кошки, теплолюбивые! Им и уголёк... А собаки и так перебьются. Если холодно или дождь идёт, полезайте в будку.

   Когда вода на месте, следует залить её в кастрюлю, а это почти целая фляга, налить в умывальник (для себя), напоить собак и кошек. Плошки и поилки для животных заполняла сама хозяйка, я только открывал двери в вольеры потому, что Людмила Александровна в одной руке несла воду, в другой еду для собак. Некоторые собаки относились к этому спокойно — еда всё-таки пришла, но некоторые всё же пытались выскочить из загородки на волю, а я их не пускал. Выбегут — начнут бродяжить. Однако, большинство собак воспринимали приют как дом родной, и, если выбегали за территорию питомника, всегда возвращались.

   Как-то одна из собак, привязавшаяся ко мне, перескочила вольер и увязалась за мной, когда я пошёл домой. Я пытался образумить её, мол дуй в приют, домой, домой! Она вроде пошла. Поднимаюсь на лифте на свой девятый этаж, и нате –– пока открывал дверь эта собачка ткнулась мне в ноги. Как она попала в подъезд, как нашла мой этаж? Я ведь не шёл по лестнице, не оставлял следы. Ну ладно, завёл её в квартиру, где мы пообщались, поели, посидели. А что дальше делать? Спустил её на лифте, вывел на улицу и очень убедительно попросил её возвратиться в приют. И знаете пошла и пришла куда надо, но по дороге успела зайти в гости и к Людмиле Александровне. Её квартиру она оказывается тоже знала. Мы потом долго говорили про это, про то, какое чутьё у собак, какая у них память. Опять же, к большому сожалению эту собаку загрызли, возможно совсем чужие псы. Её нашли мёртвой у её же вольеры, у которой была прорвана проволочная сетка. Кому она не понравилась? Да! Это собачьи разборки.

   Наполненные едой вёдра доношу до какой-нибудь группы вольер. Дальше Людмила Александровна сама накладывала порции каши в миски и заносила их в вольеры или ставила перед будками. Сейчас я понимаю, что при раздачах корма была несправедливость. Дело в том, что порции каши для всех собак были одинаковыми, несмотря на их размеры. Каша отпускалась по количеству голов. Например, в отдельной будке жил на привязи здоровенный, в метр высотой, пёс и он получал еды в таком же количестве что и тридцати сантиметровая собака. Поэтому пёс был всегда голоден и, мне кажется, всё время ждал, когда ему ещё дадут поесть. Конечно, были и ещё габаритные псы, но они вели себя более спокойно и не так сильно рвались на цепи к проходящему мимо... Но, возможно, пёс просто страдал от сидения на цепи: ему было необходимо общение, внимание. Характеры у собак разные. Например, одна малюсенькая собачонка, в несколько вершков, при виде человека, наоборот, залезала в будку к большущей собаки, как бы ища защиту у неё; а та из солидарности то же залазила в будку. Дружили эти — собачище и собачонка.

   Периодически в приюте появлялись спонсоры, привозившие для четвероногих дополнительное питание. Это были вполне съедобные продукты, но потерявшие товарный вид или просроченные. Например, однажды привезли несколько мешков слипшихся в сплошной ком пельменей. Чтобы их пустить в дело, то есть сварить и раздать животным, приходилось разрубать топором эти комья — на отдельные части, примерно размером с курицу (Людмила Александровна была экономна). Чего греха таить, и мне давали на вынос домой такие пельмени. Вполне, вполне съедобные! Ну и что, что они слипшиеся; когда комок пельменей сварится, раздерёшь его вилками на отдельные составляющие, и пожалуйста кушайте. Это ничего, что чаще мясо плавает отдельно от теста, все равно в желудке они перемешаются.

   В целом для приюта продуктовые спонсоры это хорошо, но для меня, как рабочего, переданные продукты доставляли большую заморочку. Как-то привезли несколько голов лошадей и крупного рогатого скота. Мне поставили задачу разрубить их на несколько частей каждую. Задача, я вам скажу, ещё та! Черепная кость крепкая с одного маха разрубать не получалось, приходилось как-то приноравливаться, искать слабые места. И это несмотря на то, что у меня уже был опыт по рубле костей крупных животных, который я приобрёл, работая в колбасном цехе. Рубал только так ноги быков и лошадей на части, которые могли бы влезть в мешок. Из этого цеха, всё что не могло пригодиться для колбасы или фарша, забирали для заключённых. Может я что-то путаю, но куда-то забирали. Ну ладно, это как говорит Леонид Каневский в сериале «Следствие вели…» совсем другая история. Нарубленные части черепов раздавали чаще крупным собакам, которые с удовольствием грызли их, и для желудка хорошо и занятие есть — лежи себе и грызи костягу. И забава, и день быстрей проходит.

   Но однажды со спонсорской поддержкой питанием случилась не хорошая история. Привезли целую пластиковую бочку видимо просроченного сала. Ничего вроде особенного, сварим как следует, наваристей каша будет. Однако, на дворе стояла поздняя осень, снег лежал, лужи замёрзли. Мы это не учли и раздали варёное сало собакам. Большинство собак отказались его кушать (всё-таки чутьё у них есть), но одна съела свою долю и поплатилась за это своей жизнью. Как сказал ветеринарный врач, у погибшей собаки произошло что-то вроде заворота кишок; съела сало и, видимо, потом запила холодной водой. Очень жалко было эту собаку. Живая, добродушная. Её планировали отдать, как говорят, в хорошие руки, уже и хозяин нашёлся –– хотел на днях забрать. Вот так!

   Существенным спонсором был детский садик номер 2 Теремок, повара которого отдавали отходы столовой. К трём часам дня я подходил к этому садику, дожидался Людмилу Александровну (она жила рядом с садиком), которая заходила в него и выносила вместе с одной из поварих большую ёмкость с отходами. Я же относил в мусорные контейнеры пустые коробки от продуктов, вёдра с разным хламом. Загруженную ёмкость ставили на тележку и я, стараясь не расплескать содержимое, аккуратно, неспешно двигался в сторону приюта. Сложность транспортировки данной пищевой продукции состояла в том, что она постоянно хотела пролиться, особенно в местах, где нужно было подниматься или спускаться с поребриков пешеходных дорожек при пересечении автомобильных дорог. Эти, садиковские съестные отходы, раздавали собакам в вечернее время. Ёмкость и тележку Людмила Александровна забирала из приюта к себе домой. Как она всё успевала? Мне же такой график работы был очень неудобен. Живу далеко от приюта, а приходить туда надо было дважды в день. Кроме того, после окончания моей утренней работы я был как привязан зная, что в три часа дня я должен опять заняться делами приюта. День был разорван. Я же не был таким фанатом как хозяйка приюта! Фактически мне приходилось с 7 утра до 16.30 часов дня находиться в работе или в её ожидании, или в дороге на неё или с неё. Очень неудобно!

   Про кошек. Они жили в двух помещениях. Одно стояло недалеко от кухни и представляло собой стайку с окном и нарами для усатых, покрытых б/у матрацами и подушками. В прихожей — слева печка-буржуйка, запас дров, кучка угля; справа в железных закрытых бочках сухой корм. Его Людмила Александровна и главный волонтёр (имя её не помню, была полицейским и напрочь убитым любителем кошек; её то же можно считать хозяйкой кошачьего приюта, ну, может, пол хозяйкой) покупали за свой счёт. Прихожая отделялась от остального помещения занавеской. Меня предупредили, что заходить за занавеску надо с осторожностью, потому что за ней на возвышении сидел котяра, который обязательно хотел вмазать своей когтистой лапой любому входящему по мордасям. То же мне альфа питомец! — мазу держит! Другие кошки вели себя смирно, по крайней мере, днём. Как кошки вели себя ночью мне не ведомо — не был я в ночное время в приюте.

   За свой счёт женщины купили и вагончик, он на фото выше. Эти две дамы при встрече почему-то всё время ругались или говорили на повышенных тонах. Каждая считала, что именно она лучше разбирается в кошачьей жизни. Например, если Людмила Александровна открывала окна (зарешёчены) для проветривания вагончика, где действительно от вонизма нечем было дышать, то полицменша закрывала окна, считая, что кошкам надо тепло. Я не вмешивался в их споры, отходил подальше, пусть сами истину выясняют. Кстати, эта волонтёрша ухаживала за кошками только в купленном вагончике.

   Этот купленный вагончик, когда наступило похолодание, доставил нам всем очень большую проблему. Буржуйка в нём не хотела растапливаться — тяги не было. Она дымила, чадила, мы в слезах и кашлях, а кошки?.. Хозяйка в погонах пригласила своего коллегу, тоже в погонах, но и он не смог запалить печку. Устроили мозговой штурм и в конце концов пришли к выводу: надо нарастить трубу. Подходящего материала в приюте не оказалось. Тут я вспомнил о своей прежней работе в СибНИИЗХим (проработал научным сотрудником 15 лет). Там был слесарь-сварщик Борис Иванович и у него находился некий запас арматуры, уголков, труб. На удачу пошёл к нему. Искал слесаря, а он уже стал главным энергетиком института. Борис Иванович отнесся с пониманием. Сказал, что трубу обязательно найдёт, а если таковая не отыщется в пределах института, то он закажет её через отдел снабжения. На его машине поехали в приют, где он замерил диаметр вытяжной трубы буржуйки. На следующий день он пришёл с необходимой трубой и сам приделал её. Я только страховал Бориса Ивановича на лестнице. Он так же помог растопить печку. Не сразу, но получилось — буржуйка за функционировала.

   Периодически хозяйки приюта проводили стерилизацию питомцев, и тоже за свой счёт. Однако, странным образом, то одна кошка родит котят, то другая. Людмила Александровна в этом случае не церемонилась –– сразу топила слепышат в небольшом бидоне. Мне же по её указу приходилось котят захоранивать. За период моей работы в этом заведении (не больше полугода), я раз пять закапывал трупики на поле за пределами приюта, в сторону Советского шоссе. Если учесть, что приют существовал несколько десятилетий, то там целое кладбище четвероногих. Приходилось закапывать и собак. Помните я писал о своих должностных обязанностях? При устройстве на работу мне не говорили, что иногда я буду выступать в роли могильщика. Умерщвление котят –– это жестоко? Жестоко, но что будет, если этого не делать? Кошачий приют разросся бы до неимоверных размеров тем более, что периодически жители Краснообска подбрасывали котят целыми коробками и корзинами (собачат тоже).

   Хозяйки действительно пеклись о своих подопечных, пытались устроить их судьбу. Они постоянно давали объявления в газеты «Краснообск» и «Хуторок», чтобы кто-нибудь взял или кошку или собаку к себе в дом. Помещали в газетах фотографии животных. Желающие были, но очень, очень мало.

   Вспоминаю одну владелицу сразу нескольких породистых одновозрастных, довольно больших собак, похожих на лайку. Владелица на свои деньги построила им шикарный вольер с будками. В один из выходных она приезжала и ухаживала за ними — прибирала в вольере, выгуливала. Выгуливала правда очень странно, просто выпускала их из вольера, а те, как сумасшедшие носились по приюту, не разбирая дороги и сметая всё на своём пути. Перепрыгивали через столы и лавки, короче — давали волю своим застоявшимся и залежавшимся лапам. Приют в это время превращался в натуральный вертеп. Буквально все другие собаки начинали лаять и бесноваться, но бегающие псы не обращали на них никакого внимания. Конечно, они стая, им сам чёрт не брат. Они сила! Людмила Александровна пыталась урезонить владелицу, чтобы она каким-то другим способом выгуливала свою стаю, но та просто игнорировала все просьбы.

   У собак развито не только обоняние — это как бы природная их способность, но имеется свойство привязанности и верности к человеку (кошки привязываются к месту, где живут). Из-за такой привязанности я однажды получил изрядный стресс. Пришёл на работу, переодеваюсь в сарайчике; уже приспустил парадные брюки, чтоб одеть рабочие штаны, присел на стул стараясь дотянуться до них. В это время в сарай ко мне пришла одна из свободно живущих в приюте собак, и шасть под стул (она любила под ним лежать, когда я переодевался), а там уже была другая собака. Началась ужасная свара! С виду спокойные, благообразные собачки вцепились друг в друга, рычали, кусались. Оскаленные морды, ненависть в глазах! Я от неожиданности и, опять же чего греха таить, с большого перепугу бросился вон из помещения придерживая ещё не одетые штаны. Я вне сарайчика, а бой собачий продолжается и не похоже, что он скоро закончится. Пришлось взять метлу и разогнать драчунов.

   Перед этой сараюшкой стояла лавка и после окончания утренней работы Людмила Александровна просила меня посидеть на этой лавке, поговорить, покурить. Я куряка, она нет, но одну сигарету в день она себе позволяла. Стреляла сигаретку у меня, закуривала и начинались разговоры… Помню одну тему: правильно ли она сделала, что посветила свою жизнь уходу за животными? На других работах она никогда не работала. Да, трудная тема! Её почти никто не видел, не оценивал её почти фантастическую заботу о бездомных животных. Человеку ведь надо, чтоб он чувствовал себя нужным и полезным. Я приходил в приют часам к семи, Александровна же к восьми часам утра. Думаю: вот соня, но оказывается она успевала до восьми часов накормить и напоить собак и кошек, живущих в той, за центральной улицей территории. Собаки сидели на привязи охраняя какие-то объекты, и хозяева у них были. Всё равно Александровна жалела этих собак. Это ж надо быть таким фанатичным и бескорыстным защитником бездомных животных. Кроме того, у неё самой дома жили около семи кошек и три собаки. Да!.. Кто так может похвастаться такой целеустремлённости в жизни? Лично я — нет. Одного кота я бы взял — жена не разрешает. А нескольких кошек, да ещё собак в придачу –– увольте. Другие интересы у меня есть.

   В настоящее время (2021 год) Людмила Александровна в приюте не работает (возраст). Сам приют объединили с другим собачим питомником. Начальником стала Иодко (имя и отчество не помню), которая провела изменения в приюте. Всё заофициалила, получила грант на поддержку бездомных животных. Появился охранник, новый забор на входе. Рабочему, он же охранник, платят 700 рублей в день! Наверное, за такие деньги он должен работать целый день.
 
   Если вы будете проходить мимо этого приюта, то, чаще всего, вы ничего не услышите и не увидите. Лишь изредка оттуда может доноситься нетерпеливый лай собак, ожидающих кормёжки. В основное время –– тишь да благодать. Но это не так. За забором приюта для животных идёт большая и нескончаемая работа по обеспечению и сохранению жизни кошек и собак, не нашедших своих хозяев или брошенных ими. В приютской работе много своих проблем и заморочек, которые всплывают почти каждый день. И эти заморочки, в любых случаях, решаются и надо отдать должное всем работникам этого заведения за их терпение и трудолюбие. Надо отдать должное и волонтёрам, и спонсорам.

   Позднее, по своим воспоминаниям о работе в приюте для бездомных животных, я написал несколько стихотворений. А увидев в интернете о конкурсе стихотворений о кошках и собаках, послал их на удачу, и приняли, и я оказался в числе финалистов. Конечно, призовых мест не завоевал, но всё же!.. Эти стихи включили в сборник: «Мы за них в ответе». Книгу напечатали и три экземпляра прислали мне, — за деньги естественно.

Заметки о животных в приюте

Есть для животных приют в Краснообске.
Кому-то там рай, а кто-то в глубокой тоске.
Среди людей они прижиться не смогли;
Верный взгляд, виляние хвостом не помогли.
                ***
Живёт на природе стая животных.
Множество их, и таких беззаботных?
Сгрудилась стая в лесочке одном.
У них там теперь — один общий дом.
                ***
Если собаку из дома прогнали,
Если и кошку из дома изгнали,
Будет в приюте им крыша и корм,
Уйдёт из их жизни бушующий шторм.

Собаке в приюте...

На судьбину не пинай,
О свободе не мечтай, —
Ешь казённый каравай
И роскошный расстегай.

Ничего, что тот усох,
Как бы начисто издох.
Размочил и слёту съел,
Это твой теперь удел.

Проглотивши облизнись,
На костяшку соблазнись.
В миске есть ещё вода,
Выпивай её до дна.

Кто в клети, а кто на цепи,
Это вам не Казахстана степи!
Сел в ошейник и сиди.
По сторонам всегда гляди.

Набегут чужие псы,
Поснуют везде носы.
Слопают весь ваш обед,
Наберёшься с ними бед.

Если очень повезёт, —
Волонтёра здесь найдёшь.
Он тебя душой согреет,
Может выгулять успеет.

Март 2020г.
           Владимир Кривохижин

Собачонка
В промышленной зоне посёлка,
Вдали от людского жилья,
Пригрелась одна собачонка,
Стараясь избегнуть жулья.
     В приют для животных попала,
     Где брошенных много живёт.
     Она подружилась с овчаркой сначала,
     Надежду питая, что та не сгрызёт.
Когда-то в дом её игрушкой взяли,
Гулять водили, досыта есть давали.
Потом, насытившись игрой, прогнали.
Они, хозяева, от неё совсем устали.
     Теперь она в будке с собакой,
     Втрое которая шире и выше её.
     Но делится псина кашей с дворнягой,
     Мол: ешь бедолага — это твоё.
Нашла наконец собачонка покой:
И к миске с водой подпускают,
И крышу дают в летний зной,
Всё понимают, если блохи кусают.
     Собачонке овчарка всё позволяет.
     Взрослая очень, но с нею играет,
     От пришлых людей защищает.
     Собак из приюта других не пускает.

14.03.2020 г.   Владимир Кривохижин

Март-Апрель 2021 года
На фото автор      Владимир Кривохижин
Фото кошек и собак автора


Рецензии
Очень понравился рассказ. Вы так хорошо и подробно всё изложили. У меня было четыре собаки, ласковые и преданные. Как же трудно с ними расставаться, когда они умирают. Сейчас у меня четыре кошки, у каждой свой характер. Восхищаюсь людьми, посветившими свою жизнь уходу за животными приюта. Спасибо им за это, а Вам за замечательный рассказ и стихи. Желаю Вам всех благ.

Лариса Болотова   03.03.2024 22:33     Заявить о нарушении